Участие Лиц Святой Троицы в раздаянии благодати
Благодать (и как свойство Божественной природы, и как сила, направленная от Бога на тварный мир) – атрибут Божественной природы, общей для Трех Лиц Божества. Все Три Лица участвуют в раздаянии спасающей благодати. «Благодать достигает нас в Ипостаси Духа Святого. Как и всякое действие Творца в отношении созданного Им мира, благодать движется по воле Отца через Сына в Духе Святом» (свт. Василий Великий).
Бог Отец – Источник нашего освящения благодатью, и это освящение осуществляется по Его благоволению. Именно Он посылает Святого Духа, Который от Него предвечно исходит, именно к Отцу молился Господь в Первосвященнической молитве о Своих учениках: Освяти их истиною Твоею (Ин.17:17). Сын Божий «заслужил» для нас благодатные дары Святого Духа, т.е. наше освящение благодатию стало возможным благодаря Его подвигу. Сын – Виновник (Причина) нашего освящения. Без Его подвига, без Его ходатайства Святой Дух не мог бы быть послан. Святой Дух, Третье Лицо Пресвятой Троицы, Который послан в мир от Отца, по ходатайству Сына, собственно и является Совершителем нашего освящения. Из Священного Писания известно, что именно Дух Святой приводит человека ко Христу, Он возрождает человека в крещении, изливается в самое существо человека, начинает жить в человеках, а тела христиан делает храмами Святого Духа.
Виды благодати
2.1. Всеобщая благодать(«благодать предваряющая», «благодать просвещающая») – «подобна свету, просвещающему ходящих во тьме, путеводит, споспешествует ищущим ее, а не противящимся ей... доставляет [им] познание Божественной истины... и учит делать добро, угодное Богу...» (3-й член «Послания Восточных Патриархов о православной вере»).
Предваряющая благодать – это благодать Бога как Искупителя и Освятителя, которая через различные орудия (чтение слова Божия, христианскую проповедь, христианскую среду, определенные обстоятельства жизни, чудеса и т.п.), совместно с действием естественных сил человека (разум, совесть, свободная воля), призывает и влечет ко спасению во Христе. Её действие предшествует человеческой свободе.
Действия предваряющей благодати: 1) призывание человека ко спасению, призыв к покаянию через осознание человеком своей греховности и желание освободиться от зла; 2) призыв к вере во Христа как Искупителя, взявшего на Себя грехи мира.
Все, что влечет человека к соединению со Христом – есть действие естественных сил и способностей человека, а также предваряющей Божественной благодати. Следующее действие предваряющей благодати – внутренне (субъективное) обращение (покаяние, живая деятельная вера в Евангелие); внешнее обращение (таинство крещения). Через крещение предваряющая благодать вводит человека в Церковь, и на этом ее действие заканчивается. Ей преемствует особая благодать, которая действует только в Церкви, и доступ к которой человек получает в таинстве крещения.
2.2. Собственно церковная благодать.1) оправдывающая благодать; 2) благодать сохраняющая и возращающая духовную жизнь; 3) особые дарования благодати.
1) Оправдывающая благодать «содействуя, укрепляя и постепенно совершенствуя (верующих) в любви Божией, оправдывает их и делает предрасположенными ко спасению» (3-й член «Послания Восточных Патриархов»). Действия оправдывающей благодати: оправдание, освящение.
Оправдание – сообщение человеку праведности Христовой (уничтожение всего злого в человеке, превращение грешника в праведника). Освящение – сообщение человеку святости, приобщение его к полноте жизни во Христе.
В крещении человек приобщается святости Божией. Объективно ему даруется святость, но сам он не может этой святостью воспользоваться, для этого ему нужна помощь извне. Такая помощь сообщается человеку благодатью, сохраняющей и возращающей духовную жизнь.
2) Благодать, сохраняющая и возращающая духовную жизнь.Действия этой благодати:
1) помощь в борьбе с грехом через укрепление личной воли человека в ее направленности к добру;
2) усвоение человеку праведности и святости Христовых, полученных в крещении. Действие этой благодати необходимо, т.к. мы не знаем, каким образом праведность Христова нам усвояется и делается нашей. Мы знаем, что человек может освящаться, может становиться святым, но сам механизм действия в нас благодати нам неведом.
3) Особые дарования благодати (χαρίσματα).Особенные дарования благодати – дары, которые по Промыслу Божию даются некоторым людям для того, чтобы они употребили их на общую пользу, т.е. на служение Церкви – дары исцелений, чудотворения, пророчество, различение духов, разные языки, истолкование языков (1Кор.12:4-11).