Первое предсказание Страстей и Воскресения (16:21-23).

21 С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. 22 И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» 23 Он же, обратившись, сказал Петру: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое».

«Ты – Христос», – так Симон Петр от имени всех учеников впервые назвал Иисуса Христом. Это было смелое и восторженное признание. Иисус, похвалив Петра, косвенно подтвердил это исповедание. «Да, Он – Христос, Мессия». Но потом Он «начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть». Как? Уважаемые в народе старейшины, саддукеи-первосвященники и книжники-фарисеи – религиозные руководители Израиля – убьют Мессию? – Ученики были ошеломлены, посчитали такие речи неправдоподобными и непостижимыми. По словам святителя Иоанна Златоуста, ученики «"не разумели", "слова сии были для них сокровенны"; они даже боялись спрашивать Его, впрочем, не о том, точно ли умрет Он, но о том, как и каким образом, и что значит эта тайна? Они не знали, что такое значит воскреснуть, и считали важнейшим никогда не умирать» [46].

Петр стал настойчиво протестовать: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!». – Для Петра было совершенно непредставимо, что для Мессии не может быть иного пути кроме Страстей. По этому поводу обычно говорится, что Петр (как и множество иудеев того времени) придерживался ложных, национально-политических мессианских надежд. Скорее всего, это так, но все же с этим надо разобраться подробнее. Причина острой реакции Иисуса на «прекословии» Петра лежала глубже.

Во времена Иисуса существовали разные мнения относительно мессианства. Например, некоторые, – как в Кумране, – ожидали не одного, а двух Мессий: одного Мессию из дома Давида и другого Мессию-Первосвященника. Мнения были разными. Но в одном все были едины: Дело Мессии – спасение Израиля в этом веке, в этом мире! Дело в том, что во времена Иисуса никто в Израиле не ждал от Мессии избавления от грехов или вечного спасения! Прощение грехов и вечное спасение – дело совсем не Мессии, но только Бога.

По этой причине для всех иудеев во времена Иисуса было само собой разумеющимся, что от Мессии должны исходить политическиедействия. Это не означает, что от Мессии ожидали только военно-политических акций против врагов Израиля.

Но все равно, когда Петр назвал Иисуса Мессией, это для него означало: «Ты – Тот, Кто, наделенный царственными полномочиями от Бога, должен принести нашему народу спасение, дать Израилю шалом, полное благоденствие на земле». – И неужели Иисус может реализовать эту цель только через Страдания?

Да, именно через страдания и Крестную смерть. Таков тот путь, который Иисус какМессия видел перед Собой, и о котором Он открыто поведал Своим ученикам. Но это было непонятно Петру. Поэтому он отвел Иисуса в сторонку и начал Ему прекословить. И тут, для Петра, вероятно, неожиданно Иисус обращает к нему очень суровые слова: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое».Неожиданным этот упрек был не только для Петра, но и для нас, читателей Евангелия, он требует разъяснения.

Мы задаёмся вопросом: Почему Иисус назвал Петра сатаной и соблазном, то есть искусителем, пытающимся совратить Иисуса с Его пути? Резкая реакция Иисуса объясняется тем, что Петр подстрекал Его к тому же, что Ему нашептывал искуситель в пустыне. Да, Петр высказал вслух как раз те мысли, которыми некогда искушал Иисуса диавол. О каком страдании, о какой смерти от рук каких-то там «старейшин и первосвященников и книжников» может идти речь? Нет, слава нового Моисея, великого чудотворца, освободителя Израиля и всемирного властителя – вот ожидаемая судьба Спасителя Христа, каким Его себе представляли иудеи и… ученики Иисуса. Они видели впереди – Его (и, добавим, свою) земную славу и величие. Он же видел в конце Своего земного пути Крест, смерть и ад. Он будет убит и… «в третий день воскреснет»! Слова Петра вызвали в памяти Иисуса события искушений в пустыне, которые закончились посрамлением злого духа. «Отойди от Меня, сатана!» (Мф 4:10), – повелел ему Иисус. Теперь эти же слова повторяются в адрес Петра. Тогда, в пустыне, диавол отошел от Христа. Но…, как написано в Евангелии от Луки, «отошел от Него до времени» (Лк 4:13). Это замечание Евангелиста указывает вперед, на Крест, на последнее и страшное искушение: «Если Ты Сын Божий, сойди с Креста» (Мф 27:40). Не сошел! … Но уже сейчас в прекословии Петра можно было услышать предвосхищение этого последнего сатанинского искушения (Мф 27:39-44). Сатана действовал через народ, который насмехался над Распятым Христом. Но так и теперь сатана льстиво и коварно действует через Петра. Потому Иисус повторяет слова, некогда сказанные в пустыне: «Отойди от Меня, сатана!».

Далее Петру сказано:«Ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое». Златоуст разъясняет: «Петр, заключая о деле по человеческому и плотскому рассуждению, думал, что страдание для Христа позорно и несвойственно. Итак, проникая в его мысли, Христос говорит: … Ты думаешь, что страдать для Меня низко, а Я тебе говорю, что эта мысль – не страдать Мне – от диавола»[47].

Тут мы должны сделать остановку, передохнуть, сосредоточиться и быть внимательными. То, что будет кратко изложено далее, трудно воспринимать на слух: лучше иметь перед собой напечатанные тексты (русский, церковнославянский, греческий). Но, поскольку слушатели слушают, а не следят по текстам, да еще на незнакомом древнегреческом языке, – придётся с этим смириться и просто слушать внимательно.

Итак, всё, что излагалось до сих пор, следовало привычному для нас Синодальному переводу Евангелия от Матфея. В этом переводе Иисус в конце искушений в пустыне резко обрывает сатану: «Отойди от Меня, сатана!» (Мф 4:10). И Петру Иисус говорит те же суровые слова: «Отойди от Меня, сатана!»(Мф 16:23). То же мы наблюдаем и в церковнославянском переводе, который читается во время наших богослужений: и3ди2 за мно1ю, сатано2 – так Иисус говорит и сатане и Петру. Уже это у многих внимательных слушателей вызывает некоторое недоумение. Что это означает – «и3ди2 за мно1ю, сатано2»? Как это понимать? Почему сатана должен идти за Иисусом? Чтобы развеять недоумение, следует обратиться не к церковнославянскому тексту и не к Синодальному переводу, а к оригинальному греческому тексту по самым древним из дошедших до нас рукописям Евангелия. Ученые текстологи проделали гигантскую работу, чтобы выявить для нас близкий к оригиналу, так называемый «критический» греческий текст. Что же мы в нем находим? Сатане Иисус говорит: {Upage( Satana/, что можно перевести как «Прочь, сатана!»[48]. Петру же Иисус повелевает: {Upage ovpi,sw mou( Satana/, что можно перевести как «Прочь! Иди за Мною, сатана!». То есть искушение, которое содержала в себе речь Петра, резко отвергается, и сам Петр назван искусителем, «сатаной». Но при этом Петру говорится: «Иди за Мною!». Иначе говоря, Петр получает повеление следовать за Иисусом. Ничего подобного сатане сказано не было и не могло быть сказано. Повеление «Иди за Мною!» тотчас вызывает в памяти слова Иисуса, сказанные Симону Петру и его брату Андрею при их призвании. Иисус повелевает им оставить свои рыболовные снасти и следовать за Ним: Deu/te ovpi,sw mou (Мф 4:19), что следует перевести как «Эй! Идите за Мною!». Так Петр был призван как ученик Иисуса. Теперь же своей попыткой уклонить Иисуса с Его пути, Петр одновременно предает свое ученичество, состоящее в следовании за Христом. За это он получает строгий выговор и повторение призыва – «Иди за Мною!». И этот повторный призыв тем более настоятелен и властен, что Петр явно не понимает, куда идет Иисус, а следовательно, не понимает и собственный путь следования Иисусу, за что и получает очень резко выраженный выговор: и3ди2 за мно1ю, сатано2. И мы, будучи людьми разумными, понимаем, что не сатана должен «следовать за Иисусом», а Петр, названный здесь «сатаной». Так наука текстология разрешает некоторые загадки, которые ставит перед нами привычный Синодальный перевод.

На отмеченную нами особенность выговора Петру (и3ди2 за мно1ю, сатано2) указывали древние толкователи. Например, богослов, философ и филолог III века Ориген так разъясняет слова Иисуса: «Петр, твое место позади Меня, а не впереди Меня. Твое дело следовать за Мной по пути, который Я выбрал, а не пытаться вести Меня по пути, которым ты хочешь, чтобы Я шел»[49].

Итак, отныне «Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту». – Вряд ли нам когда-нибудь удастся установить точные слова, которыми Иисус предсказывал о Своей смерти и воскресении: ведь до нас дошли Его слова через предание, к тому же не на Его родном языке, а в переводе на греческий. Но, конечно, мы не сомневаемся в том, что Бог Иисусу открыл знание о предстоящих Ему страданиях.

Но именно грядущие страдания Иисуса и Его смерть, если Он – Христос, представляли проблему для Его учеников. Проблемой Крестные страдания Иисуса Христа позже были для христианской миссии среди «иудеев и эллинов», для которых, по словам Апостола Павла, весть о распятом Спасителе мира была абсурдом, «соблазном и безумием» (1 Кор 1:22-23). Смерть Иисуса на Кресте по началу составляла проблему и для самих христиан. И проблема была вот в чем: Если Иисус действительно был посланным от Бога Спасителем и даже Сыном Божиим, – а в этом после Воскресения уже не было никакого сомнения, – то почему же тогда Он должен был страдать? В чем смысл Спасения такой непостижимойценой? Почему, наконец, Сам Иисус столь убежденно говорит о том, что Ему «должно … пострадать … и быть убиту»?

Первые христиане – не ученики при земной жизни Иисуса, а первые христиане Церкви Христовой – искали и находили ответы на эти мучительные вопросы. Ответы подсказывала сама история народа Божия и откровения великих пророков. Если оглянуться на историю Израиля, то создается впечатление, что все праведники, которых Бог посылал к Своему народу, находили только насмешки и страдания. Об этом говорил пророк Иеремия: «Я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мною» (Иер 20:7). Об этом говорили возвратившиеся из Вавилонского плена израильтяне, когда они вспоминали историю своих неправедных отцов и каялись в том, что те «убивали пророков, которые увещевали их обратиться к Богу» (Неем 9:26).

Но так поступали не только с пророками. Страдания, издевательства и смерть становились уделом всех праведников, которые следовали Богу и Его воле. Впечатляющий пример этого дает нам Книга Премудрости, иудейское писание из I века до РХ. В этой книге цитируются речи беззаконников:

«Будем притеснять бедняка праведника,

Не пощадим вдовы,

Наши рекомендации