Притча о смоковнице (24:32-35).
32 От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; 33 так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях. 34 Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет; 35 небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.
Эта притча с незначительными вариантами присутствует во всех синоптических Евангелиях. – С одной стороны, Иисус отвергал все расчеты времени Конца, утверждая его непредсказуемость и внезапность. С другой стороны, в притче говорится о близости Конца: «Близко, при дверях. … Не прейдет род сей, как всё сие будет». Чувствуется некоторое напряжение между очевидными знамениями Конца (ветви смоковницы уже пускают листья) и его непредсказуемостью. Видимо, только в таком напряжении Иисус желал выразить мысль о необходимости жить в постоянной бдительности!
Христиане поступают неправильно, если они откладывают то, что следовало бы, доверяя Евангелию, делатьсегодня, так как для этого, мол, все еще есть время! Вот если бы нас убедили, что уже завтра мир может погибнуть! Однако, то, что желает выразить евангелист Матфей, лежит гораздо глубже. На это обращает внимание притча: «От смоковницы возьмите подобие…». – Даже если еще по-зимнему холодно, смоковница своими ветвями, которые налились соком, показывает, что зимапроходит, и поэтому «близко лето», оно уже «при дверях». Это всем ясно, этому не надо учиться: это «вы знаете» без всяких поучений и пророчеств. Вот так и тот, кто сейчас трезво смотрит на события своего времени, должен признать, что с настоящим временем происходит что-то неладное, что так не может долго продолжаться.
Заметим, что не так давно мы читали о смоковнице, над которой Иисус произнес суровый приговор: «”Да не будет же впредь от тебя плода вовек”. И смоковница тотчас засохла» (Мф 21:19). Но теперь, в притче смоковница возрождается и становится символом новой жизни: ее ветви говорят о переходе от зимы к лету, от умирания к воскресению.
Итак, это время в принципе подходит к концу. Но долго ли ещё ждать? Речь Иисуса предполагает острое ощущение непорядка и ожидания Конца: «Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё это будет». Так было и во время земной жизни Иисуса, так было и во время Евангелиста. «Не прейдет род сей, как всё сие будет». Если понимать эти слова конкретно, то «род сей» предполагает 30-40 лет. В таком случае Иисус оказался прав: уже при жизни текущего поколения в полной мере исполнилось предсказанное Господом падение Иерусалима и разрушение Храма.
Да, но какое отношение к нам имеют те далекие исторические события? И здесь следует сказать, что слова Иисуса Христа уже современниками евангелиста Матфея понимались не только в конкретно-историческом, но и в универсальном смысле. Иисус говорит со своими учениками-апостолами, но ведь Его слова относятся к любому из нас. – «Зима» проходит, близится лето, которому соответствует близкое Царствие Божие. «Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё это будет». «Всё это» относится ко всем катастрофам истории, предшествующим Второму Христову пришествию, и к самому Второму пришествию. «Всё это будет» доколе существует «род сей». И в случае универсального понимания слов Господа, «род сей» относится не только к поколению иудеев времени Иисуса Христа, но к роду человеческому в целом, ко всем будущим поколениям людей. В принципе всякая эпоха переживает подобное, и всякая эпоха может стать свидетельницей парусии, то есть Второго Христова пришествия, Суда Божия и наступления Царствия Божия.
В чем поучительный смысл этой притчи, которую Иисус Христос говорит Своим ученикам-апостолам, но которая относится ко всякому из «рода сего», то есть к любому из нас: Ошибается тот христианин, который легкомысленно живет в убеждении, что он еще долго-долго протянет, живет так, как если бы все вокруг неизменно стояло вечно. Нет, не только каждый конкретный «человёкъ, ћкw травA днjе є3гw2, ћкw цвётъ сeлный, тaкw њцвэтeтъ» (Пс 102,15), но и весь мир когда-нибудь закончится. Разумеется, и древние, и современные христиане видели и видят, что мировое время всё еще продолжается. Но это не значит, что слова Иисуса были ошибочными или устарели; ибо «небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут». То есть «небо и земля» ветхого творения тленны и временны, но Слово Божие – непреходяще и вечно. Эти торжественно звучащие слова опираются на многие места Писания. Например, на Псалом 101:
«В начале Ты, [Господи,] основал землю,
И небеса – дело Твоих рук.
Они погибнут, а Ты пребудешь;