Существенные свойства истинной Церкви Христовой
Существенные свойства – свойства, без которых предмет перестает быть самим собой.
2.1. Единство Церкви. Господь Иисус Христос создал одну Церковь: ...Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф.16:18). В притчах Спасителя, которые относятся к Церкви, всегда подчеркивается ее единство: единое стадо; единая виноградная лоза.
Однако единство Церкви есть нечто большее, чем нумерическое единство. Церковь не просто одна, она едина, единство – это принцип ее бытия. Церковь – единое живое целое, Тело Христово, члены которого находятся во внутреннем согласии и гармонии. Глубочайшим основанием внутреннего единства Церкви является единство ее Главы – Господа Иисуса Христа – и единство Духа Святого, выступающего в христологическом аспекте бытия Церкви как связующая сила ее единства.
Единство Церкви имеет совершенно особое основание, отличающее Церковь от всех других человеческих обществ. Таким основанием является изменение образа бытия человеческой природы. Господь в Первосвященнической молитве говорит: ...да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе... (Ин.17:21). Внутреннее единство – имеет внешние проявления: а) единство православной веры, исповедание одного и того же Символа веры; б) единство таинств и богослужений; в) единство иерархического преемства епископата; г) единство церковного устройства, церковных канонов.
2.2. Святость Церкви. Церковь свята, прежде всего, потому, что свят ее Глава, Господь Иисус Христос. Христос освящает человека через слово Божие, таинства и священнодействия, а также через подвиги самоотречения, к которым Он Своим действием нас побуждает и в которых нам содействует.
Церковь называется святой – потому, что всех призывает к святости; обладает всей полнотой благодатных даров, которые освящают верующих; в ней во все времена были и есть такие члены, которые достигли полноты святости. Церковь признает своими членами не только праведников, но и грешников: церковь – собрание не святых, но освящаемых. Для согрешающих в Церкви установлено таинство покаяния. Те, кто искренне каются в грехах, могут получить прощение. Церковь никоим образом не затемняется греховностью людей; все греховное, вторгающееся в церковную сферу, остается чуждым Церкви.
Частный аспект святости Церкви – непогрешимость Церкви в ее учении. Непогрешимость Церкви состоит в хранении истины Христова учения от примеси какой-либо лжи, неверности, без убавления от богооткровенного учения и прибавления к нему. Учение Церкви непогрешимо в том смысле, что оно неизменно и остается тем же самым, каким было предано изначала как учение Божие.
2.3. Соборность, или кафоличность, Церкви. Соборная (кафолическая) Церковь – «не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов» (Пространный катихизис).
По словам митр. Макария (Булгакова), Церковь называется кафолической: 1) по пространству, (поскольку она не ограничивается никаким местом); 2) по времени, (поскольку она будет существовать до скончания века); 3) по своему устройству, (поскольку: а) Церковь не связана с каким-либо гражданским устройством; б) богослужение не привязано к определенному месту; в) церковная иерархия не связана с определенным родом или коленом).
Вышеприведенные определения соборности, при всей их безусловной правильности, все же недостаточны. Скорее, это определения не соборности, а вселенскости Церкви. Основное различие между понятиями «соборность» и «вселенскость» состоит в том, что «вселенскость» (в смысле всеохватности) – характеристика Церкви только как целого, но неприложимо к ее частям, тогда как «соборность» может быть прилагаема как к целому, так и к частям.
Церковную соборность удобнее понять посредством троичного догмата, потому что соборность есть свойство, которое выражает в строе церковной жизни образ жизни Триединого Бога: «Вполне конкретный смысл слова «кафоличность», или «соборность», содержит в себе не только единственность, но и множественность. Оно говорит о соотношении между тем и другим или, вернее, о некоей тождественности между единством и множеством, отчего Церковь кафолична, как в своей совокупности, так и в каждой из своих частей. Полнота целого – не сумма ее частей, так как каждая часть обладает той же полнотой, что и ее целое. Чудо кафоличности открывает в самой жизни Церкви строй жизни, присущий Пресвятой Троице» (В.Н. Лосский).
Иначе говоря, каждая поместная община обладает той же полнотой благодатных даров, что и вся Церковь в целом, ибо в ней тот же Христос присутствует в той же полноте. Поэтому кафоличность есть характеристика не только количественная, но и качественная.
Церковь называется кафолической, потому что: 1) находится по всей вселенной; 2) в полноте преподает все то учение, которое должны знать люди; 3) весь род человеческий приводит к истинной вере; 4) врачует и исцеляет все роды грехов; 5) имеет в себе всякий вид совершенства, являющегося в делах, словах и во всяких духовных дарованиях (свт. Кирилл Иерусалимский)
Соборность означает: 1) целостность и неповрежденность хранимой Церковью истины; 2) полноту благодатных даров, которой обладает Церковь, – причем эта целостность и полнота относится как к Церкви в целом, так и к каждой из ее частей в отдельности.
Апостольство Церкви
Священное Писание говорит о служении Господа Иисуса Христа как о служении апостольском. Будучи Сам послан от Отца, Господь послал на служение Своих учеников, назвав их апостолами, т.е. посланниками. Можно сказать, что и сама Церковь послана в мир, чтобы привести мир ко Христу. Поэтому Церковь называется апостольской, прежде всего по цели своего бытия.
Церковь является апостольской также и по своему основанию. Апостолы – основание Церкви в хронологическом смысле, они стояли у истоков ее исторического бытия, основали первые Поместные Церкви, передали Церкви учение веры и жизни, установили по заповеди Господа таинства и священнодействия, установили начала ее канонической структуры, поставили первых епископов.
Чтобы выполнить свое апостольское назначение, Церковь не только внешне, но и по самому своему существу должна быть именно такой, какою она была при апостолах. Все существенное, чем обладала Церковь при апостолах, должно сохраняться в ней до скончания века.
1) в Церкви сохраняется учение, переданное апостолами, – апостольское Предание.
2) помимо апостольского учения, в Церкви должны сохраняться благодатные дары Духа Святого, которые Церковь в лице апостолов получила в день Пятидесятницы. Апостольское преемство – преемство даров Святого Духа, передаваемое через священное рукоположение в таинстве священства. Важнейшая сторона апостольства Церкви – непрерывное преемство от апостолов богоучрежденной иерархии.