Иаков: «противостаньте дьяволу, и убежит от вас»
Ключевой отрывок для понимания духовной войны на стратегическом уровне мы находим в Послании Иакова:
«Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные» (Иак4:7,8).
Иаков здесь описывает два типа взаимоотношений, употребляя семь глаголов — пять глаголов, активных по своему содержанию, и два пассивных. Первый тип взаимоотношений предполагает наше движение вверх, к Богу, а второй — вниз, к дьяволу. Оба вида важны, оба потребуют от нас инициативы и оба обеспечат предсказуемые результаты наших инициатив. Оба этих типа нужно осуществлять одновременно, однако второй тип взаимоотношений невозможен в отрыве от первого.
Движение вверх к Богу достигается через исполнение четырех действий, представленных четырьмя глаголами, активными по своей сути: покоритесь, приблизьтесь, очистите, исправьте. Мы покоряемся Богу принятием Иисуса Христа как нашего Господа и Спасителя, мы входим в семью Божью и относимся к Богу как к Огцу. Мы приближаемся к Богу через общение с Ним в молитве, а также в своем стремлении к познанию Его. И только тогда мы можем хорошо слышать Его голос и правильно реагировать на Его повеления и знать время, установленное Им для духовной борьбы.
Мы также должны очистить наши руки и исправить наши сердца. Это относится как к тому, что мы делаем, так и к тому, что мы думаем, а это предполагает жизнь в святости. Без святости мы можем думать, что мы облачены во всеоружие Божье и можем вступить в борьбу с силами тьмы, но очень скоро мы обнаружим, что «в нашей броне имеются прорехи», как часто говорит Синди Джейкобе. Святость настолько преисполнена Богом, что в ней не остается места ничему другому. Это обязательное предварительное условие для вступления в эффективную духовную борьбу стратегического уровня.
Когда мы принимаем решение покориться, приблизиться, очистить и исправить, тогда вступает в действие первый глагол пассивного содержания — и приблизится к вам. Я говорю «пассивный» не в грамматическом значении этого слова, но в том смысле, что инициатива этого действия происходит от Бога. Он ответит вам, установив близкие с вами взаимоотношения, к чему мы все стремимся и в которых мы все так нуждаемся, если мы действительно хотим взять власть над ангелами тьмы.
Движение вовне подразумевает принятие власти, данной Богом, и инициативное использование еще одного действия, представленного глаголом с активным содержанием — противостаньте дьяволу. Это несколько путающий глагол, и многие стараются обойти его. Движение вверх — это интимность, а движение вовне — это поля сражений. Столкновение с рыкающим львом, особенно с таким, который разъярен и кипит страшным гневом, потому что знает, что конец его близок, — не очень привлекательная идея. Но если мы идем на это, нам не нужно бояться, потому что тут же начинает действовать следующий пассивный глагол — дьявол убежит от вас. Иисус уже показал нам пример противостояния дьяволу в пустыне. Он не стал ждать, когда сатана подойдет к Нему, но под водительством Святого Духа Он взял на Себя инициативу и Сам вторгся на территорию сатаны.
Война в посланиях Павла
Мы узнаем об апостоле Павле из двух источников: из повествования Луки о служении благовестия Павла и о насаждении им церквей в Книге Деяния, а также из посланий самого Павла, которые он написал в адрес основанных им церквей и некоторым своим соработникам. Оба этих источника чрезвычайно важны. Я помню, как в первые годы наших дискуссий по вопросу стратегического уровня духовной войны один уважаемый библейский ученый написал подробный труд о взглядах Павла на духовную борьбу, ни разу не упомянув при этом имеющийся материал из Книги Деяния. Мне это показалось очень странным, так как невозможно было понять, что писал Павел церквям без того, чтобы прежде не узнать, какое служение Павел исполнял в этих церквях.
Из Книги Деяния мы знаем, однако, что евангелизация и духовная борьба имели для Павла исключительно важное значение и об этом ясно написано в контексте призыва к евангелизации, а не для христианского воспитания.
Если богословие основано на служении, как я утверждаю во второй главе, нам следует прочитать послания Павла в контексте его служения. Из всех тринадцати новозаветных посланий Павла только пять достаточно подробно освещают тему духовной войны. Исходя из этого некоторые(могут предположить, что Павел не считал значительной эту тему, поскольку уделил ей всего тридцать пять процентов всего объема своих посланий. Однако такой довод звучит неубедительно. В таком случае нам придется сделать заключение, что свидетельство нашим ближним об Иисусе Христе и завоевание душ для Христа также не были важны для Павла, потому что он ни в одном из своих посланий церквям не говорит об этом.
Такие выводы делаются на основании того, что якобы послания Павла церквям писались в целях воспитания христиан, а не как призыв к евангелизации. Из Книги Деяния мы знаем, однако, что евангелизация и духовная борьба имели для Павла исключительно важное значение, и об этом ясно написано в контексте призыва к евангелизации, а не для христианского воспитания. Вот почему Деяния и послания Павла следует изучать вместе, если мы хотим видеть перед собой цельную картину, а не отдельные ее фрагменты.
В предыдущих главах мы с вами видели, что Лука описывает опыт Павла в духовной войне стратегического уровня в трех местах: в городе Пафе на Кипре, в Филиппах и Эфесе. Ничто не подразумевает, что Павел больше нигде не вступал в духовную борьбу на стратегическом уровне, потому что историографический стиль Луки носит избирательный характер, и это было показано на примере того, что Павел говорил о своей доктрине оправдания верой даже не три раза, а всего лишь раз — в Антиохии Писидийской.
Величайшим евангелизационным успехом Павла оказалось его служение в Эфесе. В предыдущих главах мы говорили об этом достаточно подробно. В таком случае понятно, что четыре послания Павла, в которых он касается темы духовной борьбы стратегического уровня, были написаны в контексте его служения в Эфесе. Павел писал свое Второе послание к Коринфянам, все еще находясь в Эфесе. Он писал Послание к Кааоссянам в адрес церкви, организованной его учениками, которых он обучал в Эфесе, а затем отправил с благовестием по всей территории Малой Азии. Он писал Послание к Ефесянам в адрес верующих в самом Эфесе, а Первое и Второе послания к Тимофею были написаны в то время, когда Тимофей служил в Эфесе и Малой Азии.
Второе послание к Коринфянам:
Власть бога века сего
Когда Павел находился в Эфесе, изгоняя нечистую силу, используя носовые платки, свидетельствуя магам, которые впоследствии сожгли свои колдовские книги, и вступая в единоборство с серебряных дел мастерами, которые страшились крушения царства Артемиды Эфесской, он написал послание верующим в Коринфе — свое Второе послание к Коринфянам. В этом послании можно выделить три отдельные темы: (1) четвертая глава относится к богу века сего, (2) вторая глава повествует об умыслах сатаны и (3) десятая глава призывает к разрушению твердынь врага.
На протяжении всей книги я несколько раз привлекал ваше внимание ко Второму посланию к Коринфянам 4:3,4:
«Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого».
Павел, как и многие из нас, был в отчаянии, оттого что не так много заблудших душ приходили ко Христу через его проповедническое служение. Это побудило его ясно и недвусмысленно написать о прямой роли сатаны, заключавшейся в том, что он препятствует заблудшим душам слышать Евангелие, через которое они могли бы прийти ко спасению. Исходя из этого, мы можем прийти к выводу, что эффективное благовесте — это битва против бога века сего — дьявола.
Не нужно быть профессиональным богословом, чтобы понять, что сатана — это не Бог, а потому сатана не обладает характеристиками и качествами, присущими Богу. Сатана — творение, а не Творец. Одной из характеристик Бога являет ся Его вездесущность, то есть способность быть везде в одно и то же время. Поскольку сатана не вездесущ, он может находиться в какой-то момент времени только в одном месте. Однако его влияние распространено повсюду. Самым разумным объяснением этого почти универсального влияния мы считаем его способность содержать умы людей в духовной невосприимчивости к Евангелию, что он осуществляет при помощи целой иерархии демонических духов, которые беспрекословно выполняют его повеления.
В таком случае наше благовестие редко выливается в противостояние богу века сего, чаще мы сражаемся против тех властей, начальств и мироправителей, которых главный наш враг — лукавый — назначил контролировать конкретные человеческие существа. Это противостояние мы и называем «духовной войной стратегического уровня».
Понимание умыслов сатаны
Если это так, то чрезвычайно важно понять, каким образом богу века сего удается держать неспасенные души в неприятии Евангелия и на пути в ад. Павел говорит об этом во Втором послании к Коринфянам (2:11):
«Чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы».
Любой военный подтвердит, что на войне исключительно опасной самонадеянностью может быть вступление в сражение без предварительной оценки сил противника и его стратегии. Слегка перефразировав высказывание Павла, можно сказать, что если мы по какой-то причине не будем знать умыслов сатаны, это может причинить нам ущерб.
Павел говорит об этом в контексте обращения к братьям в Коринфе с призывом прощать друг друга. Все те, кто постоянно задействован в служении избавления от демонической силы, подтвердят тот факт, что один из коварных умыслов сатаны, направленный против людей, заключается в сохранении в них духа непрощения. Весь опыт служения показывает, что этот дух представляет собой одно из главных препятствий на пути к личному освобождению, а также к корпоративному освобождению на стратегическом уровне. Я объясню это, когда мы перейдем к десятой главе Второго послания к Коринфянам.
Духовная картография
Этот термин был изобретен Джорджем Отисом-младшим для определения процесса обнаружения умыслов сатаны. Этот аспект духовной войны играет очень важную роль, и критики духовной войны также, как правило, критикуют духовную картографию. Я считаю, что в основном их критика основана на (1) неспособности увидеть разницу между этими двумя видами активности и (2) отсутствии понимания природы духовной картографии.
Один из выдающихся американских духовных картографов Боб Бекет, пастор одной из церквей в Калифорнии, представляет духовную картографию следующим образом. Он говорит, что во время войны в Персидском заливе Саддам Хусейн стрелял ракетами «Скад» и затем только выяснял, куда они попали. Союзные же войска тем временем стреляли «умными», самонаводящимися ракетами, и те попадали точно в цель. В чем же разница? Еще до начала войны союзники заслали в тыл врага элитные разведывательные войска и выяснили координаты стратегических пунктов противника. Координаты были введены в компьютеры самонаводящихся ракет, и они точно знали, куда им лететь, чтобы причинить врагу как можно больше ущерба.
Я часто слышал, как Боб Бекет говорил: «В наших общинах мы слишком много стреляем ракетами "Скад"». Да, нам нужны самонаводящиеся молитвенные ракеты с заранее известными координатами для попадания точно в цель. Духовная картография для ходатая то же, что рентген для врача. Мы видим относительно небольшие успехи в молитвах за наши общины именно потому, что многие из нас не научились молитвами возвращать свои города под свой контроль. Духовная картография учит нас этому. Мне всегда было непонятно, почему люди сопротивляются попыткам узнать умыслы сатаны.
Некоторые говорят, что духовная картография способствует прославлению сатаны. Другие идут дальше и предупреждают нас, что если мы попытаемся понять умыслы сатаны или узнать имена духов злобы, которые либо на индивидуальном, либо на общественном уровне противоборствуют верующим, мы сделаем их еще более сильными и опасными. Все это похоже на утверждения о том, что медицинское обследование прославляет болезнь или наделяет вирусы еще большей силой. Весь мой жизненный опыт подтверждает, что исследование оспы фактически привело куничтожению этой ужасной болезни, но никак не к прославлению ее. Мы занимаемся медицинскими исследованиями для того, чтобы уничтожить болезни, и точно так же духовная картография позволяет нам нейтрализовать активность врага и его сил тьмы.
О духовной картографии можно говорить много, но вы сможете узнать о картографии намного больше в одной из книг этой серии, которая называется «Разрушая твердыни в вашем городе».
Разрушая твердыни
За время моих путешествий в область духовной войны я обнаружил один любопытный факт. Те, кто занимается этой темой давно, никак не могут прийти к согласию относительно природы твердынь. Они едины в том, что твердыни обеспечивают силам зла законное основание для их деятельности как в отдельных людях на наземном уровне, так и в городах и народах на стратегическом уровне. Однако почти все специалисты имеют различное мнение о сущности этих твердынь. Быстро развивающаяся духовная картография как наука обеспечивает нас методикой выяснения сущности твердынь, однако мы не всегда уверены, что именно мы ищем.
Многие пришли к единому мнению, согласно которому Второе послание к Коринфянам 10:3-5 представляет собой центральный библейский отрывок, касающийся понятия твердынь. Нам остается только уяснить как можно точнее, что имел в виду апостол Павел, когда писал следующие строки:
«Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем. Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу».
Я выделил курсивом слова замыслы и превозношение, чтобы обратить ваше внимание на две главные формы, которые, согласно этому отрывку, принимают твердыни. Понимание этого прояснит туман, окружающий эту тему, и поможет нам понять то, что хочет сказать Павел о духовной войне стратегического уровня.
Замыслы на греческом языке переданы словом logizomai. Оно означает человеческую натуру, мысли человека, его отношение и действия. То, что человек решает делать, может возвести в нем твердыню, которой враг воспользуется. Это может быть моральное решение, непрощение, как уже говорилось выше, корпоративное угнетение, домогание власти и контроля, убийство, расизм, злые мысли и все то, что перечислено в списке грехов в Библии. Если за этим не следить и не «разрушать», враг будет иметь законное право держать людей в своем плену.
Космические силы
Слово превозношение на греческом языке передается словом hypsoma. Поскольку это очень важно, я процитирую определение этого понятия из Новозаветного богословского словаря: «Новозаветное употребление слова hypsoma, возможно, отражает астрологические идеи, отсюда определение космических сил, направленных против Бога, стремящихся вмешаться во взаимоотношения Бога с людьми». Если замыслы рождаются и действуют в людях, то превозношение происходит в мире невидимого и атакует людей, пытаясь удержать их на расстоянии от Бога, ослепляя их умы, как сказал Павел в четвертой главе Второго послания к Коринфянам. Оба эти понятия означают твердыни, и обе эти твердыни следует разрушать духовным, но не плотским оружием.
Когда духовная картография включает замыслы, с которыми нужно разобраться, наше внимание направлено на людей. На стратегическом уровне покаяние и примирение в той форме, которую Джон Доусон называет «отождествленным покаянием», — одно из самых мощных духовных оружий, возникших за последние годы. Книга Доусона об исцелении ран Америки («Healing America's Wounds»), на мой взгляд, одна из очень немногих книг на эту тему, появившихся в середине 1990-х годов. Когда белые американцы каются в работорговле, начинается исцеление от расизма. Когда японцы каялись в бомбардировке Пирл-Харбора, хватка богини солнца в этой стране была существенно ослаблена. Когда христиане каются в крестовых походах, в мусульманских и еврейских сердцах открываются двери для принятия Евангелия Иисуса Христа. Это только несколько примеров разрушения твердынь в виде замыслов, или logizomai, на сегодняшней повестке дня в ведении духовной войны.
Духовная картография может и должна включать hypsoma, с которым также следует разобраться, если мы хотим, чтобы Божье Царство распространялось. Существуют демонические силы, начальства и власти, которые во многих случаях были совершенно осознанно приглашены, чтобы взять контроль над целыми городами, народами и странами. Например, император Японии официально пригласил богиню солнца править Японией посредством знаменитой церемонии даёсай. Дух смерти по имени Сан ля Муерте был приглашен к управлению городом Ресистенсия в Аргентине прошлыми поколениями людей. Оба этих случая — hypsoma, которые нужно разрушить. Власть Сан ля Муерте была эффективным образом разрушена в Ресистенсии на стратегическом уровне духовной борьбы, и в городе стали расти и умножаться христианские церкви. Власть богини солнца осталась практически неприкосновенной, хотя разрушение этой конкретной твердыни — цель японской организации по ведению духовной войны.
Если то, что я сказал о превозношении, или hypsoma, верно, то в десятой главе Второго послания к Коринфянам мы имеем одно из самых мощных указаний в Новом Завете о том, что мы должны вести духовную войну на стратегическом уровне.