От человеческой мудрости к силе Божьей
Когда Павел размышлял о своем посещении Афин, ему стало ясно, что убедительные и истинные слова, не сопровождающиеся делами, которые открыто являют силу Божью, малополезны. После своего приезда в Коринф он был готов сказать: «И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1Кор.2:4,5, курсив мой).
Ричард Рэкэм, комментатор, соглашается с этим. Он говорит: «В Афинах св. Павел попробовал мудрость мира и понял, что этого недостаточно... Его разочарование при виде неудачи своего метода в попытке коснуться легкомысленных афинян, несомненно, горело в нем огнем, с которым он отрекся от мудрости мира сего в своем Первом послании к Коринфянам».
В Афинах слово преобладало над делами, но в Коринфе проявление сверхъестественной силы подтвердило сказанное слово. В Афинах Павел видел мало плодов, но его евангелизационное служение в Коринфе произвело великую жатву душ.
Павел пытался и раньше прийти в Эфес. Лука рассказывает, что он со своей евангелизационной командой не пошел туда в тот раз, потому что они «не были допущены Духом Святым проповедовать слово в Асии» (Деян. 16:6). Я верю, что они не были допущены туда по основной причине — они еще не были готовы. Поражение Павла в Афинах и его переоценка приоритетов в Коринфе стала главным и необходимым опытом до прибытия его в Эфес. Как и столкновение сил на высшем уровне с духом Питона в Филиппах.
Павел и его команда провели почти три года в Эфесе, намного дольше, чем обычно, потому что урожай там был обильным. Домашние церкви умножались по всему городу и за его пределами. Павел учил основателей церквей в школе, владельцем которой был человек по имени Тиранн. Затем он отправлял их евангелизировать в такие города Малой Азии, как Филадельфия, Сардис, Фиатира, Лаодикия, Пергам и Смирна. В итоге Лука мог сказать, что «с такою силою возрастало и возмогало слово Господне» (Деян. 19:20), «так что все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе, как Иудеи, так и Еллины» (Деян. 19:10). Кроме того, даже враги Павла были вынуждены признать: «Почти во всей Асии этот Павел своими убеждениями совратил [от поклонения Артемиде] немалое число людей» (Деян. 19:26).
Ни до ни после Павел не испытывал такого успеха, как во время служения в Эфесе. В этом и состояла суть его миссионерского труда. Павел заложил такое хорошее основание, что рост церквей в этом регионе продолжался в течение длительного времени после его отъезда. Ф. Ф. Брюс говорит: «Провинция Малой Азии была вся евангелизирована и оставалась одним из ведущих центров христианства в течение многих столетий».
Твердыни тьмы
Возможно, твердыни тьмы в Эфесе не были настолько неприступными, как в Афинах — ничто не сравнится в этом плане с Афинами, — но они были очень грозными. Главным ключом к открытию Эфеса и Малой Азии для проповеди Евангелия была не блестящая проповедь и не убедительные слова человеческой мудрости, но духовная война на всех уровнях, включая стратегический. Опыт Павла в Эфесе побудил его написать верующим там следующие слова: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф.6:12). Клинтон Арнольд, ученый из университета Байолы и специалист по Посланию к Ефесянам, говорит, что «в этом Послании собрано наибольшее количество силовой лексики по сравнению с любым другим посланием, приписываемым перу Павла». Активное противоборство в «поднебесной», или же в невидимом мире, подготовило почву для распространения Божьего Слова в видимом мире.
Павел написал Первое послание к Коринфянам в Эфесе. То, что он написал в этом Послании, можно интерпретировать как ссылки на духовную борьбу стратегического уровня. Павел говорит коринфянам: «По рассуждению человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе...» (1 Кор. 15:32). Что он имеет в виду под «зверями»? Были ли это реальные звери в Римском Колизее? Ф. Ф. Брюс полагает, что в данном случае нам следует воспринимать язык Павла как образный, а не буквальный, и я согласен с ним. Некоторые комментаторы предполагают, что Павел, возможно, имел в виду своих оппонентов в лице людей. Может быть, но я думаю, скорее всего, Павел подразумевал борьбу в «поднебесной» сфере, потому что он ясно говорит о том, что наша брань не против крови и плоти. А если так, то «звери» могут быть территориальными духами или сильным, которого Павел связал, очистив таким образом духовное окружение для плодотворного Церковного роста.
Но какими же были те духовные силы, что противостояли Павлу в Эфесе? Это был большой город, четвертый по величине в Римской империи. По словам Брюса Мецгера, Эфес был столицей магов и колдунов всего древнего мира. Мецгер говорит: «Из всех греко-римских городов Эфес... был самым гостеприимным городом для магов, колдунов и шарлатанов всех мастей». Неудивительно, что Эфес стал главным производителем фетишей, которые представляли собой ключевое средство для сил тьмы почти во всех анимистических обществах. Серебряных дел мастера в Эфесе организовали доходный бизнес по производству и продаже разного рода фетишей и амулетов. Так называемые «эфесские письма» были известны во всей Римской империи. Ф. Ф. Брюс комментирует их следующим образом: «Фраза "эфесские письма" широко использовалась в древности для обозначения записок, содержащих в себе заговоры и заклинания... которые носили в маленьких цилиндрах или медальонах на шее или в других местах на теле».
Артемида была высшим духом
Сверхъестественные силы тьмы изобиловали в Эфесе в период, когда туда прибыл Павел. Не нужно было быть экспертом в области духовной картографии, чтобы увидеть, что высшим духом над всем регионом была Артемида, иногда называемая Дианой. Артемида была чрезвычайно знаменитой не только в Малой Азии, но также и во всей Римской империи. Клинтон Арнольд говорит, что Артемиде, «по словам Павсания, поклонялось столько людей, сколько не поклонялось никакому другому известному божеству»». Серебряных дел мастера, изготавливавшие образы Артемиды, использовали исключительно богохульный язык, называя ее «великой богиней», «величие, которой почитает вся Асия и вселенная» (Деян. 19:27). Во время беспорядков в Эфесе они кричали: «Велика Артемида Ефесская! > (Деян. 19:28). В литературе того времени ее называли «величайшей», «святейшей», «превознесенной», «госпожой», «спасительницей» и «царицей космоса».
Для всех тех, кто знаком с деятельностью царства сатаны, не остается никаких сомнений, что Артемида Эфесская была не только территориальным духом над самим Эфесом и Малой Азией, но что ее духовная власть превышала власть многих других высокопоставленных сил мира тьмы. Ее влияние распространялось далеко за пределы этих границ. Ф.Ф. Брюс цитирует источник, указывающий, что ей поклонялись по меньшей мере в тридцати трех местах на территории Римской империи. Артемида, в сущности, правила своей территорией еще до заселения ее греками. Ее образ не является типичным для греческого элегантного искусства, но представляет собой гротескного азиатского языческого идола с множеством грудей. Клинтон Арнольд обнаружил, что Артемида была «единственным божеством, которая открыто признавала свою высшую божественность при помощи знаков зодиака».
Хотя ученые, изучающие древний мир, не пользуются термином «территориальный дух», но их описание Артемиды полностью соответствует моему определению. Возьмем, к примеру, Пола Требилко из Новой Зеландии, который утверждает, что «Эфес был прибежищем для многих культов, но самым значительным и могущественным божеством была Артемида Эфесская» (курсив мой). Если она действительно была территориальным духом, она контролировала многие аспекты жизни города. Так оно и было, по словам Требилко: «Именно культ Артемиды Эфесской более чем что-либо другое сделал Эфес центром религиозной жизни того периода. Но влияние культа Артемиды перешло за границы религиозной сферы, захватив гражданскую, экономическую и культурную жизнь этого города» (курсив мой). Далее он продолжает: «Любой фактор, не принимающий во внимание Артемиду, повлиял бы не только на религиозную, но практически на все остальные аспекты жизни города». Другими словами, если Павел отправился в Эфес проповедовать Царство Божье, самым его серьезным врагом в невидимом мире была Артемида Эфесская.
Павел, теперь намного более опытный в евангелизме, насаждении церквей и духовной борьбе на всех уровнях, был готов взять приступом крепость Артемиды. Он, должно быть, был поражен, когда впервые увидел храм Артемиды, одно из прекраснейших мест в архитектуре человечества.
Позже он вошел в историю как одно из семи чудес света. Его площадь в девяносто три тысячи с половиной квадратных футов была в четыре раза больше, чем площадь Парфенона в Афинах. Все колонны высотой в сто двадцать семь футов были подарены разными царями, а это еще одно подтверждение того, что Артемида пользовалась большим влиянием в древнем мире. Ее положение в видимом мире было очевидным для всех, а грозный статус в центре могущества в мире невидимого признавался теми, кто имел глаза, чтобы видеть это измерение реальности.
В Эфесе Павел вступил в схватку с силами тьмы. Некоторые советуют нам не пытаться делать подобное, говоря, что христиане должны только защищаться против атак врага, не выступая в битве против демонических духов. Однако другие, такие, как Том Уайт, стоят за более наступательный подход. Уайт говорит: «Определенные "высоты" на нашей земле — это оскверненные, темные уголки в наших городах, которые держат двери открытыми для демонического воинства. Много раз я предпринимал молитвенные прогулки к таким местам, как языческие храмы, книжные магазины «Нового века», порнографические магазины, университетские студенческие городки, городские залы, залы судебных заседаний и штабы оккультных организаций. Я испытывал странное напряжение между выполнением побуждения, продиктованного пониманием того, что это угодно Богу, и ощущением сопротивления со стороны сил зла в проведении такого рода наступательных мероприятий». Том Уайт прекрасно охарактеризовал то, что, должно быть, чувствовал апостол Павел, когда вошел в пределы города Эфеса.