И легко созерцается любящими её
и обретается ищущими её;
она даже упреждает желающих познать её. …
Ибо она сама обходит и ищет достойных её,
И благосклонно является им на путях,
и при всякой мысли встречается с ними» (Прем 6:12-16).
Итак те «достойны» Премудрости, кто ее ищет, ибо Премудрость, со своей стороны, ищет тех людей, которые ищут её! Премудрость ищет их, они ищут Премудрость. Они соответствуют друг другу, их стремления уравновешены. В нашем случае Премудрость Божия – Сам Иисус Христос и Его Евангелие.
И напротив, о нечестивых людях сказано:
«Неправда – это смерть.
Нечестивые призывают её руками, и словами,
Считая ее другом, истомились по ней
И заключили союз с нею,
ибо они достойны быть её жребием» (Прем 1:15-16).
То есть, поскольку помышления нечестивых устремлены не к жизни, но к неправде – и таким образом к смерти – они и смерть вполне «подходят» друг другу. Поэтому они a;xioi, «достойны быть жребием смерти».
На фоне таких размышлений о понятии «достоинства» слова Иисуса Христа о людях и домах, недостойных Его, Его Апостолов и Его Евангелия, больше не смущают: мы понимаем, что все дело в тонкостях смысла и перевода. Иисус наставляет Апостолов, чтобы они внимательно приглядывались к людям и находили тех, глубинные помышления которых соответствуют мыслям и чувствам Апостолов. Именно к таким людям и следует обращаться с Евангельской вестью.
Всё это предполагает, что в мире существовали и существуют люди, которым чуждо Евангелие, возвещающее Царство Небесное, и которые, со своей стороны, тоже для Царства Небесного не годятся, не подходят ему по тем или иным своим настроениям, убеждениям. Вспомним, часто ли Сам Иисус Христос обращался с проповедью Евангелия к иудейским священникам, к левитам или к сектантам Кумрана? Мы не припомним ни единого такого случая. Вот так же и от Своих Апостолов Он требовал, чтобы они с их проповедью не обращались к тем, которым эта проповедь Евангелия любви Христовой «не подходит», кажется чуждой и даже отталкивающей. Отсюда и предостережения об опасностях, которые угрожают Его Апостолам в мире.
Грядущие гонения (10:16-23).
16 Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. 17 Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, 18 и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. 19 Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, 20 ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. 21 Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; 22 и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется. 23 Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий.
Итак, Апостолам на их пути встретятся опасности. Первые читатели Евангелия от Матфея прекрасно знали это и на своем опыте. Но Иисус наставляет, что это не должно быть неожиданностью для Его учеников. И это Он подчеркивает местоимением «Я»: это Я посылаю вас в стаю волков и Я не оставлю вас беспомощными. Как писал Златоуст, после таких слов «никто уже не мог думать, что эти бедствия происходят от бессилия Учителя»[140]. При этом Господь использует понятные всем израильтянам слова. Ведь иудейская традиция утверждала, что Израиль среди моря языческих народов подобен ягненку среди волков. Поэтому ему следует быть особенно мудрым и осторожным. «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби», – учит Иисус Апостолов. Им предстоит встретить много врагов на своем пути. Оттого им потребуются качества, которые позволят им быть успешными во враждебном окружении. Змеи у многих народов Земли в древности считались существами умными, хитрыми, умеющими ускользать от опасностей. В книге Бытия сказано: «Змей был умнее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог» (Быт 3:1). В Синодальном переводе «змей был хитрее всех зверей…». А в Синодальном переводе слов Господа змеи оказываются «мудрыми»: «будьте мудры, как змии». В оригинале же Иисус повторяет слова книги Бытия: «Будьте умными, как змии». Впрочем, эти качества – ум и мудрость – почти идентичны. Что касается голубей, то они были символом «простоты», то есть незлоби́вости и детского простодушия. Конечно, довольно трудно соединить змеиную мудрость с голубиной простотой. Образ голубя скорее подходит к образу ягненка или овечки, а не к образу змеи. Как объяснить такое соединение трудно соединимого? Объяснений было множество. Почитаем, что по этому поводу писал все тот же святой Иоанн Златоуст:
«Посмотрим, какая здесь требуется мудрость. Мудрость змеиная. Как змей ничего не бережет и, когда самое тело его рассекают на части, не сильно защищается, чтобы только соблюсти голову[141], так и ты, говорит Христос, все отдай: и имение, и тело, и самую душу – кроме веры. Вера есть глава и корень; если ты сохранишь ее, то хотя бы и все потерял, опять все приобретешь с большею славою. Вот почему Господь и повелел быть им не простыми только и незлоби́выми, и не мудрыми только, но совокупил то и другое, чтобы из того и другого составилась добродетель: Он требовал змеиной мудрости для предостережения от опаснейших поражений, а голубиного незлобия – для предотвращения мстительности за обиды…, потому что нет никакой пользы и в мудрости, когда она не соединена с незлобием».
Дальнейшие слова Иисуса Христа о судах и преследованиях, конечно, больше отражают ситуацию гонимых христиан во времена евангелиста Матфея, чем ситуацию Апостолов во время земной жизни Иисуса, тем более что здесь сказано о свидетельстве не только перед правителями и царями, но и вообще перед язычниками, в то время как Сам же Иисус только что не велел Апостолам ходить к язычникам. Так что наш текст следует прочитывать как предостережение Апостолам и Церкви Христовой на будущее.
Апостолов (и не только их) будут привлекать к суду и бить (буквально «бичевать») в синагогах. Так вскоре и случилось. Апостол Павел пишет: «От иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного» (2 Кор 11:24). Таково было бичевание преступников и еретиков по Закону. Нельзя было бичевать более 40 ударов. Но до 40 палачу считать трудно: в азарте легко ошибиться. Если же палач превышал эту норму в 40 ударов, его самого привязывали к столбу и давали ему все 40 ударов. Чтобы не ошибиться в счете, вместо одного конца бича делали три конца, это такая плетка трехвостка, и к каждому хвостику привязывался свинцовый шарик. Таким образом один удар получался равен по своему действию трем. Трижды 13 будет 39, то есть без одного 40, и 13 считать легче, чем 40, ошибиться труднее. Вот такими были наказания.
Затем следуют очень важные слова, которые должны были утешить и придать мужество Апостолам: «Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас». Кода Апостолов и других христиан будут судить, то им будет дан Святой Дух, который станет говорить их устами. Евангелие от Иоанна многократно повторяет эту мысль, называя Святой Дух Утешителем, по-гречески Параклитом (para,klhtoj) (Ин 14,16.26; 15,26; 16,7). Например, такое место: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин 15:26). Слово Параклит (Утешитель) имеет много значений. Мы уже как-то в наших беседах говорили об этом. В нашем случае мы имеем дело с судом. Так вот, в юридическом контексте это слово означает заступник, защитник, или в буквальном латинском переводе advocatus. Итак, Святой Дух может выступать защитником Апостолов и гонимых христиан в суде. Слова Иисуса Христа о даровании Защитника – Духа Святого важны для каждого из нас. Поскольку человек в этом мире постоянно стоит перед выбором: что делать? что говорить? как поступить? куда пойти? и тому подобное, то, можно сказать, что человек постоянно стоит перед судом. Так вот христианину в трудный день и в трудном выборе не нужно бояться, ибо рядом с ним Дух Святой, готовый ему помочь. Потому мы и молимся о вдохновении Духом Святым: «Цр=ю2 небе1сный, У3тё1шителю, дш=е и4стины, ... прiиди2 и3 всели1ся въ ны2».
Мучительным испытанием для христиан был разрыв семейных уз: «Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их». Все это было предсказано в эсхатологических пророчествах. Например, у пророка Михея, на которого намекают слова Христа:
«Сын позорит отца,