История вхождения в состав Октоиха канона свт. Николаю
Русские тут не при чём. Все подробности смотрите в статье Марии Йовчевой «Установление памяти святителя Николая Мирликийского в византийских и славянских Октоихах X–XIV веков». Это одна из статей сборника о святителе Николае, который собран по материалам конференции «Почитание святителя Николая Мирликийского в христианском мире» прошедшей с 7 по 15 мая в Италии, в городах Бари и Монополи и в ближайшие месяцы должен выйти в свет.
Так это ведь более общий вопрос - почему к 12-13 векам свт. Николай стал самым почитаемым из византийских святых (он и до того был одним из самых почитаемых, но тут стал самым главным). Это уже не вопрос литургики.
20,24 ноября 2008 http://deacon.ru/community/viewtopic.php?f=8&t=1339
"Субботняя служба есть отдание воскресной" и отсутствие Достойно есть
Во-первых, "субботняя служба есть отдание воскресной" - это всего лишь поэтическое преувеличение. Никакое это не отдание. Только субботы Цветной Триоди являются полноценными отданиями предшествующих воскресений, потому что 1) они даже и формально "отдают" службы предшествующих недель (так, есть отдание Антипасхи, отдание Мироносиц - и т. д.); 2) помимо этого, на них поются самые настоящие воскресные песнопения. Никаких песнопений собственно воскресных по субботам в остальное время года не поется - только воскресные богородичны.
Во-вторых, даже если согласиться с тем, что суббота есть отдание воскресенья, это ещё не будет означать, что абсолютно во всем субботняя служба будет уподобляться воскресной. Логика устава (даже там, где она и в самом деле есть - в нашем случае ее, вообще-то, нет: см. выше) далеко не всегда проводится последовательно. Есть масса случаев, когда по логике должно быть одно, а в уставе - другое.
В-третьих, с чего Вы взяли, что отсутствие Достойно есть - это признак воскресной службы? Да, в нынешнем Типиконе на воскресной службе нет Достойно есть - но почему? Потому что воскресенье, или ещё почему-то? В дониконовском Типиконе на воскресной службе "Достойно есть" обязательно должно петься, так что дело тут, наверное, все же не в особенностях воскресного дня как такового, а в чём-то ещё.
На самом деле, сравнивая до- и послениконовский Типикон относительно их указаний о пении Достойно есть на утрене, мы видим две совершенно разные логики. Логика послениконовского Типикона такова: "Достойно есть" отменяется тогда, когда есть катавасия, а также в попразднства. Логика же дониконовского Типикона следующая: Достойно есть только тогда, когда отменяется и Честнейшую перед 9-й песнью (то есть очень редко).
Так вот, исторически в данном случае верна именно дониконовская логика. Дело в том, что исторически Честнейшую и Достойно есть - не самостоятельные песнопения. На утрене это - одно и то же песнопение, а именно, так называемые "семь обычных ирмосов [или же 'припевов'] Богородице" (согласно терминологии некоторых Студийских уставов). Семь "обычных" ирмосов Богородице - это семикратный ирмос: "Честнейшую херувим" (не будем забывать о том, что это - ирмос; кстати, в некоторых древних источниках указано не просто семикратное Честнейшую, а Честнейшую+шесть вариаций на тему этого ирмоса), каждый раз предваряемый припевом, шесть из которых = стихам песни Богородицы, а седьмой - это "Достойно есть... и Матерь Бога нашего".
Согласно Студийским уставам эти семь ирмосов/припевов (=Честнейшую+Достойно есть) пелись в конце 9 песни канона, а в Иерусалимском уставе порядок немного поменяли: 9 песнь канона переставили чуть выше и вставили между первыми шестью (=Честнейшую) и седьмым (=Достойно есть) припевами. Но связь продолжала ощущаться, поэтому и возникло правило: Достойно есть на утрене никогда не отменяется, если есть Честнейшую. Это правило до сих пор соблюдается у старообрядцев. А наша нынешняя практика отменять Достойно есть, если есть катавасия - это подражание греческой практике 17 века. Причём у этой греческой практики была своя логика - правда, не литургическая, а музыкально-эстетическая: катавасии греки воспринимают совершенно не так, как ирмосы, поскольку катавасии поются на иной напев и т. д. (закономерный результат развёртывания этой логики в современном приходском греческом уставе таков: греки давно перестали петь катавасии по отдельности после каждой песни, а поют их все разом после 8 песни [т. е. поближе к концу утрени, чтобы народ на красивую музыку успел подтянуться], воспринимая их как совершенно самостоятельное песнопение). Но у нас ничего такого нет (катавасии мы не воспринимаем так уж отдельно от канона), поэтому логика эта для нас - ущербна. И воскресный день с его особенностями тут вообще не при чём.
Как бы то ни было, пение Достойно есть в субботу, если нет катавасий, в русской практике никто не отменял.
08 декабря 2010 http://deacon.ru/community/viewtopic.php?f=24&t=2721&start=45
ВЕЧЕРНЯ