Отношение Евхаристии к Голгофской жертве
Голгофская жертва и Евхаристия нераздельны между собой и, собственно, составляют одну жертву; и вместе с тем в то же самое время они различаются между собой.
Евхаристия не есть повторение Крестной жертвы; она – принесение жертвенных Тела и Крови, однажды вознесенных Искупителем на Крест, «всегда ядомых и николиже иждиваемых». В отличие от Голгофской жертвы, Евхаристия есть жертва бескровная и бесстрастная. Евхаристия совершается в воспоминание Тайной вечери, страданий и смерти Христа.
Совершителем Евхаристии является Сам Христос. Согласно литургической молитве, Он есть и Приносимый, и Приносящий, и Приемлющий, и Раздаваемый. Но в отличие от жертвы Голгофской, Евхаристическую жертву Господь приносит не непосредственно Сам, а через священнослужителя.
Еп. Кассиан пишет, что в каждом жертвоприношении надо различать две стороны – заклание и приношение. Дело священника есть приношение, а не заклание. Иисус был заклан на Голгофе, но Свою Кровь как Священник Он принес в небесной скинии. Приношение предполагает заклание.
Еп. Кассиан продолжает: «Жертва Христова единая и неповторимая. Но в Евхаристической трапезе Господь призвал нас к разделению Его страстей. Это смысл установительных слов (см.: Мф.26:26-28). Та же сопряженность, которая существует между смертью Христовой на Голгофе во времени и Его жертвой в небесной скинии вне времени, должна быть утверждаема между Жертвоприношением на небе и многократным совершением Евхаристии на земных престолах. Речь идет не о повторении единой жертвы Христовой, а о множественном ее преломлении в жизни Церкви во времени».
Евхаристия как жертва
1. Евхаристия есть жертва благодарения (прославление и благодарение Бога за все великие дела Божии, в том числе творение, промышление о мире и человеке и искупление).
2. Евхаристия есть жертва умилостивительная. Евхаристия примиряет человека с Богом и возвращает грешнику милость Божию, т.к. очищает нас от грехов.
3. Евхаристия есть жертва, соединяющая всех верных в единое Тело во Христе – всех живых, усопших, святых. (чинопоследование проскомидии).
4. Евхаристия есть жертва просительная, (она совершается о всех, требующих Божественной помощи).
Выводы литургического характера
а) Причащение Святых Христовых Тайн должно совершаться под двумя видами.
б) Причащение должно совершаться от единого хлеба. При совершении литургии на храмовом престоле должен находиться единый хлеб, который и прелагается в Евхаристической жертве; затем всех участников евхаристического приобщения причащают от этого единого хлеба, который предварительно раздробляется – точно так же, как и Христос на Тайной вечере, взяв один хлеб, преломил его и раздал Своим ученикам.
в) В традиции Православной Церкви утвердилась практика совершения Евхаристии на квасном хлебе. Все евангелисты и ап. Павел (1Кор.11), говоря об Евхаристии, используют слово ἄρτος. (греч. – хлеб квасной). Хлеб пресный (опреснок) – по-гречески называется ἄζυμον.
На Востоке с древнейших времен обычай совершать Евхаристию на квасном хлебе распространился повсеместно. На латинском Западе к концу I тысячелетия – общепринятой практикой стало использование опресноков. С середины XI в. и вплоть до XVIII столетия вопрос об опресноках сделался одним из основных пунктов антилатинской полемики.
Необходимость и спасительность причащения Святых Тайн
О необходимости причащения для спасения христиан ясно сказано в евангельской беседе Спасителя о Хлебе Жизни: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день (Ин.6:53-54).
Спасительные плоды (или действия причащения): 1) оставление грехов (см.: Мф.26:28);
2) теснейшее соединение с Господом (см.: Ин.6:55-56); 3) возрастание в духовной жизни и обретение жизни истинной (см.: Ин.6:57); 4) даруемый залог будущего воскресения и вечной жизни (Ин.6:58).
Впрочем, все это справедливо только по отношению к тем, кто приступают к причащению подготовленными: с благоговением и покаянным чувством; недостойным причащение приносит великое осуждение (1Кор.11:29).
Таинства Покаяния, Священства, Брака, Елеосвящения
Давыденков О. «Догмат. богословие–2013»: Часть 4, Раздел 3, Глава 4.
Таинство покаяния
«Покаяние есть таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом».
Таинство покаяния, несомненно, установлено Самим Господом Иисусом Христом. примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин.20:22-23).
Таинство покаяния совершалось в Церкви с древнейших времен, о чем свидетельствуют Апостольские правила и церковные писатели первых веков христианской эры.
Чинопоследование таинства покаяния состоит из двух основных действий: а) исповедание перед священнослужителем своих грехов лицом, приходящим к таинству; б) молитвенное прощение и разрешение грехов, произносимое священнослужителем по выслушивании исповеди.
Требования к приступающим к таинству покаяния:
а) вера во Христа и надежда на Его милосердие; б) сокрушение о грехах. Исповедание грехов – должно быть действительным раскаянием (искренним сожалением о содеянном, сопровождаемым чувством отвращения ко греху); в) намерение исправить свою жизнь.
Условия действенности таинства покаяния: раскаяние в грехах, изъявление кающимся твердого намерения бороться с грехом, желания сотворить достойные покаяния плоды; осознание собственной немощи и испрашивание у Бога благодатной помощи, без которой невозможно победить грех.
Вспомогательные (подготовительные) средства в отношении покаяния – пост и молитва.
Невидимые благодатные действия таинства покаяния – отпущение грехов и оправдание кающегося, освобождение от наказания за содеянные грехи и обретение надежды на спасение, примирение с Богом, исцеление кающегося (кающийся восстанавливается в том состоянии, которое было обретено им в таинстве крещения).
Нет такого греха, который, при условии искренности покаяния, не мог бы быть прощен кающемуся, кроме греха хулы на Духа Святого. Смертные и непрощаемые грехи, по толкованию отцов Церкви – вообще грехи нераскаянные.
Епитимья (греч. ἐπιτιμία – наказание, кара) – некоторые запрещения (например, отлучение от Причастия на определенный срок), или дополнительные, сверх положенного для всех христиан, аскетические упражнения (посты, молитвы, поклоны и др.). В Православной Церкви епитимья понимается как духовное лекарство, которое принимающий исповедь священник как духовный врач назначает кающемуся для уврачевания его нравственных недугов.
Таинство священства
«Священство есть таинство, в котором Дух Святый правильно избранного чрез рукоположение святительское поставляет совершать таинства и пасти стадо Христово».
Священническое служение – это тройственное служение учительства, священнодействия и управления – одним словом, пастырство. Институт священства в Церкви – не есть человеческое изобретение, но Божественное установление. Избрание на священническое служение – не есть дело человеческое, но предполагает избранничество свыше:
Священное Писание не оставляет сомнения в том, что в таинстве священства преподаются особые благодатные дары, отличающие клирика от мирянина, сообщающие ему власть священнодействовать и содействующие ему в его иерархическом служении.
В Православной Церкви существуют три необходимых степени священства: епископ, пресвитер и диакон. «Диакон служит при таинствах; пресвитер совершает таинства, в зависимости от епископа; епископ не только совершает таинства, но имеет власть и другим через рукоположение преподавать благодатный дар совершать оные». С древнейших времен все три иерархические степени считались необходимым условием жизни Церкви.
В Православной Церкви таинство священства с древнейших времен совершается во время Божественной литургии. Видимой стороной этого таинства является возложение «архиерейской руки с краем омофора на главу освящаемого с молитвою или словами: «Божественная благодать, всегда немощная врачующи...». Указанная молитва, читаемая совершающим таинство епископом, представляет собой совершительные слова таинства священства.
Невидимое действие таинства священства – рукополагаемому сообщается Божественная благодать священства, необходимая для прохождения пастырского служения.
Священство является неповторимым таинством, повторное рукоположение в один и тот же сан недопустимо.
Таинство брака
«Брак есть таинство, в котором, при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковию, и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей».
Брак в христианстве имеет и особое религиозное измерение. По воле Творца человеческая природа разделена на два пола, две половины, ни одна из которых в отдельности не обладает полнотой совершенства. В браке супруги взаимно обогащают друг друга свойствами и качествами, присущими своему полу, и таким образом обе стороны брачного союза, становясь одной плотью, единым духовно-телесным существом, достигают совершенства.
Брак – совместный путь супругов в Царство Божие. Альтернативный путь – девство. В христианстве и девство и брак равно признаются и почитаются как два пути, ведущие к одной цели.
Видимая сторона таинства брака: 1) торжественное свидетельство жениха и невесты перед лицом Церкви о том, что они вступают в брак добровольно и обещают сохранять супружескую верность до конца жизни, 2) торжественное благословение их брачного союза священнослужителем.
Невидимая сторона таинства – оно соделывает заключаемый христианами брак таинственным союзом во образ соединения Христа и Церкви.
Идея развода для православного учения о браке неприемлема. В Новом Завете указывается только одно возможное основание для расторжения брака: нарушение супружеской верности одним из супругов. Решительно запрещая многоженство, Церковь допускает возможность вступления во второй брак в случае смерти одного из супругов. Третий брак допускается Православной Церковью лишь в исключительных случаях; четвертый безусловно не допускается.
Особенностью римо-католического учения о браке является то, что, в отличие от всех других таинств, совершителем его считается не священнослужитель и даже не Сам Бог, а брачующиеся. Священник же выступает лишь в роли официального представителя Церкви, свидетельствующего о законности заключаемого брачного союза. Это связано с тем, что у католиков брак понимается не как таинственное сочетание супругов в плоть едину, а как взаимный юридический договор, контракт, заключаемый людьми пред лицом Божиим. Таким пониманием сущности брака обусловлен и юридический формализм римо-католической бракоразводной дисциплины.
Таинство елеосвящения
«Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании тела елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные».
Это таинство берет свое начало от апостолов, которые, получив власть от Иисуса Христа, многих больных мазали маслом, и исцеляли (Мк.6:13).
Таинство елеосвящения должно совершаться несколькими священнослужителями, включать в себя молитву над болящим и его помазание елеем.
В таинстве елеосвящения болящему подается не только исцеляющая благодать, он получает также и прощение грехов. Прощение грехов в этом таинстве есть «восполнение отпущения грехов в таинстве покаяния, – восполнение не по недостаточности самого покаяния для разрешения всех грехов, а по немощи больных воспользоваться этим спасительным врачевством во всей его полноте и спасительности».
Вещество этого таинства – елей, смешанный с красным вином. Елей, используемый при совершении таинства, освящается священнослужителями в начале чинопоследования.
Видимая сторона таинства елеосвящения – крестообразное помазание болящего елеем участвующими в совершении таинства священнослужителями, сопровождаемом молитвами и чтением установленных зачал из Апостола и Евангелия. Помазания совершаются на челе, ноздрях, ланитах, устах, груди и на обеих сторонах рук. В самый момент помазания читается пространная молитва: «Отче святый, Врачу душ и телес...»
Таинство елеосвящения следует предварять исповедью и завершать причащением Святых Христовых Тайн.