Притча о двух сыновьях (21:28-32).
28 «А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: «Сын! пойди сегодня работай в винограднике моем». 29 Но он сказал в ответ: «Не хочу»; а после, раскаявшись, пошел. 30 И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: «Иду, государь», и не пошел. 31 Который из двух исполнил волю отца?» Говорят Ему: «Первый». Иисус говорит им: «Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие. 32 Ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему».
Замечательная притча и замечательный вывод из нее. Эта притча находится только в Евангелии от Матфея. В ней описывается ситуация, хорошо понятная на Востоке. Отказ сына повиноваться отцу был немыслимой дерзостью, осуждаемой абсолютно всеми. Отец – полновластный господин в доме. Так все и должны были к нему обращаться: «Господин». В Синодальном переводе это слово неожиданно превратилось в «Государь».
Перед нами возникают образы двух типов людей. Первый сын – непослушный бунтарь. «Не хочу работать», – дерзко отвечает он на просьбы отца. Однако, потом, раскаявшись, он пошел и отработал положенное. Второй сын – послушный. Но послушен он на словах. «Иду, господин», – почтительно отвечает он отцу, и… не пошел. Любой, услышавший эту понятную историю, ответит так, как ответили Иисусу первосвященники и старейшины. «Который из двух исполнил волю отца?» Говорят Ему: “Первый”». Правильно ответив на простой вопрос, они попали в ловушку. Иисус тотчас прилагает эту притчу к ним самим. Они считают себя послушными Богу благочестивыми людьми, образцом для народа. Но они-то как раз и не исполнили волю Божию, выраженную в проповеди Иоанна Крестителя. Они не раскаялись, не поверили и не очистились. А очевидные грешники – мытари и блудницы – раскаялись, поверили Иоанну и очистились водой его крещения. – Смысл рассказа прозрачен. Дерзкий грешник и преступник, – пусть и не каждый, – способен признать свою греховность и покаяться. Но тот, кто уверен в своей праведности, покаяться не способен: ему не в чем каяться. Таковы благочестивые святоши, ханжи и лицемеры. Иисус выносит им суровый приговор: «Аминь говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие», а по смыслу скорее надо бы читать «Аминь говорю вам, что скорее мытари и блудницы войдут в Царствие Божие, чем вы!». – Притча на все времена!
Но в ситуации Иисуса Христа притча эта конкретно говорит и о том, что первосвященники и старейшины иудейские, отвергнув Предтечу Христа, отвергнут и Его, Самого Христа, Сына Божия. Об этом более детально – следующая притча о винограднике.
Притча о злых виноградарях (21:33-46).
33 «Выслушайте другую притчу: Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. 34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; 35 виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. 36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. 37 Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: «Постыдятся сына моего». 38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: «Это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его». 39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. 40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?» 41 Говорят Ему: «Злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои».
42 Иисус говорит им: «Неужели вы никогда не читали в Писании:
«камень, который отвергли строители,
Тот самый сделался главою угла?
Это от Господа,
и есть дивно в очах наших?»
43 Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его. [44 И тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.][106]
45 И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, 46 и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка.
Эта притча рассказана также в Евангелиях от Марка и Луки (Мк 12,1-12; Лк 20,9-19) и в апокрифическом Евангелии Фомы (№ 65.66). Она представляет собой редкий случай аллегории. Напомню, чем отличается обычная притча от аллегорической. В аллегориях каждое событие, каждое действующее лицо и каждая деталь образного рассказа имеет переносное, символическое значение. Обычная притча проще: она символична в целом, но не в деталях. Дело в том, что притча произносилась вслух, предназначались не для читателя, а для слушателя. Притчу люди слышали только один раз. Её не надо было, да и невозможно было читать, перечитывать и изучать, так сказать, с карандашом в руке. Иначе с аллегорией. Она требует тщательного изучения и исследования. При анализе притчи мы не должны искать в каждой детали ее скрытое, аллегорическое значение, но сразу видим заложенную в нее одну основную идею, которая бросается в глаза. – Притча о злых виноградарях не столь проста: она близка именно к сложной аллегории. Однако, для слушателей аллегорические смыслы ее образов были привычны и понятны.
Речь в ней идет о трагической Священной истории народа Божия, в которой Иисус – краеугольный камень – последний Посланник Божий. – Аллегория виноградника была хорошо известна иудеям, так как все помнили пророка Исаию, у которого аллегорически описан Израиль как виноградник, не давший достойных плодов хозяину виноградника – Богу. Израиль не исполнил ожиданий Бога, разочаровал Его:
«Воспою Возлюбленному моему