Библия апостолов: Ветхий Завет
Единственной Библией, которая была у Петра, Павла и Иакова, не говоря уже об Иисусе, был Ветхий Завет. Раздумывая о библейском учении на тему духовной войны стратегического уровня, мы должны принять во внимание не только ветхозаветное учение. Мы должны признать тот факт, что служение апостолов в новозаветную эру предполагало учение Ветхого Завета как нормативное. Я подчеркиваю слово предполагало,, потому что многие аспекты в апостольском учении и практике не упоминались ни в Евангелиях, ни в Деяниях святых апостолов, ни в Посланиях, которые были написаны позже, поскольку новозаветные авторы считали их само собой разумеющимся фактом.
Мы не можем прийти к заключению, что апостолы не верили в рождение Иисуса от Девы или же не учили этому новообращенных того времени на основании того факта, что об этом не упомянуто ни в одном из новозаветных Посланий. В новозаветных Посланиях отражены далеко не все важные события.
Недавно я прочитал, как один современный автор настоятельно рекомендовал церквям сегодня не заниматься изгнанием демонов, потому что он не нашел таких рекомендаций у апостолов, писавших свои Послания к церквям своих дней. Это может показаться забавным, поскольку в тех же посланиях мы не находим повелений в адрес церквей проводить молитвенные собрания ради спасения заблудших или свидетельствовать своим ближним об Иисусе. Или же другой пример. Мы не можем прийти к заключению, что апостолы не верили в рождение Иисуса от Девы или же не учили этому новообращенных того времени на основании того факта, что об этом не упомянуто ни в одном из новозаветных Посланий. В новозаветных Посланиях отражены далеко не все важные события.
Например, все большее количество людей теперь верит в то, что отождествленное покаяние представляет собой исключительно важный компонент в эффективной духовной войне стратегического уровня. Однако если мы начнем искать подтверждения этому в Библии, в новозаветных книгах мы найдем относительно небольшое количество ссылок на этот аспект. То там, то здесь мы найдем лишь небольшие аналогии, как, например, заместительное искупление Иисуса или случай с Петром, который обвинил всех иудеев в распятии Иисуса (см. Деян.2:3б), либо некоторые намеки в речи Стефана в седьмой главе Деяний. Некоторые исследователи отмечают использование местоимения первого лица множественного числа в Господней молитве и утверждают, что прошение «и прости нам грехи наши» может подразумевать корпоративные грехи. Тем не менее этот факт налицо — в Новом Завете нет прямого и явного учения об отождествленном покаянии.
Но в Ветхом Завете имеется богатый материал о принципах и практике отождествленного покаяния. Это могут подтвердить книги на тему об исцелении ран Америки Джона Доусона («Healing America's Wounds») и о захвате ворот врага Синди Джейкобе («Possessing the Gates of the Enemy»). Однако я не стремлюсь здесь утвердить достоинства отождествленного покаяния, но напомнить, что апостолы, как библейские верующие, должны были отлично знать те случаи, когда Давид отпустил грехи Саула против гаваонитян (см. 2-Цар.21), или же когда Неемия исповедовал грехи отцов своего народа (см. Неем.1:6), или случаи, когда немощи, возникшие по причине грехов одного поколения, переходят к последующим поколениям людей (см. Исх.20:5).
Очень важно, что апостолы не стали повторять это учение в своих Посланиях, однако, на мой взгляд это не решающий фактор. То же я могу сказать о церквях Христа, на богослужениях которых не используются музыкальные инструменты только потому, что в Новом Завете апостолы не говорили, что христианам следует пользоваться музыкальными инструментами. Но если мы предположим, а мы действительно так считаем, что апостолы следовали учению Библии — то есть Ветхому Завету, — мы придем к заключению, что в первых христианских церквях музыкальные инструменты свободно использовались в поклонении.
Но ничто из сказанного здесь не опровергает тот факт, что Иисус пришел, чтобы заключить с нами новый завет. Мы не исполняем определенные ритуалы из ветхозаветной практики, такие, как принесение в жертву животных для искупления грехов. Они были полностью изменены Новым Заветом и относятся к совершенно другой категории, нежели аспекты просто не упомянутые.
Следует также отметить, что с приходом на землю Иисуса Христа, Мессии, совершенно изменились и времена. Новозаветные дни со времени пришествия Иисуса резко отличаются от ветхозаветных дней до пришествия Иисуса. Особо это касается нашего отношения к невидимому миру, потому что вместе с приходом Иисуса наступила эпоха вторжения Божьего Царства на территорию, над которой ранее сатана властвовал безраздельно. Например, в Ветхом Завете мы редко встречаем случаи, когда Божьему народу давалось право изгонять из людей нечистую силу, но в Новом Завете мы уже находим богатый материал, касающийся духовной войны на стратегическом уровне. В главе пятой мы будем говорить об этом более подробно.
Открытые для нового
Апостолы явно не настолько были привязаны к своей Библии, чтобы не принимать то новое, что Бог желал сделать через них. В день Пятидесятницы Петр объяснил происшедшие события как исполнение пророчеств Иоиля (см. Деян.2:1б-21). Возвращаясь ко второй главе Книги пророка Иоиля, мы, однако, ничего не находим такого, что можно было бы объяснить как феномен говорения иными языками. Но апостолы не стали отвергать нового явления на основании того, что они не нашли никаких ссылок на это в Книге пророка Иоиля и в других местах Библии. Позже люди стремились приблизиться к Петру, одна тень которого исцеляла людей (см. Деян.5;15). Но в Ветхом Завете мы не найдем подобных прецедентов. Павел не мог бы найти в Библии случаев изгнания демонов при помощи носовых платков, и все же он делал это силой Святого Духа (см. Деян. 19; 12). Но с другой стороны, апостолы не стали бы делать ничего, что противоречило принципам Ветхого Завета, кроме случаев, когда Иисус что-то изменил, включив это в содержание Нового Завета.
Апостолы не стали бы делать ничего, что противоречило принципам Ветхого Завета, кроме случаев, когда Иисус что-то изменил, включив это в содержание Нового Завета.
Итак, мы не находим, чтобы апостолы говорили, как это делают некоторые из моих критиков: «Мы не будем делать того-то и того-то, потому что об этом не сказано в Библии». Недавно я прочитал интересное высказывание Билли Грэма. Думаю, он не использовал эти слова в буквальном их смысле, но в ответе на вопрос репортеров о своей возможной отставке он сказал: «Я не нахожу такого места в Библии, где было бы сказано, что кто-то ушел на пенсию». Если бы он говорил об этом буквально или в качестве доктринального принципа, он навлек бы на себя кучу неприятностей со стороны органов социального обеспечения, не говоря уже о своих друзьях христианах, которые давно вышли на пенсию! Кстати, интересно, кто-нибудь говорил мистеру Грэму, что он точно так же не сумел бы найти в Библии никаких упоминаний об общегородских евангелизациях или о проповеди на стадионах?
Пример апостольского принципа герменевтики
Наряду с другими вопросами за последние годы основная критика на тему духовной войны стратегического уровня была направлена на область герменевтики. Чтобы передать суть спора как можно точнее, я не стану пересказывать претензии критиков, но приведу цитаты из их работ, используя подзаголовки «КритикА» и «Критик Б». Я не буду упоминать их имен, скажу лишь, что это мои друзья и, несмотря на наши разномыслия по этим вопросам, мы глубоко уважаем друг друга. Оба они выдающиеся, всеми уважаемые христианские лидеры.
Вот что написал каждый из них мне лично в результате состоявшегося диалога по вопросу духовной войны стратегического уровня:
• Критик А:«В Писании нет образца тех действий, к которым вы побуждаете людей. Как может духовная война стратегического уровня быть Божьим методом, если сами апостолы не осуществляли этой привилегии?»
• Критик Б:«Должен признаться, что вы не убедили меня в основной концепции духовной войны стратегического уровня. Говорю об этом, потому что ни в Писаниях, ни в примерах истории христианской Церкви не нахожу никаких предписаний для стратегии различения, определения имен и молитв против демонических духов, контролирующих города и народы. С другой стороны, как в Писании, так и в церковной истории имеется развитое учение о духовной войне на личностном уровне».
Я мог бы привести высказывания и других критиков, которые пользуются в основном теми же аргументами для отвержения духовной войны на стратегическом уровне. Назовем их для удобства «принцип герменевтики на "апостольском" примере». Если это правильный принцип герменевтики и если в соответствии с ним мы должны отвергать любую форму христианского служения в случае отсутствия прецедента в учении Иисуса или же в жизни и писаниях апостолов, тогда мы должны отказаться от многих других форм христианской деятельности, а не только от духовной войны стратегического уровня.
На мой взгляд, «принцип герменевтики на "апостольском" примере» не является достоверным герменевтическим принципом, и я докажу свое утверждение в следующих абзацах.
Однако до этого позвольте мне сказать, что новозаветных свидетельств, подтверждающих духовную войну на стратегическом уровне, намного больше, чем думают мои критики А и Б. Во второй части этой книги вашему вниманию будут предложены эти свидетельства, а пока нам нужно исследовать наши принципы герменевтики.