Связывание сильного ради спасения душ
Вся жизнь Иисуса с Его крещения до воскресения характеризуется духовной войной. Сатана и его силы тьмы на каждом шагу сопротивлялись установлению Царства Божьего, которое Иисус принес на землю. Когда Иисус покинул землю, Он оставил Своим ученикам тот же источник силы, которой пользовался Он Сам с самого начала и до конца — третью ипостась Троицы, Святого Духа.
Иисус оставил Своих учеников продолжать войну. Их не избавили от той же беспрерывной борьбы против дьявола, которую вел Иисус. Иисус просил Отца: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла» (Иоан.17:15).
Как и следовало ожидать, Иисус подготовил Своих учеников к битвам и победе в войне, для которой Он Сам был предназначен. Он поручил вести эту борьбу не только им, но, и я верю в это, Он также призывает на духовные битвы и нас с вами. В этой главе я надеюсь прояснить ту ответственность, которую Иисус возложил на Церковь в целом, — постоянно участвовать в противостоянии врагу на всех уровнях, включая стратегический уровень духовной войны.
«что Дух говорит церквам»
Наиболее преданные христиане желают слышать то, «что Дух говорит церквам». Эта хорошо известная фраза повторяется во второй и третьей главах Книги Откровение семь раз в каждом из семи посланий в адрес церквей в Малой Азии. Давайте настроимся на то, что Дух говорит нам в наше время, ибо я считаю, что это очень важное послание.
Почти все слова, принадлежащие Самому Иисусу, мы находим в четырех Евангелиях. Однако это не все. Самым обширным собранием высказываний Иисуса вне Евангелий являются эти две главы Книги Откровение. Послания семи церквям были написаны «Первым и Последним», «подобным сыну Человеческому» и «Альфой и Омегой» (Отк 1:17,13,10). Я подчеркиваю это, потому что эти послания дают нам отличную отправную точку в понимании того, как именно Иисус поручает нам участвовать в стратегическом уровне духовной войны. Его слова здесь не менее ценны для тех из нас, кто желает повиноваться Ему, чем те, что мы находим в Евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна.
Помимо фразы «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам» во всех семи посланиях имеется еще одно выражение, побуждающее нас к действию, — это концепция побеждающего. Возьмем, к примеру, послание к церкви в Филадельфии, кстати, единственной из семи церквей, которую Иисус ни в чем не упрекает. Эта церковь делает много хорошего. Она сохранила Слово Иисуса, не отреклась от имени Его и много претерпела (см. Отк 3:8,10).
Иисус сказал, что церкви в Филадельфии нужно сделать еще две вещи-
1. Держать, что имеешь. Иисус сказал: «Держи, что имеешь» (Отк.3:11). По всей вероятности, Он имел в виду те три аспекта, которые церковь сумела сохранить. «Держать, что имеешь» — это выражение, которое подразумевает нечто, начавшееся в настоящем и оглядывающееся назад, в прошлое. То, что они делали правильно в прошлом, следует продолжать и далее. Традиция обладает определенными ценностями, которые заслуживают продолжения.
2. Побеждать. «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего» (Отк.З:12). В отличие от сохранения того, что было в прошлом, побеждающий предполагает сосредоточенность на настоящем и продолжение в будущем. Верующие должны побеждать сейчас и продолжать побеждать в последующем. Значение победы в качестве полномочий на ведение духовной войны стратегического уровня в основе своей упускалось из виду библейскими учеными, а потому я уделю некоторое время на объяснение того, с чем это понятие, по моему мнению, связано.
Награды для повещающего
В каждом из семи посланий церквям мы не только видим слово «побеждающий», но в каждом случае мы находим обетование для тех, кто серьезно отнесся к повелению «побеждать». Побеждающим в семи церквях обещаны следующие награды (курсив мой):
• Эфес.«Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия. (Отк 2:7).
• Смирна.«Побеждающий не потерпит вреда от второй смерти. (Отк 2:11).
• Пергам.«Побеждающему дам вкушать сокровенную манну» (Отк. 2:17).
• Фиатира. «Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками» (Отк. 2:26).
• Сардис.«Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни» (Отк. 3:5).
• Филадельфия. «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего» (Отк. 3:12).
• Лаодикия.«Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем» (Отк. 3:21).
Помните, что это повеление побеждать Иисус дал церквям после Своей смерти на кресте и после Своего воскресения. Поэтому предполагается, что все члены Церкви во все века должны сыграть решающую роль в выполнении целей Божьих в этом мире. Исходя из той значимости, которую Иисус придает побеждающему, тем из нас, кто желает быть верным, очень важно знать как можно более точно, что имел в виду Иисус под «победой».
Побеждать = Nikao
Греческое слово, означающее «победу», это nikao. Это военный термин, часто использовавшийся греками. Например, не было ничего необычного в том, чтобы родители греки назвали своего сына Николаем, подразумевая, что мальчик будет победителем. Популярная фирма, выпускающая спортивную обувь, названа «Nike», в самом названии рекламирующая идею о том, что те, кто носит обувь «Найка», будут выигрывать битвы.
В Новом Завете слово nikao часто несет в себе более узкое значение. Богословский словарь Нового Завета, выпущенный Колин Браун, гласит: «Новозаветное использование этой словарной группы почти всегда предполагает конфликт между Богом, или Христом, и противостоящими демоническими силами»(курсив мой). Поэтому в Новом Завете победа — это не только успех в войне вообще, но также победа в духовных битвах.
Семь раз в Книге Откровение воскресший Христос говорит Своему народу, используя слово nikao, что Он хочет видеть их участие в духовной войне. Если они решат повиноваться Ему, они смогут ожидать великих наград от своего Господина.
Хотя слово nikao и его производные используются еще семнадцать раз в Новом Завете вне второй и третьей глав Книги Откровение, Сам Иисус употребил это слово еще два раза.