Ставя первое на первое место

Годы с 1972 по 1978 были борьбой для меня и Мелвы, когда мы неистово меняли местами наши приоритеты и корректировали невероятно плотное расписание. Слов­но для нашей полной занятости нам было мало тысячи молодых людей в нашей молодежной группе в Баптист­ской Церкви Беверли Хиллз, Мелва еще проезжала око­ло 40 миль в один конец, чтобы трудиться над степенью магистра в Государственном Северо-Техасском уни­верситете в Дентоне, в то время как я ездил на машине почти 40 миль до Юго-Западной Баптистской теологи­ческой семинарии в Форт Уорте с целью получить сте­пень магистра. Именно в те годы, один за другим, роди­лись трое наших детей. Наши друзья, по всей вероятно­сти, говорили о моей жене как о "святой Мелве". Она вызывала изумление. Но я не соответствовал меркам мужа Божьего, каким хотел быть.

Что беспокоило меня? Помазанное присутствие Бо­га, казалось, явно уменьшалось в моей жизни. Почему? Потому что я не поднимался рано, день за днем, чтобы поклоняться моему Отцу, молясь и получая от Него все необходимое для меня.

Я не начинал каждый день, вступая в Божье присутствие с благодарением и в Его дворы - с хвалой.

Я беззаботно пренебрегал Божьими безмерно велики­ми и драгоценными обетованиями, посредством кото­рых мы являемся причастниками божественного естес­тва (см. 2 Пет. 1:4). Я не всегда позволял Ему быть моей праведностью, освящающим меня, моим миром, цели­телем, кормильцем, знаменем, Пастырем и преизбыточествующим, присутствующим во мне. Поэтому я часто употреблял Его имя напрасно.

Из-за того, что я не направил руль своей жизни (свой язык) на Божьи приоритеты для моей жизни, ежедневно провозглашая: "Да придет Царствие Твое, да будет воля Твоя во мне, моей семье, моей церкви и моей стране", большую часть времени мои приоритеты оказывались вывернутыми наизнанку. С деньгами было туго, поэтому мы едва-едва выкарабкивались каждый месяц. Мы да­вали десятину и пожертвования, но из-за того что я не молился конкретно и упорно каждый день: "Хлеб наш насущный дай нам на сей день", мы не процветали во многих сферах.

Более того, из-за моих недостатков и провалов, у меня время от времени возникала проблема в том, что­бы чувствовать себя "принятым в Возлюбленном" (Еф. 1:6). Я постоянно просил Бога простить меня за то, в чем покаялся задолго до этого, забывая, что я уже очи­щен от своих старых грехов (2 Пет. 1:9). Иногда у меня было такое впечатление, будто я нахожусь у Бога на ис­пытаниях и что однажды, если я стану достаточно хоро­шим, Он примет меня.

Годами я совершал "протестантское покаяние". В Римской католической церкви человек совершает по­каяние путем повторения предписанного действия оп­ределенное число раз, чтобы показать сожаление о гре­хе и довести себя до такого состояния, в котором он чувствует себя прощенным. Но в протестантских церк­вах мы не делаем этого (видите ли, мы более "духов­ные"). Вместо этого, когда мы делаем что-то не так, мы проводим две недели, а то и два десятилетия, ругая са­мих себя. Прав ли я? Это - "протестантское" покаяние. Но в действительности Бог простил нас в ту самую ми­нуту, когда мы исповедовали Ему свою ошибку.

Я не поднимался каждое утро и не говорил: "Я испо­ведую Тебе, Господи, каждый известный мне грех и да­же те грехи, о которых не знаю, совершал ли я их. Я со­глашаюсь с тем, что Ты простил меня. Я также настраи­ваю свою волю прощать тех, кто согрешает против ме­ня". Поэтому потребовалось много времени на то, что­бы истина осенила меня: умоляя Бога снова и снова простить конкретный грех или промах, я вспоминал то, что Бог уже забыл.

Я боролся со страхом и депрессией, но чаще всего я проигрывал. Как же я мог ожидать победы над хитрым, хорошо вооруженным врагом, когда не носил всеору­жия и не знал, как эффективно размахивать духовным мечом или умело применять щит веры, чтобы отражать его безжалостные атаки?

Как же я могу подвизаться добрым подвигом веры, когда ежедневно не молился на своем молитвенном языке и постоянно не пребывал в молитвенном состоя­нии?

Хвала не проистекала из моего духа к Богу постоян­но. Я не знал, что могу облечься в одежду прославления (теилла) вместо унылого духа, исполняя песни хвалы Богу (Ис. 61:3).

И в моем духе еще не утвердилась истина о том, что Бог, мой Отец, сделал меня участником в Его Царстве, силе и славе.

Но с 1978 года, когда Святой Дух открыл мне, что "Отче наш" является планом молитвы, я вступал в при­сутствие Иисуса каждый день. А что же я получил вза­мен?

Обетования

Каждый день своей жизни я благодарю Бога за то, что из-за пролитой Крови Иисуса я могу называть Его Отцом. Я хвалю Его славные имена, принимаю Его мощ­ные обетования и стремлюсь святить Его имя своим об­разом жизни.

Приоритеты

Хотя сейчас я занят больше, чем когда-либо прежде, я наслаждаюсь миром внутри меня, в моем доме и в мо­ей церкви. Почему? Потому что ежедневно я молюсь за себя, свою семью, свою церковь и свою страну, провоз­глашая, чтобы Божьи приоритеты упорядочились в этих областях. Я смело заявляю, что Божья праведность, ра­дость и мир обязательно придут и что Его воля испол­нится.

Обеспечение

Я больше не управляем беспокойством, не являюсь жертвой обстоятельств, вызывающих разочарование. Наоборот, я учусь испытывать на себе обильное обеспе­чение Иегова-Ире, Того, Кто видит наши нужды заранее и обеспечивает все для их обеспечения, потому что я не воспринимаю Божьи благословения как само по себе разумеющееся. Каждый день в молитве я настраиваю свою волю на то, чтобы сделать Божье Царство моим приоритетом, и тогда я промаливаю свои нужды, взывая к Богу и получая Божье обещанное обеспечение, и каж­дый день Он дает мне мой насущный хлеб. Вы тоже мо­жете переживать все больше и больше свободы от вся­кого расстройства, правильно устанавливая свои прио­ритеты.

Если насущный хлеб является постоянной борьбой для вас, не волнуйтесь и не переживайте об этом. Бог дал мне лично обетование, которым вы тоже можете воспользоваться: "В тот день, когда ты ответишь на при­зыв молиться, Я начну восполнять твои нужды".

Люди

Если вас мучает чувство вины или проблемы во вза­имоотношениях с людьми, помните: вы должны про­щать. Это не происходит просто автоматически. Каж­дый день нам нужно прощать наших должников, прежде чем мы сможем получить Божье омовение и очищение и затем настроить свою волю прощать тех, кто может причинить нам боль в этот день. В то время как мы учим­ся прощать и отпускать наших обидчиков и обиды в руки Бога, мы становимся кандидатами для сверхъестест­венного в нашей жизни.

Сила

Если вы хотите прекратить позволять дьяволу пинать вас, если вы хотите для разнообразия оставить его си­деть в грязи, то вы должны научиться облекаться во все­оружие Божье каждый день и молиться о защитной ог­раде вокруг вас самих, ваших близких и всего, что у вас есть. Научитесь побеждать сатану на месте молитвы, Кровью Агнца и словом вашего свидетельства, потому что если вы не сделаете этого, он победит вас.

Это лишь некоторые блага, которые явились мне, с тех пор как я научился отдавать приоритет молитве в своей повседневной жизни. Эти блага могут быть и ва­шими. Слово Божье делает все безошибочно простым. Если нам надлежит занять свои места в качестве участ­ников в Божьем Царстве, силе и славе, то мы должны ответить на призыв молиться!

Подумайте о следующем: если Иисусу было необхо­димо молиться каждый день, то насколько больше мы должны делать это! Теперь, для того чтобы засвиде­тельствовать важность молитвы в жизни нашего Госпо­да, я хочу, чтобы вы остановились всего лишь на мгно­вение и поразмыслили вместе со мной об одном дне в Его жизни. Марк, в первой главе своего Евангелия, опи­сывает такой день.

Пройдя по берегу моря Галилейского и позвав Петра, Андрея, Иакова и Иоанна последовать за Ним и стать ловцами человеков, Иисус отправился в синагогу в Ка­пернауме. Там Он учил людей и, подводя заключение Своему посланию, изгнал нечистого духа из одного че­ловека, нарушив порядок служения.

Затем Он пошел домой к Петру и Андрею и исцелил тещу Симона Петра от горячки. В тот вечер, когда зашло солнце, весь город собрался у дверей дома Петра. Они привели к Иисусу всех, кто был болен или одержим бе­сами, и Он исцелил их.

Вы можете себе представить, насколько изможден­ным, должно быть, был Иисус, когда Он наконец прикло­нил к подушке Свою голову и погрузился в сон? Но по­смотрите на следующий стих в Марка 1:35: "А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное мес­то, и там молился".

Этот образ действий проходит через все служение Христа. Воистину, на месте молитвы Иисус находил си­лу и руководство, необходимые Ему для исполнения во­ли Его Отца каждый день. Он был Сыном Божьим и все же Он молился. Иисус был самым занятым, самым важ­ным человеком, Который когда-либо ходил по лицу этой земли, однако молитва была центром Его жизни.

Не пора ли вам заключить соглашение с Господом встречаться с Ним каждый день на месте молитвы? Еели вы остановитесь на раннем утреннем часе, то заве­дите будильник. Когда он зазвенит, не выключайте его, не переворачивайтесь на другой бок и не бубните себе под нос все причины, по которым вам еще нужен отдых. Если вы сделаете это, то через несколько дней вы даже не услышите звонка. Вместо этого, когда наступит вре­мя молиться, выкатывайтесь из кровати и одевайтесь. Если ваш утренний кофе или завтрак перед молитвой помогут вам проснуться и сосредоточиться на том, что вы делаете, тогда эти дополнительные минуты на кухне будут потрачены не зря.

Для того чтобы развить эффективную молитвенную жизнь, вы должны победить следующих трех врагов мо­литвы: помехи, сонливость и блуждающие мысли. По­этому давайте научимся сию минуту атаковать и пора­жать этих врагов.

Помехи

Телефон и дверной звонок могут стать ужасными врагами верующего, стремящегося развить дисципли­ну молитвы. Вот почему многие занятые люди предпо­читают молиться рано утром, перед тем как могут воз­никнуть эти помехи. У псалмиста Давида не было ни те­лефона, ни дверного звонка, но у него было по крайней мере восемь жен, десять наложниц, двадцать два ре­бенка и царство, которым нужно было управлять. Не­удивительно, что один из молитвенных часов Давида начинался ранним утром. Давид говорил: "Господи! ра­но услышь голос мой, - рано предстану пред Тобою, и буду ожидать" (Пс. 5:4).

С другой стороны, Сюзанна Весли, мать девятнадца­ти детей (двое из которых были Джон и Чарльз, осно­вавшие методистское движение), выбирала промежу­ток от одного до двух часов дня для личного времени с Господом. Каждый день, в час дня, Сюзанна Весли за­крывала дверь своей спальни, склоняла колени у крова­ти, выкладывала перед собой открытую Библию и раз­говаривала с Богом.

Только подумайте! Во времена Сюзанны не было су­пермаркетов, начальных школ, универмагов, рестора­нов Макдоналдс, прачечных и сушилок или современ­ного кухонного оборудования. Этой женщине, которая также являлась женой проповедника, приходилось шить одежду на семью и стирать руками, наводить порядок, готовить и обучать дома всех этих детей, и все же она каждый день выделяла время для одного часа общения с Богом. Как бы вам понравилась попытка объяснить Сюзане Весли, почему вы не можете найти время мо­литься?

Возможно, вы говорите: "Лэрри, у меня просто не получится иметь время для молитвы ранним утром". Понимаю. Многие люди, служители в том числе, не ло­жатся спать до наступления полуночи. Поэтому я не пы­таюсь принудить вас выбрать ранний утренний час для молитвы, даже если это для меня лично может подхо­дить лучше всего. Нет ничего святого в четырех часах утра. Важно, чтобы вы выбрали наилучшее время для вас и начали молиться один час каждый день.

Научитесь быть в одном течении со Святым Духом. Например, ваши часы, возможно, заведены на 5.30 ут­ра, но Святой Дух Божий может разбудить вас в 3.30 и сказать: "Пора молиться". Или ваше обычное молитвен­ное время может быть в 8 часов вечера. Если в 6.40 в тот вечер вы почувствуете, как Дух Божий возбуждает ваш дух и зовет вас молиться, слушайтесь Его подсказки. Не будьте привязаны к часам - наоборот, будьте послушны Духу.

Поймите, молитва - это не просто один час в день. Час в день важен, только если он развивает в нас сос­тояние молитвы на целый день. Иисус двигался и слу­жил в духе молитвы, потому что молитва занимала на­много большее место в Его жизни и служении, чем про­сто один уединенный час перед рассветом. Вот что дол­жно произойти в наших жизнях, если нам надлежит стать победоносными воинами вместо изможденных поклонников. Павел подытожил это для нас, сказав: "Ибо мы Им живем и движемся и существуем" (Деян. 17:28). Вот так, мои друзья. Вот секрет. Да поможет нам Бог не останавливаться ни на чем меньшем.

Выберите ли вы утро, день или вечер в качестве ва­шего молитвенного времени, важно, чтобы у вас было установленное время и место для молитвы. Иисус, обу­чая Своих учеников молиться, давал инструкции: "Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне" (Мат. 6:6). Это значит, что вам нужно выбрать тихое, уединенное место для того, чтобы молиться и встре­чаться с Богом каждый день. Вам не нужно шикарное место - просто стул, у которого вы можете преклонить колени. А наличие установленного времени и места для молитвы поможет вам победить помехи.

Сонливость

Как могут верующие поразить врага "сонливость", когда они молятся? Некоторые из первых методистских лидеров Джона Весли, решительно настроенные на преодоление этой проблемы, буквально обмакивали полотенца в холодную воду, обматывали их вокруг голо­вы и начинали молиться! Это - не метод, который пред­почел бы я, но, без сомнения, я восхищаюсь их упор­ством. Если вы ловите себя на том, что погружаетесь в сон каждый раз, когда склоняете колени, укладываете голову на руку и закрываете глаза, чтобы молиться, то почему бы не попробовать делать это сидя или стоя?

Или почему бы не попробовать ходить, когда вы моли­тесь? Уберите с дороги стул или стол и прогуливайтесь туда и обратно по комнате или взад и вперед по коридо­ру. Вы быстро привыкните к "тропе". Тогда вы сможете сосредоточиться исключительно на молитве и поразите врага под названием "сонливость".

Блуждающие мысли

Если ваши мысли блуждают и вам трудно сосредото­читься, когда вы молитесь, победите этого врага, мо­лясь вслух, а не молча. Выражение ваших мыслей сло­вами и молитва вслух помогает вам сконцентрировать ваш ум на том, что вы делаете. Возможно, это - одна из причин, по которой Иисус заповедовал: "Когда моли­тесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах!" (Лук. 11:2).

Как только вы научитесь побеждать помехи, сонли­вость и блуждающие мысли, то всего лишь за короткое время ваше желание молиться созреет в дисциплину молиться. И в то время, как вы будете дисциплиниро­вать себя в молитве, эта дисциплина преобразится в святое удовольствие.

Не волнуйтесь, если несколько дней, когда вы моли­тесь, вы не проливаете слез и чувствуете ноль эмоций. Те часы, когда вы меньше всего чувствуете подъем мо­литься, могут быть именно теми часами, когда вам больше всего нужно молиться. Кроме всего прочего, Бог движим не столько вашими эмоциями, сколько Сво­им Словом и вашим послушанием и упорством.

Всегда будьте чувствительными к Святому Духу и мо­литесь над каждой просьбой в той манере, какой на­правляет Он, ибо Бог послал Свой Дух, чтобы Он прибе­гал вам на помощь в молитве и молил от вашего имени со стенаниями, слишком глубокими для изречения (Рим. 8:26). Научитесь быть чувствительными, приме­няя ваш молитвенный язык, молясь в Духе и прислуши­ваясь к подсказкам Святого Духа. Временами Дух побу­дит вас взять стихи Писания и превратить их в проше­ния или смелые провозглашения вашей веры. В других случаях окажется так, что вы будете плакать и испыты­вать родовые муки из-за неотложной нужды. Иногда вы вознесетесь в пении, полном поклонения. Или смех, когда Божий мир и радость хлынут в ваше сердце. Не пытайтесь сделать два любых молитвенных часа одина­ковыми. Следуйте за легкими подталкиваниями и ин­тенсивными воздействиями всезнающего Святого Ду­ха, потому что Его выбор и руководство никогда не бы­вают ошибочными. Будьте податливыми. Будьте по­слушными. Не печальте кроткий Святой Дух, настаивая на своем.

Пастор Б. Дж. Виллхайт, наш молитвенный служитель в "Церкви на Скале", который на протяжении более 30 лет встает рано утром для общения с Богом, объясняет молитву так: "В некоторые дни вы роете ямы. В другие дни вы вкапываете в них столбы. В следующие вы натя­гиваете провода. А затем в один день электрическая цепь доделана, и вы включаете ток!"

Бог, ваш Отец, дает это обещание: "Когда вы ответи­те на призыв молиться, Я начну восполнять все ваши нужды". Так что? Вы готовы каждый день назначать встречу с Богом, чтобы искать Его лица в молитве? Только лишь назовите время и место. Он не опоздает.

Глава 19

Наши рекомендации