Изгнание бесов перстом Божьим
Я верю, что очень важным моментом является указание на то, что демоны изгонялись перстом Божьим. Оно помогает нам понять точный смысл высказывания Иисуса, сделанного Им в Евангелии от Луки 11:20-22. Отвечая фарисеям, Иисус утверждает, что Он изгонял бесов не силой веельзевула, но «перстом Божиим». Что такое «перст Божий»? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте перейдем к параллельному отрывку в Евангелии от Матфея 12, где Иисус говорит: «Я Духом Божиим изгоняю бесов» (Мат. 12:28). Итак, «перст Божий» — это синоним Святого Духа.
Иисус сказал фарисеям: «Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие» (Лук.11:20). Это утверждение подготавливает нас к следующему повествованию о сильном, и это повествование является исключительно важным для нашего понимания того, что Иисус поручил нам вести духовную войну на стратегическом уровне.
Власть сильного
Иисус добавляет: «Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение» (Лук.11:21). Обратите внимание на некоторые важные моменты в этом утверждении:
• «Сильный» — это ссылка на веельзевула, демоническую силу высокого уровня. Однако подразумевается, что в такой ситуации может оказаться любая сила, подчиненная правлению сатаны. По моему мнению, нам здесь дано определение классического территориального духа. Это одно из ключевых учений Иисуса, напрямую связанное с евангелизацией мира, а потому оно представляет для меня особый интерес с профессиональной точки зрения.
• Эта сила обладает «имением». Но что для территориального духа может быть наиболее ценным? Очевидно, люди, или, точнее, неспасенные души. Главным желанием любого демонического правителя сохранить любыми доступными средствами людей в духовном плену. Когда Библия говорит о людях как о «неверующих, у которых бог века сего ослепил умы» (2Кор.4:4), это следует понимать так, что сам сатана не в состоянии ослеплять умы миллионов людей, но он делегирует эту власть различным членам своей иерархии зла. Самой первой задачей любого «сильного» демона удержать как можно больше людей в духовной тьме, чтобы впоследствии отправить их в ад.
• Усильного есть какое-то оружие. Если с этим оружием ничего не произойдет и этот сильный останется «с оружием», тогда его имение будет в безопасности». Неспасенные люди под его контролем не получат спасения. Сатана будет радоваться.
Это поразительные моменты. Когда я думаю о людях, живущих в моем городе и в моей стране, и о других людях, пребывающих в духовной тьме в течение многих поколений, а в некоторых случаях в течение многих тысячелетий, меня охватывает печаль. Территориальные духи, или «сильные», преуспевают в течение всей истории человечества и отправляют огромные массы людей в преисподнюю. В нашем поколении они держат в своей власти три миллиарда мужчин, женщин и детей! Но их нельзя отпускать с добычей! Такой конец никак не вписывается в Божий план для заблудших людей. Духи могут держать людей в духовном рабстве, потому что их оружие до сих пор оставалось нетронутым, в соответствии с тем, что сказал Иисус.
Кто сильнее «сильного»?
Но можно ли что-нибудь сделать в этой ужасающей ситуации? Да, можно. Далее Иисус говорит: «Когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет всё оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него» (Лук.11:22). Если сказанное понимать в только что представленном контексте, то нет другого, более значимого заявления Иисуса, относящегося к актуальным проблемам евангелизации мира. Давайте попытаемся понять содержание этого стиха:
• Слово «победить» — nikao. Это слово, каждый раз звучащее как приказ, семь раз появляется в Книге Откровение и каждый раз сопровождается необычным обетованием. Те, кто любит Иисуса и хочет повиноваться Ему, также захотят быть среди всего прочего побеждающими.
• Но что или кто победит сильного? Некто, «сильнейший его». Но кто может быть сильнее «сильного», сильнее демона высшего ранга? Конечно, среди людей нет ни одного, кто был бы сильнее. Мартин Лютер был совершенно прав, когда в своей песне написал такие строки, относящиеся к сатане: «На земле нет ему равных».
Некоторые могут сказать с поспешностью: «Но Иисус сильнее!» Однако это не совсем точно. Конечно, Иисус неизмеримо сильнее, но в этом Своем учении Он не имел в виду Себя. Он подразумевал «перст Божий» — третью личность Троицы, Святого Духа. Как я говорил подробно в предыдущей главе, Иисус Сам изгонял бесов не в качестве второй личности Троицы, но силой Святого Духа в Нем.