Блаженства (5:3-12). Продолжение 4.

Продолжаем наш обзор девяти «блаженств», открывающих Нагорную проповедь. Девять «блаженств» разбиты на две строфы по четыре «блаженства», плюс еще одно «блаженство». Сегодня у нас на очереди 7-е «блаженство». Итак,

9 Блаженны миротворцы,

Ибо они будут наречены сынами Божиими.

«Миротворчество». Нам это понятие кажется простым и понятным. Если говорить о войнах, международных конфликтах, то миротворчеством занимаются специальные организации, например, ООН. Вот и в истории России императора Александра III называли «Царем-Миротворцем», так как в его царствование Россия не вела ни одной войны, и он ратовал за поддержание европейского мира. Многим памятны также разного рода миротворческие инициативы Советского Союза после Второй мировой войны, в которых немалая роль отводилась экуменической деятельности РПЦ. И всякий раз идеологической основой этой международной деятельности Церкви служили именно слова Иисуса Христа «блаженны миротворцы». Ну, разумеется, миротворчество в принципе не ограничивается политикой, но предполагается и в межчеловеческих отношениях и в гражданской жизни.

Миротворцы седьмого «блаженства» – не просто миролюбивые, уступчивые, терпимые и готовые к прощению люди, но те, которые активно действуют, устанавливая мир и устраняя существующие между людьми противоречия. Таковые получают обетование, что они в свое время будут названы сынами Божиими, потому что они в этом отношение похожи на Бога. Ибо Бог – это, по словам апостола Павла, «Бог мира» (Рим 15:33; 16:20). А в Ветхом Завете, а также в иудействе Мессия изображается как «Князь мира». Так у пророка Исаии:

«Ибо младенец родился нам;

Сын дан нам;

……….

и нарекут имя Ему:

Чудный, Советник, Бог крепкий,

Отец вечности, Князь мира» (Ис 9:6).

Или у пророка Захарии:

«Ликуй от радости, дщерь Сиона,

торжествуй, дщерь Иерусалима:

Се Царь твой грядет к тебе,

Праведный и спасающий,

……….

и сокрушен будет бранный лук;

и Он возвестит мир народам» (Зах:9:9-10).

«Бог мира», «Князь мира»… А вот слово «миротворец» или во множественном числе «миротворцы» в Библии встречается только в этом «блаженстве» Нагорной проповеди.

Иначе в языческом Древнем мире. Там это слово было почетным титулом античных владык – «миротворец» (официально «непобедимый миротворец земного круга»). Со времени Александра Великого эти «миротворцы» назывались также «сынами божиими». Не правда ли, – сходство с обетованием блаженства Нагорной проповеди очевидно. Но это сходство скорее случайное, внешнее. Ведь миротворчество языческих царей было делом насилия, принуждения. Это миротворчество вовсе не относилось к сфере этики. «Мир», который они устанавливали, – например, знаменитый «Pax Romana»[51], «Римский мир», – означал просто внешнюю безопасность, спокойствие и хозяйственное благосостояние, не более того. И как тут не вспомнить пророческие слова Писания: «Когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба» (1 Фесс 5:3). Итак, античные «миротворцы», которые были по преимуществу захватчиками и жестокими правителями, почитались как «сыны божии». Но обетование богосыновства, данное Иисусом Христом миротворцам, означает нечто такое, что язычникам и в голову не приходило. Однако, это – особая тема и особый разговор.

Теперь немного филологии. По-гречески слово мир – eivrh,nh. Так, естественно, и в Новом Завете. По-еврейски же это слово – «шалом». И тут с переводом все оказывается не так уж просто. Ведь «шалом» в древнееврейском языке совсем не значит просто отсутствие вражды или каких-то волнений, когда наступает покой. «Шалом» означает высшее благо человека, или все то, что способствует высшему благу человека.Мы знаем, что «шалом», «мир» («мир тебе», «мир вам») обычное приветствие у евреев. Да и в арабском мире, когда один человек приветствует другого «салям» – а это то же самое что и «шалом» – он не только желает человеку, чтобы у него не было никаких неприятностей, а был мир и покой, но он желает ему действительно всего самого наилучшего. Ну а в Библии «шалом», «мир» означает, собственно, высшее благо спасения. Так и надо понимать пророческие выражения «Бог мира», «Князь мира». Они означают «Бог спасения» и «Князь спасения», «Спаситель».

В нашем «блаженстве» «миротворцы», которые нарекутся «сынами Божиими», это люди, активно творящие мир, то есть делающие то же самое, что делает и творящий мир Бог. Они в меру своих сил и возможностей способствуют высшему благу человека, делают мир лучше, поднимают его хотя бы на ступеньку выше.

Разумеется, это не исключает и другие частные толкования, существовавшие в Церкви. Так, многие богословы ранней Церкви понимали это «блаженство» в чисто духовном смысле. Мол, блажен человек, установивший мир, то есть покой в своем сердце и в своей душе. Блажен тот человек, который добился внутреннего мира, и который отдал свое сердце Богу. Вспомним хотя бы древнюю духовную практику исихазма, от греческого слова h`suci,a (покой, тишина).

Итак, миротворцы будут наречены «сынами Божиими». Эта тема богосыновства развивается апостолом Павлом в его посланиях. Он ясно показывает, что «сынами Бога» уже сейчас становятся верующие в Сына Божия, то есть в Иисуса Христа, принявшие крещение и благодать Святого Духа. Вот замечательные и полные глубокого смысла слова из Послания к Галатам:

«Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], …, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» (Гал 4:4-7). То же – в Послании к Римлянам: «все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим 8:14), ожидающие грядущего прославления, «если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим 8:17).

Здесь везде говорится о том, что верующие в свое искупление во Христе люди уже при этойжизни становятся свободными «сынами Божиими». Но полнота Божественного благословения, полное и совершенное общение с Богом им будет даровано после всеобщего воскресения и последнего Суда. Это будет дар спасения и вечной жизни.

О грядущем даре вечной жизни говорит и наше «блаженство». В выражении «будут наречены сынами Божиими» следует обратить внимание на глагол «будут наречены», или «будут названы». Правом наречения, то есть дарования имени, обладал только отец. В данном случае своим властным словом Бог Отец назовет миротворцев «Своими сынами», то есть примет их в Свою семью, в непосредственное с Ним общение.

*******

Переходим к восьмому «блаженству», завершающему вторую строфу.

10 Блаженны изгнанные за правду,

Наши рекомендации