Самый впечатляющий грех: убийство Иисуса
Джон Пайпер
7 декабря 2007 года
Евангелие от Луки 22:1–6:
«1 Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою, 2 и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа. 3 Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати, 4 и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. 5 Они обрадовались и согласились дать ему денег; 6 и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе».
Это последняя проповедь из серии под названием «Впечатляющие грехи и их глобальное назначение для славы Христа». Целью было показать, что вновь и вновь в истории мира подтверждается один закон: эпохальные грехи, которые изменили ход истории, никогда не смогут воспрепятствовать глобальным намерениям Бога относительно прославления Его Сына и спасения людей.
Я молюсь о том, чтобы, когда эти факты проявления Божьей верховной власти над грехом займут надлежащее место в вашем обновлённом разуме, они смогли оказать на вас практическое воздействие, делая вас сильными перед лицом ужасающих скорбей и отважными во Христе в тот момент, когда приблизится опасность. Чтобы в вас проявлялись превозносящая Христа сила в несчастьях и возвеличивающее Христа бесстрашие в борьбе. Я молю Бога, чтобы Он делал вашу душу закалённой, как сталь, и в то же время чувствительной и нежной, как шёлк.
Роль сатаны в его собственном уничтожении
Второй вопрос: почему сатана подтолкнул Иуду к предательству Иисуса? Разве он не знал, что смерть и воскресение Иисуса приведёт к его окончательному поражению (Кол. 2:13–15)? Есть причины думать, что сатана это знал.
Когда Иисус начал Своё служение на пути ко кресту, сатана пытался увести Его с этой дороги страданий и жертвы. В пустыне он искушал Его превратить камень в хлеб, броситься с вершины храма и овладеть всем миром, чтобы все прославляли Его (Матф. 4:1–11). Суть всех этих искушений одна: «Не иди дорогой страданий, жертвования и смерти. Используй возможность избежать мучений. Если Ты – Сын Божий, покажи Своё право править этим миром. И я могу помочь Тебе это сделать. Что бы Ты ни делал, не иди на крест».
А помните ли вы, что Иисус предсказывал, что претерпит много страданий от старейшин и первосвященников и будет убит, а Петр упрекнул Его, сказав: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Матф. 16:22)? Другими словами, он заявил: «Я никогда не позволю, чтобы Ты был убит таким образом». Иисуса это не прельстило. Он сказал: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Матф. 16:23). Препятствовать Иисусу идти на крест и было задачей сатаны. Он не хотел, чтоб Иисус был распят. Ведь это стало его гибелью.
Но вот сатана, как описано в Евангелии от Луки 22:3, входит в Иуду и толкает его на предательство Господа, что, в свою очередь, приводит Иисуса ко кресту. Почему же всё внезапно изменилось? Зачем надо было пытаться отвернуть Его от креста, а потом взять инициативу на себя, чтобы в итоге, наоборот, привести Его на крест? Авторы Евангелий нам об этом ничего не говорят. Вот моя попытка ответить на этот вопрос: сатана видел, что все его попытки отвести Иисуса от креста были тщетными. Шаг за шагом Иисус продвигался в нужном направлении. Он был твёрд как камень, и сатана понял, что ничто Его не остановит. Поэтому он решил: раз уж он не может это предотвратить, то хотя бы сделает это настолько безобразным и мучительным, настолько разрывающим сердце, насколько это вообще возможно. Не просто смерть, а смерть вследствие предательства. Смерть вследствие того, что все отвернулись. Смерть вследствие отречения (см. Луки 22:31–32). Если он не может это остановить, то хотя бы втянет в это других и нанесёт максимально возможный вред. И следствием этого была ужасающая череда грехов, приведшая Иисуса на крест.
Пророчество Писания о том, что злые люди не примут Иисуса, когда Он придёт
Матфея 21:42: «Иисус говорит им (цитируя Псалом 117:22): неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?»
Пророчество Писания о том, что Иисус будет ненавидим
Иоанна 15:25, где Иисус процитировал Псалом 35:19 и сказал: «Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно».
Бог совершил это
Например, в Книге пророка Исайи, глава 53, стихи 6 и 10, сказано: «Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас… Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению». Таким образом, за всем этим плеванием, избиением, насмешками и распятием стоит незримая рука и совет Бога.
И я говорю это с осторожностью и трепетом. Эта истина слишком велика и весома, она слишком шокирующая, чтобы говорить об этом несерьёзно, с ложной самоуверенностью. Я предпочитаю говорить, что незримая рука и совет Божий стоит за самыми ужасающими грехами во вселенной – более скорбными и более ужасающими, чем падение сатаны или чье-либо ещё. Причина, по которой я использую именно такие слова, состоит в том, что Библия говорит об этом такими же словами.
Рука и совет Бога
В Деяниях 4:27–28 дано самое чёткое и ясное утверждение о том, что Божья рука и план стоят за ужасным распятием Его Сына: «Ибо поистине собрались в городе сём на Святого Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука (cheir) Твоя и совет (boule) Твой». Это именно те два слова, которые я использую: рука Бога и совет Бога.
Необычно говорить таким образом – что рука Божья и совет предопределили чему-то случиться. Никто обычно не думает о «руке» Божьей, которая что-то предопределяет. Как может рука предопределять? Я думаю, это значит вот что: рука Божья обычно символизирует собой приведённое в действие могущество Божье – не могущество в абстрактном понимании, но земное проявление могущества. Смысл объединения слова «рука» со словом «совет» заключается в том, чтобы сказать, что всё это – не просто теория, но то, что будет исполнено собственной рукой Бога.
Это объясняет слова в Книге пророка Исайи 53:10: «Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению». Более буквально это звучит в другом переводе – в версии KJV (Короля Иакова): «Господь соблаговолил поразить Его, и Он предал Его мучению». Господь поразил Его. За Иродом, Пилатом, язычниками и народом Израиля стоял собственный Отец Иисуса, Который любил Его бесконечной любовью.
Джон Пайпер
7 декабря 2007 года
Евангелие от Луки 22:1–6:
«1 Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою, 2 и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа. 3 Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати, 4 и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. 5 Они обрадовались и согласились дать ему денег; 6 и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе».
Это последняя проповедь из серии под названием «Впечатляющие грехи и их глобальное назначение для славы Христа». Целью было показать, что вновь и вновь в истории мира подтверждается один закон: эпохальные грехи, которые изменили ход истории, никогда не смогут воспрепятствовать глобальным намерениям Бога относительно прославления Его Сына и спасения людей.
Я молюсь о том, чтобы, когда эти факты проявления Божьей верховной власти над грехом займут надлежащее место в вашем обновлённом разуме, они смогли оказать на вас практическое воздействие, делая вас сильными перед лицом ужасающих скорбей и отважными во Христе в тот момент, когда приблизится опасность. Чтобы в вас проявлялись превозносящая Христа сила в несчастьях и возвеличивающее Христа бесстрашие в борьбе. Я молю Бога, чтобы Он делал вашу душу закалённой, как сталь, и в то же время чувствительной и нежной, как шёлк.
Самый впечатляющий грех: убийство Иисуса
Самым немыслимым грехом из всех, когда-либо совершённых в истории мира, является жестокое убийство Иисуса Христа, морально безупречного, бесконечно достойного, святого Сына Божьего. И, вероятно, самым презренным и низким в этом убийстве было предательство Иисуса одним из Его самых близких друзей, Иудой Искариотом.
Иуда был одним из двенадцати апостолов, которых Иисус лично выбрал, и которые были с Ним на протяжении всего Его общественного служения. Ему поручили носить ящик с деньгами для всей группы (Евангелие от Иоанна 13:29). Он был достаточно близок к Иисусу во время Тайной вечери, обмакивая хлеб в одну с Ним чашу (Марка 14:20).
«Вошёл же сатана в Иуду»
В ночь Тайной вечери случилось то, что автор описал в Евангелии от Луки 22:3–6: «Вошел же сатана в Иуду… и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. Они обрадовались и согласились дать ему денег; и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе». Позже он отвёл их к Иисусу в Гефсиманский сад и предал Его поцелуем (Луки 22:47–48). Это была своеобразная печать смерти Иисуса.
Когда Лука в 3-м стихе говорит, что «вошёл сатана в Иуду», у нас в голове возникает сразу несколько вопросов. 1) Первый таков: овладел ли сатана добропорядочным Иудой или же он уже был в Иуде и в тот момент просто решил, что пришло время действовать? 2) Другой вопрос: почему сатана сделал это, если смерть и воскресение Иисуса должны были привести его к окончательному поражению, и есть причины полагать, что ему об этом было известно? 3) И третий и наиболее важный вопрос: где был Бог, когда это происходило? Какова была Его роль или её отсутствие в наиболее драматическом грехе, когда-либо совершённом в истории мироздания? Итак, давайте рассмотрим эти вопросы по порядку.
1) Власть (сила) сатаны в греховных пристрастиях Иуды
Когда мы читаем в Евангелии от Луки 22:3, что «вошёл же сатана в Иуду», как мы должны понимать власть сатаны и что происходило с волей Иуды? Иуда не был невинным наблюдателем, когда сатана в него вошёл. Апостол Иоанн говорит в своем Евангелии (Иоанна 12:6), что Иуда был вором. Описывая ситуацию, когда он жаловался на Марию, что та растратила деньги впустую, помазав ноги Иисусу миром, Иоанн уточняет: «Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел [при себе денежный] ящик и носил, что туда опускали».
Если для вас это звучит немыслимо, просто подумайте о постыдном поведении так называемых христианских лидеров сегодня, которые используют пожертвования на пасторское служение для того, чтобы покупать одежду на сумму 39 000 долларов в год в одном только магазине, отправляют своих детей отдыхать на Багамы за 29 000 долларов, ездят на белом Lexus или красном «мерседесе». И когда Иуда с набожным и религиозным лицом сидел рядом с Иисусом или шёл изгонять демонов Его именем, он, тем не менее, не имел праведной любви к Иисусу. Он любил деньги. Он любил власть и удовольствия, которые можно было купить за деньги.
Павел говорит нам, как это всё содействует установлению власти сатаны. Посмотрите на то, что говорится в Послании к Ефесянам 2:1–3: «И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по [воле] князя, господствующего в воздухе (обратите внимание на взаимосвязь: мёртвые по грехам – жили по воле сатаны. – Прим. автора статьи), духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие…» Мёртвые по грехам, потакающие похотям плоти, исполняющие желания тела и ума и поэтому подчиняющиеся воле князя, господствующего в воздухе.
Сатана не пленяет непорочных людей. Непорочных людей просто нет. У сатаны есть власть сделать так, чтоб греховные похоти взяли над человеком верх. Иуда любил деньги и прятал эту свою любовь за ложными внешними взаимоотношениями с Иисусом. И затем продал Его за тридцать сребреников. Как много есть ещё подобных людей сегодня! Не будьте одними из них. И не станьте жертвами их обмана.