Притча о немилосердном заимодавце (18:23-35).
23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; 24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; 25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; 26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. 27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. 28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. 29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. 30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. 31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. 32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; 33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? 34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. 35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.
Понятно, что в этой остроумной притче речь идет о бесконечном великом милосердии Божием. Часто встречающееся в речи Иисуса выражение типа «Царство Небесное подобно царю» характерно для семитской речи и означает: «в Царстве Небесном все происходит так, как обстояло дело с царем и его рабами». В Библии, как и вообще на Древнем Востоке «рабами» царя назывались все его подданные. Здесь это высокопоставленные лица, правители отдельных областей, что видно из огромного долга одного из таких «рабов». Этот «долг» был, вероятно, данью, которую должна была уплатить область. Ведь десять тысяч (10.000) талантов – гигантская сумма, равная ста двадцати миллионам динариев (120.000.000)! «Весь доход с провинции, включавшей Идумею, Иудею и Самарию, составлял всего 600 талантов, а весь доход даже более богатой провинции Галилеи равнялся всего 300 талантам»[74]. Так что в наши дни «долг царского раба» составил бы многие миллиарды долларов. Разумеется, Иисус оперирует не реальными, а сознательно преувеличенными числами. Таков уж жанр притчи. Но зато какой получается контраст! Что такое 100 динариев по сравнению со ста двадцатью миллионами?! Можно сказать, – ничто!
Идея, стоящая за этой огромной разницей, понятна. Мы перед Богом в таком неоплатном долгу, который не может идти ни в какое сравнение с долгами и обидами, которые причиняют нам люди.
В притче рабу-должнику грозит от царя суровое наказание: «Господин приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить». Здесь, конечно, заметно эллинистическое влияние на Палестину. По римскому праву возможна была продажа в рабство семьи преступника. Но по Закону Моисея это невозможно. Продать можно было только вора, но никак не его семью: «Укравший должен заплатить; а если нечем, то пусть продадут его для уплаты за украденное им» (Исх 22:3). Но что такое «продать жену и детей»? рабы стоили ничтожно мало по сравнению с долгом в 10.000 талантов. Так что речь идет не о компенсации долга, а о наказании местью.
В отчаянии «раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: господин! потерпи на мне, и всё тебе заплачу». Разумеется, это невозможно. Никто не мог бы собрать столько денег ни за какой срок. Должник просто хочет, как и каждый живой человек, протянуть время. Но царь делает неизмеримо больше того, о чем просит его раб. Он прощает ему долг и отпускает его не наказанным. Так поступает Бог.
А далее следует контрастная сцена. Что после оказанной ему милости делает прощенный раб? Он, исполненный мстительной злобы и бессердечия, набрасывается на своего товарища, который должен ему небольшую сумму. Он схватил его, душил его, не внял просьбе, выраженной точно теми же словами, какими только что перед этим раб-должник просил царя: «потерпи на мне, и всё отдам тебе». Нет, он не стал ждать и терпеть,но бросил своего должника в темницу, «пока не отдаст долга». Вообще-то юридически, по закону, он имел полное право посадить своего должника в «долговую яму». Но в свете того, что произошло между ним и царем, его поведение представлялось настолько отвратительным, что его товарищи очень огорчились и рассказали царю обо всем случившемся. В результате на немилосердного раба обрушивается гнев его господина. Он отменил свое прежнее решение и «отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга». Иначе говоря, царь велел подвергнуть негодного раба пыткам. По иудейскому закону пытки были недопустимы. Однако по римскому законодательству, которое применял в своих владениях и царь Ирод Великий, пытки в тюрьмах применялись. В частности, их применяли к правителям областей с целью выбить из них показания, где они скрывают утаенные от сборов налоги, или заставить их родственников собрать нужную сумму. То, что в притче упоминаются пытки, у иудейских слушателей должно было вызвать особенный ужас. Поскольку долг в сто двадцать миллионов динариев все равно собрать было невозможно, наказание, да еще и с пытками, становилось пожизненным.
Немилосердный раб не пожелал поступать по любви, которую проявил по отношению к нему царь, он будет судим уже не по любви, а по справедливости, по закону. «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его». Как ты относишься к братьям, так и Бог отнесётся к тебе. Об этом говорилось уже в Нагорной проповеди: «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (6:12); «каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (7:2).
Если христианин не прощает своему брату, – говорит Господь, – то и Бог будет судить его не по милости, а по справедливости. Под «братом» здесь понимается собрат-христианин, так как эта притча завершает 18-ю главу Евангелия от Матфея, посвященную правилам жизни в Церкви Иисуса Христа.
Беседа № 61.
Начало 19-й главы завершает большой раздел Евангелия от Матфея, который содержит речи Иисуса Христа, большая часть которых повествует о правилах жизни и поведения Его последователей, то есть правила жизни в Его церкви. Последняя из этих речей говорит о жизни в браке, о разводе и безбрачии.