Библия апостолов: Ветхий Завет

Единственной Библией, которая была у Петра, Павла и Иако­ва, не говоря уже об Иисусе, был Ветхий Завет. Раздумывая о библейском учении на тему духовной войны стратегическо­го уровня, мы должны принять во внимание не только ветхо­заветное учение. Мы должны признать тот факт, что служе­ние апостолов в новозаветную эру предполагало учение Ветхого Завета как нормативное. Я подчеркиваю слово пред­полагало,, потому что многие аспекты в апостольском уче­нии и практике не упоминались ни в Евангелиях, ни в Деяни­ях святых апостолов, ни в Посланиях, которые были написа­ны позже, поскольку новозаветные авторы считали их само собой разумеющимся фактом.

Мы не можем прийти к заключению, что апостолы не ве­рили в рождение Иисуса от Девы или же не учили этому новообращенных того времени на основании того фак­та, что об этом не упомянуто ни в одном из новозавет­ных Посланий. В новозаветных Посланиях отражены да­леко не все важные события.

Недавно я прочитал, как один современный автор насто­ятельно рекомендовал церквям сегодня не заниматься изгна­нием демонов, потому что он не нашел таких рекомендаций у апостолов, писавших свои Послания к церквям своих дней. Это может показаться забавным, поскольку в тех же посла­ниях мы не находим повелений в адрес церквей проводить молитвенные собрания ради спасения заблудших или сви­детельствовать своим ближним об Иисусе. Или же другой пример. Мы не можем прийти к заключению, что апостолы не верили в рождение Иисуса от Девы или же не учили этому новообращенных того времени на основании того факта, что об этом не упомянуто ни в одном из новозаветных По­сланий. В новозаветных Посланиях отражены далеко не все важные события.

Например, все большее количество людей теперь верит в то, что отождествленное покаяние представляет собой ис­ключительно важный компонент в эффективной духовной войне стратегического уровня. Однако если мы начнем ис­кать подтверждения этому в Библии, в новозаветных книгах мы найдем относительно небольшое количество ссылок на этот аспект. То там, то здесь мы найдем лишь небольшие ана­логии, как, например, заместительное искупление Иисуса или случай с Петром, который обвинил всех иудеев в распя­тии Иисуса (см. Деян.2:3б), либо некоторые намеки в речи Стефана в седьмой главе Деяний. Некоторые исследователи отмечают использование местоимения первого лица мно­жественного числа в Господней молитве и утверждают, что прошение «и прости нам грехи наши» может подразумевать корпоративные грехи. Тем не менее этот факт налицо — в Новом Завете нет прямого и явного учения об отождеств­ленном покаянии.

Но в Ветхом Завете имеется богатый материал о принци­пах и практике отождествленного покаяния. Это могут под­твердить книги на тему об исцелении ран Америки Джона Доусона («Healing America's Wounds») и о захвате ворот врага Синди Джейкобе («Possessing the Gates of the Enemy»). Однако я не стремлюсь здесь утвердить достоинства отождествлен­ного покаяния, но напомнить, что апостолы, как библейские верующие, должны были отлично знать те случаи, когда Да­вид отпустил грехи Саула против гаваонитян (см. 2-Цар.21), или же когда Неемия исповедовал грехи отцов своего народа (см. Неем.1:6), или случаи, когда немощи, возникшие по при­чине грехов одного поколения, переходят к последующим поколениям людей (см. Исх.20:5).

Очень важно, что апостолы не стали повторять это уче­ние в своих Посланиях, однако, на мой взгляд это не решаю­щий фактор. То же я могу сказать о церквях Христа, на бого­служениях которых не используются музыкальные инстру­менты только потому, что в Новом Завете апостолы не говорили, что христианам следует пользоваться музыкаль­ными инструментами. Но если мы предположим, а мы дей­ствительно так считаем, что апостолы следовали учению Библии — то есть Ветхому Завету, — мы придем к заключе­нию, что в первых христианских церквях музыкальные инст­рументы свободно использовались в поклонении.

Но ничто из сказанного здесь не опровергает тот факт, что Иисус пришел, чтобы заключить с нами новый завет. Мы не исполняем определенные ритуалы из ветхозаветной практики, такие, как принесение в жертву животных для ис­купления грехов. Они были полностью изменены Новым За­ветом и относятся к совершенно другой категории, нежели аспекты просто не упомянутые.

Следует также отметить, что с приходом на землю Иисуса Христа, Мессии, совершенно изменились и времена. Новоза­ветные дни со времени пришествия Иисуса резко отличают­ся от ветхозаветных дней до пришествия Иисуса. Особо это касается нашего отношения к невидимому миру, потому что вместе с приходом Иисуса наступила эпоха вторжения Божьего Царства на территорию, над которой ранее сатана властвовал безраздельно. Например, в Ветхом Завете мы ред­ко встречаем случаи, когда Божьему народу давалось право изгонять из людей нечистую силу, но в Новом Завете мы уже находим богатый материал, касающийся духовной войны на стратегическом уровне. В главе пятой мы будем говорить об этом более подробно.

Открытые для нового

Апостолы явно не настолько были привязаны к своей Биб­лии, чтобы не принимать то новое, что Бог желал сделать через них. В день Пятидесятницы Петр объяснил происшед­шие события как исполнение пророчеств Иоиля (см. Деян.2:1б-21). Возвращаясь ко второй главе Книги пророка Иоиля, мы, однако, ничего не находим такого, что можно было бы объяснить как феномен говорения иными языками. Но апостолы не стали отвергать нового явления на основа­нии того, что они не нашли никаких ссылок на это в Книге пророка Иоиля и в других местах Библии. Позже люди стре­мились приблизиться к Петру, одна тень которого исцеляла людей (см. Деян.5;15). Но в Ветхом Завете мы не найдем по­добных прецедентов. Павел не мог бы найти в Библии случа­ев изгнания демонов при помощи носовых платков, и все же он делал это силой Святого Духа (см. Деян. 19; 12). Но с дру­гой стороны, апостолы не стали бы делать ничего, что про­тиворечило принципам Ветхого Завета, кроме случаев, ког­да Иисус что-то изменил, включив это в содержание Нового Завета.

Апостолы не стали бы делать ничего, что противоречи­ло принципам Ветхого Завета, кроме случаев, когда Иисус что-то изменил, включив это в содержание Ново­го Завета.

Итак, мы не находим, чтобы апостолы говорили, как это делают некоторые из моих критиков: «Мы не будем делать того-то и того-то, потому что об этом не сказано в Библии». Недавно я прочитал интересное высказывание Билли Грэма. Думаю, он не использовал эти слова в буквальном их смысле, но в ответе на вопрос репортеров о своей возможной от­ставке он сказал: «Я не нахожу такого места в Библии, где было бы сказано, что кто-то ушел на пенсию». Если бы он го­ворил об этом буквально или в качестве доктринального принципа, он навлек бы на себя кучу неприятностей со сто­роны органов социального обеспечения, не говоря уже о своих друзьях христианах, которые давно вышли на пенсию! Кстати, интересно, кто-нибудь говорил мистеру Грэму, что он точно так же не сумел бы найти в Библии никаких упоми­наний об общегородских евангелизациях или о проповеди на стадионах?

Пример апостольского принципа герменевтики

Наряду с другими вопросами за последние годы основная критика на тему духовной войны стратегического уровня была направлена на область герменевтики. Чтобы передать суть спора как можно точнее, я не стану пересказывать пре­тензии критиков, но приведу цитаты из их работ, используя подзаголовки «КритикА» и «Критик Б». Я не буду упоминать их имен, скажу лишь, что это мои друзья и, несмотря на наши разномыслия по этим вопросам, мы глубоко уважаем друг друга. Оба они выдающиеся, всеми уважаемые христианские лидеры.

Вот что написал каждый из них мне лично в результате состоявшегося диалога по вопросу духовной войны страте­гического уровня:

• Критик А:«В Писании нет образца тех действий, к которым вы побуждаете людей. Как может духов­ная война стратегического уровня быть Божьим методом, если сами апостолы не осуществляли этой привилегии?»

• Критик Б:«Должен признаться, что вы не убедили меня в основной концепции духовной войны стратегического уровня. Говорю об этом, потому что ни в Писаниях, ни в примерах истории христи­анской Церкви не нахожу никаких предписаний для стратегии различения, определения имен и мо­литв против демонических духов, контролирую­щих города и народы. С другой стороны, как в Пи­сании, так и в церковной истории имеется развитое учение о духовной войне на личностном уровне».

Я мог бы привести высказывания и других критиков, ко­торые пользуются в основном теми же аргументами для отвержения духовной войны на стратегическом уровне. На­зовем их для удобства «принцип герменевтики на "апостоль­ском" примере». Если это правильный принцип герменевти­ки и если в соответствии с ним мы должны отвергать любую форму христианского служения в случае отсутствия преце­дента в учении Иисуса или же в жизни и писаниях апостолов, тогда мы должны отказаться от многих других форм хрис­тианской деятельности, а не только от духовной войны стратегического уровня.

На мой взгляд, «принцип герменевтики на "апостоль­ском" примере» не является достоверным герменевтиче­ским принципом, и я докажу свое утверждение в следую­щих абзацах.

Однако до этого позвольте мне сказать, что новозавет­ных свидетельств, подтверждающих духовную войну на стратегическом уровне, намного больше, чем думают мои критики А и Б. Во второй части этой книги вашему вниманию будут предложены эти свидетельства, а пока нам нужно ис­следовать наши принципы герменевтики.

Наши рекомендации