Основные возражения против действительности Промысла
Эти возражения во многом аналогичны возражениям против идеи творения мира Богом из ничего.
1. [Античные авторы: «боги не заботятся о мире, потому что это противоречит их блаженству и бестревожности»]. Лактанций: «С точки зрения христианского представления о Боге совершенно невозможно представить себе Бога, который обладал бы действительным бытием и в то же время не был бы промышляющим о мире. Отрицание одного неизбежно влечет за собой отрицание другого. Отрицающий действительность Промысла тем самым отрицает и бытие Бога, и наоборот».
2. [Наличие в мире физического и нравственного зла]. Однако нравственное зло – следствие злоупотребления разумными существами своей свободой. Физическое зло – не является злом в строгом смысле слова. Различные природные катастрофы, наводнения, землетрясения и т.п. – явления, которые субъективно человеком воспринимаются как зло, не суть зло сами по себе, но лишь по отношению к человеку. Несмотря на существование в мире нравственного и физического зла, очевидно, что мир устроен таким образом, что нормой его существования является добро, а зло на всем протяжении истории человечества во всех культурах и у всех народов воспринималось как отклонение от нормы, аномалия. Например, здоровье всегда считалось естественным состоянием человека, а болезнь воспринималась как отклонение от нормы, а не наоборот.
3. [Существование в мире постоянных и неизменных законов. Не является ли Промысл неуместным вмешательством в раз и навсегда установленный порядок?] Законообразность этого мира сама по себе не самобытна. Законы природы не объясняют сути протекающих в мире процессов и сами по себе ничего не приводят в движение. Полагать, что законы природы являются причиной развития мира равнозначно утверждению, что рельсы являются причиной движения поезда. Промысл Бога, бесконечно превосходящего законы тварного мира, представляет собой использование естественных законов Божественной силой в провиденциальных целях.
4. [Если Бог всемогущ и всеведущ, то Он не может Себя поправлять, в Его расчетах и планах не может быть ошибки]. Христианское богословие не понимает Промысл как исправление Богом Своих собственных ошибок. Через Свое промыслительное действие Бог: 1) сохраняет бытие твари, 2) исправляет уклонения свободных разумных существ от установленного Им порядка. Поскольку по воле Бога в мире есть свободные существа, и эти существа могут злоупотребить своей свободной волей, необходимо действие Промысла, направленное на устранение этих злоупотреблений.
Ложные учения о Промысле
Ложные представления, характерные для языческих учений
1) У древних греков и римлян было распространено представление о судьбе как бессознательной силе, которая полностью предопределяет жизненный путь человека. Свв. отцы боролись с учением о судьбе, обосновывая свободу человека и его ответственность за свои поступки.
2) Другое ложное представление в античной философии: «Промысл распространяется только на великие, достойные внимания высших сил предметы. Таких предметов очень мало, большая же часть мироздания находится вне попечительного действия высшего Начала».
Ложные представления, возникшие в христианскую эпоху
1. Дуалистический гностицизм. Единому благому Богу противопоставляется некоторое паритетное Ему злое начало. Развитие мира здесь определяется борьбой двух враждебных начал.
2. Отрицание частных сторон Промысла. Например, учение о несовместимости Божественного Промысла со свободной волей человека и его следствие – фатализм (учение об изначальном предопределении человека ко спасению или к погибели). Фатализм характерен: для многих западных богословов, для некоторых направлений протестантизма, для традиционного ислама.
3. Полное отрицание Божественного Промысла. В деизме: «мир столь совершенен, что вообще не нуждается в Промысле, т.к. в замыслах Творца не может быть «недосмотра»». (Это мнение основано на недооценке свободы духовно-разумных существ). В пантеизме нет места для учения о Промысле, поскольку сам мир здесь мыслится как нечто божественное: эманация Божественной сущности, или саморазвитие некоего божественного начала.
Действия Промысла Божия
1) мирохранение – поддержание всего существующего в бытии. 2) мироправление – направление всех событий в мире к предназначенным Творцом целям. Такое различение двух действий имеет только методологический характер. На самом деле действие Божие едино – единым действием Бог и сохраняет мир, и управляет им, но мы, в силу нашей ограниченности, это единое Божественное действие воспринимаем как два различных действия.