Сыны Божии и дочери человеческие

В Книге Бытия находим загадочный эпизод – о том, как «сыны Божии» брали себе жен из «дочерей человеческих» (Быт. 6:2). Следствием этого события был Великий Потоп. О чем здесь говорит Священное Писание?

В допотопную эпоху человечество было разделено на два «рода»: потомки Каина (убийцы Авеля), это – каиниты, и потомки Сифа, это – сифиты. Поскольку сифиты призывали имя Божье, на них и запечатлелось имя Божье: Св. Писание называет их «сыны Божии» (Быт. 6:2).

До какого-то времени каиниты и сифиты жили раздельно, потому что Каин захотел «скрыться от лица Божия» (Быт. 4:14), и он понял, как это можно сделать. Каин должен был уйти «за границу». Черта, за которую ушел Каин, существовала поначалу только в его уме, однако Каин верно выбрал направление движения. Он не пошел от Бога, имя Которому «Восток», не пошел на запад… Каин пошел на Бога, на Восток (Быт. 4:16), против Бога. Каждый шаг на этом пути свидетельствовал волю Каина, чтобы Бог от него отвернулся.

Каин ушел, а потомки Сифа жили, где родились. Сыны Божии могут жить без каинитян, они живут на своей земле и в своем отечестве, и пока они «сыны Божии» – они Церковь. Некоторая черта стала разделять два рода: каинитян и сынов Божиих. Они жили раздельно, однако примерно в шестом или седьмом поколении (от Адама) уяснилось, что потомки Каина не могут жить, как хотел Каин, изолированным сообществом: тем или другим путем они должны внедряться к сынам Божиим.

Каинитяне стали неудержимо стремиться назад, само их выживание зависело от того, удастся ли им проникнуть за черту оседлости, где жили сифиты. Каиниты должны были каким-то способом воздействовать на сифитов. Способов было четыре: погром, город, цивилизация, женщины.

1. Погром. Когда смертный страх овладел Каином после убийства брата, Господь дал Каину защиту (т.н. «каинову печать»). «Всякий убивший Каина всемеро отмстительно расслаблен будет», – сказал Господь Каину (Быт. 4:15 в греч. переводе). За Каина отмстится семикратным расслаблением. Оружие каинитян – вызвать сифитов на побиение себя, подставить часть своего рода на истребление. Насилие против каинитян было бы акцией агрессивного национализма, что было бы для каинитян – полной победой.

2. Город. Каин был изобретателем городской жизни. Потомков Сифа можно было выманить в город. Для опытных горожан город – это сфера посреднической деятельности. А для сельского жителя город – это «новый мир». Это, прежде всего, новое общение – и более широкое, и более свободное. Нельзя порвать связь человека с Богом против его воли. Можно порвать связь человека с человеком: заманить его к себе (за границу) и после этого делать из сынов Божиих добрых горожан.

3. Цивилизация. Все без исключения изобретения цивилизации, которые называет Писание для предпотопной эпохи, принадлежат потомкам Каина: городская жизнь, кочевое скотоводство, инструментальная музыка, обработка металлов, многоженство и, вероятно, ритуальная проституция (Быт. 4:17-22). Жизнь в земной цивилизации – это возможность напряженной жизни в комфорте. Комфорт – заменяет покой духа, а напряженный изобретательный труд (инженерия и бизнес) – могут порождать религиозный энтузиазм. Цивилизация замещает собою мысль о Царстве небесном – на уровне земных достижений с обязательным сочетанием изобретательства и комфорта.

4. Женщины. В каинитянах жизнь женщины стала мистическим и ритуальным служением. Родство стали передавать не по отцу, а по матери, возникли многоженство и проституция. Женщина перестала быть членом «института семьи», она приобрела особую роль – и в семье каинитянской (родство передается по матери), и в смешанном браке (с мужем другой нации), и как «жрица» любви.

Какое-то из этих четырех средств воздействия каинитян на сынов Божиих оказалось решающим перед Потопом? Вопрос не в том, какое из средств воздействия на сифитов употребили каинитяне (могли – любое), вопрос в том, что из себя представляли сыны Божии в отношении к каинитам – в допотопную эпоху, которая по слабости членов Церкви завершилась Потопом. Как каинитяне проникли к сынам Божиим – за черту, которая отделяла мир, где есть Бог, от общества, которое отреклось от Бога? Как им удалось стереть эту границу между Церковью и остатным миром, благодаря которой и Церковь существовала, и мир существовал?

«И было, когда начало человечество (адáм) многим быть на земле (адамá), и дочери родились у них, увидели сыны Божии дочерей человеческих, что они хороши, и брали себе жен ото всех, которых избрали» (Быт. 6:1, 2).

Вот что было ко дням Ноя: что-то особенное начало быть, чего раньше не было. Особенные дочери начали быть у каинитян в пятом колене от Каина, они и названы «дочери человеческие». У каинита Ламеха были особенные жены, их имена известны (Адá, Циллá), и была особенная дочерь – безмужняя, и ее имя известно – Ноемá. От праматери Евы до жены Аврама Сары Писание не называет женских имен – кроме трех женщин каинитянок. Из этого можно сделать вывод, что, согласно Библейскому воззрению:

1) патриархальный уклад семейной и общественной жизни был первым и основным в истории человечества;

2) черты матриархата возникают в кризисные эпохи, например, когда народ в целом оказывается причастным каинскому духу – тогда и происходит изменение понятия родства.

Особняком в истории каинитян стоит имя Ноемы. Наамá – «прекрасная, прелестная». Если жены Ламеха упомянуты в связи с мужем, то Ноема упомянута вне связи с мужем. Каин и его потомки были религиозные люди и, начиная от Каина, который «заклал» Авеля (1 Ин. 3:12), они практиковали оборотническую религию. Оборотническая религия ничего нового изобрести не может: она заимствует культовые действия, сообщая им противоположный знак. Так, вместо священника мужчины может поставляться женщина, вместо отношений брака, где муж и жена – «одна плоть» (Быт. 2:24), выставляется свальный грех, когда плоть священствующей жены принимает в себя многих и многих мужей. «Ноема» – это точно знак, серьезное указание на какое-то особое явление в общественной жизни каинитян. «Каин» – это знамя богопротивного духа, также и «Ноема».

Истинно, «не к чести» сынов Божиих говорится в Писании, что они брали себе жен «ото всех» женщин, следовательно, и от особенных, каинитянских дочек, эмблемой которых была «Прелестная» – Ноема.

Состояние человечества перед Потопом в чем-то, по слову Спасителя, подобно состоянию человечества в эпоху перед Вторым пришествием (Мф. 24:38, 39). Мы в эту эпоху живем (сколько бы она ни продлилась) – перед Вторым пришествием. Важно знать – современному человеку: за какие грехи человечество было уничтожено Потопом? Это очень полезное знание: это – память о том, чтó есть смертный грех для человечества, то есть такой, что может весь мир приближать к кончине.

Писание не называет ни одного греха допотопного человечества. Гордость, насилие, блуд, злоба, магия… Хоть бы что-нибудь! – Ничего. Св. Писание настораживает нас: мы сами должны найти ответ. По результату мы должны догадаться о причине.

Потомки Каина, создатели первой цивилизации и приверженцы оборотнической религии, внедрились к «сынам Божиим», – которые составляли Церковь Божию до Потопа. Каинитяне перемешались с сынами Божьими.

Это и было «состояние человечества», которое привело к Потопу – стерлась граница между Церковью и миром. Каинитяне пришли извне и проникли в ограду Церкви к сынам Божиим – через своих женщин, которые называются в Писании «дочери человеческие». Сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они – что? Красивы? – Нет, не «красивы» (как в Синодальном переводе). Что они «хороши».

Сыны Божии подпустили к себе каинитянок на расстояние взгляда. Вот кто первый проник за черту. Как некогда змей – «мудрейший всех зверей, которые на земле» (Быт. 3:1 в греч. переводе) – проник в рай извне, так и перед Потопом те, кто названы «дочери человеческие», извне проникли в ограду Церкви.

Как Каин сделался некогда «семенем змея» (см. Быт. 3:15), так и каинитянки были той же породы змея. Как змей был «мудрейший», так и каинитянки не были несведущи в искусстве Ноемы.

И дальнейшее в истории павших сынов Божиих – совращение сынов Божиих нужно сопоставить с грехопадением в раю: этапы искушения и греха однажды описаны на все времена: появление (помысла; это еще не грех), собеседование, услаждение, пленение, разжжение (переход на телесный уровень), падение (само действие), совращение (другого человека), совместный грех.

1, 2. Прилог (появление помысла) и собеседование. В раю – это был звук, обращение змея к жене (помеха для звучания заповеди, которая была дана человеку на слух) и то, что жена ответила змею. В ограде сынов Божиих первым было допущение каинитянок на расстояние взгляда; вторым – взгляд, ведущий к вожделению – «ко еже вожделети» (Мф. 5:28). Сыны Божии должны были охранять свой взгляд, как мудрый Иов: «Завет я положил очам моим, да не помыслю на девицу» (Иов 31:1). Таково же учение Нового Завета о древней заповеди Божьей «не прелюбодействуй» (Мф. 5:28).

3. Услаждение. Это еще не сладость чувств, это духовная подмена. Услаждение – это самому быть как бог.

А) «И увидела жена, что древо хорошо… Увидели же сыны Божии, что дочери человеческие хороши» (Быт. 3:6; 6:2). Только Бог видит, что «хорошо»; корень услаждения – духовная подмена: постановка себя в центр тобою же созданного или воображаемого мира.

Б) На уровне услаждения мы видим то, чего нет: в раю жена «увидела», что запретное древо хорошо. Ведь что-то «увидели» сыны Божии в каинитянках. Каждый мог видеть свое. Например, что каинитянка – красива (каинитянка никогда не красива), или, что она разумна (нет у каинитян мудрости вообще), или, что она целомудренна (никогда и ни в чем)...

В) Далее, на уровне услаждения происходит подмена понятий. «И увидела жена, что (запретное) древо хорошо для пищи» (Быт. 3:6). Такая же подмена понятий произошла у сынов Божиих. Если бы сыны Божии «согрешили» с каинитянками, это была бы одна история (был бы грех, Потопа не было бы), но они еще и спутали две разные вещи: ученица Ноемы и «жена». Те, кто как «дочери человеческие» проникли за ограду Церкви, были для мужей, которые их взяли, «женами» не более, чем запретное дерево в раю было хорошо для пищи. Взять такую – в жены! Вот грех!

4. Пленение. Это действие греха на уровне чувств – такая особенная сладость чувств, которая следует за духовным услаждением.

А) В истории грехопадения подробно описано, как жена могла плениться деревом, – это все-таки необычный случай пленения. В истории, как мужчина пленяется женщиной, нам вроде бы все, по-житейски, понятно. Однако здесь важно не доверять здравому смыслу, но следовать Писанию. Сначала происходит услаждение, сущность которого духовная подмена: «я вижу, что это хорошо для». Затем начинается сладость чувств и пленение: «И увидела жена, что древо приятно, чтобы очами видеть» (Быт. 3:6). Приманка для чувств – не исходное. Те женщины, которые просто пытаются возбудить сладость чувств, не опасны: они демонстрируют то, чем являются. Все искусство каинитянок в том, чтобы своей приятностью для очей сделать незаметной духовную подмену. Каинитянки возбуждают сладость чувств, но это для них средство скрыть свое содержание. То, что для других женщин – средство привлечения, для каинитянок – средство отвлечения. Каинитянская женщина имеет содержание, для которого она сама вся и привлекательность ее – только наживка.

Б) В истории грехопадения описано, что страх перед запретным древом был замещен и вытеснен чем-то приятным. То, чего должно было по заповеди избегать, стало приятным. Сыны Божии совершили нечто запретное, когда взяли себе в жены дочерей человеческих, и это им было приятно. Нам не полезно знать, что из запретного в отношениях мужчины и женщины было попрано. Извращение было. Только по страшным последствиям мы знаем, что естественное в отношениях мужа и жены было извращено. В каинитянках нет целомудрия, и в этом была вдохновляющая новизна для сынов Божиих.

В) «И увидела жена, что древо вожделенно, чтобы разуметь» (Быт. 3:6; в греч. переводе: «прекрасно, чтобы разуметь») – чем оно, конечно, не было. Последний результат пленения это деятельность разума в ложном направлении, которая порождает – мировоззрение и ложный мир. На стадии пленения грех порождает целостный иллюзорный мир, который полностью противоположен (противен) Божьему миру. Жена-каинитянка – это мировоззрение. Пленение сынов Божиих было духовной катастрофой (переворотом, революцией). Не Потоп был мировой катастрофой, а то, что ему предшествовало – между сынами Божиими и дочерями Каина.

5, 6. Разжжение и падение. Греховное возбуждение захватывает плоть. Эти этапы греха в истории сифитов наблюдаются по стремительности и массовости смешанных браков – «увидели… взяли… ото всех». Что значит взять жену? Значит, «прилепиться к жене» (Быт. 2:24). К кому? «Прилепляющийся к блуднице есть одно тело [с блудницей]» (1 Кор. 6:16,17). К кому прилепились бывшие сыны Божии? С кем они теперь «одно тело» и «плоть едина»?

7, 8. Совращение и совместный грех. Совращение не всегда происходит так, что один другого совращает. Бывает, и это уже историческое событие, что многие люди взаимно навстречу друг другу искренно и мощно содействуют в разврате, дружно им упиваясь. Всякая революция есть повальный блуд. И для него не рыхлая нужна закваска. Когда в обществе происходят революционные перемены, его передовой проникающей силой будет женщина каинского рода. Господь сказал змею в раю: «Вражду положу между тобою и между женою». Страшно, когда женщина выступает в союзе со «змеем». История о падении сынов Божиих перед Потопом говорит о том, что они не женскими прелестями прельстились, а в конечном счете – свободой. Какую ты сам «избрал», на той и женись! «Совет да любовь»? – Устарело. Свобода и любовь!

Впервые через женщин каинитяне применили свой главный рычаг, который они будут подсовывать под всякую революцию, – «свобода». Бесстыжая.

Революционная интеллигенция

В Книге Бытия рассказано, как «сыны Божии», потомки Сифа брали себе жен из «дочерей человеческих» – из рода Каина. Последствием этого события был Великий Потоп. Поколение перед Потопом называется в Писании особым именем: это была особая генерация в человечестве – нефилúм’ы. Духовный облик этих «новых» людей дан в Св. Писании достаточно отчетливо, чтобы увидеть в нем библейский прообраз тех, кто известен нам по современной истории как – «революционная интеллигенция».

«И было, когда начало человечество многим быть на земле, и дочери родились им, и увидели сыны Божии дочерей человеческих, что они хороши, и брали себе жен ото всех, которых избрали» (Быт. 6:1, 2).

«Сыны Божии» здесь – потомки Сифа и Еноса (при котором началось «призывание имени Божьего»; Быт. 4:26); «дочери человеческие» – женщины из рода Каина. Мужчины из одного рода брали жен из другого рода… О чем здесь говорит Св. Писание? Рухнула невидимая ограда Церкви, стерлась граница между Церковью и антицерковным обществом.

На языке Св. Писания «Жена» – образ Церкви (Отк. 12:1), богоборческое сообщество – «семя змея» (Быт. 3:15). Человеку после грехопадения была заповедана духовная вражда с теми, кто от диавола, как сказал Бог в проклятие «змею»: «Вражду положу между тобою и между женою и между семенем твоим и семенем ее» (Быт. 3:15). В стане сынов Божьих утратилась бдительность, «семя змея» проникло за ограду Церкви под видом жен. Во всех семьях (за одним исключением – Ноя) жены из каинского рода подменили собой Жену – Церковь.

Таково событие. «Семя змея» захватило семя от сынов Божиих. Что могло от этого народиться?

В истории о предпотопном развращении встает вопрос: а подлинно ли человек пред Потопом был человек, или те люди «имели только вид человеческий» (св. Иоанн Златоуст)? Человек не может изменить свою природу: он при жизни и после смерти остается образ Божий, но человек может всеми своими силами стремится «превзойти» человеческую природу.

В современном мире это называется трансгуманизм. Люди, погибшие в Потопе, были первыми трансгуманистами. За это и погибли.

После грехопадения было возможно спасение для человека, а перед Потопом вся Церковь осталась в одной семье, остальное должно умереть. Писание не называет нам ни одного греха перед Потопом, оно называет только – что родилось от женщин, подменивших собою Жену (Церковь). Началось с духовной подмены под лозунгом свободы – брали жен, «какую кто избрал» – и кончилось полным извращением всех жизненных основ.

В допотопную эпоху оба рода долгое время жили изолированно, поэтому их смешение – когда отец от Сифа, мать от Каина – это уникальный случай, чтобы увидеть: от сына Божьего и дочери Каина рождались только каиниты.

Перед Потопом разразилось какое-то необыкновенное окаянство. Родились какие-то «новые» каиниты: «Нефилимы были на земле во дни те и также после, когда входили сыны Божии к дочерям человеческим и [те] рождали им» (Быт. 6:4).

Дан духовный портрет «новых людей». Главнейшая их характеристика – они нефилим’ы. Ха-нефилúм происходит от глагола нафáл – «падать» в различных значениях: погибать, лежать, кланяться, нападать, испадать (лицом); падать (с неба): «Пал ты с неба, Денница, сын зари» (Ис. 14:12). Тот же глагол в другой формации означает «разрушать, заставлять падать, ниспровергать». Нефилим’ы – это: 1) «падшие». Представим себе, кто рождался у сынов Божиих и дочерей Каина: рождались – падшие. 2) «ниспровергатели, разрушители», переворотчики, «революционеры»…. Не нашлось точного перевода на греческий язык для этого термина; в традиционном переводе нефилим – это «гиганты», в церковнославянском – «исполини». Именем «нефилим’ы» пугали народ во времена Моисея (Числ. 13:33).

Матриархальное понятие родства не проникло к сифитам: де-юре жены рождали мужьям, однако от сынов Божиих и каинитянок рождаются одни каиниты. Каинитянские женщины владели не только искусством обольщения, они умели через себя передавать родство и, главное, дух: их дети были не по роду Сифа, но по роду Каина.

Далее Писание уточняет о нефилим’ах: «сии – гибборúмы, которые от века, человеки именитые» (Быт. 6:4). Гибборим’ы — ха-гибборúм означает «сильные» (в греческом – те же «гиганты»). «От века» ― от того века, конец которого предрек Господь (Быт. 6:3); «исполины от века» значит допотопные. «Человеки именитые» ― те, чьим именем было нечто названо. Первым именитым был сын Каина Енох: Каин его именем назвал первый город. Город Енох был средоточием мира, который строил Каин. Также именитыми в роде Каина были дети жен Ламеха – три сына и дочь, поколение изобретателей и новаторов (Быт. 4:20-22). Нефилим’ы перед Потопом были «именитые» – те, кто давал имя, или чьим именем было названо нечто, до того не бывшее.

Цивилизация Каина сделала очередной прорыв к новым изобретениям. Народились новые каинитяне. От этих «именитых» ни одного имени не осталось. Перед нами духовный портрет новых людей. Они названы:

— гигантами по силе (гибборим’ы)

— и изобретательности (именитые)

— в делах ниспровержения и падения (нефилим’ы).

В Св. Писании есть образы – пронизывающие его от Ветхого Завета до Нового. Это как бы сквозные символы, необходимые для понимания целого. К таким нужно отнестись с предельным вниманием, допотопные исполины относятся к их числу.

То или другое наименование «исполинов» употреблялось в символическом значении. Его мы встретим у пророков Исаии (Ис. 14:9-15), Иезекииля (Иез. 32:21), Варуха (3:26-28), в Книге Иова (Иов 26:5), Псалмах (Пс. 88/87:11) и у апостола Петра (1 Пет. 3:18-20).

У пророка Исаии и пророка Иезекииля есть сходный мистический сюжет: повествуется о том, как великий грешник – у Исаии это «Царь Вавилонский», у Иезекииля это «Фараон» – нисходит во ад. Для таких гонителей сынов Божьих (в народе Израиль), как «Царь Вавилонский» и «Фараон», предназначена самая бездна преисподняя – «земля преисподних» (Иез. 32:24), Аваддон – «погибель» (Отк. 9:11, Иов 26:6). «Фараон», «Царь Вавилонский» сходят в бездну, там их встречают предпотопные «исполины» – нефилим’ы и гибборим’ы. Их пребывание по смерти – в самой нижней части преисподней вместе с мистическим «Фараоном» и «Царем Вавилонским» – с самим павшим ангелом Денницей (Ис. 14:12).

Исполины в Шеоле – «духи непокорившиеся». Так их называет апостол Петр, когда говорит о нисхождении Христа во ад (1 Пет. 3:18-20). Христос сошел во ад как «глашатай». Он нечто «возгласил» (таков точный перевод) — праведников Он вывел из ада, а иные остались в аде навечно, их апостол Петр называет «духи когда-то не покорившиеся». Это как раз допотопные исполины, они имеют в аду участь без перемен: новые каиниты (нефилим’ы и гибборим’ы) были осуждены при жизни окончательно – до Страшного Суда.

Вот кого родили сынам Божиим дочери Каина. Каинитянские жены были врагами сынов Божиих, ставших им мужьями. Получив семя от сынов Божиих, каинитянки в утробе своей вырастили «семя лукавое» (Ис. 14:20). И конечно, это не от человеков: это не было природным свойством каинского рода, ни даже следствием проклятия Каину или каинова знамения (Быт. 4:11, 12, 15): и проклятие, и знамение у «Каина» от Бога, а Бог не творит зла. Мастерство каинитянок преобразовать семя мужа в «семя лукавое» было вершиной наученности во зле: со всей утробой нужно было быть «от лукавого», чтобы рожать не мужу, а врагу.

В разных книгах Св. Писания находим согласованные по существу упоминания о той генерации человечества, которая предшествовала Потопу. Явились какие-то «новые люди» в том смысле, что они восстали на образ Божий в человеке. Это были первые трансгуманисты в истории человечества.

Они были уничтожены, и таких, как они, больше не будет. Однако будут другие. Трансгуманизм рождается в двух средах – религиозной (это те, кто идет «путем Каина») и светской, поскольку гуманизм с неизбежностью порождает трансгуманизм.

Задача уйти от образа Божьего в себе была отнюдь не простой. Можно даже сказать, что она потребовала изобретательности и упорства. В предреволюционные эпохи находятся люди, которые ставят перед собой именно эту задачу: образ Божий воспринимается как ограничение свободы, поэтому от него нужно в себе избавиться.

Применительно к допотопным Св. Писание дает детализованное описание того, каковы были по духу эти – изобретатели зол. Пусть последующие будут не таковы, но они будут им подобны, знание о допотопных может быть очень полезным для современности.

«И увидел Господь, что многое зло человека на земле» (Быт. 6:5). В человечестве явилось множество «зол» (так в переводе на греческий) – отнюдь не злых дел, но разновидностей зол. Исполины были названы «именитыми» (Быт. 6:4) не потому, что их имена остались или подвиги запомнились, в этом смысле они безымянны; «именитыми» новые люди были как «изобретатели зол» (Рим. 1:30). В глазах Божиих («увидел Бог») то были, прежде всего, изобретатели и новаторы.

Предпотопные такое изобрели, чего раньше не было: нефилим’ы и гибборим’ы были «творческие» люди – в тех границах, насколько находчивость необходима для оборотнической религии.

Первым, кто совершил жертвоприношение диаволу, был Каин: «Каин был от лукавого и заклал брата своего» (1 Ин. 3:12). Каин первый усыновился диаволу, стал первым из «детей диавола» (1 Ин. 3:10), но Каин нес на себе «знамение» от Бога, которое охраняло его: «И положил Господь знамение на Каина, чтобы не поразил его всякий встречающий его» (Быт. 4:15) – это была так называемая «Каинова печать». На Каине было место, куда печать ставить, Каина и его потомков охраняла Каинова печать. Новые каиниты формально происходили не от Каина, но от сынов Божиих, их ничто не ограничивало и не охраняло – на земле стало свободно. Оборотническая религия требует извращенной изобретательности, которая принципиально не ставит себе никаких границ, и поколение перед катастрофой – отличилось: «умножились злобы человеков на земле» (Быт. 6:5 в греч. переводе).

Каинитяне, что перед Потопом, «перевернули» всю жизнь человечества, это называется «революция», однако Писание объясняет: нельзя сделать «революцию» средствами насилия, нужна «творческая интеллигенция».

Общий след, так сказать, впечатление, которое оставляет революция в человечестве – это травма, но из этого не следует, что зачинщики переворота были воинами и разрушителями: прежде всего, это была, так называемая, творческая интеллигенция. Ее духовный портрет мы находим в Св. Писании.

«И увидел Господь, что многое зло человека на земле и всякая форма мыслей сердца его – только злое всякий день» (Быт. 6:5). В переводе на греческий: «Увидел же Господь Бог, что умножились злобности человеков на земле и всякий помышляет в сердце своем прилежно – на лукавое во все дни».

1. Прежде всего, Господь смотрел не на дела этих людей. Много зла и множество зол может сделать человек, но может после и обратиться к Богу. Здесь не так: Бог увидел, каковы были «мысли» человечества (адáм) перед Потопом – его «помыслы» (махашавóт).

2. Внутренний мир, творческая лаборатория допотопных «изобретателей зол» описана досконально. Это была «отчетливая» деятельность помыслов: йéцер махшевóт. Помыслы приобретали предельно конкретную форму: йéцер означает, что деятельность ума достигала в своей конечной фазе такой же определенности, как, например, горшок или любое «гончарное изделие» – йéцер. Когда Господь создавал человека во плоти, Он его «слепил» – йацáр (Быт. 2:7), как гончар лепит глину. Получился человек, «состав» которого обозначается словом йéцер (Пс. 103/102:14). Гончарное изделие (Ис. 29:16), нечто вырезанное из дерева, отлитое из металла (Авв. 2:18) – это йéцер, нечто определенное по форме.

Именно такой определенности достигали помышления допотопных изобретателей зол: это была вполне конкретная «форма мышления», «произведение помышлений». Помыслы «падших и сильных» (нефилим’ов и гибборим’ов) перед Потопом не были мечтательны, или созерцательны, или теоретичны (не были только теорией или проектированием); их помыслы были производительны – отчетливы и готовы к внедрению.

3. Новые потомки Каина по материнской линии были деятельные натуры, они трудились не по склонности, не раз от разу, но со тщанием, заботливо, «прилежно» и «во все дни».

4. Так как злые помыслы имеют своего вдохновителя («лукавого»), то деятели новых зол помышляли «на лукавое» прилежно и во все дни. В еврейском тексте нет различия «злое» и «лукавое». Переводчики на греческий под «лукавым» подразумевают диавола; такое понимание перешло в Новый Завет: «избавь нас от лукавого» (Мф. 6:13).

5. Можно было бы подумать еще, что новые люди так творчески трудились во зле какой-то частью своего существа. Ведь изобретатели часто бывают односторонне, однобоко развитыми людьми. Нет, всякий помышлял «в сердце» своем на лукавое. Матери послужили «змею» утробой, а их дети послужили сердцем.

Таковы те, кого Св. Писание называет нефилим’ы и гибборим’ы – «гиганты, исполины», «семя лукавое», «дети диавола». Революционная интеллигенция. Они – хуже Каина. Каин побежал от лица Божия, – Каин не нападал на Церковь. Каиниты начали поход на Церковь. Родились нефилим’ы и гибборим’ы – «ниспровергатели», переворотчики, революционеры. Каин, какой-никакой был отец, но родство пошло по матери. От матерей новые каиниты унаследовали проклятие Каина, но «сыны Божии родили их себе», – знамение Каина их больше не охраняло. Каин имел защиту, а эти – каинитяне по духу и по матери, они не имеют защиты, которая от отца Каина.

Революционеры не имеют защиты, даже Каиновой печати. Это – полная безотцовщина, им не осталось милости Божьей. Поэтому всякая революция так недолговечна.

Нравственный упадок и отступление от Бога могут быть эпохально длительны, они идут вместе с веком, они соврéменны, упадок есть длящееся падение, а революция нет. Из истории мы знаем динамику революционных событий: революция пожирает своих детей.

Если обозреть, что говорится в Писании о допотопных, то нам, живущим в эпоху, которая подобна той, что была пред Потопом, есть чему устрашиться. Всякий раз, когда в истории является революционная интеллигенция, это следующий шаг человечества к Страшному суду.

Революционная интеллигенция проявляет себя в разных – внешне очень не похожих – формах. Но всякий раз, чтобы разглядеть революционера и трансгуманиста, нужно держать в памяти духовный портрет нефилим’ов и гибборим’ов, также – их кончину.

«И сказал Господь: сотру человека, которого Я сотворил, от лица земли» (Быт. 6:7). Человек (адáм) и земля (адамá) больше не подходят друг другу. «Сотру» – это очень решительное выражение: ототру, вытру (глагол махá). «Сотру» означает физическое очищение и мистическое истребление. Бог «стирает» человека «из Книги Своей» (Исх. 32:33), «стирает имя из-под небес» (Втор. 9:14). «Стирает» Бог – «память из-под неба» (Исх. 17:14).

Господь говорит «сотру» этих людей – способ, каким они погибнут, определен такой, что нет возможности героизировать «этих», кто назван в переводе «гиганты» и «исполины». Этих гигантов-исполинов нужно вытереть от земли – как грязь, как слизь, как яд. Романтическая идеализация – обычная самооценка героев революции: «Ты говорил в сердце своем: на небо взойду» (Ис. 14:13). На небо! – их с земли вытрут, и падение их будет «ниже вод» – Потопа и вод царства мертвых (ср. Иов 26:5).

Таких, как допотопные, больше не будет. В Новое время революционная интеллигенция явилась в череде социальных революций и оставила после себя такой след в мировой истории, что, думается, и этот тип революционера – «мы новый мир построим» – ушел в прошлое. Таких, как в три прошлых века, больше не будет.

Остался тот тип революционной интеллигенции, который пребудет до конца – в том виде, как о нем сказал Христос в притче о плевелах. «Сыны лукавого», как плевелы, всеяны «врагом между» сынами Божьими (Мф. 13:38, 25) – жмутся к ним и мешаются между ними. Таков их способ выживания.

«Плевелы, сыны лукавого» – эта революционная интеллигенция, которая не делает революций, но – поскольку она «от лукавого» – трудится над тем, чтобы не быть от Адама.

Трансгуманизм рождается и в религиозной, и в безрелигиозной среде, соответственно, он будет иметь две модификации, они во всем различны, кроме одного – срослись в своей вершине и (имея органы в двух разных средах) содействуют друг другу в главном: «человек – это то, что нужно преодолеть».

1. Трансгуманизм религиозного направления по внешним признакам вообще не опознается как революционный тип. Хотя бы потому, что он очень древний. Революционер этого типа по всем внешним признакам – представитель традиционного общества и носитель древнего благочестия. Этот революционер имеет свою мистику, но и на поверхности можно наблюдать два явления, в которых обнаруживается, что это – та еще «революционная интеллигенция». Во-первых, внутри этого сообщества действует закон, что родство передается от матери. Во-вторых, вспомним притчу о плевелах, революционеры этого типа живут в рассеянии уже две с половиной тысячи лет (со времени Вавилонского плена).

Жизнь в рассеянии – это глобальный масштаб. По мере созидания всемирной цивилизации опыт всемирной жизни становится все больше востребован. Отдельные революционные вспышки последних трех веков помогают увидеть, что трансгуманист религиозного типа – не просто революционер, он заключает в себе недра всякой революционности.

Революции быстро сжирают своих детей, однако есть такой революционер, который не исчезает, потому что имеет религиозную задачу глобального смысла – его главная революция впереди.

Всякого рода социальные перевороты – это только раскачивание устоев. Традиционные общества нужно было корчевать только – чтобы приближать время последнего переворота. Мир должен стать всемирным, и в нем человеку, который хоть как-то несет в себе образ Божий, не должно быть места. Черты этой революционной эпохи описаны в Апокалипсисе.

Для понимания современности достаточно слов Евангелия, где фиксируется как исторический факт, что уже в евангельские времена были живые носители идей религиозного трансгуманизма. Этим людям в лицо сказал Христос: «Вы – от нижних, вы – от мира сего, вы – от отца диавола суть» (см. Ин. 8:23, 44). Адепты древней революционности уже тогда могли сознавать, что они «от лукавого» – имеют задачу превзойти человека, либо они могли уверенно мыслить, что они уже – по роду – отличны от всех людей, превзошли их.

2. Трансгуманизм безрелигиозного типа появился сравнительно недавно. Наука развивается революционными скачками, «научные революции» – это ее динамика, ее природа. Накопившийся потенциал научного знания привел к первому рубежу – научно-технической революции. Ко второму рубежу наука, которая знает о себе самой, как она развивается, идет сознательно и, на сегодняшний день, все с большей скоростью. Человек и созидает научно-технический прогресс, но он же – самим собою – его и тормозит. Центральная проблема на следующем рубеже научного прогресса – человек. В распоряжении человека должны оказаться средства, чтобы изучать человека (как биологическое, психическое, социальное существо) с тем, чтобы его трансформировать. В обществе «прогресса» родилось – чаяние будущего века: что близится единственный в истории момент (т.н. «сингулярность»), когда носитель научного знания сам подвергнется решительному воздействию со стороны науки. Эти люди сами суют свою голову в пасть диаволу: пусть революция пожрет своих детей – родится новый человек!

Трансгуманисты от науки и прогресса могут и не знать, что человек – это нечто большее, чем биологическое, психическое и социальное существо. Это им знать не обязательно, наука такими вещами не занимается. О том, что человек есть «образ», что он по духу может или явить образ Божий, или поклониться другому существу духовной природы («зверю»), – об этом знают трансгуманисты из лагеря древних знаний. Придет время, и революционная интеллигенция двух направлений соединит усилия. Все произойдет по писанному: «вы от отца диавола суть» – вдохновитель всех революций пожрет своих детей.

Глава II. ВАВИЛОН

Дух «хамства»

После Потопа, прежде, чем заключить Завет с Ноем, Бог изъяснил, что есть современное, послепотопное, человечество и зло, ему присущее: «И сказал Господь в сердце Своем… расположение сердца человека – злое от юности его» (Быт. 8:21). «Расположение сердца» – буквально «форма сердца», то есть конкретная «форма помышлений сердца» (Быт. 6:5; см.: Революционная интеллигенция).

Как это происходило сразу после Потопа, о чем сказал Господь, что «расположение сердца человека злое»? В целом человечества – вновь, как в семье Адама – произошел раскол. Вновь, и быстро, и в одной семье началось деление наЦерковь и нецерковное общество. Началось с утраты сыновства, закончилось всемирной цивилизацией.

Сын Ноя – Хам; имя его – нарицательное. Именно через Хама начался – и его именем должен быть обозначен – процесс созидания нецерковного общества, которое пожелало поставить себя в центр земли – цивилизации «Вавилон».

«И были сыны Ноя, вышедшие из ковчега, Сим, Хам, Иафет. И Хам – он отец Ханаана. Трое эти – сыны Ноя; и от них рассеялась вся земля» (Быт. 9:18, 19). Последнее переводчики на греческий поняли: «от них рассеялись [народы] по всей земле». «Рассеяние народов по всей земле» произойдет как следствие строительства Вавилонской башни (см. Быт. 11:8). Однако до Вавилонской башни Писание упоминает о рассеянии народов и в связи с рассеянием народов повествует о Хаме. История Хама – это, скорее, пролог к «Вавилону».

«Хам» есть начало, а «Вавилон» – окончательная утрата сынами Божьими своего сыновства. Самые близкие отношения в духе на символическом языке Библии выражаются через сыновство.

Утрата сыновства была не единичным событием, но историческим процессом, который пошел от Хама. «Хамство» есть первый шаг к «Вавилону». Без «Хама» нет «Вавилона».

Важно знать, что праотец Ной тоже проходил испытание сыновства. В жизни Нояиспытани

Наши рекомендации