Дуализм греческой античной философии
Признается совечность двух иноприродных начал (Божественное начало и бесформенная материя). Мир мыслится как результат воздействия божественного начала на бесформенную материю, извечно существующую наряду с этим началом.
У Платона (428–348 гг. до P. X.) мироздание состоит из двух уровней:
1) высший неизменный мир божественных идей.
2) Демиург – создатель низших богов, мировой души, вселенной и человека.
В отличие от христианского Бога Творца, Демиург не является всемогущим. Он не может творить все, что хочет, не может творить мановением своей воли, ему приходится преодолевать сопротивление косной материи – бесформенной, вечно находящейся в хаотичном движении. Материя, по Платону, есть «не сущее» (τὸ μὴ ὄν), однако не абсолютно «не сущее»: она называется таковой только по сравнению с истинно существующим, т.е. с миром идей. Вещи, возникающие в результате деятельности Демиурга, возделывающего материю по образцам вечных божественных идей, представляют собой тени, несовершенные копии этих идей, или эйдосов (εἶδος).
В основе учения Аристотеля (384–322 гг. до P. X.) лежит различие между бесформенной материей и формами, в которых она существует. Эти формы, по Аристотелю, представляют собой иерархическую структуру, которую венчает высшая, чистая, неизменная и неподвижная форма. Эту форму – форму форм – Аристотель называет перводвигателем, или богом. Очевидно, что с библейским представлением о Боге этот «бог» Аристотеля имеет мало общего. Бог Аристотеля не есть личный Бог, это лишь условие мирового движения, мирового бытия, первопричина вселенной.
Таким образом, для дуализма античной греческой философии характерен взгляд на совечные начала мира как на неравные по своему достоинству: одно начало понимается как высшее, активное, а другое – как низшее и пассивное.
Дуализм в восточных учениях
В отличие от греческой философии, в дуалистических восточных учениях доброе и злое начала, лежащие в основе мироздания, мыслятся как равносильные и противоборствующие. Так, в древнеиранской религии – зороастризме – вся мировая история рассматривается как борьба двух враждебных начал – светлого и темного. Материальное бытие в таких учениях – область, принадлежащая злому началу, и религиозная цель представляется как избавление от уз материи.
Подобные идеи в первые века христианской эры были восприняты гностиками, причем некоторые гностические секты одновременно переосмыслили и платоновский образ Демиурга. Поскольку материю они считали злым началом, то Демиурга, как создателя материальных вещей, полагали источником зла. Известный гностик Маркион (сер. II в.), учил о различии между злым богом Ветхого Завета (Демиургом), и благим Богом Отцом, пославшим на землю Своего Сына для спасения людей от власти Демиурга и материи. По этой причине Маркион вообще отрицал Ветхий Завет.
Несовместимость дуалистических учений с библейским Откровением обнаруживается прежде всего в том, что дуализм предполагает несовершенство Творца, отказывает Ему в обладании всей полнотой бытия и совершенства.
Пантеизм
(греч. πᾶν – все и θεός – Бог). Отождествление мира и Бога. Пантеизм либо растворяет Бога в природе, либо, наоборот, мир в Боге. Пантеистические учения также имеют различные оттенки.
Учение об эманации
(лат. emanatio – истечение). Подробно представлено в неоплатонизме. У виднейшего представителя неоплатонизма Плотина (III в. по P. X.) это учение выглядит следующим образом. Основа бытия – это некое сверхсущее Единое, которое отождествляется с верховным Благом (это Единое непостижимо рассудком, невыразимо словом, и только в экстатическом восхищении, выйдя из себя, человек может опытно с ним соприкоснуться). Единое от переизбытка своей полноты, подобно переполненной, переливающейся через край чаше, исходит за пределы самого себя и порождает Ум (с присущими ему идеями) и Мировую Душу. Мировая Душа мыслится как посредник между Умом и чувственным космосом. Душа порождает вещи тварного мира по образцам тех идей, которые содержатся в Уме.
Идея эманации лежит в основе восточных пантеистических учений: индуизма, даосизма и др. Как пантеистические могут быть определены некоторые философские системы, появившиеся в Новое время: система Бенедикта Спинозы (XVII в.). В других философских учениях мир рассматривается как саморазвитие некоторого божественного начала (оно может называться по-разному, например абсолютная идея). Развиваясь, оно переходит от низших форм к высшим: немецкая идеалистическая философия Шеллинга и Гегеля.
Очевидно, что пантеизм фактически утверждает изменчивость Божественной сущности и поэтому несовместим с библейским Откровением. Кроме того, в рамках пантеистического мировоззрения невозможно разрешить проблему происхождения зла и обосновать реальность человеческой свободы.
Наконец, как пантеизм, так и дуализм обесценивают значение Божественного творческого акта.