Как нам понять, что именно мы знаем.
Определение теории познания
Понятие «теория познания» потребует объяснения.
У каждого человека имеется встроенная система отбора того, что истинно и что ложно. Мы не верим во все, что ни услышим, но каким образом работает эта система отбора истинного? Как нам понять, что мы узнали то, что есть истина? Как нам понять, какими именно знаниями мы обладаем? Большая часть людей во всем мире каждый день, не задумываясь, обращается именно к этой врожденной системе понимания того, во что следует верить, а во что не следует. Этот процесс происходит так же автоматически, как кто-то узнает по своим часам время, не зная и не задумываясь над тем, как работают часы. Мы делаем это постоянно.
Поэтому многие люди даже никогда не задумывались над тем, как действует эта система различения истины. Однако для философов этот вопрос имеет очень важное значение, и потому они изобрели этот термин — «теория познания», который на обычном языке означает попытку выяснить, как мы знаем, что мы именно знаем.
Точная информация о невидимом мире
Если мы собираемся молиться воинственной молитвой и восстать против сил тьмы невидимого мира, очень важно иметь точную информацию о природе и функциях этого мира.
В связи с этим среди мыслящих христиан возникает закономерный вопрос: возможно ли такого рода знание? Если да, то откуда его взять? Как нам получить его? Как можно отличить истинное отложного? Как нам понять, верна ли информация, или это обман сатаны, а может быть, просто плод нашего воображения?
В этой главе я хочу с ясных и практических позиций осветить эти вопросы. Я знаю, что в области философской теологии написаны целые тома на тему теории познания, но очень немногие христиане, сражающиеся на переднем крае духовной борьбы стратегического уровня, когда-нибудь увидят эти книги и уж тем более у них не будет достаточно времени для того, чтобы исследовать и вникнуть в сложные рассуждения. Поэтому я не стану пытаться писать философским языком, даже если бы у меня было на это право, которого на самом деле у меня нет.
Однако ответственные христиане никак не могут игнорировать вопрос о том, как нам понять, что именно мы знаем о невидимом мире. Вполне объяснимо, что большая часть критики против моих воззрений относительно духовной войны стратегического уровня была направлена именно на вопросы теории познания. Многие считают, что вместе с моими сторонниками мы получаем информацию из негодных источников, а потому наши выводы не могут быть достоверными. Нет сомнений в том, что я, с другой стороны, совершенно уверен в достоверности нашей информации и в надежности наших источников. Но как же убедить в этом других?
Позвольте мне объяснить нашу позицию более подробно.
Основные правила богословия
Как я уже говорил, я пишу эту книгу, чтобы осветить главные проблемы, поднятые моими критиками. Я думаю, все они согласятся со мной в том, что мы не являемся друг другу врагами. Мы согласимся, что мы, как христианские лидеры, в своих обсуждениях, будь они устными или письменными, должны быть проникнуты плодами Духа. Я надеюсь, мы договоримся о соблюдении основных правил исследования богословских вопросов в обсуждении наших взглядов на духовную войну стратегического уровня и природу невидимого мира, а также на нашу власть во Христе, дающую нам право восстать против сил тьмы. Если же мы не оговорим эти правила, мы будем проходить мимо друг друга, как корабли в ночи, и не сумеем разрешить взаимные недоразумения.
Давайте прежде всего договоримся об определении теологии вообще. Это отличная отправная точка. В таком случае определение должно касаться самой сущности этого понятия, к которой впоследствии можно будет добавить любое количество деталей в соответствии с нашими убеждениями. Упрощенное определение богословия, которым я пользуюсь многие годы и с которым, надеюсь, мы согласимся, заключается в следующем:
Теология — это попытка человека объяснить Божье Слово и Божьи дела разумным и систематическим образом.
Если мы соглашаемся с таким определением, тогда оно сыграет свою роль в нашем отношении к спорным вопросам. Оно поможет нам сохранить нашу человечность перед Господом и друг перед другом, к чему мы все стремимся. Благодаря такому определению мы вполне осознаем, что наши открытия и находки ограничены потому, что это только лишь человеческая позиция в противоположность вдохновленным Богом отношениям. Более того мы осознаем, что мы в лучшем случае только лишь осуществляем попытку, которая впоследствии будет подвергнута испытанию в противоположность догматическим выводам, изваянным в граните.
Далее мы также признаем тот очевидный факт, что теология отличается от Священных Писаний (см. Мат.5:17-19; Иоан.10:35б; 2Тим.З:1б; 2Пет.1:20,21). Писания не являются человеческими ни по своей структуре, ни по своему содержанию, но вдохновленными Божьим Словом. Говоря это, я не игнорирую тот факт, что все книги Библии были написаны людьми, однако я верю, что Святой Дух уникальным образом направлял библейских авторов и их произведения подпадают под совершенно другую категорию, чем труды наших самых лучших богословов.
Основные правила отношений
Я также надеюсь, что мы согласимся с тем, что наши богословские выводы будут распространяться на так называемую «сферу убеждений», начиная с тех понятий, которые невозможно обсуждать, и кончая теми, которые просто отвратительны сами по себе. Без этой сферы не было бы такого явления, как ересь. Я полагаю, что все мы, вовлеченные в споры о духовной войне, соглашаемся с существованием ереси и с тем, что нам следует избегать этого. Более того, эта сфера будет нам напоминать, что не все наши богословские концепции равно важны.
Мой друг Тед Хаггард вполне согласен с этим. В своей отличной книге о главной цели («Primary Purpose») Хаггард знакомит нас с основными путями, на которых должно базироваться духовное единство христианских лидеров. Он рисует различные богословские позиции, представленные в трех концентрических кругах. В центральный круг он включает абсолюты, в средний круг он помещает интерпретации, а в большом круге он представляет выводы. Вне трех кругов он вписывает субъективные мнения, личные предпочтения, чувства и культурные нормы.
Те из нас, кто впервые сталкивается с относительно новыми и иногда радикальными понятиями, касающимися духовной войны стратегического уровня, духовной картографии, отождествления в покаянии и с другими подобными вопросами, довольно легко соглашается с теологическими абсолютами, многие из которых представлены в Апостольском символе веры. Продвигаясь далее к внешнему из трех кругов, мы все признаем, что наши теологические выводы могут отличаться один от другого (например, в том, когда и как применять воду при крещении), и это менее важный вопрос. Однако средний круг теологических интерпретаций, или толкований, нас интересует намного больше, и именно этот вопрос я затрагиваю в своей книге.
Наше обсуждение обусловлено одним основным положением — служение предшествует благословению и производит его, а не наоборот.
Осознание этого очень поможет нам в дискуссии. Во многих случаях именно из богословских толкований происходят наши сильные убеждения, и их невозможно отделить отличных чувств и эмоций. Однако если мы будем постоянно напоминать себе, что речь идет не о богословских абсолютах открытой нам истины, нам будет намного легче любить и уважать тех, кто не соглашается с нашими теологическими интерпретациями. Должен признаться, у меня самого были настолько сильные богословские убеждения, что когда я читал опровержения каких-либо своих идей, я замечал, что думаю следующим образом: «Но как можно быть таким глупым?» Затем в один прекрасный день я почувствовал обличение в своем нечестивом отношении и просил Господа о прощении. И практически каждый раз в таких ситуациях Он напоминает мне, что мой критик такой же умный и любит Бога не меньше, чем я.