Притча о жемчужине (13:45-46).

45 Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, 46 который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее.

Притча похожа на предыдущую, но все-таки с заметным отличием. Там человек случайно наткнулся на сокровище, спрятанное в земле. Если так обстоит дело с Царством Небесным, то что на это сказать? Можем ли мы вообще что-то предпринимать? Или только ждать счастливого случая наткнуться на сокровище Царства? – Чтобы исключить такую мысль, Иисус добавляет к предыдущей еще одну притчу. В ней купец не просто ждет, но только тем и занят, что ищет свое сокровище и, в конце концов, находит его – драгоценную жемчужину. Ради того, чтобы ее приобрести, он, как и человек из предыдущей притчи, распродает всё своё имение.

Эта притча человеку античного мира тоже была понятна. Это сегодня мы, пожалуй, из всех драгоценных камней больше всего ценим большие ограненные сверкающие бриллианты. В античном мире еще не знали огранки камней, и гораздо больше ценились не нуждающиеся в обработке, светящиеся матовым светом жемчужины. Достаточно вспомнить книгу Апокалипсис, в которой красочно описан город Небесный Иерусалим. В этот город вели двенадцать ворот – двенадцать жемчужин (Откр 21:21). Ничего более прекрасного древний человек и представить себе не мог. И вот с прекрасной жемчужиной сравнивается Царство Небесное.

Купец притчи настойчиво ищет жемчужину необычайной красоты, и его усилия не остаются без награды, согласно заповеди Нагорной проповеди «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф 7:7). – Иначе говоря, те, кто всеми силами устремляются к Царству Небесному, обретают его. Ради этой ценности, как и в предыдущей притче, можно, не задумываясь, отдать всё, чем ты владеешь.

Пожалуй, обе притчи о Царствии имеют два основных содержательных тона. Во-первых, это ни с чем иным не сравнимая радость от обретения Царствия. Во-вторых, готовность к тому, чтобы ради Царствия отдать всё, чем ты владеешь на земле. Однако, это не насилие над собой, не лишение себя, не жертва, требующая волевого подвига, но естественное и радостное устремление к тому высшему, по сравнению с которым всё прочее теряет свою ценность. Именно об этом писал апостол Павел: «Что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (Флп 3:7-8).

Однако, возникает вопрос: что значит найти Царство Небесное (или Царствие Божие) уже здесь, в этом мире? Вспомним молитву «Отче наш», в которой Царствие Божие на земле означает осуществление воли Божией:

«Да приидет Царствие Твое;

да будет воля Твоя

и на земле, как на небе» (Мф 6:10).

Иначе говоря, обрести Царствие (или войти в Царствие) – это то же, что познать благую волю Божию и жить по воле Божией. Это как произошло с тем же апостолом Павлом, который мог о себе сказать: «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал 2:20). Что может быть ценнее для верующего человека? К одним это познание воли Божией приходит как неожиданное озарение – как к тому человеку, который неожиданно нашел сокровище на поле. Другой сознательно и упорно трудится, ищет, в чем состоит исполнение воли Божией, как купец, который среди хороших жемчужин ищет самую прекрасную. Но ведь и он находит свою драгоценность неожиданно. Всё это говорит о том, что Бог и познание Его воли приходят к нам через откровение, как некий дар свыше. Вот человеку на поле повезло. Повезло и купцу. Более того, они поняли, какая открылась им ценность, и беспрекословно, даже с радостью отреклись ради нее от всех прочих ценностей, продали всё свое имущество. Повезло и тому юноше, который, общаясь с Иисусом Христом, спросил Его: «Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?». На этот вопрос Иисус, которому юноша понравился, ответил так: «Пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною». Но юноша, у которого было большое имение, не нашел в себе силы воли так поступить и войти в Царство Небесное уже здесь на земле. Он не воспользовался своей удачей, открывшимся ему общением с Иисусом Христом (Мф 19:16-24). В отличие от героев наших притч, этот юноша, как и великое множество ему подобных, не смог поступиться привычными представлениями, привычным образом жизни и отдать всё, чтобы принять волю Божью и исполнять ее. Не хватило веры. Оттого он и не возрадовался, но отошел от Иисуса с печалью. А грусть и печаль – характерные состояния в жизни греховного мира.

В истории толкования этих притч часто обращалось внимание на слова «идет и продает всё, что имеет», «пошел и продал всё, что имел». Большинство как древних, так и новых толкователей не склонно понимать эти слова буквально, как некую заповедь полного отказа от имущества. Слова о продаже имущества следует понимать гораздо шире их буквального звучания. Они, как и всё в притчах, имеют образно-метафорическое измерение. Речь идет не только и не столько о богатстве, которое бывает лишь наиболее сильной стороной земной озабоченности. Об этом было уже сказано: «Посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно»(Мф 13:22).

Последняя притча 13-й главы – притча о неводе.

Наши рекомендации