Расхищение имущества Артемиды Эфесской
Памятуя о том, что апостол Павел не обладал Божественной натурой, как Иисус, я намерен предположить, что далеко не все, что он делал в своей карьере, было равно успешным. Я полагаю, что Павел, будучи обыкновенным человеком, также совершал ошибки и, как следствие, страдал от неудач.
Главной темой этой главы станет величайший миссионерский и евангелизационный успех Павла, а именно его служение в Эфесе и регионе Малой Азии. Однако прежде, чем перейти к этой теме, я хочу взглянуть на его крупный евангелизационный провал, происшедший в Афинах. Оба этих эпизода, на мой взгляд, относятся к теме духовной войны стратегического уровня.
Афины: неприступная твердыня врага
После того как Павел покинул Филиппы, где одержал верх в схватке с духом Питона, он вместе со своей миссионерской командой имел большой успех в насаждении церквей в Фессалонике и Верии. Затем Павел, явно нарушив свои первоначальные планы, должен был бежать из Верии, оказавшись в результате в Афинах и оставив позади себя Силу и Тимофея.
Решив воспользоваться ситуацией, Павел энергично взялся за евангелизацию Афин, но, по всей видимости, безрезультатно. Лука заканчивает семнадцатую главу Деяний словами: «Некоторые же мужи, пристав к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними» (Деян. 17:34). Больше нигде в Писании мы не услышим ни о Дионисии или Дамари, ни о христианской церкви в Афинах.
Как такое могло произойти? И что произошло на самом деле? Ранее я уже говорил, что настоящая битва за всемирную евангелизацию проходит в духовном мире, и поэтому наши исследования происшедшего должны начаться с мира невидимого. Я предполагаю, что территориальные духи, контролировавшие город Афины, были настолько могущественными и так хорошо окопались в этом городе, что Павлу не удалось преодолеть их. Твердыни, дававшие им право господствовать в этом городе в течение многих столетий, были исключительно грозными, на тот момент фактически неприступными.
После Филипп, Фессалоники и Верии Афины, должно быть, стали чрезвычайно тяжелым переживанием для Павла. Я думаю, Павлу было бы легче быть изгнанным из города, как это было в Верии, чем подвергаться в Афинах насмешкам, издевательствам и явному равнодушию со стороны искушенных интеллектуалов. Я согласен с тем, что неважно, каким образом он покинул город, но он был бы намного счастливее, если бы оставил после себя сильную и растущую христианскую церковь.
Город, полный идолов
Единственное место в Библии, где мы находим фразу «город, полный идолов» (от греческого слова kateidolos), — это описание Афин в Книге Деяния (17:16). Афины были столицей идолов древнего мира, что сегодня, может быть, сравнимо только с Киото в Японии. Литература того времени представляет Афины как лес идолов, в котором легче было найти бога, чем человека. На некоторых улицах идолов было так много, что движение пешеходов было затруднено. Один наблюдатель отметил, что в Афинах идолов было больше, чем во всей остальной Греции!
Поскольку сами идолы сделаны из дерева, камня или металла, некоторых людей их присутствие не очень беспокоит. Однако эти идолы — не просто куски дерева, камня или металла. Они были созданы старательно и намеренно человеческими существами в качестве форм видимого мира, через которые силы невидимого мира тьмы приглашались к господству и контролю над жизнью отдельных людей, семей и города в целом, заключая людей в духовную тьму. Вот почему мы читаем, что «Павел возмутился духом» (Деян. 17:16). Он знал, что за густым облаком зла, окутавшим город, в прошлом и настоящем людьми принимались осознанные решения восстать против Бога. Население Афин совершенно добровольно провозгласило свою верность многочисленным силам, начальствам и правителям тьмы века сего, многих из которых можно было идентифицировать по именам.
Само название города происходило от имени богини- покровительницы Афины, «богини-девственницы, богини мудрости и изящных искусств». С функциональной точки зрения Афину можно рассматривать как «духа искусств», а также как «духа мудрости». Неудивительно, что в Афинах находили пристанище блестящие философы, и неудивительно, что они служили этим ничтожным творениям вместо служения Творцу. Сократ, например, молился Пану, духу с ногами и мордой козла: «О, возлюбленный Пан... даруй мне, чтобы внутри меня моя душа была прекрасной и чтобы внешние мои качества гармонировали с внутренним человеком». Знаменитый Платон восторженно отзывался о языческих жрецах в Афинах, которые «знают, как приносить богам дары от людей в форме жертвоприношений, приемлемых для них, и в обмен за них просить для нас благословений».
Платон питал глубокое почтение к демонам и в своем разуме не сомневался в «онтологической реальности» территориальных духов. Он учил, что «демон — это дух судьбы наподобие ангела-хранителя и спутника человека или городов, как и отдельных людей» (курсив мой). В Афинах Павел, должно быть, встретил много людей, подобных Платону, которые утверждали, что каждый человек должен иметь, как говорят сегодня, «духа-руководителя» и что города должны платить дань и провозглашать свою верность покровительствующим им территориальным духам.
День за днем жители Афин претворяли свою веру в поклонении идолам, в своих жертвоприношениях конкретным демоническим духам и в восьми главных и множестве второстепенных народных фестивалях в честь высших территориальных духов, господствовавших над городом. Джордж Отис-младший рассказывает нам об этих фестивалях: «Эти празднества самым решительным образом не являются милыми, привлекательными и яркими культурными зрелищами, какими кажутся на первый взгляд. Это совершенно осознанные сделки с духовным миром. Фестивали предоставляли возможность современному поколению обновить и вновь подтвердить те решения и те пакты, которые были заключены их предками с миром тьмы. Это тот случай, когда с древних приглашений смахивается пьшь и вновь подтверждаются права дьявола управлять конкретными людьми и областями».
Неудивительно, что у Павла возникло множество трудностей в его попытке вывести жителей Афин из тьмы в свет и от власти сатаны к Богу, как диктовало ему сердце. Кроме того, в Афинах с Павлом приключилось забавное происшествие. Он уклонялся от своей обычной истинной евангельской проповеди, которую начинал в синагоге, где и образовывался зародыш будущей христианской церкви из обращенных богобоязненных язычников, посещавших синагогу. Вместо этого Павел сам решил отправиться на рыночную площадь и Ареопаг и встретиться там лицом к лицу с языческими философами, которые назвали его «суесловом» (Деян. 17:18). Почему Павел ответил положительно на этот вызов, непонятно, но вполне вероятно, что на него оказал влияние какой-нибудь могущественный и враждебный дух. Результат? Он прочитал проповедь, считающуюся одной из самых блестящих его речей, но оказавшуюся одной из самых неэффективных.
Чем закончилось приключение Павла в Афинах? Юджин Петерсон в своем «Message» («Послании») переводит Деяния 17:32 следующим образом: «Одни смеялись над ним и ушли, отпуская в его адрес шутки». Для Павла этот день оказался тяжелым.
Эфес: обильная жатва
В Эфесе, напротив, день выдался удачный, причем таких дней было много. Там он предпринял другой подход. Дела существенно изменились, когда Павел покинул Афины, чтобы следующую остановку сделать в Коринфе.
Когда Павел размышлял о своем посещении Афин, ему стало ясно, что убедительные и истинные слова, не сопровождающиеся делами, которые открыто являют силу Божью, малополезны.