Входите тесными вратами (7:13-14).

13 Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; 14 потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.

Мы усмотрели логику в том, что евангелист Матфей, собирая из предания воедино разрозненные изречения Иисуса Христа, после изложения «золотого правила» привел слова о вратах и пути к жизни. В этическом требовании «золотого правила» заключается не только «Закон и пророки», то есть конечная цель ветхозаветной религии, но и Христово учение о любви, вбирающее в себя все заповеди Закона. Теперь задумаемся над тем, что «золотое правило», выраженное в его положительной форме «поступайте, делайте», взывает к человеческой активности в свободе и ответственности. А свобода, именно потому что она связана с ответственностью, – нравится далеко не всем. Хуже: большинство ее страшится. Гораздо проще следовать установленным правилам и законам: это путь безопасный и легкий, путь традиционный. Мол, как все делали и делают, так и я буду делать. Так поступали наши отцы и праотцы, так должны поступать и их правнуки. Но Спаситель призывал вперед, за Ним, а не назад в прошлое. Он говорил: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк 9:62). – Есть еще один путь – путь анархии, разгульной воли: волюшка вольная, что хочу, то и делаю. А там… что будет, то будет: семь бед – один ответ. Этот путь вольной воли, хотя и опасный, но широкий, просторный и для многих привлекательный. Но если путь привычной законности ведет куда-то назад, в пределе – в первобытное прошлое, к ветхому Адаму, то путь анархии вообще никуда не ведет, а если и ведет, то к явной погибели. Свобода, к которой призывает Иисус – это свобода веры и следования Ему, вперед – к Богу, в Царствие Божие, в жизнь вечную с ее реальной свободой. – Можно предполагать, что именно эта тема трудностей, связанных с ответственным следованием за Господом, и связывает «золотое правило» с предостережением, которое звучит в высказывании о двух противоположных путях и двух противоположных вратах.

Метафора «двух путей» была с глубокой древности широко известна и в иудействе, и в эллинизме. Выбор одной из двух дорог, ведущих к двум противоположным друг другу целям – распространенная тема и в Писании Ветхого Завета, и у античных писателей, и у самых ранних церковных авторов, которых принято называть «Мужами Апостольскими». Примеров можно привести множество. Ограничимся некоторыми. Вот книга Второзакония. Моисей сказал народу:«Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло, … жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь…» (Втор 30:15.19). Пророк Иеремия: «Так говорит Господь: вот, Я предлагаю вам путь жизни и путь смерти» (Иер 21:8). А вот всем известный 1-й Псалом: «Э$кw вё1сть гдcь пу1ть првdныхъ, и3 пу1ть нечести1выхъ поги1бнетъ». Древнейшее церковное сочинение начала II века «Дидахи» («Учение Господа язычникам чрез 12 апостолов») тоже начинается с описания двух путей – жизни и смерти (Дид 1-6). О том, что «путь смерти» не требует от человека особых усилий, утверждали античные мудрецы. Так, историк философии Диоген Лаэртский[108] цитирует некоего философа Биона: «Дорога в Аид легка, потому что на нее вступают с закрытыми глазами».

Да, формально в высказывании Иисуса Христа не было никакой новизны: Он ведь говорил языком Своего окружения. Однако мы должны рассматривать Его изречения в совершенно особом контексте Его проповеди и Его учения, а не в общепринятом контексте того времени. Если бы Его слова как по форме, так и по содержанию не являлись ничем особенным, но были бы привычными, всем понятными и всеми одобряемыми, то чем бы Иисус Христос тогда отличался от талантливого, но обычного раввина или мудреца, каких было немало? Однако Иисус за Свое учение и за Свои слова пострадал на Кресте! Это – факт. Почему? Потому что Своим учением и Своей жизнью Он принес в мир Свет, таивший угрозу всем отжившим религиозным устоям и традициям! Именно поэтому Он стал Началом новой эры в истории человечества. И это тоже – факт!

Да, Он говорил о путях и вратах теми же словами, что и другие учителя – иудейские и языческие. Но смысл-то в эти понятия «путей и врат» Он вкладывал иной, нежели те.

Для иудея «путь жизни» – это путь праведности и нравственности в беспрекословном послушании Закону Моисея. Путем жизни идут «соблюдающие Закон», «ищущие Господа», «ходящие в непорочности», а путем смерти «отступники от Закона», «злые люди, которые не разумеют справедливости», «извращающие пути свои» (Притч 28:4-7).

Для язычника эллина «путь жизни» – это путь достижения того, что греки называли словом avreth,, которое в нашей традиции принято переводить как «добродетель», но которое на самом деле означает совокупность самых превосходных качеств, приближающих людей к богам или героям: доблесть, храбрость, мужество, благородство, величие, достоинство и так далее. Вот небольшой отрывок из древнегреческого поэта Гесиода, из его сочинения «Труды и дни». Он говорит о легком пути ко злу и о тягостном пути к добродетели:

«Зла натворить сколько хочешь – весьма немудреное дело.

Путь не тяжелый ко злу, обитает оно недалеко.

Но добродетель от нас отделили бессмертные боги

Тягостным потом: крута, высока и длинна к ней дорога,

И трудновата вначале. Но если достигнешь вершины,

Легкой и ровною станет дорога, тяжелая прежде»[109].

Не правда ли, – формально похоже на то, что говорил Иисус Христос. Но говорил Он не о пути праведного фарисея с его послушанием Закону и не о пути к античной «добродетели». Разумеется, не отвергая ценности иудейского Закона и эллинской «добродетели», говорил Он о другом. Он призывал Своих учеников идти по тому пути, на который Он указал в высоком этическом учении, изложенном в Нагорной проповеди. Это путь той праведности, которая выше праведности книжников и фарисеев (Мф 5:20). Только этот путь ведет к вратам в Царство Небесное. А оно уже «приблизилось», оно здесь. И надо только с верой последовать за Иисусом, чтобы войти в него. Это – «путь, ведущий в жизнь».

Ему противостоит «путь, ведущий в погибель». В книгах Нового Завета слово «погибель» (avpw,leia) означает гибельные для человека последствия осуждения на эсхатологическом, то есть последнем, Суде Божием. Соответственно, оправдание на этом суде приносит жизнь. Таков был традиционный взгляд. Таким он остается и поныне, с одной оговоркой: для апостола Павла наше оправдание уже свершилось на Кресте, мы спасены, и в вечную жизнь мы входим верою и крещением уже во время нашей земной жизни. Но, разумеется, в материале, изложенном в нашем Евангелии от Матфея, было бы преждевременно искать учение апостола Павла.

«Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их».«Немногие» – это, скорее всего, риторическая и, так сказать, педагогическая гипербола: мы же знаем из истории о великом сонме святых мучеников и подвижниках веры, которые последовали за Христом и так нашли путь в Царствие Божие. Но во время земной жизни Иисуса реальность была иной. Об этом говорил Сам Спаситель: «Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день Суда, нежели вам»(Мф 11:20-22). Пожалуй, мы не ошибемся, если скажем, что и поныне реальностью является то, что большинство людей так и не приняли Евангельской вести Иисуса. Так что по сравнению с многими миллиардами живших и еще имеющих жить в будущем людей число последователей Христа действительно «немного».

Почему? Вопрос трудный. Но один из лежащих на поверхности ответов дан Самим Иисусом: ведь путь, ведущий в жизнь, – узкий, тесный, затруднительный. В оригинальном греческом тексте слово «узкий» передано словом (teqlimme,noj), которое родственно слову, обозначающему в Новом Завете гонения и преследования[110]. Иначе говоря, слово «узкий» намекает на то, что на «пути жизни» учеников Христа подстерегает опасность гонений. Собственно, об этом предупреждал Иисус Христос уже в самом начале Нагорной проповеди: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мф 5:10-12).

Итак, вход в Царствие Божие, с точки зрения окружавшей Иисуса иудейской толпы, не обеспечен простой принадлежностью к народу Завета, в том случае, если человек хранит заповеди Закона, а в случае их нарушения приносит очистительные жертвы. Нет, путь, которому учил Иисус, и на который Он предлагал вступить Своим ученикам, – нелегок. Но это – путь благодати. И пусть учеников не тревожит, что они в меньшинстве, немногие против многих. Об этом говорится в самых общих словах: в задачу отрывка не входит подсчитывать число спасаемых или погибающих. Речь идет о том риске и подвиге веры, которая предполагается следованием за Христом. Но ученики не должны страшиться трудностей пути с его испытаниями, страданиями и жертвенностью. Ибо они, по милости Божией, – избранники. Они обрели Того, Кто сказал о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин 14:6). Так – в Евангелии от Иоанна.

Итак, метафора двух путей, как мы выяснили, была широко распространена и в языческом, и в иудейском мире. Но обратим внимание на одну малозаметную, но важную особенность в использовании этой метафоры в Евангелии от Матфея. Ведь у него образ как бы перевернут! Мы представляем себе путь к Царствию, в конце этого пути врата в Царствие…. Но в этом Евангелии всё наоборот: сначала врата, а потом путь. Пройдя сквозь врата мы вступаем на путь к жизни и Царствию. Это, на первый взгляд странное, переворачивание образа не случайность. Внимание сконцентрировано именно на «тесных вратах». Закон и пророки указывали путь жизни. Иисус Христос указал на то, как следует вступить на этот путь – через соблюдение заповеди любви к Богу и ближнему, в которой «весь Закон и пророки». Заповедь любви, или «золотое правило» – вот те врата, через которые можно вступить на путь к Царствию.

Найти эти врата, отворить их, идти тем путем, который за вратами открывается, оставаться на этом пути, очевидно, было не так-то легко даже ученикам Иисуса Христа – слушателям Нагорной проповеди. Это ведь и для них прозвучало предостережение: «Тесны врата!». Потому и неудивительно, что уже в ранних христианских церквах появляются пророки. Задача пророков – открывать людям волю Божию. С появлением христианской Церкви религиозная ситуация стала абсолютно новой. И в изменившейся исторической ситуации Нового Завета воля Божия должна была разъясняться по-новому. Новые церковные пророки упомянуты евангелистом Лукой в его Книге Деяний Апостольских: «В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл» (Деян 13:1). Также и для апостола Павла существование пророков в христианских общинах было чем-то само собой разумеющимся: «И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями…» (1 Кор 12:28). Так что пророки для раннего христианства не были святыми людьми из прошлого. Они были сейчас и здесь. Поэтому скоро встал старый вопрос: А всем ли пророкам можно верить? – Об этом волновавшем Древнюю Церковь вопросе повествует следующий отрывок.

О лжепророках (7:15-20).

15 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. 16 По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? 17 Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. 18 Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. 19 Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. 20 Итак по плодам их узнаете их.

Путь в Царствие Божие, как мы видели из предыдущего отрывка, узок и полон внешних опасностей со стороны гонителей и ненавистников Христа и Его последователей. Но учеников Христовых опасности подстерегают не только со стороны явных гонителей, но также со стороны мнимых проповедников блага и спасения. Они здесь названы «лжепророками», то есть обманщиками, принимающими вид пророческого служения. Они утверждают, что они пророки Божии, не будучи таковыми в действительности. Кому можно верить? О «лжепророках» мы неоднократно читаем в Священных книгах. Они обманывают людей, указывая им легкие и просторные пути к благоденствию, миру и спасению… и тем самым подталкивают людей к погибели. Читаем у Иеремии: «От пророка до священника – все действуют лживо; врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря: “мир! мир!”, а мира нет» (Иер 6:13-14). Не щадит мрачных красок пророк Иезекииль, сравнивая лжепророков с рыкающими львами, с хищными волками… Они «предсказывают ложное, говоря: “так говорит Господь Бог”, тогда как не говорил Господь» (Иез 22:25-28).

Овцы, волки, волки в овечьей шкуре – все эти метафоры были понятны каждому. Лжепророки «приходят к вам в овечьей одежде». Этот образ напоминал о пастухах, которые одевались в овечьи шкуры. Пророки одевались так же. Всем памятны иконные изображения пророка Иоанна Предтечи. Но иногда в овчины или в грубые одежды из овечьей шерсти одевались люди, которые не были настоящими пророками. Что ж, ради почета, которым пользовались в народе пророки, некоторые шли на лишения, вели аскетический образ жизни, надевали на себя власяницы и, прикидываясь пророками, обманывали людей, о чем сообщает пророк Захария (Зах 13:4).

Но о ком говорится в нашем отрывке? Кто они – лжепророки? Разумеется, под учителями, принимающими лишь вид благости и праведности, можно понимать любых лицемеров, в частности книжников и фарисеев, против лицемерия которых так резко выступал Иисус Христос. Но поскольку предостережение Иисуса относится скорее к будущему, маловероятно, что Он имел в виду книжников и фарисеев. Слова Господа Евангелист явно относит к времени существования Церкви, для которой фарисеи остались в прошлом. На это указывает и пророческая речь Иисуса об эсхатологических бедствиях: «Восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф 24:24). Так что вероятнее всего, «лжепророки» – это псевдохристианские проповедники. Они приходят под видом овец в стадо ничего не подозревающих верующих, напуская на себя вид невинности и принадлежности к стаду. Такое поведение делает их тем более опасными, что они внутри себя, в своих мыслях и намерениях подобны хищным волкам, которые преследуют лишь свои эгоистические волчьи цели. Такие лжепророки, лжеапостолы, лжемиссионеры действительно в изобилии появились уже в Древней Церкви. В Книге Деяний евангелист Лука вложил в уста апостола Павла слова очень близкие к тому, что произнес Иисус Христос: «Я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян 20:29-30).

Так есть ли возможность отличить пророков истинных от ложных? Евангелист Матфей отвечает, что такая возможность есть: «По плодам их узнаете их!». Дважды повторяется это утверждение в прочитанном отрывке. При этом следует обратить внимание на то, что у евангелиста акцент сделан не столько на учении лжепророков (оно может быть вполне, так сказать, правоверным), сколько на их делах. «По плодам их узнаете их». Под «плодами» здесь понимаются не речи лжепророков и даже не их внешне вполне приемлемое поведение. Ведь и речи и поведение – всё это относится к их «одежде», к «овечьей шкуре». Тем не менее, предполагается, что, несмотря на внешность, их сущность, которая находится в противоречии к воле Божией, не может утаиться. Они похожи на тех лицемеров, которые подобны «окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны мертвых костей и всякой нечистоты» (Мф 23:27). Однако внешность так обманчива! И в этом большая опасность для неискушенных душ. В ранней Церкви этой опасности уделялось большое внимание. Отсюда и увещевание евангелиста Иоанна: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин 4:1). Еще много раньше об испытании пророческих духов писал апостол Павел: «Духа не угашайте, пророчеств не презирайте, но всё подвергайте испытанию; держитесь добра»[111] (1 Фесс 5:19-21). Апостол даже выделяет особый Духовный дар – харизму «различения духов» (1 Кор 12:10), то есть распознания истинных пророчеств. – Если же говорить о ближайших плодах деятельности лжепророков, то из приведенного выше отрывка речи апостола Павла следует, что результатом появления лжепророков является разрушение единства Церкви. Если уж лжепророки сравниваются с волками, то, как сказано в Евангелии от Иоанна, – «волк расхищает овец, и разгоняет их» (Ин 10:12).

«Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь». Эти слова напоминают нам о проповеди Иоанна Крестителя: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф 3:10). Похожую угрозу повторил Иисус Христос в Евангелии от Иоанна: «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин 15:6). Заметим при этом решающие слова: «кто не пребудет во Мне…». Вот условие доброго плодоношения: «Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода» (Ин 15:4-5). Если мы живем во Христе и следуем Ему, то нам не страшны ни гонения на узком пути, ни лжепророки с их лицемерием и обманом.

Беседа № 30.

В прошлой Беседе речь шла о лжепророках(Мф 7:15-20). Для ранней христианской Церкви они представляли опасность, и, естественно, возникал вопрос: Есть ли возможность отличить пророков истинных от пророков ложных? Иисус Христос отвечает, что такая возможность есть: «По плодам их узнаете их!». Но каковы эти «плоды», по которым можно отличить пророков истинных от ложных? В Древней Церкви чаще всего утверждалось, что лжепророки – это те, кто вносят в Церковь ложное учение, то есть еретики. И это, конечно, справедливое утверждение. Но… удивительным образом, в Евангелии от Матфея лжепророками названы не те, кто неправильно исповедуют христианскую веру, и не те, которым недостает религиозного энтузиазма. Нет: лжепророки могут предъявить Иисусу и верное исповедание, и свою набожность, и даже свою большую церковную активность. Но оказывается, что всего этого недостаточно. Так в чем же дело? Об этом следующей небольшой отрывок.

Наши рекомендации