Грех Содома и ходатайство о спасении.

Близится время суда над строной, что вся была орошаемая, как сад Божий, о ней так было сказано в 13й главе Книги Бытия.

Землю, что была как Рай Божий, превратили в Содом и три мужа, посетившие Авраама, обратились к Содому.

16 ст 18 гл «Восставши же оттуда мужи воззрели на лицо Содома и Гоморры. Авраам же шёл с ними, сопровождая их». Когда говорится, что воззрели на лицо Содома и Гоморры, здесь виден отчётливо нравственный смысл: Бог и ангелы воззрели на землю грешников и по контексту, направились к Содому и Гоморе и, как явствует из дальнейшего, два ангела направились к Содому, третий – Сам Господь, говорит с Авраамом. «Господь же сказал: сокрою ли я от Авраама, раба Моего, что Я сотворю.». Вот эти последние слова «что я творю», эти слова не означают суд над Содомом, ибо до суда спасение. Такова последовательность божественного деяния. Сначала закон (обрезание), затем – спасение из Содома, и лишь затем суд над Содомом. Как с небес надвигается на Содом и Гомору, и к нему уже направились 2 ангела, однако Господь напоминает Аврааму о завете, что Он творит с человеком. Господь напоминает Своё первое обещание Аврааму сотворить его в народ великий, и что благословатся в нём все племена земли. Бог напоминает, но не повторяет сказанное. В этом смысле очень полезно сопоставлять параллельные тексты в жизни Авраама. Мы найдём, что при новом их воспроизведении, нечто появляется новое. Это новое будет самым существенным – божественная педагогика новая будет по сравнению со старым.

18 ст «Авраам же бытием будет в народ великий и многий и благословятся в нём все народы Земли». Бытием будет – так в еврейском и греческом текстах. То есть, перед нами оборот внутреннего содержания. Авраам теперь сам по себе таков, что не может не быть. То есть, непременно будет народом великим.

Когда человек живёт с Богом, он благодать усваивает, благодать становится его естеством, входит в его естество. Тогда сам человек становится источником благодати воды живой, о которой сказал Христос: «Кто испиет от воды, которую Я дам ему, невозжаждит вовек, но вода, которую Я дам ему, будет в нём источником воды, текущей в Жизнь Вечную» (4 гл Еванг. от Иоанна).

Верующий человек становится источником веры. О таком человеке, как Авраам, говорит Христос, что у него из чрева потекут реки воды живой. Почему из чрева? Потому что Авраам целиком воспринял благословение Божье. Авраам воспринял благодать, как бы в Своё естество, ну точнее, в Своё нутро. Он её воспринял так, как человек усваивает пищу, или женщина семя. И чрево становится источником. От пищи происходит крепость, из семени – жизнь, а от веры – вера. Испивший воды становится источником воды. Благодать воспринятая, из нутра уже человеческого становится источником благодати. Новый и ветхий завет, смотрите! Язык символический един в Священном Писании.

Это новое состояние в жизни человека, который сейчас испытывает Авраам. Новое состояние. Тогда возникает настоящая свобода – не грешить. И её мы увидим в жизни Авраама. Настоящая свобода человека это не грешить.

А в ближайшем эпизоде мы увидим, как Авраам свободен, насколько он свободен по его необыкновенному дерзновению в разговоре с Господом. Именно человек, воспринявший благодать в своё естество, может быть подобно Аврааму ходатоем о спасении. Или даже, по молитве его, спасение даётся другим людям.

Ещё раз обратим внимание, что Господь говорит с Авраамом, он обращается к нему в 3м лице. Авраам теперь «он». Потому что у Авраама теперь новое бытие.

19 ст говорит Господь «ибо Я познал его». Будем осторожны. Вот это Библейское знание, ведение, оно очень особенное, чтобы его понять. Библейское знание, это когда знающий и знаемый составляют одно. И друг в друга проникает. И Господь говорит: «Я познал его», «Я ведаю его». А что Господь не ведает? Бог всевидящий. Что Бог не видит? Есть такое? Есть. Бог не видит то, что не хочет видеть.

Об этом в Книге Иова очень выразительно написано. Нечто не хочет Господь видеть. Нечестивых Он не спасает, ибо они нехотят видеть Господа. (Иов 35, 36 гл там содержатся эти слова).

Какая радость, помните, была у Нафанаила из Евангелия и Агари из Книги Бытия, что их Бог увидел. Вся жизнь переменилась. Библейское знание это причастность к другому и взаимное проникновение. Ведает тот, кто с ведомым составляет одно. Авраам пророс в Бога, и Господь говорит: «теперь Я тебя ведаю».

Мы просим Бога: «призри на нас, услыши нас». Мы просим: призри, услышь, но мы не дерзаем просить: «обоняй нас». А Ноя Бог обонял, тот дух, который шёл от Ноя и от его жертв. Самый дух этого человека Бог в себя втянул. Мы не проси «узнай нас, сведай нас», а Авраама Бог уведел, узнал. И ап. Павла Бог познал, как Павел говорит о себе: «теперь я знаю от части, тогда же, в будущем веке, познаю подобно тому, как и я познан» (1 посл. к Коринфянам). Когда Павел говорит: «Я Богом познан», это значит, что он вошёл в меру Авраамову.

Бог же, обращаясь к Аврааму, говорит не «ты», но в третьем лице «он». И о Себе Бог сейчас начнёт говорить в 3м лице, Господь. Потому что Бог и Авраам отныне – новая общность. Они вместе. Он – Господь и он – Авраам. И они вместе, и Авраам может посмотреть на них. На себя с Богом по новому. Авраама посетила Троица, Авраам принял Троицу, он по-новому начал быть, он имеет новый взгляд на себя, новое самосознание. Вот, что даёт вера.

Ещё раз 19 ст Господь говорит: «ибо Я познал его ради того, что он заповедает сынам своим и дому своему после себя, и они сохранят пути Господни, чтобы творить правду и суд. Да наведёт Господь на Авраама всё, что Он изглаголал к нему».

И после этих слов великих, воля Божья поворачивается на суд. «Сказал же Господь: вопль Содомский и Гоморский умножился и грехи их велики весьма». В еврейском даже более конкретно: «грех их, он тяжел весьма». Господь слышит вопль греха. Когда ещё грех вопил от Земли до Неба, вспоминайте, братья и сестры, это важно, мы говорили об этом. Когда грех вопил до неба? Конечно, «голос крови брата твоего вопиет ко Мне от Земли». То был грех Каина. Каин получил проклятие. Затем, строители Вавилонской башни замыслили строить её до Неба или от Неба. Посягнули и были рассеяны. Теперь, вопль к Богу идёт от Содома. Человеки в Содоме и прежде были лукавы и грешны пред Богом весьма, теперь вопль греха умножился и достиг Господ. Содом, это важная мысль, третий случай, когда Писание даёт нам понять дух Каина. Каин, Вавилон, Содом – три главные разновидности крайнего греха.

Грех Содомский нужно поместить в разряд греха Каинского, иначе он непонятен и непонятна будет кара, которая его постигла. Сам Каин ступил на путь проклятия от жертвоприношения. Он правильно не разделил жертву. Каин захотел поделиться с Богом по принципу: тебе лучшее, а мне – моё. Каин принёс жертву так, что захотел с Богом разделиться, чтобы было правильно, по праву, раздельно – каждому своё. Каин – противник того завета, когда человек отдаёт Богу всё. Вот Каин это не терпит, когда человек отдаёт Богу всё, и Бог отдаёт человеку Себя. Каин – не просто богоборец; Каин – противник Нового Завета. Он пошёл и против Бога и против человека. Каин пошёл от лица Божия и потерял сыновство от Адама. Каин – не сын Божий и не сын Адама.

Что объединяет Кани, Вавилон и Содом? Отрицание свое человеческой природы в той или другой форме. Это то общее, что объединяет Каина, Вавилон и Содом. Вот, Вавилонские каменьщики, ступили на путь Каина, когда начали строить всемирную цивилизацию. Как всяких глобалистов, так и этих строителей всемирной цивилизации, стало ограничивать их собственная природа. Башня до Неба или башня от Неба для них была не цель а путь. А замыслили они переделать человеческую природу, преодолеть человека. Каин пошёл против человека; Вавилонские строители захотели преодолеть человека. Они сказали: сотворим себе имя. Вавилон отверг сыновство от Адама, но в отличие от Каина, строители Вавилона не ведали, что борятся с Богом, и Бог сошёл, чтобы видеть город и башню, рассеял строителей по лицу Земли.

Третье в этом ряду греха – Содом. О Содоме и Гоморре мы знаем, что земля их была как Рай Божий. Содомляне могли и не быть богоборцами. Скорее всего не были, каким был Каин. И творческих замыслов у них не наблюдалось, как у строителей Вавилона. Содомит – не Каин, Содом – не Вавилон, Содом это всенародный узаконенный разврат. Жители Содома просто потеряли человека в сытой развратной жизни. Когда пророк Иизекиль обличает современников, он даёт им имя женщины Содомы, вот, сестра Самарии Иерусалима, он назвал её Содома. И он называет её грех, авон (помните у Каина авон был). И он называет грех авон Содомы. Это, послушаем, что такое грех Содомы: «гордыня, пресыщенность, праздность, немилосердие». С этой точки зрения мы можем посмотреть на общество, в котором живём. Если действительные ценности этого общества строятся на гордыне, пресыщенности, праздности, немилосердии, а разврат легализован, то это Содом. Ещё раз: гордыня, пресыщенность, праздность, немилосердие и узаконенный разврат – Содом.

Отрицание своей человеческой природы – общее у Каина, Вавилона и Содома, но происходило поразному. Каин пошёл против человека. Строители Вавилона захотели преодолеть человека. Жители Содома потеряли человечность. Потомство Каина не осталось после Потопа. Дух Каина возрождается в Вавилоне – первый раз, в Содоме – вторично. В первый раз он возник по предположению у потомков Иофета. Второй раз дух Каина возродился в Содоме среди хамитских.

Итак, воля Божья поворачивается на суд. Для суда нужны свидетели и свидетельства: Не Богу нужны, а для суда. То, что Бог дал людям как суд, тому Он Сам следует. То есть, Бог подчиняется тому, что Сам даёт. Бог уважает суд, который Он Сам дал людям. И сейчас Господь учинит следствие о Содоме. А для следствия нужны свидетели. Господь говорит о Содоме в присутствии Авраама: «Сошедши да увижу так ли по воплю их, идущему ко Мне совершают. Нет ли, да узнаю». Прежде, ко строителям Вавилона, как сказано, сошёл Господь, чтобы увидеть город и башню. Это означало, что Господь посмотрел на них, даже не на людей, а на их поступки. Господь посмотрел по своему человечеству, сошёл, посмотрел по-человечеству, то есть, милостиво насколько возможно. Содомляне потеряли облик человеческий, а Господь говорит: «сошедши да увижу». Господь нисходит, чтобы посмотреть на них как человек. Это будет взгляд милостивый. Но.. какое самое серьёзное испытание? Какое свидетельство окончательное? Испытание милостью – самое серьезное. Это свидетельство окончательное. Вообще, испытывать человека милостью это может кончиться плохо, это наживёшь себе врага. Испытание милостью – суровейшее испытание, но для Содома настало это время. Сейчас Содом будет испытан. Как будет происходить это божественное снисхождение.

Тот, Кто говорит сейчас с Авраамом, один из трёх мужей Ветхозаветной Троицы, Он в будущем воплотится в человечестве как Христос. Спаситель. Он, в будущем Сам и сойдёт и увидит и познает на Себе вполне как человек, что делается в человечестве. А что значит Библейское знание? Христос именно познает, то есть даст проникнуть в Себя бичу, тёрну, гвоздям, копью, смерти. Это будет познание. Что делается в человеке, Бог познает на Себе, даст проникнуть в Себя орудиям казни и самой смерти. Это будет в Новом Завете.

Сейчас в Содом войдут два ангела из Троицы, они войдут в облике человеческом и познают на себе, таковы ли дела содомлян, каков вопль от Содома до Неба. Да, таковы. Жители Содома увидят в юношах красоту небесную и захотят их познать. Насильственно и всенародно. Так Господь в лице двух ангелов сошёл и узнал, что мера злодеяний содомлян совершилась. Они вот так посягают на небесную красоту.

В судебном расследовании о Содоме, и это потом станет обязательным по закону, будут два свидетеля или три. Во второзаконии написано: при двух свидетелях или при трёх свидетелях да умрёт, подлежащий смерти. Да не умрёт при одном свидетеле. В деле о Содоме два свидетеля вместе с Господом – три свидетеля.

22 ст: «И обратившись от туда мужи пошли в Содом. Авраам же пребыл, стоящим пред Господом.». Авраам не пошёл. О понял, Кто перед ним. Авраам с Богом не хочет разлучатсья, не отпускает Его от себя. Он с Богом разговаривает. Аврааму Господь дал понять о том, что он теперь иной человек, вошёл в новую стадию жизни, он человек, которого Бог познал. Авраам обрёл новую свободу, человек теперь с Богом новая общность, они общаются в диалоге. Златоуст конечно это отметил: смотри, как Бог беседует с праведником, точно как человек с подобным Себе человеком. Действительно удивительная вещь. О чём будет Авраам говорить с Тем, Кто станет Спасителем мира? О чём Авраам будет говорить с Тем, Кто спасителем мира будет? О спасении. Авраам выступает заступником и ходатоем за жителей Содома, среди которых был и Лот, племянник его с семейством. Авраам говорит необыкновенно дерзко, и одновременно он помнит, с Кем говорит.

Авраам в обращении к Господу, два ангела идут на следствие в Содом, а Авраам остался, и Он вполне самостоятельно высказывает великую религиозную идею, которую до конца утвердит Новый Завет.

23 ст «И приблизившись Авраам сказал: неужели смятёшь праведного с нечестивым и будет праведный как нечестивый?». Вот, смятёшь, это буквальный перевод с еврейского, можно перевести «погубишь». Вообще-то «смятешь» - буквальный-то смысл. Почему смятёшь лучше чем погубишь? Потому, что Господь никого не губит. Здесь и далее в еврейском тексте этого диалога нет термина «губить», который обозначал бы действие Божье. И в описании Потопа его не было. Это важно, потому что именно применительно к массовому истреблению человечества в Потопе и населения Содома необходимо понимать, что не Господь действующая причина погибели. Если даже в этих катастрофических событиях (Потоп и Содом) Господь никого в собственном смысле слова не губит, то разве Он погубит праведного с нечестивым? Как горячо Авраам обращается к Господу. Разве Он погубит праведного с нечестивым?

И дальше 24 ст Авраам говорит: «если будет пятьдесят праведников в городе, смятёшь ли их, не простишь ли всего места ради пятидесяти правдных, если будут в нём?» (То есть, в городе).

И по еврейскому тексту видно, что Авраам как бы говорит Господу: уже ль до такого окаянства дошли содомляне, если в городе будет 50 праведных, не понесёшь ли (это буквальный перевод) сего места ради них? То есть, так ли велик грех Содома, что Твоему милосердию нельзя простить сей окрестной страны. Он ещё и за землю и за окрестность заступается.

25 ст поразительный: «Никак ты не сотворишь по глаголу сему». Никак это в переводе с греческого. Этот перевод не передаёт всей дерзости речей Авраама. Еврейского «халила» имеет значение восклицание, предостерегающее – чур. То есть, Авраам говорит Богу: «халила ле ха», буквально «чур тебя». «Чур тебя! Не сотворишь по глаголу сему, чтобы убить праведного с нечестивым и будет праведный как нечестивый. Никак судящий всю Землю не сотворишь ли суда». Смотрите, что делает Авраам, он требует суда. Не убивай без суда. А у кого он требует? У Того, Кого сам же и исповедует. Судящий всю Землю. То есть, он требудет дерзко, но со страхом Божьим. Только религиозное сознание может вмещать такие кричащие противоречия. Говорить одновременно с величайшим дерзновением и безупречным страхом Божьим. Так могли говорить с Богом не многие праведники: Авраам, Иов, Иаков, Моисей. Авраам обратился к Господу. Что скажет Господь?

26 ст «Сказал же Господь: если обрету в Содоме 50 праведных внутри города, прощу всё место ради них». Ради праведных в самом городе, Господь помилует всю страну. Он мысль Авраама понял. И отвечав Авраам сказал: «ныне я начал говорить ко Господу, я же земля и пепел.» И сейчас последует второй дерзостный приступ и Авраам его предворяет такими словами: «Я земля и пепел». В этих словах он исповедует Бога творца. Начало моей жизни – тело из земли, говорит Авраам. А конец жизни моей пепел. Жизнь от Бога.

«Ныне я начал говорить ко Господу, я же земля и пепел. Если уменьшится пятьдесят праведных на пять. Истлишь ли ради пяти весь город.». Придашь ли тлению ради пяти весь город.

Авраам торгуется. В заступничестве пред Богом Авраам точно как на торгах говорит хитро не о 45 праведниках, а о недостаче пятерых. От пятидесяти получается.. из-за пятерых недостающих погибать ли всем?

«И сказал Господь: не придям тлению, если обрету там сорок пять» . 45, смотрите, Господь не позволяет Собою хитрить, и говорить не о пяти недостающих, но о 45 наличных. И Авраам впредь хитрость оставляет, говорит прямо.

«И продолжал ещё Авраам говорить к Нему и сказал: если же обрящутся там сорок? И сказал Господь: не сделаю ради сорока.». Вот что мы здесь видим. Авраам меняет тактику. Златоуст это сразу отмечает, говорит: он увидил, что Бог преклоняется к милосердию и уже не понемногу, не по пяти стал уменьшать, а по десяти.

«И сказал Авраам. Что, Господи, если возглаголю. А если обрящутся там тридцать? (уменьшает на 10) И сказал Господь: не сделаю, если обрету там тридцать».

«И сказал Авраам: По скольку могу говорить ко Господу» То есть, Ты мне даёшь, и я могу. «По скольку могу говорить ко Господу. А если обрящатся там двадцать? И сказал Господь: не предам истлению ради двадцати». Господь согласился, но Авраам чувствует: у него осталось последнее слово.

«Что, Господи, если возглаголю ещё единожды: А если обрящутся там десять? И сказал Господь: не предам истлению ради десяти».

Авраам правильно опасался. Господь согласился, но в последний раз.

33 ст «Отошёл же Господь, как завершил говорить к Аврааму. И Авраам возвратился в место своё».

Как Авраам предчувствовал, Господь завершил говорить о помиловании, почему? Потому, что милость Божья живая. А всё живое имеет границы. Есть границы, дальше которых не распространяется и милость Божья, потому что это будет уже не милость, а попустительство и путь к гибели. Не было десяти праведных в Содоме. Было только четыре: Лот с женой и две дочери. И в допотопном мире не было десяти. В 8 душах, говорит ап. Пётр, сохранил Бог семейство Ноя. Не было десяти.

Содом ожидает следствие и суд.

Суд над Содомом

Суд над Содомом начинается со следствия. При двух свидетелях или при трёх свидетелях да умрёт, подлежащий смерти – говорится во второзаконии.

19 гл 1 ст «Пришли же два ангела в Содом вечером». Мужи, посетившие Авраама впервые названы ангелы «хам элохим», «посланцы».

«Пришли же два ангела в Содом вечером. Лот же сидел пред вратами Содома. Увидевши их Лот встал навстречу им и поклонился лицом до земли и сказал: се Господие, уклонитесь в дом раба вашего и почийте и омойте ноги Ваши. И поднявшись утром отойдёте в путь свой.». В точности как Авраам ведёт себя Лот. Вспоминаем. Странноприимство в те древние времена могло быть главным способом делания добрых дел. Этим и заняты были праведники – Авраам с Лотом. И гостя ещё упрашивают, чтобы он позволил оказать ему милость.

Златоуст так рассуждает: общение с праотцем Авраамом возвело Лота на крайнюю высоту добродетели. Авраам сподобился принять ангелов и даже Господа ангелов. А в доме Лота ангелы были приняты и ели.

А Лот ведь жил среди самого развратного народа! Но в доброделании он не уступал Аврааму. «Как же..», восклицает Златоуст. «Как же теперь иные говорят, что живущему среди города невозможно соблюсти добродетель?» Если перевести на современный язык: лучше не жить в Содоме, но если живёшь, то этим не оправдывайся.

Лот по отношению к странникам ведёт себя как Авраам. А странники у Лота ведут себя иначе чем у Авраама. Они же сказали: «нет, но на площади почием». И Лот испугался.

3 ст «И он принуждал их и они уклонились к нему и вошли в дом его и он сотворил им питие и опресноки испёк и они ели». Принуждал. Евр. глагол может обозначать и настойчивое упрашивание в рамках почтительного поведения и насильственное действие, прямое насильственное действие. Так вот, Содомляне «насильствоваша Лота зело» - «принуждали его сильно». Лот едва не применил силу и добился своего. Так вот, что интересно: именно этого хотели от него ангелы. Человек должен быть достаточно настойчив. Лот насильственно удерживая ангелов, первым указал на те времена от дней Иоанна Крестителя, о которых Христос сказал: Царствие Небесное силою берётся. «бе адзетай». И употребляющие усилие «беостай» восхищают, вообще, буквально- похищают его.

Там, где имеется в виду духовное приобретение, говорит Златоуст, там и настойчивость уместна, и усилие. Похвалоно. Мне представляется, говорит Златоуст, что Лот увлекал странников даже силою.

4 ст. События начинают развиваться стремительно:

«Прежде чем уснуть им, мужи города, Содомляне, окружили дом – от юноши до старца, весь народ вместе». «Какое великое согласие во зле» - говорит Златоуст. То есть, народ согрешает.

«И вызвали Лота и сказали ему: где мужи, которые вошли к тебе ночью? Выведи их к нам, да познаем их.». Вот это и есть Содомский грех, Содомия.

«Вышел же Лот к ним в преддверье, дверь же затворил за собою. Сказал же им: никак, братья мои! Не делайте лукавого.»

Как у Авраама мы видим то же сочетание решительности и кротости. Вот, Авраам был такой, кроткий и воинственный, стремительный и терпеливый. И Лот отрезал себе путь к отступлению, затворил за собой дверь, остался один лицом к толпе, и.. какая кротость: братья мои! Обращаться с такими людьми, с такой кротостью, бес сомнения желая уврачевать больного, или образумить беснующегося – никто не делаетс этого с гневом и жестокостью – вот мысль Златоуста. Лот говорит с грешными, как с больными. Это так и есть. Содомляне не были ни богоборцами ни творцами, Содомиты не Каинитяне, Содом не Вавилон, жители Содома утратили человеческий облик, человека в себе потеряли. Не делайте лукавого, говорит Лот. Есть дела злые, а есть такие, что прямо от лукавого. В речи Лота сошлись крайнее смирение и самое острое обличение. «Братья! Не лукавуйте»

8 ст. «есть же у меня две дочери, которые не познали мужа», говорит Лот. Заметим, что он или говорит хитрость, ибо у него были зятья, (мы сейчас увидим), или его дочери были только обручены и у них были женихи, потому что слово «хатан» еврейское означает и зять и жених. «Есть же у меня две дочери, которые не познали мужа. Выведу их к вам и воспользуйтесь ими как угодно вам. Только с мужами сими не сотворите ничего неправедного ради того, что они вошли под сень крова моего». Таков порядок гостеприимства вообще-то говоря. Он обязывал защищать гостя, что Лот и делает, и предлагает насильникам самый дорогой выкуп обеих дочерей. Этот поступок Лота имеет и другой смысл. По мнению Златоуста это поведение врачевателя. «Лот как бы говорит: если вы хотите удовлетворить ваши страсти, то я доставлю вам к этому средство такое, что преступление ваше будет несколько легче. А мы (продолжает Златоуст, обращаясь к слушателям) мы часто видя братий наших падующих, так сказать, в челюсти дьявола, не хотим принять участие в них даже словом и не редко произносим: что общего у меня с ними. Не пренебрегай падшего, Господь для него кровь пролил». Это слова Златоуста.

Что мы видим в поведении Лота? Вот во всём, что мы сейчас здесь читали, Лот ведёт себя точно как Авраам. Он ревностно милостив по отношению к странникам и он милостив также, решительно милостив по отношению к грешникам. Лот оказывает Содомлянам милость. А милость, помните мы говорили, это самое серьёзное испытание. Нет более сурового испытания, чем то, когда тебе оказывают настоящую милость, когда тебя испытывают любовью, когда тебя испытывают доверием. Милость предшествует суду. Кстати, поэтому такое страшное преступление предательство, когда человек предаёт того, кто к нему добр, кто милостив к нему, кто его любит, кто ему верен.

Милость предшествует суду. Мы ещё не видили, как Авраам жертвует самым дорогим. Аврааму это ещё, кстати предстоит. Авраам тоже должен будет пожертвовать самым дорогим – сыном Исааком. Это будет. Но сейчас мы видим, как Лот жертвует своими дочерьми. Вот он такое предложени высказал Содомлянам. Они же сказали:

«От иди отсюда! Ты один пришёл поселиться здесь или и суд судить?». Всё. Жители Содома не подлежать врачеванию. Почему? Потому что они действуют совершенно сознательно и дают себе право на противоестественное насильственное развратное групповое действие, право себе дают, сами произносят слово «суд».

«Ты один пришёл поселиться здесь или и суд судить».

Содомский грех это не просто извращение насильственное, разврат, противоестественное, групповое действие. Извращение, каково бы оно ни было, ещё не Содом. Содом это узаконенное извращение, например когда общество легализует гомосексуальные браки или берёт налоги с проституции. Содом это открытый грех, который себя ещё и пропогандирует. Об этом писал пророк Исайя, когда обличал современников. Как полезно вспомнить эти слова: Грех свой они, содомляне, возвещают не скрывают (Ис 3 гл 9 ст) актуальные слова. Казалось бы, один и тот же грех. Но если его скрывают, это не Содом. А если возвещают, то это уже Содом. Содом это такое состояние общественности, в котором стираются границы между тем, что законно и тем, что противно человеческому естеству. Когда грех возводится в закон, это Содом, превращение самой человеческой природы. В этом смысле слова содомский грех – Каинский. Содомский грех каинский это то, что не от Адама. Лот противится содомлянам, потому что они уже как бы и не от Адама. Они уже отреклись от своей человеческой природы. Лот противится Содомлянам и поэтому в Писании он назван «человек». Это очень высокая похвала. Он назвал «человек Лот».

Содомляне говорят: Ты один пришёл поселиться здесь или и суд судить? Ныне же озлобим тебя более, чем тех. Озлобим, то есть, причиним зло. «Озлобим тебя более чем тех. И они понуждали человека Лота весьма и приблизились разбить дверь». Ной назван «человек». Человек Ной жил среди тех, кто восстал на образ Божий в человеке. Человек Лот жил в обществе, где человека потеряли. Ною было мучение и Лоту было мучение с такими жить. Ап. Пётр это чувствовал. Он пишет, что не только в этот день, но и во всё время день ото дня Лот мучился, живя в Содоме. «Лот был», уитирую второе послание Петра 2 гл «Лот был изнуряем от обращения между людбми в распутстве беззаконными ибо живя среди них праведник день ото дня зрением и слухом дел беззаконных истязал свою праведную душу.».

Конечно, вопрос возникает, а зачем праведник мучил свою душу? А Златоуст отвечает: Лот исполнял служение. Так устроил Господь, чтобы в Содоме поселился праведник, как наилучший врач. Врач же не оставляет больного даже если болезнь не поддаётся его искусству.

И другое служение исполнял Лот. Это важная мысль: его пребывание в Содоме есть теодицея. Теодицея это оправдание Бога. В Книге Бытия названы два случая массового истребления: Потоп и Содом. Как в Потопе – так и в Содоме Бог не виновен. Это суть теодицеи. Бог не виновен ни в Потопе ни в Содоме. И Лот был оставлен как свидетель для суда, что Содом и окрестность истребил поголовно милостивый Господь.

Так Господь, в лице двух ангелов, двух свидетелей, Лот – третий свидетель Так Господь в лице этих трёх свидетелей сошёл и узнал, что мера злодеяния содомлян совершилась. Всё. Следствие закончено. Настаёт суд.

Но когда они уже грозились разбить дверь.. 10 ст «Но мужи, пришедшие к Лоту, простерши руки вовлекли Лота к себе в дом и дверь дома заключили, а мужей, что пред дверью дома поразили слепотой от мала до велика и они ослабели, чтобы искать дверь».

Еврейское слово, обозначающее слепоту жителей Содома, очень редкое. Оно встречается в Писании ещё только один раз. Это в 4 кн. Церств рассказыватся, как целое войско Сирийцев, которое вышло охотиться на пророка Елисея, было порожено таким же недугом. И из контекста следует, что это не было отъятием физического зрения. То есть, Сирийцы различали предметы, но не видели, куда зашли. То есть, это как бы «одно вижу, другого не вижу, и не могу понять где я есть». А ведь это важная мысль, смотрите: слепые думали, что видят. В этом опасность греха. Слепой думает, что видит. Рабы думают, что свободны. Но различие Сирийского войска от жителей Содома в том, что Сирийцы не ведали, что творили и были помилованы, а Содомиты считали себя в праве делать что делали и помиловать их было невозможно.

12 ст «Сказали же мужи Лоту: есть ли у тебя кто здесь, зятья или сыновья или дочери. Или есть кто у тебя иной в ограде – выведи их из места сего. Ибо истребляе Мы место сие ибо воззвысился вопль от них пред Господом». Вопль от них.. строго говоря, написано так: «вопль их». Возвысился вопль их пред Господом. То есть, вопль греха шёл от содомлян до Господа. И не верна интерпретация, она во многих переводах встречается, и в синодальном, «вопль на них возвысился пред Господом», что можно понять как будто это был вопль от жертв. Ничего подобного. Содомиты не обязательно насильники. Не обязательно они такие жестокие убийцы. Они могут жить комфортно и покойно. Но вот, вопль их возвысился, Господь в лице двух ангелов, как Сам третий сошёл и узнал: содомиты совершают по воплю их (это ещё в 21 ст 18 гл сказано). Совершают действительно содомиты по воплю их, который шел к Нему.

13 ст Говорят ангелы Лоту: «..Ибо истребляем мы место сие ибо воззвысился вопль их пред Господом. И послал нас Господь истребить этот вопль». Чисто Библейская тематика – истребить вопль, который идёт от жителей Содома. Истребить то место, на котором они живут.

Согласно Библейскому сировоззрению, есть в человечестве грехи, которые вопиют к Небу. Это особенный вопль чрезмерного греха, который Богу нельзя не услышать, потому что он идёт от мироздания. То есть, грех человеческий так велик, что он колеблет мироздание. Убийство Авеля вызвало такой вопль от земли, как Господь сказал Каину: голос кровей брата твоего, вопиющих ко Мне от земли. «Голос кровей, вопиющих ко Мне от земли».

От жителей Содома шёо такой вопль, как сказал Господь: «Увижу, так ли по воплю их, идущему ко Мне, совершают». Я не знаю, ясно я говорю или нет. Содомляне не кричали, не вопили, и может быть никого так не насиловали и не убивали. А вопль их шёл к Небу и дошёл. Дело было расследовано и Содом погиб. Такой вопль, что от крови Авеля или от жителей Содома или от исполинов пред Потопов, возмущает мироздание. Кто помнит, что означает имя Ной? «Ноах», помните, пророческое это было имя Ной Ноах. Оно означало «покой». Ной, тот, кто упокоет Сынов Божьих от Земли. Земля стенала и человеку, который слышал вопль Земли было очень трудно жить. Допотопное было предано истреблению и забвению и Земля при Ное перестала кричать. Ангелы были посланы в Содом, чтобы истребить вопль, который шёл от жителей Содома и от земли окрестной, и всё мироздание возмущал.

Вопль из Содома прекратится. И чтобы земля не кричала больше, она ведь помнит, Земля, что на ней было. На землю падут огонь, сера и соль.

Каинитяне бывают трёх родов. Возвращаюсь к этой мысли. Каин, Вавилон, Содом. И у каждого из трёх своя судьба. Каин был оставлен жить и проклят от Земли. Строители Вавилона были рассеяны по Земле. Жители Содома и земля окрестная будут истреблена огнём и серой.

Лот должен вывести ближних из Содома. Так ему сказали ангелы

14 ст «Вышел же Лот и сказал зятьям своим (или женихам своих дочерей) и сказал зятьям своим, которые взяли дочерей его, и сказал: встаньте и выйдите из места сего ибо истребляет Господь город. Показалось же, что он шутит перед зятьями своими. Когда же утро настало,..» ясно было для Лота, что никто уже не выйдет из Содома «Когда же утро настало, торопили ангелы Лота, говоря: восстав, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которых имеешь, и выйди, чтобы не погибнуть тебе во грехе града».

Грех Содома назван «авон». Помните, это и грех и наказание на грех. Слово «авон» напоминает о Каине, когда Каин говорил: «грех мой больше, чтобы оставить мне» , в другом переводе «наказание моё больше чтобы снести мне». Слова «чтобы не погибнуть тебе во грехе града» могут означать «чтобы не погибнуть тебе в наказание града». Ангелы торопят Лота. Лоту с семьёй нужно спасаться.

16 ст «И они смутились». Это странно. Как решительно Лот действовал и с ангелами, силой, и с Содомлянами смело. И вдруг, в такой момент Лот смутился! Речь идёт о жизни и смерти. Что ему в этом Содоме? Почему он смутился? Ответ может быть такой: у Лота не было откровения от Бога. Лот впервые непосредственно ощутил силу Божью. Она к нему была лично милостивой, но по отношению ко всему окружающему миру это был гнев Божий. И в душе Лота ужас перед величием гнева Божьего. Подавил на время и благодарность за спасение и личное мужество и страх за свою жизнь. Смутился человек. Это смущение Лота есть интереснейший момент, не только в его жизни. В истории человечества к концу времён, сказано, будет, а мы знаем, что он уже есть, будет великий город, последний Вавилон, он же блудница. И Господь скажет.. не многие Его услышат из тех, кто жили в этом городе-блуднице, Господь скажет: выйди от неё народ Мой. (откр 18 гл). «Выйди от неё народ Мой». Как Лот жил в Содоме, так и в Вавилоне будут люди Божьи. Их Господь позовёт выйти. И те, кто услышит этот голос, могут от ужаса, город великий, смутиться. Что будет дальше с жителями Вавилона, когда они услышат этот Глас Божий? Может быть то же самое, что и с семьёй Лота.

16 ст «И они смутились. И схватили ангелы за руку его и за руку жену его и за руки двух дочерей его». Представим картину: два ангела, два мужа, взявши за руки четырёх людей, выводят их из Содома. Два ангела, четыре человека. Руки ангелов заняты спасением человеков. Содому было дано ровно столько спасительных сил, чтобы всех спасти. Спасаемых как маленьких за руки держат, причём это ангельское прикосновение по смыслу текста, была крепкая и удерживающая хватка.

Как это называется у Бога? Это называется «пощада» или «жалость». Редкий термин, сейчас мы его прочитаем.

«И они смутились, и схватили ангелы за руку его и за руку жену его и за руки двух дочерей его, потому, что Господь пощадил его». Пощадил. У Бога есть милость пощады и жалости (по еврейски -«хемла»). Лота вывели из Содома по жалости «хемла» Яхва к нему. И этот термин «хемла», пощада, встречается в еврейском тексте Библии только ещё один раз – у пророка Исайи, когда он говорит о Мессии, о Христе. «По любви своей и по жалости своей Он искупил нас». И по смыслу корня древнееврейского слова «хемла» это «жалость», «пощада». Так дочь Фараона пожалела младенца Моисея, когда нашла его в корзине у реки. Вот так же, как пожалела и спасла Моисея, также ангелы как маленьких в Содоме живущих, спасают. Таких как Лот, настойчивых в добрых делах, ревностно милостивых, кротких и смелых. Таких ангелы берут за руки и спасают чуть ли не против воли. Это у Бога особенная милость пощады и жалости. Может быть из Вавилона последних дней тоже так Господь будет спасать Своих людей.

Спасли Лота. Это, братья и сестры, произошло с Лотом, когда он ещё не явил всей своей доброты. Лот был необыкновенный человек, особенный праведник. Это будет тема следующей беседы.

Праведность Лота

Два ангела схватили за руки четырёх спасаемых из Содома – Лота, его жену и двух дочерей, чтобы их из Содома вывести. По отношению к семье лота Господь явил особую милость, которая называется жалость или пощада «хемла». Такое действие Божьей милости как-то соответствует особенной правдности Лота, особенной праведности. И в этом нам предстоит убедиться. И чтобы понять – следующий эпизоа священной истории. Вспомним, что истребление Содома в чём-то подобно Великому Потому, а именно в том, что Ной был из тех, кто болел за землю, слышал крик и плач, который шёл от Земли. Ной болел з<

Наши рекомендации