Проповедь Евангелия множеству людей (4:23-25).
23 И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. 24 И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их. 25 И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.
Здесь даётся краткое обобщение земного служения Иисуса Христа: учение, возвещение Евангелия Царствия и исцеления. В дальнейшем эти моменты деятельности Иисуса будут раскрыты подробнее. В главах 5-7 будет раскрыто учение Иисуса. Это так называемая «Нагорная проповедь». В главах 8-9 будут подробно описаны Его исцеления.
Обращает на себя внимание, что синагоги, в которых учил Иисус, евангелист Матфей называет «их синагогами». В этом кратком «их» отражен тот факт, что к моменту написания Евангелия от Матфея для самого Евангелиста и его Церкви синагога была уже внешней, чужой. Но для Иисуса синагога еще не была чем-то абсолютно чуждым. Ведь синагога имела большое значение в жизни иудея. Храм был один – в Иерусалиме, а синагоги были повсюду. Храм служил лишь для совершения жертвоприношений; там вообще не проповедовали и не учили. Синагоги же и были предназначены для учения. И если человек хотел распространять религиозное учение или религиозные идеи, то начинать это надо было именно в синагоге.
Поэтому вначале двери синагоги для Иисуса были открыты. Иисус начал Свою миссию в синагогах, потому что именно там можно было тогда найти искренне религиозных людей, и Он мог им проповедовать. После проповеди оставалось время для вопросов и дискуссий.
Но Иисус не только проповедовал; Он также исцелял больных, «всякую болезнь и всякую немощь в людях». Речь у Матфея идёт не столько о мощи чудотворений Иисуса, сколько о том, что Он послушен Своей миссии «Раба Божия», исполняя волю Божию, выраженную в пророчестве Исаии (Ис 53:4). Об этом будет сказано позже, в 8-й главе:
«Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:
“Он взял на Себя наши немощи
и понес болезни”» (Мф 8:16-17).
Упомянутые немощные, одержимые различными болезнями и припадками, бесноватые, лунатики и расслабленные появятся в последующих главах Евангелия. Множество (буквально «толпа») народа следует за Иисусом. В последнем стихе отрывка упомянуто несколько географических названий: «И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана». Этим перечислением Евангелист желал сказать о деятельности Иисуса для всего Израиля. И не только Израиля. В символическом списке в частности упомянуто Десятиградие. Так называлась федерация десяти независимых греческих городов, расположенных за Иорданом. То есть к Иисусу Христу шли не только иудеи, но и язычники.
Что касается «слуха о Нём по всей Сирии», то и здесь подчёркнуто, что весть об Иисусе распространилась за пределы Израиля. Почему именно Сирия? Дело в том, что так называлась римская провинция со столицей в Дамаске. Сирия была административной единицей Римской империи. Палестина же была лишь ее частью. Говоря о Сирии, Матфей желал подчеркнуть, что весть об Иисусе Христе распространилась за пределы собственно Израиля, по всей провинции.
Ввиду наплыва такой большой толпы людей, ищущих помощи, Иисус обращается к Своим ученикам со Своей знаменитой Нагорной проповедью, к чтению и изучению которой мы приступим в нашей следующей беседе.
Беседа № 12.
Наши последние беседы были посвящены началу общественного служения Иисуса Христа, Который провозгласил пришествие Царства Небесного, призвал первых учеников и ходил по всей Галилее с проповедью Евангелия Царствия и Своим поведением, Своими действиями зримо, наглядно являл людям пришествия этого Царствия: Он исцелял всякую болезнь и немощь в людях. Естественно, за проповедником и целителем следовали толпы. И вот, ввиду наплыва большого количества народа, который искал помощи, Иисус обращается к людям со Своей знаменитой Нагорной проповедью. «Нагорной» она традиционно называется, потому что была произнесена с горы. Эта проповедь в Евангелии от Матфея занимает три главы, 5-ю, 6-ю и 7-ю.