Что мы можем узнать о мире тьмы?

Из совершенно надежного записанного Божьего Слова, из сказанного Слова Божьего, или ремы., из тщательного анали­за и толкования дел Божьих мы можем получить совершен­но бесценную информацию. По мере перечисления других возможных источников действительных знаний увеличива­ется и количество возражений и критики, и все же самые го­рячие возражения вызывает последний пункт — возмож­ность получения знаний из мира тьмы.

Критики часто предполагают, что я имею склонность рассуждать с анимистических позиций, а не с христиан­ских. С этим связано обвинение в том, что я позволяю себе слишком глубоко внедряться в дуализм моего индоевропей­ского лингвистического наследия и что я пребываю в опас­ности, наивно принимая индоевропейскую мифологию из­вечного конфликта между добром и злом.

Кратко отвечая на последнее обвинение, должен сказать, что в качестве христианина я никогда и ни в каком виде не подпишусь под философским дуализмом, потому что я «ве­рую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и зем­ли», как сказано в Апостольском символе веры. А это значит, что сам дьявол, как и любая сила и демоническое существо, населяющие невидимый мир тьмы, являются творениями, которые были сотворены и находятся в полном подчинении Всемогущего Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, Который будет «царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои» (IKop.l 5:25). Для библейских христиан не существует вечного конфликта, — ибо только Бог вечен.

После этого заявления у меня не остается проблемы с принятием ограниченного дуализма, потому что сатана и его силы зла пока не все находятся под ногами Иисуса, как это произойдет когда-то в будущем. Наш суверенный Бог позволил по каким-то Своим соображениям ангелам тьмы осуществлять свою власть для того, чтобы украсть, убить и погубить. Но Бог таким же образом обеспечил нас мощным оружием, которое нужно каждому из верующих для того, чтобы служить Ему «как добрый воин Иисуса Христа» (2Тим.2:3). Конфликт между добром и злом — это не просто плод нашего воображения и не возврат к древней мифоло­гии, но точное определение духовной реальности, в кото­рой мы живем и служим в сегодняшнем мире.

«Анимистическая парадигма»

А что с «анимистической парадигмой»? Когда я читаю, что Питер Вагнер подозревается в поддержке анимистической парадигмы, я полагаю, что наши основные определения по­нятия «анимизм» несколько отличаются друг от друга. Уиль­ям А. Смолли, высокочтимый миссионер и антрополог, предлагает следующее определение: «Анимизм — это вера в персонифицированную сверхъестественную силу. В каче­стве таковой он противопоставлен безличной силе (тапа и связанным с ней понятиям). Его проявления колеблются от одного Бога как единственного духовного существа через ортодоксальные формы великих монотеистических рели­гий (включая ангелов, демонов, душ умерших и других видов духов) до бесчисленных привидений, духов умерших пред­ков, духов в природных объектах и других явлений, харак­терных для многих "примитивных" религий».

Должен признаться, что я действительно верю, и доста­точно твердо, в персонифицированную сверхъестествен­ную силу, имея в виду Бога, ангелов и демонов, потому что Библия подтверждает их существование. Если бы я не верил в персонифицированную сверхъестественную силу, я бы, следовательно, не мог подтвердить, что я принимаю Библию в качестве абсолютного авторитета. Библия ясно учит, что единственно истинный Бог — это личность (фактически три личности), а также существуют сатана, демоны и ангелы.

Я также понимаю, что «анимизм» сегодня часто использу­ется в более узком смысле, чем то, что мы находим в опреде­лении Смолли. Пролистывая книгу Патрика Джонсона о дей­ствующем мире («Operation World»), например, можно обна­ружить, что во многих странах количество христиан дается в процентном соотношении к количеству анимистов. Пользуясь терминологией Смолли, я с радостью приму на себя ярлык «анимиста», но в понятиях Джонсона я стану от­вергать его. Думаю, мои критики хотят предупредить меня о том, чтобы я не стал анимистом в классификации Джонсо­на — т.е. человеком, который предан не Иисусу Христу толь­ко, но и другим сверхъестественным силам.

Как нам различить истину?

Мне кажется, что в современном нехристианском анимизме мы находим смесь истины, духовного обмана и многие дру­гие промежуточные этапы. Думаю, было бы мудро отверг­нуть все формы анимизма или индоевропейской мифоло­гии только на том основании, что все утверждения этой и других нехристианских систем абсолютно недостоверны.

Например, во многих культурах существуют совершенно конкретные мифы о сотворении мира. Почти все они описы­вают изначальный мир, ограниченный участком земли, на ко­тором был сотворен рай. Эта информация с различной степе­нью искажения является обычной практически для всего че­ловечества. В этом случае общая достоверность мифов о сотворении мира подтверждается библейским откровением об Эдемском саде. Человечество в целом склонно к призна­нию сотворения мира Богом и последовавшей за этим исто­рией мира. Некоторые детали этой истории, но не все, откры­ваются нам в Писании. Когда мы получаем эти откровения, любые отклонения от библейских повествований в любой данной культурной традиции должны рассматриваться вер­ными христианами как неточность. Как я уже говорил, Слово Божье должно оставаться нашим конечным авторитетом.

Но когда само Писание не обеспечивает нас Богом дан­ным откровением о реальности, достоверность любых дру­гих небиблейских утверждений следует либо подтверждать, либо отвергать на основании других критериев, отличных от библейской экзегетики. Будет ошибкой предполагать, что все устные предания, существующие в различных культур­ных направлениях, недостоверны сами по себе. Скорее на­много разумнее будет предположить, что каждая традиция может отражать какие-то истинные аспекты реальности с различной степенью искажения.

Наши критерии оценки этого материала не должны огра­ничиваться пятью органами чувств либо тем, что мы называ­ем «научными законами», хотя и они необходимы. Конечно же, какая-то часть реальности в первую очередь различается духовно, а потому не поддается научному анализу.

Как пример давайте рассмотрим понятие нового рожде­ния. Я не знаю никакой научной методики, которая могла бы подтвердить тот факт, что данный человек был возрожден сверхъестественной силой Святого Духа и стал новым тво­рением во Христе. Мы, христиане, веруем, что это действи­тельно происходит с нами, но наше понимание этого при­ходит только через веру и духовный дар различения. Верно, что в качестве свидетельства нового рождения можно пред­ставить плоды возрождения, но сравнимые изменения в че­ловеческом поведении также можно объяснить определен­ными физическими и психическими причинами. Изменения в отношении человека и в его поведении сами по себе не яв­ляются достаточным научным доказательством того, что сверхъестественное духовное существо, называемое Святым Духом, сделало или не сделало что-то конкретное в каждом данном случае. В конечном счете невозможно привести ни­каких научных свидетельств, которые могли бы доказать ре­альность того, что Святой Дух существует.

Также важно признать, что духовное видение, которое получает информацию прямо из духовного мира, не являет­ ся исключительной способностью тех, кто уже рожден зано­во. Способность к духовному различению определенно яв­ляется выражением по крайней мере одного измерения Божьего образа и подобия, в котором были сотворены все люди, христиане и нехристиане. Если это так, то человече­ские существа, будь то индоевропейцы, меланезийцы, аме­риканские индейцы и любая другая этническая группа, могут и часто обладают достоверной информацией о духовном мире. В то же время какая-то часть информации, которую они принимают, явно искажена и недостоверна. Я полагаю, что часто такая информация происходит из источников дезинформации, и ее предоставляют силы тьмы намеренно с тем, чтобы держать эту группу людей в духовном плену.

Испытывайте все

Поэтому нашей задачей является «все испытывать, хорошего держаться» (1Фес.5:21). Но как это сделать? Мы полагаемся на просвещение, которое суверенный Бог решает дать нам как верующим. Например:

• В нас пребывает Святой Дух, третья личность Троицы, и мы можем и должны жить жизнью, исполненной Святым Духом.

• Нас приглашают ежедневно находиться в тесной близости с Отцом в молитве, в общении с Ним и в слышании Его голоса. Известно, что Бог вступает в общение с людьми и говорит к ним как слышимым голосом, так и через внутреннее убеждение, в видениях, в сновидениях, через пророков и Своим личным явлением перед верующими.

• Нам не следует действовать как отдельным личностям, но как членам Тела Христова. Когда мы осознаем истинные реалии духовного мира, мы ищем одобрения со стороны других верующих и с радостью делимся с ними всеми познаниями, чтобы вместе испытать достоверность наших выводов.

• Некоторым верующим дан дар различения духов (см. 1 Кор. 12:10). Это значит, что Бог дал им сверхъестественную способность помогать нам отличить то, что истинно, от того, что ложно. Этот дар можно назвать духовным счетчиком Гейгера с особой способностью обнаруживать через Святого Духа присутствие демонических существ. Очень часто в результате этих откровений нам даются удивительно подробные и точные знания о личности и намерениях демонических существ.

• В вопросах познания невидимого мира мы все нуждаемся в огромном смирении, в честном признании того, что мы недостаточно исполнены Святым Духом, недостаточно близки с Отцом или же недостаточно открыты для принятия откровений от наших ближних в каждом конкретном случае. А это значит, что иногда мы можем быть не так точны, как хотелось бы, в различении того, какая информация о невидимом мире достоверна, а какую следует отвергнуть. Мы не ошибемся, если признаем это и если всегда будем проверять свои выводы.

Если исходить из этой перспективы и принимать во внимание это заявление, станет ясным, что некоторые нехристиане, будь то анимисты, шаманисты, гуру, ламы, философы или другие варианты, могут передать нам какую-то информацию о реалиях духовного мира, в познании которого они достигли определенных успехов. Эти нехристианские источники, конечно же, следует оценивать с молитвенным вниманием и осторожностью. И все же нам нужно помнить что духовный мир, которому они так преданы, это реальный мир, а не плод их «языческого» воображения. А потому некоторые аспекты этого мира можно узнать достаточно точно. Особенно важным источником надежной информации мо гут стать бывшие оккультисты, которые обрели новое рождение и исполнены Святым Духом. Не все, что говорят бывшие оккультисты, может быть истиной, но при помощи библейского различения от них можно получить вполне конкретные откровения.

Некоторые верующие задавались вопросом, а можем ли мы получить достоверную информацию от самих демонов Демоны представлены в Библии как существа, имеющие личность и интеллект, умеющие говорить и пользующиеся этой способностью. Но они также представлены как обманщики и лжецы. А отсюда можно сделать вывод, что они действи­тельно обладают ценной информацией. Тогда возникает вопрос: могут ли они передать нам эту ценную информацию во время общения с нами? Да, конечно, но нам следует ис­пользовать дар различения для того, чтобы обработать все то, что мы можем услышать от них. Мы должны отделить ис­тину от лжи. Однажды я слышал, как Эд Мерфи указал на сле­дующий интересный факт: Каждое высказывание демона, записанное в Новом Завете, является правдой! Разве это не библейское свидетельство того, что мы действительно мо­жем получить достоверную информацию из мира тьмы?

Вопросы лояльности

Более важным является вопрос не о том, становится ли дей­ствующая модель духовного мира частью общей реальности, но то, что мы как слуги Превознесенного Бога решаем посту­пить с этой информацией. Преданные анимисты выбирают посвятить себя силам и власти демонических духов. Они вы­бирают отдать свою верность творению, а не Творцу. Христи­ане, с другой стороны, решают объявить о своем полном от­речении от власти сил зла и всю свою верность отдать Божье­му Сыну. Помните — в этом заключена огромная разница.

Если понимание реальностей невидимого мира в любом объеме рассматривается некоторыми как принятие «аними­стической парадигмы», тогда информированные христиане согласятся с этим. Сами бесы «веруют, и трепещут» (Иак.2:19). Но если, однако, «анимистическая парадигма» предполагает верность силам тьмы или поклонение творе­нию вместо Творца, информированные христиане должны категорически отвергнуть это.

Заключение

Но как нам понять, что именно мы знаем?

Основным источником наших знаний о Боге и духовной сфере является Библия — записанное Слово Божье. Однако она не остается единственным источником информации. С необходимой предосторожностью и с помазанием Святого Духа мы также можем получить ценную информацию из ремы — или сказанного Божьего слова — из внимательных исследований и анализа дел Божьих в мире и от представи­телей мира тьмы, как в человеческом, так и в духовном обличии, хотя их всегда нужно оценивать как враждебных свиде­телей. Мы знаем, враждебные свидетели известны своей не­надежностью.

Вопросы к теме:

1. Вы когда-нибудь задумывались над тем, возникает ли богословие из служения или служение из богословия? Обсудите свои мысли по данному вопросу.

2. Как вы думаете, являются ли равноценными интеллектуальное знание, сведения, полученные в результате исследований, и знания, полученные опытным путем? Какой вид информации является наиболее важным в вашей повседневной жизни?

3. Можем ли мы слышать Божий голос? Обращался ли Бог когда-нибудь прямо к вам? Как это произошло? Как вы можете быть уверены, что это был Бог?

4. Можем ли мы узнать что-нибудь из дел Божьих, даже если Он делает то, о чем прямо не упоминается в Библии? Как нам знать, что это действительно Бог?

5. Некоторые полагают, что оккультисты и даже демоны могут стать для нас источником информации о духовном мире. Другие считают, что такая информация может быть только ложью или обманом. Что думаете вы по этому вопросу?

Глава 3.

Возвращаясь к Библии:

Наши рекомендации