Что мы можем узнать о мире тьмы?
Из совершенно надежного записанного Божьего Слова, из сказанного Слова Божьего, или ремы., из тщательного анализа и толкования дел Божьих мы можем получить совершенно бесценную информацию. По мере перечисления других возможных источников действительных знаний увеличивается и количество возражений и критики, и все же самые горячие возражения вызывает последний пункт — возможность получения знаний из мира тьмы.
Критики часто предполагают, что я имею склонность рассуждать с анимистических позиций, а не с христианских. С этим связано обвинение в том, что я позволяю себе слишком глубоко внедряться в дуализм моего индоевропейского лингвистического наследия и что я пребываю в опасности, наивно принимая индоевропейскую мифологию извечного конфликта между добром и злом.
Кратко отвечая на последнее обвинение, должен сказать, что в качестве христианина я никогда и ни в каком виде не подпишусь под философским дуализмом, потому что я «верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли», как сказано в Апостольском символе веры. А это значит, что сам дьявол, как и любая сила и демоническое существо, населяющие невидимый мир тьмы, являются творениями, которые были сотворены и находятся в полном подчинении Всемогущего Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, Который будет «царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои» (IKop.l 5:25). Для библейских христиан не существует вечного конфликта, — ибо только Бог вечен.
После этого заявления у меня не остается проблемы с принятием ограниченного дуализма, потому что сатана и его силы зла пока не все находятся под ногами Иисуса, как это произойдет когда-то в будущем. Наш суверенный Бог позволил по каким-то Своим соображениям ангелам тьмы осуществлять свою власть для того, чтобы украсть, убить и погубить. Но Бог таким же образом обеспечил нас мощным оружием, которое нужно каждому из верующих для того, чтобы служить Ему «как добрый воин Иисуса Христа» (2Тим.2:3). Конфликт между добром и злом — это не просто плод нашего воображения и не возврат к древней мифологии, но точное определение духовной реальности, в которой мы живем и служим в сегодняшнем мире.
«Анимистическая парадигма»
А что с «анимистической парадигмой»? Когда я читаю, что Питер Вагнер подозревается в поддержке анимистической парадигмы, я полагаю, что наши основные определения понятия «анимизм» несколько отличаются друг от друга. Уильям А. Смолли, высокочтимый миссионер и антрополог, предлагает следующее определение: «Анимизм — это вера в персонифицированную сверхъестественную силу. В качестве таковой он противопоставлен безличной силе (тапа и связанным с ней понятиям). Его проявления колеблются от одного Бога как единственного духовного существа через ортодоксальные формы великих монотеистических религий (включая ангелов, демонов, душ умерших и других видов духов) до бесчисленных привидений, духов умерших предков, духов в природных объектах и других явлений, характерных для многих "примитивных" религий».
Должен признаться, что я действительно верю, и достаточно твердо, в персонифицированную сверхъестественную силу, имея в виду Бога, ангелов и демонов, потому что Библия подтверждает их существование. Если бы я не верил в персонифицированную сверхъестественную силу, я бы, следовательно, не мог подтвердить, что я принимаю Библию в качестве абсолютного авторитета. Библия ясно учит, что единственно истинный Бог — это личность (фактически три личности), а также существуют сатана, демоны и ангелы.
Я также понимаю, что «анимизм» сегодня часто используется в более узком смысле, чем то, что мы находим в определении Смолли. Пролистывая книгу Патрика Джонсона о действующем мире («Operation World»), например, можно обнаружить, что во многих странах количество христиан дается в процентном соотношении к количеству анимистов. Пользуясь терминологией Смолли, я с радостью приму на себя ярлык «анимиста», но в понятиях Джонсона я стану отвергать его. Думаю, мои критики хотят предупредить меня о том, чтобы я не стал анимистом в классификации Джонсона — т.е. человеком, который предан не Иисусу Христу только, но и другим сверхъестественным силам.
Как нам различить истину?
Мне кажется, что в современном нехристианском анимизме мы находим смесь истины, духовного обмана и многие другие промежуточные этапы. Думаю, было бы мудро отвергнуть все формы анимизма или индоевропейской мифологии только на том основании, что все утверждения этой и других нехристианских систем абсолютно недостоверны.
Например, во многих культурах существуют совершенно конкретные мифы о сотворении мира. Почти все они описывают изначальный мир, ограниченный участком земли, на котором был сотворен рай. Эта информация с различной степенью искажения является обычной практически для всего человечества. В этом случае общая достоверность мифов о сотворении мира подтверждается библейским откровением об Эдемском саде. Человечество в целом склонно к признанию сотворения мира Богом и последовавшей за этим историей мира. Некоторые детали этой истории, но не все, открываются нам в Писании. Когда мы получаем эти откровения, любые отклонения от библейских повествований в любой данной культурной традиции должны рассматриваться верными христианами как неточность. Как я уже говорил, Слово Божье должно оставаться нашим конечным авторитетом.
Но когда само Писание не обеспечивает нас Богом данным откровением о реальности, достоверность любых других небиблейских утверждений следует либо подтверждать, либо отвергать на основании других критериев, отличных от библейской экзегетики. Будет ошибкой предполагать, что все устные предания, существующие в различных культурных направлениях, недостоверны сами по себе. Скорее намного разумнее будет предположить, что каждая традиция может отражать какие-то истинные аспекты реальности с различной степенью искажения.
Наши критерии оценки этого материала не должны ограничиваться пятью органами чувств либо тем, что мы называем «научными законами», хотя и они необходимы. Конечно же, какая-то часть реальности в первую очередь различается духовно, а потому не поддается научному анализу.
Как пример давайте рассмотрим понятие нового рождения. Я не знаю никакой научной методики, которая могла бы подтвердить тот факт, что данный человек был возрожден сверхъестественной силой Святого Духа и стал новым творением во Христе. Мы, христиане, веруем, что это действительно происходит с нами, но наше понимание этого приходит только через веру и духовный дар различения. Верно, что в качестве свидетельства нового рождения можно представить плоды возрождения, но сравнимые изменения в человеческом поведении также можно объяснить определенными физическими и психическими причинами. Изменения в отношении человека и в его поведении сами по себе не являются достаточным научным доказательством того, что сверхъестественное духовное существо, называемое Святым Духом, сделало или не сделало что-то конкретное в каждом данном случае. В конечном счете невозможно привести никаких научных свидетельств, которые могли бы доказать реальность того, что Святой Дух существует.
Также важно признать, что духовное видение, которое получает информацию прямо из духовного мира, не являет ся исключительной способностью тех, кто уже рожден заново. Способность к духовному различению определенно является выражением по крайней мере одного измерения Божьего образа и подобия, в котором были сотворены все люди, христиане и нехристиане. Если это так, то человеческие существа, будь то индоевропейцы, меланезийцы, американские индейцы и любая другая этническая группа, могут и часто обладают достоверной информацией о духовном мире. В то же время какая-то часть информации, которую они принимают, явно искажена и недостоверна. Я полагаю, что часто такая информация происходит из источников дезинформации, и ее предоставляют силы тьмы намеренно с тем, чтобы держать эту группу людей в духовном плену.
Испытывайте все
Поэтому нашей задачей является «все испытывать, хорошего держаться» (1Фес.5:21). Но как это сделать? Мы полагаемся на просвещение, которое суверенный Бог решает дать нам как верующим. Например:
• В нас пребывает Святой Дух, третья личность Троицы, и мы можем и должны жить жизнью, исполненной Святым Духом.
• Нас приглашают ежедневно находиться в тесной близости с Отцом в молитве, в общении с Ним и в слышании Его голоса. Известно, что Бог вступает в общение с людьми и говорит к ним как слышимым голосом, так и через внутреннее убеждение, в видениях, в сновидениях, через пророков и Своим личным явлением перед верующими.
• Нам не следует действовать как отдельным личностям, но как членам Тела Христова. Когда мы осознаем истинные реалии духовного мира, мы ищем одобрения со стороны других верующих и с радостью делимся с ними всеми познаниями, чтобы вместе испытать достоверность наших выводов.
• Некоторым верующим дан дар различения духов (см. 1 Кор. 12:10). Это значит, что Бог дал им сверхъестественную способность помогать нам отличить то, что истинно, от того, что ложно. Этот дар можно назвать духовным счетчиком Гейгера с особой способностью обнаруживать через Святого Духа присутствие демонических существ. Очень часто в результате этих откровений нам даются удивительно подробные и точные знания о личности и намерениях демонических существ.
• В вопросах познания невидимого мира мы все нуждаемся в огромном смирении, в честном признании того, что мы недостаточно исполнены Святым Духом, недостаточно близки с Отцом или же недостаточно открыты для принятия откровений от наших ближних в каждом конкретном случае. А это значит, что иногда мы можем быть не так точны, как хотелось бы, в различении того, какая информация о невидимом мире достоверна, а какую следует отвергнуть. Мы не ошибемся, если признаем это и если всегда будем проверять свои выводы.
Если исходить из этой перспективы и принимать во внимание это заявление, станет ясным, что некоторые нехристиане, будь то анимисты, шаманисты, гуру, ламы, философы или другие варианты, могут передать нам какую-то информацию о реалиях духовного мира, в познании которого они достигли определенных успехов. Эти нехристианские источники, конечно же, следует оценивать с молитвенным вниманием и осторожностью. И все же нам нужно помнить что духовный мир, которому они так преданы, это реальный мир, а не плод их «языческого» воображения. А потому некоторые аспекты этого мира можно узнать достаточно точно. Особенно важным источником надежной информации мо гут стать бывшие оккультисты, которые обрели новое рождение и исполнены Святым Духом. Не все, что говорят бывшие оккультисты, может быть истиной, но при помощи библейского различения от них можно получить вполне конкретные откровения.
Некоторые верующие задавались вопросом, а можем ли мы получить достоверную информацию от самих демонов Демоны представлены в Библии как существа, имеющие личность и интеллект, умеющие говорить и пользующиеся этой способностью. Но они также представлены как обманщики и лжецы. А отсюда можно сделать вывод, что они действительно обладают ценной информацией. Тогда возникает вопрос: могут ли они передать нам эту ценную информацию во время общения с нами? Да, конечно, но нам следует использовать дар различения для того, чтобы обработать все то, что мы можем услышать от них. Мы должны отделить истину от лжи. Однажды я слышал, как Эд Мерфи указал на следующий интересный факт: Каждое высказывание демона, записанное в Новом Завете, является правдой! Разве это не библейское свидетельство того, что мы действительно можем получить достоверную информацию из мира тьмы?
Вопросы лояльности
Более важным является вопрос не о том, становится ли действующая модель духовного мира частью общей реальности, но то, что мы как слуги Превознесенного Бога решаем поступить с этой информацией. Преданные анимисты выбирают посвятить себя силам и власти демонических духов. Они выбирают отдать свою верность творению, а не Творцу. Христиане, с другой стороны, решают объявить о своем полном отречении от власти сил зла и всю свою верность отдать Божьему Сыну. Помните — в этом заключена огромная разница.
Если понимание реальностей невидимого мира в любом объеме рассматривается некоторыми как принятие «анимистической парадигмы», тогда информированные христиане согласятся с этим. Сами бесы «веруют, и трепещут» (Иак.2:19). Но если, однако, «анимистическая парадигма» предполагает верность силам тьмы или поклонение творению вместо Творца, информированные христиане должны категорически отвергнуть это.
Заключение
Но как нам понять, что именно мы знаем?
Основным источником наших знаний о Боге и духовной сфере является Библия — записанное Слово Божье. Однако она не остается единственным источником информации. С необходимой предосторожностью и с помазанием Святого Духа мы также можем получить ценную информацию из ремы — или сказанного Божьего слова — из внимательных исследований и анализа дел Божьих в мире и от представителей мира тьмы, как в человеческом, так и в духовном обличии, хотя их всегда нужно оценивать как враждебных свидетелей. Мы знаем, враждебные свидетели известны своей ненадежностью.
Вопросы к теме:
1. Вы когда-нибудь задумывались над тем, возникает ли богословие из служения или служение из богословия? Обсудите свои мысли по данному вопросу.
2. Как вы думаете, являются ли равноценными интеллектуальное знание, сведения, полученные в результате исследований, и знания, полученные опытным путем? Какой вид информации является наиболее важным в вашей повседневной жизни?
3. Можем ли мы слышать Божий голос? Обращался ли Бог когда-нибудь прямо к вам? Как это произошло? Как вы можете быть уверены, что это был Бог?
4. Можем ли мы узнать что-нибудь из дел Божьих, даже если Он делает то, о чем прямо не упоминается в Библии? Как нам знать, что это действительно Бог?
5. Некоторые полагают, что оккультисты и даже демоны могут стать для нас источником информации о духовном мире. Другие считают, что такая информация может быть только ложью или обманом. Что думаете вы по этому вопросу?
Глава 3.
Возвращаясь к Библии: