Притча о двух строителях (7:24-27).
24 Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; 25 и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. 26 А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; 27 и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.
Перед нами простая в своей безыскусной поэтичности притча. Она завершает Нагорную проповедь в Евангелии от Матфея, равно как подобная ей притча завершает аналогичную проповедь Иисуса Христа в Евангелии от Луки (Лк 6:47-49).
Многие комментаторы видят в этой притче пророчество о грядущем Суде Божием, когда будет окончательно решена участь каждого человека. Разбушевавшиеся стихии, упомянутые в притче, напоминают нам о метафорах гнева Божия в Судный день: «ливень с градом и губительный вихрь, как разлившееся наводнение бурных вод» (Ис 28:2); «бурный ветер, проливной дождь и камни града» (Иез 13:13). Однако, другие комментаторы и толкователи усматривают в этой притче указания на события не за пределами земной истории, а в самой истории.
Иисус Христос начинает свою публичную проповедь с настоятельного призыва к покаянию и к вере в Его спасительное Евангелие: «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк 1:15). Настал срок, надо спешить, ибо наступают последние времена с их бедствиями. Таким было глубокое убеждение людей того времени. Именно с этим предощущением надвигающейся катастрофы люди устремлялись к Иоанну Крестителю, с тем же убеждением они шли толпами за Иисусом. Об угрожающих людям бедствиях мы постоянно слышим в эсхатологических речах Иисуса Христа. «Всемирный потоп вот- вот начнется (Мф 24:37-39), топор лежит у корня бесплодной смоковницы (Лк 13:6-9). Обратитесь! Есть еще последняя отсрочка …, но уже не долгая. Еще немного, и будет поздно – настойчиво внушают притчи о десяти девах (Мф 25:1-12) и о большом ужине (Лк 14:15-24; Мф 22:1-10). Потом двери праздничного зала окончательно закроются. Так же звучат притчи о хождении к судье (Мф 5:25-26; Лк 12:57-59), о неверном домоправителе (Лк 16:1-8) и многие другие. Действуйте немедленно!»[114]. Иначе говоря, упомянутые в притче дождь, ветры, разливы рек можно понимать и как метафоры катастрофических событий «последних времен». Но шли годы, столетия… Было немало и дождей, и ураганов, и наводнений, и землетрясений, и войн, и эпидемий… Время от времени людей снова и снова охватывало ощущение надвигающегося всеобщего конца, но потом оно уступало место более спокойному взгляду на события. Оставалось абсолютно ясным одно: конец рано или поздно все равно будет. А для каждого отдельного индивида он не так уж и отдален в исторической перспективе. И как тут не вспомнить знаменитое высказывание из романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова: «Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!»[115]. Но ведь в принципе о той же внезапности и слова Самого Иисуса: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф 24:36). Об этом пишет и апостол Павел: «О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью» (1 Фесс 5:1-2).
Ну а до той поры каждому надо строить дом своей жизни. Каков он будет? На каком основании будет выстроен? На каменном или на песчаном? В Первом послании к Коринфянам апостол Павел пишет: «Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится; ибо День покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть» (1 Кор 3:11-13). В нашей притче Иисус указывает на Свое учение о высшей праведности, изложенное в Нагорной проповеди, как на каменное основание: «Всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне». «В иудаизме того времени бытовало изречение: кто слышит слова Торы и делает благие дела, тот строит на твердом основании[116]; здесь же говорится: кто слышит Мои слова»[117]. То есть Иисус ставит Свое учение на место Закона Моисея как его исполнение.
В центре всей Нагорной проповеди стояло учение о любви. Вот и в этой последней притче еще раз указывается на следование словам и делам Иисуса Христа. Только тот, кто приходит к Нему, слушает Его слова и действует в согласии с ними, строит дом своей жизни на твердом основании, который не сможет сдвинуть с места никакой поток, никакая катастрофа последних времен. Но тот, кто только слушает, но не живет в согласии со словами Иисуса, рискует крушением всей его жизни.
Входя «тесными вратами» Христовой заповеди любви, человек вступает на жизненный путь к Царствию Божию. Этот путь нелегок, ибо он «узок» (Мф 7:14), полон многих скорбей. Само слово, переведенное как «узкий», как мы обсуждали в прошлой беседе, подразумевает гонения и преследования. Святой Иоанн Златоуст придерживался той точки зрения, что бури и ветры, о которых говорит притча, – события земной жизни, а не метафора Суда. Он пишет следующее: «Здесь дождем, реками и ветрами Он [Иисус] иносказательно называет человеческие несчастия и злоключения, как-то: клеветы, наветы, скорби, смерть, погибель ближних, оскорбления от других и всякое другое зло, какое только бывает в настоящей жизни. Но душа праведного, – говорит Он, – ничем не побеждается. Причина этого в том, что она основана на камне. Камнем здесь Христос называет твердость Своего учения»[118]. И далее: «Сказавши, что путь добродетели тесен и прискорбен, Спаситель тотчас, чтобы ободрить Своих слушателей к трудам, показывает на этом пути великую безопасность и великое услаждение, тогда как на противном пути – большую опасность и вред»[119]. Вот так, по своему обыкновению, находчиво и велеречиво, – за что и получил прозвание Златоуста, – святитель тоже подводит заключительную черту под своими толкованиями Нагорной проповеди.
Речи Иисуса Христа в этой проповеди ставят перед человеком множество вопросов: Идет ли кто в своей праведности дальше, чем книжники и фарисеи (5:20)? отказывается ли он от всяческих клятв (5:34)? не оказывает ли он сопротивления никакому злу (5:39)? простирает ли свою доброжелательность на грешников и даже на врагов (5:44-45)? Или же он, как книжники и фарисеи, следит только за тем, чтобы не клясться ложно и не воздавать злом за добро? Собирает ли он (наряду со своей благотворительной деятельностью) на всякий случай еще и сокровища (6:19-20 )? Использует ли он свою религиозную деятельностью еще и для того, чтобы показать себя людям? Или он не демонстрирует перед всеми свои отношения с Богом, потому что речь для него идет о его Небесном Отце (6:1-18)? Все эти вопросы, затронутые в Нагорной проповеди, не просто вопросы вечного спасения или гибели, но и практические вопросы, определяющие ежедневную жизнь человека. Иисус ставит всякого, кто слушает Его слова, перед настоятельным решением: станет ли его конкретная жизнь уже сейчас и здесь причастной вечности – или его земное прошлое и настоящее однажды рухнет и исчезнет как бесполезное и безосновательное. Собственно, об этом и всё Евангелие.