Призвание Матфея и общение с мытарями и грешниками (9:9-13).

9 Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним.

10 И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. 11 Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? 12 Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, 13 пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

Мы читали о том, как Иисус Христос призвал следовать за Ним, быть Его избранными учениками, галилейских рыбаков: братьев Андрея и Петра, и другую пару братьев – Иакова и Иоанна. Что ж, рыбачить – вполне достойное занятие. Но что происходит теперь? Иисус избирает Себе в качестве ученика сборщика пошлин, то есть мытаря по имени Матфей. Мытари как образец грешных, презираемых и даже ненавидимых людей упоминались уже в Нагорной проповеди (Мф 5:46). Мытарями называли пограничных таможенников, которые собирали пошлины, а также сборщиков различных податей и налогов. Их ненавидели за грубое вымогательство, за воровство, а также за то, что они по ходу своей деятельности общались с самыми разными людьми, не различая – праведные эти люди или грешники и всевозможные преступные типы. Кроме того, собирая имперские подати, они служили римским оккупантам, то есть были предателями своего народа и своей веры. Всё это вызывало у иудеев презрение и отвращение. Короче говоря, мытари считались ритуально нечистыми грешниками, общаться с которыми было зазорно и совестно.

И вот «Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: “Следуй за Мною”. И он встал и последовал за Ним». Да, он встал и, «оставив всё», как написано у Луки (Лк 5:28), последовал за Иисусом. Он оставляет скопленное состояние, доходную должность, которую он уже никогда не сможет вернуть назад, и избирает трудный путь веры. Этот рассказ о призвании мытаря находится также у евангелистов Марка и Луки. Только вот назван этот мытарь в тех евангелиях не Матфеем, а Левием. Было множество предположений, почему мытарь Левий Марка и Луки в Евангелии от Матфея стал мытарем Матфеем. Возможно, у этого человека было двойное имя или имя и прозвище… Трудно сказать. Любопытно, что имени Левий нет ни в одном списке апостолов (Мф 10:3; Мк 3:18; Лк 6:15; Деян 1:13), а имя Матфей во всех списках присутствует. Возможно, евангелист просто взял имя Матфей из всех известных списков. История довольно тёмная, да и не столь уж существенная. Важнее имени тот факт, что Иисус Христос призвал в качестве избранного ученика и одного из будущих 12-ти апостолов заведомого грешника – мытаря! К тому же церковное предание с глубокой древности отождествляет обсуждаемого мытаря и апостола Матфея с автором того Евангелия, которое мы изучаем.

Мытарь Матфей, возможно, на последние оставшиеся у него средства, устраивает в своем доме (так у Луки) в честь Учителя званый обед, на который он созывает многих своих бывших коллег, мытарей. Созываются и всякие прочие «грешники». Кем они были, не уточняется. Скорее всего, люди, принадлежавшие к «греховными», с точки зрения иудеев, профессиям: это могли быть пастухи, парикмахеры, переписчики Священных книг, которые делали это за деньги, чтó считалось грехом, и так далее. С точки зрения фарисеев, грешниками вообще считались люди, которые по той или иной причине не могли исполнять все требования письменной и устной Торы. Таких презрительно называли «ам-хаáрец», то есть буквально «люди земли». И вот Иисус возлежит за пиршественным столом с такими изгоями приличного общества. (По античному обычаю, гости не сидели за столом, как мы ныне, но уютно возлежали за низенькими столами на таких же низеньких мягких диванах. Слуги или рабы разносили возлежащим яства и напитки). Итак, Иисус разделяет с грешниками хлеб, чем доказывает Свое дружеское к ним отношение. Но израильтяне, ищущие праведности, были убеждены, что с грешниками просто нельзя трапезничать за одним столом – по меньшей мере, пока они не покаялись.

Фарисеи, которые, конечно, не присутствовали на этом, с их точки зрения «нечестивом сборище», каким-то образом узнали о том, чтó происходит в доме, и это их возмутило. С их точки зрения Иисус подавал дурной пример. Разве Он, уважаемый в народе учитель и чудотворец, не вводит в соблазн? разве Он не вводит в заблуждение и не приводит в замешательство людей, которые столь тщательно трудятся над послушанием заповедям Божиим? Сидеть за пиршественным столом с мытарями и грешниками – это же позор! Разумеется, поведение Иисуса Христа, вызывает их негодование. Они, уже не раз испытавшие смущение и смятение от разговора с Иисусом, теперь обращаются не к Нему непосредственно, а действуют через Его учеников: «Для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?». Вероятно, этот коварный вопрос они произнесли преднамеренно громко, так что Иисус его услышал и произнес сначала общеизвестную пословицу: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные». Заметим, что тем самым Он не отождествил Себя с «больными» грешниками. Он – врач, Который пришел исцелять больных и прощать грешников. Разумеется, безгрешных людей вообще не существует, и фарисеи, конечно же, тоже были больными грешниками. Но они-то сами считали себя праведными, не нуждавшимися в исцелении и прощении.

В словах Иисуса мы чувствуем, что Он разрушает перегородки между людьми: нет больше «ближних» и «дальних», нет принципиальной разницы между «праведниками» и «грешниками», ибо все люди – дети Божии, нуждающиеся в спасении. Иисус проявляет Божественное милосердие к грешникам, не требуя от них слезного раскаяния. Его принцип – прощение и любовь и помилование. Такова воля Божия, такова благодать, которая достается не за что-то, а даром. Покаяние приходит после, как ответ на щедрый и незаслуженный Божественный дар.

Все это совершенно чуждо фарисеям, с точки зрения которых прощение обязательно должно быть заслужено покаянием и всяческими жертвоприношениями. Выступая как исполненный внутренней убежденности и знания Учитель, Иисус напоминает фарисеям Священное Писание и учит их: «пойдите, научитесь!». Он цитирует им слова Господа Бога из пророчества Осии: «Я милости хочу, а не жертвы» (Ос 6:6). Видимо, эта библейская цитата была особенно важна для евангелиста Матфея, так как она отсутствует в параллельных местах Марка и Луки. Более того, Матфей повторяет эти слова пророка Осии и в другом важном месте своего Евангелия – в дискуссии о значении субботы (Мф 12:7). – В самом деле, проповедь пророка Осии, который жил в VIII веке до РХ, как нельзя лучше отвечает учению Иисуса Христа о любви как исполнения Закона. Ведь Осия был первым вестником Божественного милосердия (по-еврейски «хéсед») и любви. Согласно пророку, именно на любви основан Завет, то есть Союз Бога с Его народом. Этот Завет подобен союзу двух любящих супругов. Осия первым ввел в библейскую традицию символ бракакак тайны отношений Бога и верующих. Впоследствии этот символ был использован апостолом Павлом, который перенес его на отношения между Христом и Церковью (Еф 5:22-27). «Бог открывается у Осии как любящий муж и как любящий Отец. Союз, заключенный Им с Израилем во дни Моисея, был «узами любви» (Ос 11:1-4). Вера есть «познание Бога», то есть любовь к Нему»[132]. Любовь невозможно заменить никакими дарами и жертвоприношениями:

«Ибо Я милости хочу, а не жертвы,

И Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос 6:6).

Здесь «Боговедение» ни в коем случае нельзя путать с «теологией, богословием», так как «познание, ведение» в Писании означает таинственное и полное любви личное общение.

Иисус Христос поучая фарисеев, указывает на это место из пророка Осии: как милостив Господь Бог, так и человек, стремясь уподобляться Тому, по образу Которого он был сотворен, должен быть милостивым.

Надо сказать, что эта мысль о превосходстве милости над всеми законными жертвоприношениями неоднократно высказывалась в Священном Писании. Бог взывает к нашему милосердию. Проявляя его, человек воистину оказывает послушание Господу. «Неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа?», – вопрошает пророк Самуил (1 Цар 15:22).

«С чем предстать мне пред Господом,

Наши рекомендации