Экскурс: Иисус Христос – Премудрость Божия.
С глубокой древности Израиль сознавал и исповедал, что мир – не случайный и бессмысленный хаос, но благое и упорядоченное Божие творение.
«И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой. Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт 1:31 – 2:3).
Убеждение в том, что творение Божие «хорошо весьма» не могли поколебать никакие катастрофы, ибо все сотворено премудро и разумно:
«Господь премудростью основал землю,
небеса утвердил разумом» (Притч 3:19).
Свою веру Израиль выражал не только в таких кратких сентенциях о премудрости, как в Пс 103:24 (вся6 премdростiю сотвори1лъ e3си2), но со временем стал представлять себе Премудрость образно, как «возлюбленное дитя Божие», которое говорит о себе в Книге Притч:
«Господь имел меня началом пути Своего,
прежде созданий Своих, искони;
От века я помазана,
От начала, прежде бытия земли.
Я родилась, когда еще не существовали бездны,
когда еще не было источников, обильных водою…» (Притч 8:22-31).
Для Бога Премудрость – дитя, но для людей она – юная невеста, которая приглашает неопытного молодого человека в свой дом:
«Премудрость построила себе дом, …
и приготовила у себя трапезу;
Послала слуг своих провозгласить
с возвышенностей городских:
“кто неразумен, обратись сюда!”
И скудоумному она сказала:
“идите, ешьте хлеб мой
и пейте вино, мною растворенное;
Оставьте неразумие, и живите,
и ходите путем разума”» (Притч 9:1-6).
Иисус, сын Сирахов, в конце своей большой книги пишет о своей жизни:
«Будучи ещё юношею, прежде нежели пошёл я странствовать,
открыто искал я Мудрости в молитве моей…
Я направил к ней душу мою
И сердце моё предал ей с самого начала.
И при чистоте достиг её;
посему не буду оставлен ею…» (Сир 51:18-29).
Премудрость для иудеев во времена Иисуса Христа была не абстрактным понятием, но некоей Божественной реальностью, которая нисходит от Бога к людям во вполне ощутимом образе. Но в каком? В образе Торы, в Законе Моисея. Удел Премудрости – народ Израиля, а ее «внешний облик» – Закон.
«Премудрость прославит себя
И среди народа своего будет восхвалена.
В Церкви Всевышнего она откроет уста свои …:
«Я вышла из уст Всевышнего
И подобно облаку покрыла Землю.
Я поставила Скинию на Высоте,
и престол мой – в столпе облачном….
Между всеми ими я искала успокоения
И в чьём наследии водвориться мне.
Тогда Создатель всех повелел мне
И Произведший меня указал мне покойное жилище
И сказал: “Поселись в Иакове
и прими наследие в Израиле!”...
Он дал мне также покой в Возлюбленном Городе,
и в Иерусалиме власть моя…
Приступите ко мне, желающие меня,
и насыщайтесь плодами моими…
Слушающий меня не постыдится,
И трудящиеся со мною не погрешат.
Всё это – Книга Завета Бога Всевышнего,
Закон, который заповедал Моисей
как наследие сонмам Иаковлевым» (Сир 24:1-12.21-26).
Премудрость, которая была у Бога перед началом Творения, начиная с III века до Р.Х. исповедуется в Израиле как посланная в мир Тора.
Раннее христианство в этом отношении пошло несколько дальше. В Нагорной Проповеди Иисус окончательно открыл смысл и содержание Закона Моисея. Таким образом Иисус для уверовавших в Него предстал как олицетворенная, вочеловечившаяся Премудрость Божия.
Беседа № 42.
Продолжаем читать 11-ю главу Евангелия от Матфея. В ней евангелист Матфей собрал свидетельства Иисуса Христа о делах, совершенных Им во время Его странствия по земле Галилеи. Последние, прочитанные нами в прошлой Беседе слова Иисуса Христа были такими: «И оправдана премудрость делами ее» (Мф 11:19). Премудростью Божией в Израиле того времени принято было считать и называть посланную в мир Тору, то есть Закон Моисея. Поскольку Иисус в совершенстве открыл смысл и содержание Закона Моисея, Он для уверовавших в Него предстал как олицетворенная Премудрость Божия. Оттого и дела Премудрости – это дела Самого Иисуса Христа. Так мы и понимаем изречение «И оправдана премудрость делами ее». В последующем отрывке «дела Премудрости», то есть дела самого Иисуса, названы характерным словом «силы». Иначе говоря, через Иисуса Христа совершаются могущественные дела Божии, в которых проявляется спасительная Божия сила, вторгающаяся в этот мир.
Чтобы понять следующий отрывок (Мф 11:20-24), следует вспомнить первую главу книги Притчей Соломоновых. Там Премудрость, сошедшая от Бога на землю, ищет внимающих и следующих ей и, увы, не находит:
«Премудрость возглашает на улице,