Ходатайства святых за верующих, живущих на земле
Отрицание практики молитвенного призывания святых было бы оправдано, если бы святые были полностью изолированы от своих собратий на земле, не были посвящены в события земной истории. Однако Священное Писание не дает оснований для таких предположений.
О предстательстве святых за живущих на земле в Библии говорится как о чем-то вполне естественном:
«И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему»
(Иер. 15, 1).
Иуда Маккавей видел во сне, как бывший иудейский первосвященник Ония,
«простирая руки, молится за весь народ Иудейский»
. При этом Ония говорит Иуде о пророке Иеремии:
«это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий»
(2 Мак. 5, 12-14).
Ап. Петр обещал не оставлять своего попечения об учениках после смерти:
«справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен оставить храмину мою… Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память»
(2 Пт. 1, 13-15).
Очевидно, слова эти следует понимать в том смысле, что апостол не перестанет заботиться о своих учениках и после своей смерти.
Святые не только предстательствуют о нас на небесах, но также принимают непосредственное участие в земных делах. Например, Моисей и Илия явились во время Преображения Господа Иисуса Христа и беседовали с Ним
«об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме»
(Лк. 9, 31).
После крестной смерти Господа Иисуса Христа
«многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим»
(Мф. 27, 52-53).
«Поелику чудо, столь важное, не могло быть без важной цели: то должно полагать, что воскресшие святые явились для того, чтобы возвестить о сошествии Иисуса Христа во ад и победоносном воскресении Его, и сею проповедию споспешествовать родившимся в ветхозаветной Церкви перейти в открывшуюся тогда новозаветную» [[410]].
Нередко святые чудодействуют через некоторые земные посредства. Так, через платки и опоясания ап. Павла совершались исцеления и чудеса в его отсутствие (Деян. 19, 12).
«По сему примеру понятно, что Святые и по кончине своей равномерно могут благотворно действовать чрез земные посредства, получившие от них освящение» [[411]].
Примером такого действия может служить воскресение мертвого от прикосновения к мощам пророка Елисея (4 Цар. 13, 21).
Молитвы Церкви за усопших
Православная Церковь с древнейших времен верует, что возможно изменение загробной участи тех, кто умер в покаянии, но не принес достойных плодов покаяния.
Уже в ветхозаветные времена существовал обряд преломления хлеба на гробах в память об умершем (Исх. 16, 17; Втор. 26, 14). В Вар. 3, 4-5 содержится молитва о прощении грехов усопших:
«Господи Вседержителю, Боже Израилев! Услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою… Не вспоминай неправд отцов наших»
.
Иуда Маккавей о воинах, которые присвоили себе вещи, посвященные Иамнийским идолам, и по причине этого погибли, молился:
«…да будет совершенно изглажен содеянный грех»
(2 Мак. 12, 42).
Затем по распоряжению Иуды было собрано 200 тыс. драхм серебра, которые были отправлены в Иерусалим, чтобы принести за этих воинов жертву —
«да разрешатся от греха»
(2 Мак. 12, 45).
Во время земной жизни Иисуса Христа практика молитв об усопших у иудеев была неотъемлемым элементом религиозной жизни. Господь многократно осуждал различные обычаи иудеев, но ничего не говорил против молитв об усопших.
В возможности изменения загробного состояния умерших нас убеждает то, что усопшие принадлежат вместе с нами одному и тому же Телу Христову. Конечно, сами они не могут изменить своего состояния, но Христос имеет
«ключи ада и смерти»
(Откр. 1, 18). Поэтому возможно изменение их состояния по молитвам Церкви, ибо Господь сказал:
«если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю…»
(Ин. 14, 13).
Он же говорил о возможности отпущения грехов в будущей жизни:
«если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем»
(Мф. 12, 32).
Молитвы за усопших — не только религиозный долг, но и естественная потребность человеческой души, поскольку они являются выражением нашей любви. Поэтому молитвы за усопших имеют значение не только для самих умерших, но и для живых, ибо, по слову св. Иоанна Дамаскина,
«всякий подвизающийся о спасении ближнего сперва получает пользу сам, потом приносит оную ближнему, ибо не неправосуден Бог, чтобы забыть дела» [[412]].
Святость Церкви
Святость — одно из свойств Божеского естества. По отношению к тварным существам это свойство означает свободу от зла и греха вплоть до невозможности согрешить, с одной стороны, и причастность полноте нравственного добра, присущего Богу, с другой.
Освящение и святость человеков была целью служения Господа Иисуса Христа:
«Освяти их истиною Твоею… за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною»
(Ин. 17, 17-19).
По свидетельству ап. Павла, Господь имел Своей целью создание именно святой Церкви:
«Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна»
(Еф. 5, 25—27).
Источник и основание святости Церкви находится в ее Главе и в Святом Духе, Который постоянно изливает святость и освящение на все тело Церкви, то есть на всех, кто соединен с ее Главой. Все члены Церкви призваны к святости:
«плод ваш есть святость»
(Рим. 6, 22).
Церковь называется святой не только потому, что обладает всей полнотой благодатных даров, освящающих верующих, но и потому, что в ней есть люди различной степени святости, в том числе и такие члены, которые достигли полноты святости и совершенства. В то же время Церковь никогда, даже в апостольский период своей истории, не была заповедником святых (1 Кор. 5, 1-5). Таким образом, Церковь — это собрание не святых, но освящаемых и поэтому признает своими членами не только праведников, но и грешников. Эта мысль настойчиво подчеркивается в притчах Спасителя о пшенице и плевелах (Мф. 13, 24-30), о неводе (Мф. 13, 47-50) и др.
Для согрешающих в Церкви установлено таинство Покаяния. Искренне кающиеся в грехах получают их прощение:
«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды»
(1 Ин. 1,9).
«Согрешающие, но очищающие себя истинным покаянием, не препятствуют Церкви быть святою…» [[413]].
Однако существует некоторый предел, преступив который, грешники становятся мертвыми членами церковного тела, приносящими только зловредные плоды. Такие члены отсекаются от тела Церкви или невидимым действием суда Божия, или видимым действием церковной власти, через анафематствование, во исполнение апостольского повеления:
«извергните развращенного из среды вас»
(1 Kop. 5, 13). К таковым относятся отступники от христианства, нераскаянные грешники, пребывающие в смертных грехах, а также еретики, сознательно извращающие основные догматы веры [[414]].
Поэтому Церковь никоим образом не затемняется греховностью людей; все греховное, вторгающееся в церковную сферу, остается чуждым Церкви и предназначается к отсечению и уничтожению.