Уча учениям, заповедям человеческим».
10 И, призвав народ, сказал им: «Слушайте и разумейте! 11 Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека». 12 Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: «Знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились?» 13 Он же сказал в ответ: «Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится. 14 Оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». 15 Петр же, отвечая, сказал Ему: «Изъясни нам притчу сию». 16 Иисус сказал: «Неужели и вы еще не разумеете? 17 Еще ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? 18 А исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека. 19 Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – 20 это оскверняет человека; а есть неумытыми руками – не оскверняет человека».
Довольно длинный отрывок начинается так: «Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи». В наречии «тогда» святитель Иоанн Златоуст видит особый смысл. Он пишет: «Тогда – когда же это? После того, как Он сотворил бесчисленные знамения, после того, как исцелил недужных прикосновением к краю риз Его. Для того-то евангелист и означает время, чтобы показать крайнюю, ничем непреодолимую злобу книжников и фарисеев»[31].
Они задают Иисусу вопрос: «Зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб». Мыть руки перед едой? Нам этот вопрос может показаться не очень принципиальным. Но для фарисеев и книжников дело обстояло совсем иначе.
Прибывшие из Иерусалима книжники и фарисеи старались в своей жизни придерживаться заповедей, причем не только заповедей Закона Моисея, записанных в Священном Писании Торы, но и тех заповедей, которые сложились в течении столетий и которых нет в Письменной Торе, то есть преданий так называемой Устной Торы. Они упрекают Иисуса в неблагочестивом, с их точки зрения, поведении. Но свой упрек они высказывают не напрямую, а косвенно, обвиняя не Самого Иисуса, а Его учеников. Ведь само понятие ученичества предполагает, что ученики должны во всем подражать своему Учителю. Так почему же ученики Иисуса нарушают предание старцев, то есть почитаемых отцов, предков иудейского народа, и перед едой не умывают рук? – спрашивают Иисуса книжники и фарисеи. – Современный читатель, не знакомый с обычаями древней Иудеи, мог бы невольно согласиться с фарисеями: действительно, мы ведь с детства приучены мыть руки перед едой. Но в Евангелии речь идет совсем о другом. Правила гигиены в древнем мире, особенно в странах, где воды не хватало, и её расходование было очень и очень экономным, – правила гигиены отличались от современных. Им не придавалось большого значения, что, вероятно, немало сказывалось на распространении разных заболеваний. Но… так уж было. Гораздо больше значения придавалось обрядам, правилам ритуальных омовений. Не физическая грязь смущала древних иудеев, а ритуальная нечистота. Потому и ноги мыли перед входом в дом, потому и руки умывали перед едой. Скорее даже не «умывали», а «омывали». Ритуальное омовение не только перед едой, но и при перемене блюд следовало совершать в строгом порядке, и человек, который пренебрегал этими правилами, считался в глазах строгих иудеев не просто невоспитанным или неряхой, но нечистым в глазах Бога. Считалось, что человек, приступивший к еде с немытыми руками, одержим бесом. Одного раввина, забывшего однажды омыть руки, похоронили как отлученного от синагоги. Другой раввин, посаженный в тюрьму римлянами, употреблял полагавшуюся ему питьевую воду для омовения рук и, в конце концов, едва не умер от жажды, потому что решил лучше соблюсти правила обрядовой чистоты, чем утолять жажду. – Вот это и было религией в глазах фарисеев и книжников. Вот такие ритуалы, обряды и правила считали они сущностью служения Богу. Нравственная суть религии была похоронена под массой запретов и правил.
Откуда пришли все эти правила и традиции? Что означает «предание старцев»? Первоначально Закон Божий означал для иудея две вещи: во-первых, десять заповедей Моисея, и во-вторых, пять первых книг Ветхого Завета, или Пятикнижие. В Пятикнижии есть определенное число точных ритуальных указаний и правил. Что касается вопросов нравственных, то там изложен ряд великих нравственных принципов, которые каждый человек должен сам толковать и исполнять. И иудеи долгое время довольствовались этим. Но в пятом и четвертом веках до Рождества Христова возник особый класс законников, известных нам как книжники. Они не довольствовались всем понятными общими нравственными принципами; у них была страсть к истолкованиям, определениям и уточнениям. Эти уточнения привели к тому, что появились тысячи мелких норм и правил, которые регулировали каждое человеческое действие, каждую возможную ситуацию в жизни. Эти правила и нормы составили так называемый неписаный закон (упомянутую выше Устную Тору) или, как сказано в нашем эпизоде, предания старцев. Под старцами следует понимать предков, законников прошлого. Много позже, в третьем веке после Рождества Христова, был составлен и записан свод этих благочестивых «преданий старцев», известный под названием Мишна. – Относительно этих преданий старцев Златоуст пишет: законники и фарисеи «не говорят: почему ученики Твои преступают закон Моисеев, но – почему нарушают “предание старцев”? Отсюда видно, что священники много вводили нового, хотя Моисей под страхом великого наказания и со многими угрозами запрещал им что-либо прилагать к закону, или отнимать от него, говоря: “Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того” (Втор. 4:2). И тем не менее, они вводили новые постановления, каково было и то, что не должно есть неумытыми руками, что чаши и котлы надобно омывать и самим омываться»[32].
Итак, с точки зрения книжников и фарисеев, Иисус и Его ученики угрожали существованию доброго и благочестивого предания. И в позиции фарисеев не было ничего удивительного. Ведь это характерно для всякого времени и для всякой религии. Посмотрим на себя. Как мы относимся к тем нашим ближним, которые не соблюдают те или иные добрые и благочестивые обычаи?
Как же отвечает Иисус на упрек книжников и фарисеев? Он переходит в наступление и задает им встречный вопрос: ««Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?». То есть Иисус обвиняет законников в том, что они заменяют Закон Божий выдуманными человеческими правилами. Эти правила были до мелочей разработанными толкованиями Закона. При этом крючкотворство в изобретении новых и новых правил приводило к тому, что правила незаметно переходили в отрицание заповедей Закона. Мы то же самое можем наблюдать и на примере современного государства, в котором существует Основной Закон – Конституция. Различные кодексы законов разъясняют пункты Конституции. А далее государственный аппарат начинает изобретать всевозможные подзаконные акты, как бы толкующие пункты законов. В конце концов, сбитые с толку люди уже перестают замечать, что множество подзаконных актов и постановлений прямо противоречат Конституции, Основному Закону страны.
Иисус приводит конкретный пример подмены Закона Божия человеческими «преданиями старцев». Всем известна 5-я заповедь Декалога: «Почитай отца твоего и мать твою» (Исх 29:12). Всем известна и другая заповедь Закона Моисея: «Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти» (Исх 21:17). Напомню, что глагол «почитать» означает в Библии не только уважительно относиться, но и материально помогать. Иначе говоря, «почитать отца и мать» означает, что сын должен помогать состарившимся родителям, обеспечивать их материально. Но именно это иногда и не делалось под предлогом исполнения другой заповеди Закона, который запрещает нарушать клятву: «Если кто даст обет Господу, или поклянётся клятвою, … то он не должен нарушать слова своего, но должен исполнить всё, что вышло из уст его» (Числ 30:3). В Иудее времён Иисуса Христа поощрялся благочестивый обычай посвящать Богу что-нибудь из своего имущества. Иногда и всё имущество целиком. Это был дар Богу, который сопровождался клятвенным обещанием, что отныне посвященное Богу будет принадлежать только Богу и никому другому. Практически «дар Богу» означал дар Иерусалимскому храму. Евангелист Марк называет такое дарение Богу еврейским словом корван (Мк 7:11).
В примере, который привёл Иисус, некто, вероятно сын, рассорившийся со своими родителями, отказывает им в помощи под предлогом клятвенного обещания, которое он дал Богу – передать в Храм своё имущество. Ведь он, мол, не смеет нарушить клятву, данную Богу! Таким образом, данный Богу обет служил оправданием тому, чтобы не почитать, то есть не оказывать помощь нуждающимся родителям. Благочестивое предание о пожертвовании на Храм, следовательно, могло приводить к нарушению одной из важнейших заповедей Божиих. Конечно, случай, о котором рассказал Иисус, – исключительный. Но подобное иногда бывало, о чем рассказано в Талмуде.
Впрочем, речь идет даже не столько о конкретном случае, сколько об общем принципе. Иисус Христос выступает против той религиозной системы законников, которая ставит нормы и правила выше нужд человеческих. Заповедь Божия гласила, что превыше всего – требования любви; заповедь законников гласила, что превыше всего – требования норм и правил. При этом оправдание своим правилам законники находили в самом Писании! Но тот, кто толкует и использует Писание вопреки любви Божией, тот унижает и упраздняет своим толкованием Слово Божие. Так постоянно учит Иисус.
Он называет упрекающих Его книжников и фарисеев «лицемерами». Мы уже неоднократно встречались с этим словом и имели случай подробно рассуждать о нём. Кратко напомню только, что в Евангелиях это слово не обозначает (как у нас) неискренних, двуличных и лживых людей. Возможно, что среди книжников и фарисеев были и двуличные лжецы, но большинство из них были людьми серьезными и честными. Но… у многих из них была слабость – желание нравиться людям своею подчеркнутой праведностью. Увы, это часто приводило к позированию, к актерству. В греческом тексте Нового Завета слово «лицемер» (u`pokrith,j) и означает именно «актер», который стремится произвести впечатление на публику. Правильно совершать омовения, соблюдать всевозможные сложившиеся в предании правила и нормы поведения, которые считались сущностью веры, – это ведь видно всем! Ну, а то, что ты при этом можешь быть внутри себя исполнен зависти, ревности и гордыни – это ведь никому не видно! Одним словом, актёрство! – Но даже не это самое главное, не желание нравиться другим. Важнее то, что фарисеи желали нравиться самим себе, быть праведными в своих собственных глазах. А праведность для них, по укоренившейся привычке, состояла в строгом следовании нормам и правилам Закона письменного и Закона устного, который Иисус называет «предание старцев» и «предание ваше». – И Он подтверждает своё мнение о фарисеях пророчеством Исаии о людях, которые подменяют заповеди Божии своими учениями и заповедями человеческими:
«Приближаются ко Мне люди сии устами своими,
И чтут Меня языком,