Осудим его на бесчестную смерть

ибо, по словам его, о нём Попечение будет!» (Прем 2:10-20).

Вот наше восьмое «блаженство» и дает обетование такого Попечения». Мы видим, что последняя строка второй строфы (ибо их есть Царство Небесное) повторяет первую строку первой строфы о «нищих духом». Таким образом обетование Царства Небесного как бы замыкает круг «блаженств». Кроме того, из первой строфы повторяется слово «правда». Там были «алчущие правды», здесь «изгнанные за правду». Вообще понятие «правды» – центральное для Нагорной проповеди. О нем еще пойдет речь впереди. Здесь же из всей конструкции «блаженств» мы понимаем, что эти «изгнанные», или «гонимые» тождественны «нищим, плачущим и кротким», то есть тем, кто следуют за Христом. Это они – «алчущие и жаждущие правды». Они «изгнанные» людьми, но возлюблены Богом, ибо они блаженны, потому что «их есть Царство Небесное».

Замечательно то, что Иисус никогда не скрывал ни Своей собственной участи на земле, ни участи тех, кто решится стать Его последователем. И в этом смысле Его ученики, которых позже стали называть христианами, не должны были ожидать легкой жизни в языческом обществе, не должны и сегодня, так как общество как было, так и осталось языческим. Несколько изменились только кумиры и идолы, которым усердно служат и поклоняются. Так апостол Павел писал Фессалоникийцам: «Вы сами знаете, что так нам суждено. Ибо мы и тогда, как были у вас, предсказывали вам, что будем страдать, как и случилось» (1 Фесс 3:3-4). В наше спокойное время нам трудно даже представить себе, что пришлось пережить первым христианам. А наши совсем недавние новомученики и исповедники! И нам даже приходит в голову: настоящие ли мы христиане, что живем, не испытывая гонений, но, напротив, пользуясь благосклонностью и покровительством властей земного царства.

*******

Наконец мы добрались до девятого и последнего, дополнительного «блаженства». По содержанию оно вытекает из предыдущего «блаженства» о гонимых за правду. Обращено же оно непосредственно к окружавшим Иисуса людям, прежде всего к Его ученикам.

11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Итак, гонения, мученичество и исповедничество. Парадоксально: учеников Христовых ожидают поношения и преследования, а они при этом призываются к радости и веселью! Радоваться не вопрекигонениям, а именно по причине гонений. Читая Новый Завет, мы часто встречаемся с этим удивительным явлением, характерным для христиан того времени. Вот Книга Деяний сообщает об Апостолах, которые, будучи жестоко избитыми в синедрионе, пошли оттуда, «радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» (Деян 5:41). А сколько раз в своих посланиях апостол Павел пишет, что он «хвалится скорбями» (Рим 5:3), «радуется в своих страданиях» (Кол 1:24).

Иисус говорит, что в этих скорбях Его последователи будут подражателями ветхозаветных пророков и праведников. Вот Моисей, который «лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние. Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд» (Евр 11:24-27). Моисей «взирал на воздаяние»за свою веру. Множество свидетелей веры, праведников Ветхого Завета, о которых пишет Послание к Евреям, «замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; … испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии … не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (Евр 11:35-40). В этих текстах важно обратить внимание на то, что Моисей «взирал на воздаяние», мученики ожидали «лучшее воскресение», и это «нечто лучшее» и «совершенное»«Бог предусмотрел о нас». Именно об этом совершенном и лучшем говорит последнее «блаженство»: «велика ваша награда на небесах».

Ветхозаветные праведники жили, окруженные океаном идолопоклонников, и поэтому были гонимы за свою веру и за следование ветхозаветной праведности по Закону Моисея. Верность Единому Богу Творцу не допускала никакого религиозного соглашательства с язычеством.

Примерно то же происходило и с ранними христианами. Их жизнь в языческой империи иногда была едва выносимой, усугубляясь еще и тем, что они были гонимы не только языческим государством и обществом, но также иудейством. Христиане часто лишались работы, так как не могли участвовать в трудовой деятельности, так или иначе связанной с языческим культом. Они не могли принимать участие в жизни общества, во всевозможных государственно-религиозных празднествах и фестивалях. Тем самым они обрекали себя на некое пребывание в гетто. Еще хуже было то, что принятие христианства могло разрушить семейную жизнь, и нередкими были случаи, когда семьи раскалывались, и перед христианином закрывались двери родного дома. Поэтому не следует удивляться некоторым с виду «жестоким» высказываниям Нового Завета о «домашних врагах», бездумно перенося эти высказывания на современную ситуацию (хотя и сегодня может случаться подобное). Вот одно из таких «смущающих» высказываний Иисуса Христа: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его» (Мф 10:34-36).

Что же касается грозивших христианам наказаний и казней со стороны государства, то их просто невозможно описать, настолько они были изощренными в своем сатанинском садизме, беспощадности и полном отсутствии сострадания к человеку. Но таково уж было хваленое за свою культуру античное общество. Но почему такие преследования? За что? Причин для гонений было множество. Прежде всего, конечно, – и в этом христиане были подобны иудеям, – преследования были за отказ участвовать в религиозно-государственных культах, особенно в культе обожествленного императора, который воплощал в себе Римскую империю или, можно сказать, был воплощением богини Ромы, покровительницы Рима. От иудеев христиан в этом отношении отличало то, что иудеям со времен Октавиана Августа было даровано законодательно утвержденное преимущество не участвовать в языческих культах, а христианское общество такого преимущества не имело. Христианская Церковь вообще не была официально зарегистрирована и существовала нелегально. Христиане не могли, как прочее население великой империи, раз в год подойти к алтарю, посвященному богу кесарю, сжечь на жертвеннике щепотку фимиама и произнести обязательное исповедание: «Кесарь – господь». Ибо их исповедание было «Иисус Христос – Господь» (Флп 2:11). Они по совести и по вере не могли отдать титул, принадлежавший Иисусу Христу, какому-либо человеку. Культ императора был проверкой населения империи на политическую лояльность. Отказываясь от этого культа, христианин ставил себя вне закона, независимо от того, каким бы прекрасным или уважаемым человеком он ни был. Он все равно считался ненадежным, неверным, с точки зрении государства, злоумышленником и предателем, ненавидевшем свое отечество. Такова была политическая причина гонений.

Но не только государство, но и само римское общество ненавидело христиан и прилагало немало усилий для возбуждения гонений. Ведь о христианах распространялась всяческая клевета. Причем известно, что немалая доля ответственности за эту клевету ложилась на иудеев, для которых христиане – во всяком случае со второй половины первого столетия – были преданными анафеме отступниками. Христиане обвинялись в людоедстве: они пили кровь младенцев и поедали их тела. Христиан обвиняли в безнравственности и говорили, что их собрания – это оргии похоти. Во время правления Нерона христиане обвинялись в поджоге Рима. А как иначе? Они ведь сами говорили на своих собраниях о скором конце мира, который погибнет в пламени. В том, что Рим в 64 году подожгли христиане, а не сам Нерон, публика особенно-то не верила. Но ненависть к христианам была такова, что многие желали бы их жестокой казни, даже если бы они Рим и не поджигали. Вот из свидетельств историка Публия Корнелия Тацита (середина 50-х – около 120 года): «Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощрённейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается все наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев»[52]. В этом свидетельстве поражает то, что даже умный и образованный историк говорит о христианском «зловредном суеверии» с его «мерзостями» и «гнусностми». Да, такова была всеобщая молва, за которой, конечно, стояла ненависть сатаны, который, как сказано в книге Откровения, низвергнутый с небес, ведёт брань с последователями Христа. Сатанинское зло находит себе агентов на земле, и самым мощным орудием зла всегда было языческое государство, «царство кесаря».

Не то чтобы государство было злым как таковое. Нет. Апостол Павел в Послании к Римлянам пишет, что государство, будучи установлением Божиим, должно вносить в земную жизнь начала справедливости, гуманности и добра. Но в реальном мире мы часто являемся свидетелями вырождения государств в некие безумные, безответственные и лишенные будущего банды, в организации, радикально противоположные Церкви и Царству Божьему. Такими государствами заправляют всяческого рода антихристы. Таким государство представлено нам в Апокалипсисе, таким оно являлось в эпоху древних гонений, и таким оно было не столь уж давно, во время гонений на Церковь в нашей стране.

Пророчески предвидя все это, Иисус Христос завершает ряд «блаженств» призывом и обетованием: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах». По словам апостола Павла, «если Бог за нас, кто против нас?» (Рим 8:31). Верующие не должны жить в страхе поношений и осуждений. Бояться некого и нечего! Однако не только различные обвинения, но и всевозможные физические страдания не должны омрачить нашу надежду на «небесную награду». Ничто во всем этом мире не может устрашить верующего последователя Христа, ибо не может отлучить его от Бога и Его любви во Христе Иисусе. Для такого бесстрашия, конечно, нужна сила веры и благодатная помощь Духа Святого. Гонимым за «правду» и «Христа ради» обещается награда в Царстве Небесном, в котором наступит избавление от страданий века сего. Но – и это важно в Евангелии – верующим уже ныне, во всех их страданиях открывается прибежище, их истинная родина, Царствие Божие, которое «внутрь вас есть». И эта «внутренняя империя веры» реальнее всего, что с шумом плещется и суетится вокруг.

Вспоминая мучеников за Христа, мы верим, что их правда победила то зло, которое пыталось их сломить, но не смогло. Но их победа – больше чем просто посрамление гонителей. Они силою Божией вошли в небесную славу Воскресения Господня и теперь, говоря поэтическим библейским языком, «радуются и веселятся». Исполнилось ли число мучеников (Откр 6:11)? Нам не дано этого знать. Судя по беснованию зла в этом мире, – еще нет. Но их сонм – и тех, кто был, и тех, кто будет, – сияет нам с небес ярче всех светил.

Беседа № 17.

Несколько последних бесед было посвящено «блаженствам» в самом начале Нагорной проповеди, то есть в начале 5-й главы Евангелия от Матфея. В последних «блаженствах» речь шла о гонениях на учеников и последователей Иисуса Христа. И мы рассуждали о том, что гонения на христиан и христианство в этом мире практически неизбежны, ибо «так нам суждено», по словам апостола Павла (1 Фесс 3:3). Почему? Да потому что Евангелие Иисуса Христа о Царствии Божием очистило религиозное сознание, принесло людям новую жизнь, новое отношение к Богу, к людям и миру. Это была радикальная революция в мировоззрении, которое господствовало тысячелетиями. «Древнее прошло, теперь все новое», как выразился апостол Павел (2 Кор 5:17). Но эти слова Апостола нельзя понимать буквально. Скорее их следует принимать как эсхатологическое пророчество. В существующей реальности за революцией всегда следует контрреволюция, и все новое всегда должно было преодолевать сопротивление старого, которое вовсе не собиралось и до сих пор не собирается сдаваться без боя. Гонения на Церковь Христову, если это подлинная Церковь, неизбежны, потому что Церковь по своей сути есть совесть человеческого общества. А голос совести часто приносит мучение, и людям хочется, чтобы он не звучал. Пусть все будет как есть, по-старому, по привычному. При этом мы не должны забывать о том, что высокие слова о Церкви как о новом творении, о новом отношении к Богу, о совести человечества мы не должны бездумно применять к существующим христианским обществам. История Церкви и наш личный опыт, увы, далеко не всегда дают нам право на столь благодушные суждения. Но по преданию нам вручены слова Евангелий и апостольских писаний, которые преподносят нам учение, принесенное Иисусом Христом в его чистоте и незамутненности. В словах писаний Нового Завета мы видим образец и критерий нашей подлинной веры, которая призвана очищать и просвещать мир. И вот, следующий за «блаженствами» отрывок Нагорной проповеди говорит об этом очищающем и просвещающем значении христианства.

Наши рекомендации