Образец построения научного аппарата исследования
Тема исследования: Проблема определения иерархических степеней (епископ и пресвитер) в истории Древней Церкви.
Актуальность исследования: В настоящее время существуют критически или враждебно настроенные организации, группы людей, высказывающие суждения, игнорирование которых со стороны Православной Церкви может привести к нежелательным для нее последствиям. Суть данных высказываний сводится к следующему: Древняя Церкви имела другие иерархические степени священства, отличные от современных. Очевидно¸ что это утверждение ставит под сомнение прямое преемство современных православных клириков от апостолов, а следовательно, от Святого Духа и Господа Нашего Иисуса Христа. А этим ставится под сомнение собственно благодатность православной иерархии, а следовательно, и самой Православной Церкви. Таким образом, необходимость тщательного изучения этой проблемы становится очевидной.
Объект исследования: Иерархические степени в Древней Церкви.
Предмет исследования: Степени «епископ» и «пресвитер» в Древней Церкви.
Проблема исследования: Уточнение смыслов (содержаний) понятий «епископ» и «пресвитер» в Древней Церкви. Выяснение содержательной преемственности древней и современной церковной иерархии.
Цель исследования: Установление правомочности исторически сложившейся и ныне существующей иерархической структуры Православной Церкви путем анализа исторических содержаний понятий «епископ» и «пресвитер».
Задачи исследования:
1) уточнить содержание понятия «епископ» в древней Церкви и его историческую эволюцию;
2) уточнить содержание понятия «пресвитер» в древней Церкви и его историческую эволюцию;
3) установить корреляцию иерархических степеней Древней и современной Православной Церкви.
Приложение 3
Правила оформления Библиографического списка
В конце каждой научной работы приводится пронумерованный перечень источников литературы, использованных при выполнении работы. Сведения об источнике приводят в установленной последовательности. Для светских произведений эти правила изложены в ГОСТ 7.1–84, для богословских произведений – в соответствии с рекомендациями, изложенными в работе монахини Елены (Хиловской) «Библиографическое описание документа. Методическое пособие по применению ГОСТа 7.1–84». – М.: изд-во ПСТГУ, 2001.
Библиографическое описание произведений в списке литературы – совокупность библиографических сведений о произведении или его части, которые дают возможность идентифицировать произведение. Предметом описания может быть книга (в целом), совокупность нескольких книг (многотомное издание); статья в книге или в выпуске периодического (или продолжающегося) издания; диссертация, диплом или отчет о научной работе; стандарты, нормы, правила, церковные каноны; рукописи, архивные материалы; кино- и фото-документация, видео- или аудиодиски и другие источники, применяющиеся при написании работы.
Порядок расположения источников в списке литературы является алфавитным. В объемных работах целесообразно структурировать список источников по содержанию на собственно источники и литературу.
К источникам в собственном смысле слова относятся: Священное Писание, труды Святых Отцов Церкви, Жития святых, богослужебные тексты, постановления Вселенских и Поместных Соборов, церковные каноны, исторические хроники, воспоминания, записки очевидцев и т.п.
К литературе относят научные и богословские работы и исследования ученых. Если использованная литература обширна (например, около 100 наименований), то ее следует также разделить, например, на отечественную и зарубежную; дореволюционную и послереволюционную; церковную и светскую и т.п. В больших списках выделяют отдельно справочную литературу, периодическую литературу, учебную и т.д. в зависимости от конкретных особенностей работы и целей автора.
Библиографическое описание (ссылка) в студенческих работах дается, как правило, в краткой форме, где приводятся только обязательные элементы библиографического описания. Описание составляют на языке текста используемого источника. Текст названия приводится к нормам современной орфографии (за исключением рукописей и некоторых богослужебных книг), опечатки и ошибки в названии исправляют.
Описание источника приводится по следующей схеме:
Автор (авторы). Заглавие: сведения, относящиеся к заглавию/ сведения об ответственности. Место издания: название издательства, год издания. Объем издания.
В качестве разделителя областей описания используется точка. Жирным шрифтом выделены обязательные элементы описания.
В библиографическом описании, применяемом в студенческих работах, разделительный знак .– (точка, тире) может заменяться на точку.
Можно привести правила библиографического описания, содержащие только обязательные элементы, в сокращенном виде:
1. Автор (фамилия, затем инициалы), точка. Если произведение написано двумя или тремя авторами, они перечисляются через запятую. Если авторов четверо или больше, указывают лишь первого, а затем ставят условное обозначение «и др.» («и другие»).
a. Если автор – святой Православной Церкви, то указывается его церковное именование, которое можно найти в Православном церковном календаре издательства Московской Патриархии, например: Прокопий Устюжский, прп.; или: Григорий Богослов, свт.
b. Если автор – монах, то сначала пишется имя, затем в круглых скобках фамилия, запятая; священный сан (сокращенно), точка. Например: Антоний (Амфитеатров), архиеп.
c. Если автор из числа белого духовенства, то указывается его фамилия и инициал имени, запятая; священный сан (сокращенно), точка. Пример: Мейендорф И., прот.
d. В настоящее время в большинстве работ фамилию и инициалы автора принято выделять курсивом.
2. Название произведения указывают полностью, без сокращений и кавычек, двоеточие. Сведения, относящиеся к заглавию, ставятся после двоеточия, которому предшествует и последует пробел, затем ставится точка. Если подзаглавия нет, то в конце названия ставится только точка.
3. Выходные данные оформляются следующим образом:
a. Номера томов приводят только арабскими цифрами. Том, часть с прописной буквы сокращенно (Т., Ч.), точка. Место издания – с прописной (заглавной) буквы, точка. Москва и Санкт-Петербург сокращаются (М., СПб.); остальные города – полностью, запятая. Год издания (слово «год» не пишется вообще), точка.
b. Если источник взят как составная часть периодического издания, книги или многотомного издания: указывается название (в конце названия точка не ставится), две косые черты //, затем сокращенное название периодического издания, точка; год издания, точка; номер издания (или тома), точка; прописная буква «С», точка; номера страниц, на которых помещен текст источника, точка.
Если неизвестно, где и (или) когда вышла книга, в выходных данных указывается «без места» и (или) «без года» в сокращенном виде: «б.м.», «б.г.», или «б.м. и б.г.».
Приложение 4
Пример оформления Библиографического списка
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ Источники На русском языке: 1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 2000. 2. Священное Писание : Перевод нового мира. Нью-Йорк, 2007. 3. Августин Иппонский, блаж. Христианская наука. СПб., 2006. 4. Григорий Палама, свт. Омилия 16 : О Домостроительстве Воплощения // Беседы (омилии) святителя Григория Паламы. Т. 3. М., 1993. С.153–174. 5. Книга правил Святых Апостолов. СПб., 1993. 6. Феофилакт Болгарский, блаж. Благовестник. Т.2. М., 2004. 7. Феодорит Кирский, блаж. Сокращенное изложение божественных догматов // Сагарда Н. Вера и жизнь христианская по учению Святых Отцов и Учителей Церкви. М., 1996. С.202–205. На иностранном языке: 8. Novum Testamentum Graece et Latine / Nestle-Aland. Ed. XXVII. Stuttgart, 1986. 9. Nouveau Testament: Traduction Œcuménique de la Bible. Paris, 2000. Литература На русском языке: 10. Вениамин (Пушкарь), архиеп. Священная Библейская история. СПб.–Владивосток, 2006. 11. Евсевий (Могилевский), архиеп. Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола // Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Деяний святых апостолов / Сост. М. Барсов. М., 2003. С.258–261. 12. Каменцева Е. И. Хронология. М., 2003. 13. Кирилл (Гундяев), митр. Слово пастыря. М., 2004. 14. Князев А., прот. О богодухновенности Священного Писания // Православие и Библия сегодня: Сборник статей. М., 2006. С.51–91. 15. Лопухин А. П. Библейская история: Новый Завет // Лопухин А. П. Библейская история в свете новейших археологических открытий. Т.3. СПб., 1895. С.510. 16. Лопухин А. П. Библейская история. Монреаль., 1986. 17. Малиновский Н., прот. Очерк православного догматического богословия. М., 2003. С.135. 18. Мартынов А. И. Методы археологического исследования / А. И. Мартынов, Я. А. Шер. М., 2002. 19. Свенцицкая Е. С. Судьбы апостолов: мифы и реальность. М., 2005. 20. Юнгеров П. А. Вероучение Псалтири. М., 2006. На иностранном языке: 21. Cambier J. M. Paul et l’Église de Thessalonique // Introduction à la Bible. T.III. Introduction critique au Nouveau Testament / sous la dir. A. George, P. Grelot. V.III. Les Épîtres apostoliques. Paris, 1977. P.39–50. 22. Glancy J. A. Slavery in Early Christianity. Minneapolis, 2006. 23. Morgenthäler R. Statistik des Neuentestamentlischen wörtschatzes. Zürich, 1958. |
Приложение 5
Примеры библиографического описания книг
КНИГИ
Книги с одним автором
Василий Великий, свт. Творения : в 5 ч. М., 1991. Ч. 1: Беседы на Шестоднев. 408 с.
Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. СПб., 1995. 123 с.
Владимир (Котляров), митр. Обитель северной столицы : Свято-Троице-Сергиева пустынь. СПб., 2002. 650 с.
Филарет (Гумилевский), архиеп. Историческое учение об Отцах Церкви. М., 2007. 421 с.
Малиновский Н., прот. Очерки православного догматического богословия. М., 2003. 540 с.