Промысл Божий о мире духовном
Промысл Божий о мире духовном имеет двоякий характер. Это обусловлено тем, что духовный мир по своим нравственным характеристикам неоднороден: наряду с добрыми ангелами существуют и ангелы падшие – демоны (бесы).
Промысл Божий об ангелах добрых выражается в сохранении их бытия и в направлении и содействии в достижении целей их бытия, т.е. достижении совершенства и блаженства. Этой цели ангелы достигают двумя способами: 1) Прямой путь (путь непосредственного служения Богу).Пророк Исайя видел серафимов, непрестанно воспевающих песнь Богу: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (Ис.6:2-3). 2) Косвенный путь служения ангелов Богу (через служение людям и миру в качестве орудий Промысла Божия о вселенной и о человеческом роде). Разрушение Содома и Гоморры (Быт.19:1-13), схождение ангела в купальню Вифезда (Ин.5:4). В Священном Писании упоминаются ангелы-хранители народов и обществ, частных лиц.
Христианское учение о злых духах
Давыденков О. «Догмат. богословие–2013»: Часть 3, Раздел 1, Глава 3, § 3.12
Действительность бытия злых духов
Все творение хорошо весьма (Быт.1). Это есть надвременная характеристика всего творения: творение вышло из рук Божиих, и поэтому оно – благо. Откуда же в мире зло? Зло по-разному понимается в материалистических, дуалистических, пантеистических, гуманистических учениях.
С точки зрения христианского учения зло не может иметь места среди тварных сущностей.
По свидетельству свв. отцов, злые духи были сотворены благими. (Преп. Иоанн Дамаскин, Свят. Кирилл Иерусалимский).
Молитва Господня («Отче наш») заканчивается прошением «избави нас от лукаваго». Лукавый не есть нечто, некоторая сущность, – это некто, некоторая личность. Поэтому, с христианской точки зрения, зло есть не природа, а состояние природы или, точнее, состояние воли разумного существа, ложно направленной по отношению к Богу.
На основании Священного Писания: злые духи (или падшие ангелы) – это личностные, т.е. свободно-разумные, бесплотные существа, по собственной воле отпавшие от Бога, сделавшиеся злыми и образовавшие особый, враждебный Богу и добру мир, однако зависимый от Бога.
Священное Писание не оставляет нам никаких сомнений в том, что злые духи существуют в действительности. Повествование об искушении прародителей (Быт.3); о злом духе Азазеле (Лев.16); о языческих жертвах как о жертвах, приносимых бесам (Втор.32:17). Господь Иисус Христос изгоняет бесов и повелевает ими.
Мир, который образовали отпавшие от Бога духи, имеет четкую организацию, которая имеет название царства (Мф.12:26). Единоличным главою этого царства является некоторый дух – сатана (Мф.12), который в Священном Писании называется диаволом, веельзевулом, древним змием, драконом, князем мира сего, богом века сего, князем, господствующим в воздухе.
Падение злых духов
Священное Писание ограничивается некоторыми общими указаниями, вполне достаточными, чтобы увериться в том, что первоначально злые духи были существами добрыми, а затем по собственной воле отпали от Бога.
Падение части ангелов совершилось не одновременно, сначала, согласно отцам Церкви, пал один – главный (диавол или денница), а потом увлек за собой прочих (преп. Иоанн Дамаскин). Именно диавол является начальником зла и греха в мире: Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил (1 Ин.3:8).
Существует два святоотеческих мнения относительно изначального иерархического статуса денницы: 1) денница – был высшим из всех бесплотных духов (Свят. Григорий Богослов; причина падения – гордость); 2) денница – был ангел, который стоял во главе надземного чина и которому Бог вверил охранение земли (Свят. Василий Великий; причина падения – зависть).
Однако жесткой зависимости между мнением об изначальном месте диавола в ангельской иерархии и сущностью его падения у свв. отцов нет. Некоторые из свв. отцов совмещали обе точки зрения.
Место обитания злых духов
В Священном Писании оно обычно называется словами «ад», «преисподняя», «бездна».
Есть другие места их обитания: «поднебесная», «воздух» (Еф.6:12, 2:2). «Духи витают между небом и землей – в воздухе, и как воздух обнимает нас повсюду, так повсюду окружают нас и духи злобы, и непрестанно приражаются к нам, как комары в сыром месте» (свят. Феофан Затворник).
Отрицание бытия злых духов как личностных существ – это не безобидное частное богословское мнение. Логическое развитие этой мысли неизбежно приводит к отрицанию грехопадения и, следовательно, тайны искупления. «Упорное неверие в бытие злых духов есть настоящее беснование, ибо идет наперекор Божественному Откровению. Отрицающий злого духа человек уже поглощен диаволом» (Св. праведный Иоанн Кронштадтский).