Вопрос Иисуса о сыновстве Давида (22:41-46).
41 Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: 42 «Что вы думаете о Христе? чей Он сын?» Говорят Ему: «Давидов». 43 Говорит им: «Как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:
44 “Сказал Господь Господу моему:
Седи одесную Меня,
доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?”
45 Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?» 46 И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.
Фарисеи не смогли ответить Иисусу. Но ведь и нам сегодня трудно понять соль Его вопроса, потому что в нем использованы непривычные и потому непонятные нам мысли и методы доказательства.
Опираясь на Писание и Предание, фарисеи правильно ответили Иисусу, что Мессия (Христос) – Сын Давидов. Так исповедали иудеи, так позже исповедали христиане, так исповедал и евангелист Матфей. По всеобщему убеждению эсхатологический Царь-Спаситель, то есть Мессия (еврейское слово, означающее «Помазанник», по-гречески «Христос») обязательно должен быть прямым потомком царя Давида, или, как принято было говорить, должен быть «Сыном Давида» («сын» здесь в смысле потомок). Именно таким позже стало и самое первое христианское исповедание веры: Иисус – Сын Давидов, или Иисус – Христос! Ведь в происхождении Иисуса из рода царя Давида никто не сомневался. Но это – позже, в Церкви.
А как воспринимались слова Иисуса Его иудейскими собеседниками, окружившими Его тогда, в Иерусалимском Храме?
Иисус приводит им на память слова 109-го Псалма. «Говорит им: «Как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: “Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?” Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?»
Что могли услышать в словах Иисуса о Давиде и 109-м Псалме его иудейские собеседники? К сожалению, Синодальный перевод вводит читателя в заблуждение и ставит его в еще больший тупик, чем затруднившихся в ответе фарисеев. Самое непонятное, конечно, – дважды повторенное слово Господь: «Сказал Господь Господу моему…». Ведь Господом мы называем Бога. Откуда же здесь взялись два Господа, два Бога? – Но разберемся в этом по порядку. Современная наука о Библии утверждает, что Пс 109 изначально был псалмом интронизации нового царя. Священник, совершавший церемонию интронизации, произносил: «Сказал Господь[JHWH,то есть Бог]моему господину [евр. ladoni]: сиди одесную Меня». То есть священник (не Давид, конечно, а именно священник) называет своим господином возводимого на трон царя. Сам Господь Бог призывает этого царя быть Его наместником на земле, даруя ему почетное место ближайшего советника (сидящего одесную, по правую руку). Однако во времена Иисуса Христа считалось, что все Псалмы написал сам Давид. А 109-й Псалом стал пониматься как мессианский, то есть о грядущем Мессии, Сыне Давидовом. И теперь выходило так, что не священник, а сам Давид (ведь он – писатель Псалмов!) обращается к Мессии (то есть к своему «сыну», Сыну Давидову) как к своем «господину». В этом и загадка, которую задает Иисус фарисеям! Выходит, что Предание и Писание противоречат друг другу: с одной стороны, Предание утверждает, что Мессия – Сын Давида, а с другой стороны, в Писании как бы сам Давид называет Мессию своим господином. Вот Иисус и задает вопрос: как мог царь Давид обращаться как к господину к своему потомку, к «сыну Давидову»? Обращение «господин» старшего к младшему, отца к сыну, внуку или правнуку, к потомку вообще – просто немыслимо в патриархальном обществе!
Для окружения Иисуса это противоречие казалось неразрешимым. «Никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его».
Но для Самого Иисуса Христа никакого противоречия в Писании и Предании нет! Ведь с Его точки зрения, царь Давид вправе был называть Мессию своим Господином. Представление о Мессии у Иисуса и у Его окружения были разными. Иудеи ожидали Мессию как потомка Давида, царя-триумфатора, земного правителя, с приходом которого наступит золотой век, а Израиль станет самым могущественным народом мира. Но Иисус считал такие политические ожидания наивными и просто ложными. Мессия будет не просто Сыном Давидовым, земным наследником царя Давида, но кем-то неизмеримо большим, а именно сидящим одесную Бога Сыном Божиим, прославленным Господином всех людей, в том числе и Господином царя Давида. Иисус предлагает задуматься над словами Давида в 109-м Псалме и понять, что уже Давид, называя Мессию своим Господином невольно критиковал наивные и вредные национальные ожидания иудеев. Но этого уразуметь фарисеи, да и все иудеи пока еще были не в состоянии. Споры закончились. Фарисеи поняли, что соревноваться с Иисусом в толковании Писания они не могут.
Беседа № 70.
Как мы читали в прошлый раз, саддукеи и фарисеи и книжники искушали Иисуса, задавая Ему коварные вопросы. Но им не удались их уловки. Всякий раз Иисус ставил их в неловкое положение, в тупик. Споры закончились. Разумные ответы и встречные вопросы Иисуса обескуражили их. Они отступили от Него. И теперь Он обратился к народу, который окружал его в Иерусалимском Храме с яркой речью, которая предостерегала верующих от мнимых праведников – книжников и фарисеев.