Просьба о знамении с неба (16:1-4).
1 И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба. 2 Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: будет вёдро, потому что небо красно; 3 и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лицо неба вы умеете, а знамений времён не можете. 4 Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И, оставив их, отошел.
Уже второй раз от Иисуса фарисеи требуют дать знамение (см. Мф 12:38-42). Теперь к ним присоединяются и саддукеи. В жизни фарисеи и саддукеи ненавидели и презирали друг друга. Их не объединяло ничто. Но, как мы видим, объединило их подозрительное недоверие к Иисусу. Фарисеи видели в Нем опасного разрушителя благочестивых преданий. Саддукеи же, будучи близкими к высшим кругам власти, виделив Иисусе угрозу своему политическому влиянию, своему благополучию, более того, – угрозу существования самого Храма с его жертвоприношениями и с его несметным богатством.
«И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба». О каком «знамении» идет речь? – О том, что в науке называется «знамения легитимации». Это такие чудесные знаки, которые доказывают легитимность, истинность мессианства. От Мессии как «Второго Спасителя» требовалась способность совершить все те чудеса, которые совершал «Первый спаситель» Моисей. Собственно, подобные знамения требовал от Иисуса уже сам диавол (Мф 4:1-11), предлагавший Ему превратить камни в хлебы, броситься вниз с крыши храма и стать властителем всех народов.
Фарисеи и саддукеи провоцировали Иисуса и желали Его скомпрометировать в глазах народа. Ведь люди в те времена, как очень многие и в наше время, искали Бога в необычном, в чудесах. Когда появлялись лже-мессии, они обещали людям изумительные вещи: например, разделить воды Иордана, или же одним словом разрушить стены города. Вот и фарисеи с саддукеями, искушая Иисуса, хотели, чтобы по Его слову на небе воссияло какое-то изумительное знамение. Иисус считал, что такое требование – свидетельство неверия в Бога, неспособности видеть руку Божью в вещах и делах обыденной жизни. Ведь для Него весь мир был полон знамений: зерно в поле, закваска в хлебе – все говорило Ему о Боге. Он знал, что для каждого, имеющего глаза и уши, Бог постоянно присутствует в мире. Но люди, увы, не чувствуют Божественного присутствия, не видят деяний Божиих вокруг себя в их повседневной жизни. Чтобы «увидеть» Бога, им обязательно нужно потрясение, удивление, что-то чудесное. Так было всегда в прошлом, так, видимо, будет и в дальнейшем.
Вот на эту неспособность видеть Божественное в обыденном и указывает Иисус. Он отвечает фарисеям и саддукеям, что они ведь умеют по «лицу неба» видеть и понимать знамения (то есть признаки) разной погоды: «Вечером вы говорите: будет вёдро, потому что небо красно; и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово». Но они же не видят вокруг себя «знамений времён»! Не видят? или, скорее, делают вид, что не видят? Оттого Иисус и называет их лицемерами. Ведь знамения времени у всех перед глазами. Все, кто слушают слова и видят дела Иисуса, становятся свидетелями Его Евангелия и тем самым свидетелями начала Царствия Божия на земле.
Далее повторяются те же слова, которые звучали в 12-й главе, когда фарисеи первый раз требовали от Иисуса дать знамение: «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка». Они – «род лукавый», то есть буквально «злой», ибо они не умеют распознать добро как знамение Божие. Они – «род прелюбодейный». Поскольку отношения между Богом и Израилем привычно сравнивалось с отношением супругов, Израиль часто изображался неверной женой, которая изменяла Своему супругу Богу. Собственно, «род прелюбодейный» означает «род безбожный». Этот «безбожный род» не видит, что Сам Иисус с Его учением и деяниями и есть знамение Божие. Они слепые. И потому им, как некогда жителям Ниневии, дано будет только «знамение Ионы пророка». «Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф 12:40). Разумеется, это предсказание Воскресения. Оно и будет неопровержимым знамением мессианства Иисуса. А сейчас они, лицемеры, безнадёжны, и разговаривать с ними бессмысленно. Поэтому Иисус, «оставив их, отошел».
Беседа № 54.
Наша прошлая Беседа закончилась разбором отрывка – начала 16-й главы, – в котором говорилось о том, как фарисеи и саддукеи искушали Иисуса Христа, требуя от Него «знамения с неба», то есть доказательства истинности Его мессианства. Иисус отказался удовлетворить их требование, сказав им: «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка». Этими словами Он предрекал Свое Воскресение. Фарисеи и саддукеи требовали видимого, материального, ощутимого чуда, как будто им мало было уже сотворенных Им чудес. Он же предрекает Воскресение, событие, выходящее за пределы их примитивных представлений о мессианском величии. Но ведь не только враждебные к Иисусу фарисеи и саддукеи не осознавали цели и смысла Божественного посланничества Иисуса, но и Его ближайшие друзья, Его ученики, тоже недалеко продвинулись в своем понимании их Учителя. Об этом – в следующем отрывке.