Притча о работниках в винограднике (20:1-16).
«1 Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой 2 и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; 3 выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, 4 и им сказал: «Идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам». Они пошли. 5 Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. 6 Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: «Что вы стоите здесь целый день праздно?» 7 Они говорят ему: «Никто нас не нанял». Он говорит им: «Идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите». 8 Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: «Позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых». 9 И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. 10 Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; 11 и, получив, стали роптать на хозяина дома 12 и говорили: «Эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной». 13 Он же в ответ сказал одному из них: «Друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? 14 возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; 15 разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?» 16 Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных».
Эту притчу нам сообщает только евангелист Матфей, и она очень подходит к только что прозвучавшему изречению о первых и последних.
Итак, «Царство Небесное подобно хозяину дома». Мы уже не впервые встречаем такое нелогичное, с нашей точки зрения, выражение. Вспомним: «Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем» (13:24); «Царство Небесное подобно зерну горчичному» (13:31); «подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле» (13:44); «подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин» (13:45); «подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море» (13:47); «Царство Небесное подобно царю» (18:23) и так далее. Но всё это отражает особенности арамейской речи, в которой фраза «подобно кому-то или чему-то», означает не сравнение Царства с конкретным человеком или предметом, но сравнение с описываемой ситуацией. В нашем случае предложение «Царство Небесное подобно хозяину дома» понятнее можно было бы перевести так: «В случае с Царством Небесным ситуация подобна вот чему: некий хозяин дома вышел рано утром нанять работников в свой виноградник».
Речь идет о всем понятной бытовой ситуации. Созрел виноград, его надо срочно собирать. Уже рано утром, то есть на рассвете, примерно в шесть часов утра, на торжище, то есть на рыночной площади городка толпились безработные, которые ждали, пока кто-нибудь не наймет их на поденную работу. Нормальная плата за полный день такой работы составляла один серебряный динарий – достаточный минимум для жизни семьи в течение одного дня. Конечно, при такой зарплате скопить деньги было невозможно. Поэтому работу надо было искать ежедневно. Нанятых в первом часу, то есть в шесть утра, работников хозяин послал в свой виноградник. Им повезло.
Напомню, что дневные часы отсчитывались от рассвета, то есть от шести утра по нашему счету. Поэтому упоминаемый далее третий час – это наши девять часов утра, шестой час – полдень, девятый час – три часа дня, а одиннадцатый час – пять часов вечера. Работа заканчивалась с заходом солнца, то есть примерно в шесть вечера.
Последовательно хозяин нанимает на работу в винограднике людей, которые стояли на площади без дела в девять утра, в полдень, в три часа дня и, наконец, в пять вечера – за час до окончания рабочего дня.
В шесть вечера работа заканчивалась, и надо было расплатиться с работниками. По Закону Моисея расплачиваться необходимо было ежедневно: «Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра» (Лев 19:13) и «В тот же день отдай плату его, чтобы солнце не зашло прежде того, ибо он беден, и ждет ее душа его; чтоб он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха» (Втор 24:15). Прекрасный закон! Как сильно это отличается от обычаев наших дней, когда зарплата не то что на день, но и на несколько месяцев, бывает, задерживается.
Итак, «когда наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: “Позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых”». Если бы расплата началась с первых, они получили бы свой динарий и ушли удовлетворенные. Но вышло не так. Хозяин преднамеренно повелевает начать расплачиваться с последних. И те – к негодованию первых – получают тоже по динарию, как и те, кто отработал весь трудовой день. Как так?! Несправедливо! И первые «стали роптать на хозяина дома и говорили: “Эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной”». Хозяин отвечает, что он ничем не согрешил перед первыми, которые трудились с утра. Он ведь с ними договаривался расплатиться «по динарию на день». Договор есть договор, и всякая обида неуместна. Хозяин сказал «одному из них: “Друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?”». Щедрость хозяина никого не касается: захотел проявить ее, – и проявил! Но… так уж люди устроены, что их одолевает зависть, которая оправдывает себя требованием справедливости.
Эта притча содержит одно из самых принципиальных положений Нового Завета. Ветхий Закон строился на принципе справедливости (а в идеале всякий закон строится на этом принципе): «око за око и зуб за зуб» (Мф 5:38), или, продолжая, «за малую работу – малая плата, за большую – большая»… Заслужи – и будешь считаться праведным, не заслужил – погибай в грехах своих. Новый Завет Царствия Божия отметает идею заслуг. Спасение дается человеку не его собственными усилиями, но как благодатный дар любви Божией через искупительную жертву Сына Божия – Иисуса Христа. Отдать себя этой любви, уверовать в нее, ответить на нее – вот путь спасения для всякого человека, для всякого грешника, тем более что «все под грехом, как написано: нет праведного ни одного» (Рим 369-10).
Не откажу себе в удовольствии процитировать замечательные слова святого Иоанна Златоуста на тему прочитанной притчи, которые православные христиане слышат в Пасхальную ночь Светлого Христова Воскресения: «Кто работал с первого часа, – тот пусть получит сегодня должную плату. Кто пришел после третьего часа, – пусть с благодарностью празднует. Кто успел придти после шестого часа, – пусть нисколько не беспокоится; ибо ничего не лишится. Кто замедлил до девятого часа, – пусть приступит, нисколько не сомневаясь. Кто успел придти только в одиннадцатый час, – пусть и тот не страшится за свое промедление. Ибо щедрый Владыка принимает и последнего, как первого; успокаивает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и работавшего с первого часа; и последнего милует, и о первом печется; и тому дает, и этому дарует…»[89].
Притча о добром хозяине виноградника и завистливых работниках – ответ Иисуса Христа на вопрос Петра, предполагавший, что те, кто последовал за Иисусом раньше других, получит бóльшую награду: «Вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?». Иисус тогда ответил Петру: «Многие же будут первые последними, и последние первыми» (Мф 19:27.30). Так и теперь притча заканчивается словами: «Так будут последние первыми, и первые последними» (20:16)[90].
Притча применима ко множеству ситуаций в жизни Церкви. Например, независимо от того, когда человек будет крещен и войдет в Церковь, в младенчестве, в юные годы, в зрелом возрасте, или даже на закате дней своих, он одинаково дорог Богу. – Или вот еще: Иногда человек умирает молодым, когда перед ним только-только начали открываться двери жизни, и не было еще никаких достижений, никакого опыта. Но Бог раскроет ему Свои объятия так же широко, как и тому, кто умер, достигнув старости.
Но при этом мы не должны забывать, что притча рассказывает нам о Царстве Небесном, а не о царстве земном, в котором все-таки действуют законы, от которых никуда не деться. Понятно, что описанная в притче ситуация маловероятна в нашей реальной жизни. Хуже: если что-то подобное произойдет, то могут быть очень нехорошие последствия. Или «первые» побьют «последних» работников, если они не успеют унести ноги. Или профсоюз обжалует поведение хозяина, потребовав справедливого распределения заработка, объявит забастовку… Короче говоря, без неприятностей не обойтись. Таков уж наш мир – мир закона.