О прошении и «золотое правило» (7:7-12).

7 Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; 8 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. 9 Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? 10 и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? 11 Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.

12 Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.

Наставление о настойчивом молитвенном прошении в уверенности получить от Бога просимое, равно как и «золотое правило» человеческих поступков находится также в Евангелии от Луки (Лк 11:9-13; 6:31). И тот и другой Евангелисты находят эти изречения Иисуса Христа в уже некогда упомянутом нами предании, которое в науке принято называть источником логий (то есть изречений) Q (от первой буквы немецкого слова Quelle – источник). Первоначально не связанные друг с другом изречения евангелист Матфей помещает в Нагорную проповедь, таким образом объединяя их некоей тематической общностью.

Первые два стиха говорят о верности Бога, Который отвечает на неотступные просьбы Своих детей. «Всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят». Здесь отражена вера иудейского народа в любящего, прощающего и дарящего Бога. Похожие изречения о верности и отзывчивости Бога мы встречаем и в книгах Ветхого Завета. Например, у пророка Иеремии: «Вы призовете Меня, пойдете и будете Мне молиться, и Я вас услышу. Будете искать Меня и найдете» (Иер 29:12-13). Или в Книге Притч, где Премудрость Божия говорит:

«Кто любит меня, того и я люблю,

и кто ищет меня – найдет» (Притч 8:17)[106].

Да, такой была вера и надежда ветхозаветного иудейства. И как это отличалось от религиозности язычников, в мифах которых мы не находим ничего подобного вышеприведенным высказываниям. Так, например, божества античного мира были непредсказуемо капризны. От них можно было ожидать чего угодно. Да, они частенько отвечали на просьбы молящихся. Но их ответы столь же часто были двусмысленными и коварными. Можно сказать, что в мифах о богах и героях скорее была отражена вера не в благих богов, но в непредсказуемый рок. Вот всем известный пример, когда ответ на молитву оказался злой насмешкой. Влюбившаяся в смертного юношу Тифона богиня утренней зари Эос попросила у Зевса для предмета своей любви бессмертия. Но при этом она забыла попросить для него еще и вечную молодость. И что же? Ее просьбу Зевс удовлетворил. Тифон стал бессмертным, но из юноши со временем превратился в сморщенного скрипучего старика, которого Эос спрятала подальше от глаз. Так он и скрипит до сих пор, превратившись в бессмертного сверчка.

Итак, слова Иисуса Христа были близкими и понятными Его слушателям, так как они были воспитаны в совсем иной религиозной традиции, нежели язычники. О настойчивости в молитвенном прошении Иисус неоднократно говорил в Своих притчах: в притче о человеке, который стучал ночью в дверь своего друга до тех пор, пока тот не встал с постели и не дал ему то, за чем тот пришел среди ночи (Лк 11:5-8); в притче о вдове, не отступавшей от судьи, пока тот не удовлетворил ее прошение (Лк 18:1-8). Эта притча в Евангелии начинается словами: «Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать» (Лк 18:1). – Однако мы не должны забывать об особенностях речей Иисуса Христа, отличающих Его от общей традиции иудейства. Ведь основной смысл Его изречений о молитве, о прошении, о поиске и о настойчивом стуке в дверь можно понять только в контексте Его провозглашения Царства Небесного. «Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него». О каких «благах» идет речь? Разумеется, о благах Царствия, о которых возвещал Иисус и являл в Своей жизни. Кажется, не находится достаточно слов и сравнений, чтобы описать эти блага. Царство Небесное в Евангелии от Матфея уподобляется скрытому на поле сокровищу, драгоценной жемчужине, доброй пшенице, большому дереву, выросшему из горчичного зерна, неводу, закинутому в море и приносящему большой улов, брачному пиру и так далее и так далее. Но прежде всего это благо даров Святого Духа, самые главные из которых любовь, вера, свобода, надежда.

После стихов о верности Бога по аналогии приводятся слова о верности, которую можно наблюдать в жизни простых людей. Отец, конечно же любит своего сына и не откажет ему в том необходимом, что тот просит: хлеба, рыбы… Если уже в обычных семейных отношениях дети обеспечиваются самыми необходимыми для временной жизни благами, то тем более Бог предложит Своим детям благо вечной жизни в Своем Царствии. «Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него». Следует обратить внимание на выражение «вы, будучи злы». Это слово «злой» и родственные ему слова встречается в Евангелии от Матфея 26 раз, чаще, чем во всех прочих книгах НЗ вместе взятых. Оно означает не конкретную характеристику «ты – злой, вы – злые», а нравственную испорченность всего человеческого рода, особенно, как здесь, в сравнении с добротой и верностью Отца Небесного.

Евангелист Матфей находит уместным к отрывку о Божественной верности и благости добавить одно из величайших правил человеческих взаимоотношений, которое принято называть «золотым правилом» этики: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Это правило было известно многим культурам с глубокой древности. Но оно, как правило, выражалось не в положительной форме, как у Иисуса Христа: «делай другому то, что ты желаешь себе от других», а в отрицательной форме: «не делай другому того, чего ты не желаешь себе».

Когда кто-то попросил великого иудейского раввина Гиллеля научить его всему Закону, пока он стоит на одной ноге, Гиллель ответил «Не делай другому ничего, чего сам ненавидишь. Вот весь закон, а все остальное – его толкование». Филон Александрийский сказал: «Чего сам не любишь, не причиняй другому». Греческий оратор Исократ учил: «Что озлобляет тебя, когда тебе досаждают, не причиняй другим». Когда китайского мудреца Конфуция спросили, есть ли такое слово, которое могло бы быть практическим правилом для каждого человека, Конфуций ответил: «Взаимность. Чего не хочешь для себя, того не делай другому»[107]. Примеры можно умножать. На первый взгляд, разница невелика: «поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой» – «не поступай с другими так, как ты не хочешь, чтобы поступали с тобой»… В чем разница? А она немалая. Иисус Христос ждет от человека гораздо большего, чем ждало и требовало большинство учителей до Него. «Золотое правило» в своей отрицательной форме – простое требование здравого смысла, без которого невозможна никакая общественная жизнь вообще. «Не причиняй вреда другим, если ты не хочешь, чтобы тебе причиняли вред» – это же элементарный правовой принцип: не убивать, не красть, не вредить для основной массы людей не так уж и трудно. А вот «золотое правило» в положительной форме – «делай другим то, что ты хочешь, чтобы делали тебе» – это уже совсем не элементарно. Закон может заставить нас не вредить другим. Но закон не может заставить нас поступать по любви – быть добрыми, милостивыми, терпимыми, помогающими, участливыми… Приведем простой пример: Если у человека есть автомобиль, то закон может заставить человека ездить так, чтобы не причинять кому-либо вреда на дороге, но никто не может заставить его остановиться и подвезти по дороге усталого путника. В этом разница между «не делай» и «делай». Иисус Христос призывает нас «делать», то есть призывает нас к активности в творении блага.

Как уже было сказано, в древности «золотое правило» преимущественно выражалось в его отрицательной форме: «не делай…». Пожалуй, самое известное исключение, в своей положительной форме близкое тому, чему учит Иисус Христос, – заповедь книги Левит: «люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев 19:18). Можно указать и на пример из книги Притч: «суди о ближнем по себе» (Притч 31:17).

Весь Закон заключается в «золотом правиле», – сказал учитель Гиллель. Вот и Иисус Христос с уверенностью говорит, что в этом правиле нашего отношения к ближним – весь «Закон и пророки». Если бы мы следовали этому правилу, то это не только украсило бы нашу жизнь на земле, но и открыло бы нам дверь в Царствие Божие, ту дверь, в которую мы и стучим, в то Царствие, которое мы ищем и о котором просим: «да прiи1детъ црcтвiе твое2».

Беседа № 29.

«Золотое правило» этики, которым мы завершили прошлую беседу о 7-й главе Евангелия от Матфея, было поворотным пунктом в Нагорной проповеди Иисуса Христа. В этой проповеди больше не будет этических поучений, советов и заповедей, но будут предостережения: от следования легким путем, от ложных пророков, от ложной набожности и от строительства дома своей жизни на песчаном фундаменте.

«Золотое правило» гласило: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом Закон и пророки» (Мф 7:12). Именно об этом говорит и великая двойная заповедь любви: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь Закон и пророки» (Мф 22:37-40). Итак, Закон, исполнить который пришел Иисус Христос, заключается в следовании «золотой заповеди любви». Именно в этой заповеди – путь, ведущий в жизнь и в Царствие Божие. Поэтому довольно логично, что после того как Евангелист привел «золотое правило», объемлющее Закон и пророков, он приводит краткое рассуждение о пути, ведущем в жизнь.

Наши рекомендации