Завет обрезания говорит, что родство передаётся по отцу.

Семя есть исходное начало деторождения, и оно проходит через отмеченное в завете место, которое обрезывается. Что это значит в контексте предшествующих завету обрезания начальных событий священной истории?

Завет обрезания велит стеречься такого порядка вещей, когда родство передаётся не через семя отца. А как родство ещё может передаваться? По матери. Был ли такое в священной истории, чтобы нарушалась связь с отцами? Та связь, которая обобщённо именуется «сыновство»? Было, ещё как было. Так, что забыть об этом нельзя.

Это было в разделе, посвященнём Каину. Мы видели активное участие женщин, и даже упоминание женских имён на поздним этапе развития каинской цивилизации. Помните, имена Ада, Цела, Наема?

Во-вторых, в истории допотопной цивилизации мы видели необыкновенную роль, которую сыграли дочери человеческие. Дочери Каина умудрились породить от сынов Сифа особенную генерацию человеков, которую св. Писание именует: Гибаримы и Ниффелимы, а обобщённо называет их «плоть» (6 гл Быт. 3,4 ст).

Если поместить завет обрезания в контекст начальных событий священной истории, то уясняется, что обрезание – знак сохранения сыновства, а сыновство – это первое условие спасения. Мы с этого с вами начинали. Первое условие спасения, которое даже предшествует вере. Сыновство – это символ самых близких отношений в духе. Оно дало именование отошениеям в лицах Пресвятой троицы –Бог Отец, Бог сын.

Когда человечество становится окончательно неспособно к богообщению, оно именуется «плоть». Чтобы избегнуть такого бедственного состояния, на плоть мужчины, как отца, полагался знак обрезания.

В истории потомков Каина, мы видим, что дух Каина действует через утрату патриархальных установлений. Завет обрезания крайней плоти на теле мужчин велит хранить патриархальные установления и отрицать дух Каина на уровне передачи семени. Какая конкретность! Отрицать дух Каина на уровне передачи семени. От народа, который имел на плоти знак, говорящий как нужно стеречься враждебного духа, от народа такого должен был родиться Мессия-Христос.

Обрезание на гениталиях мужчины было знаком, конкретным до болезни, грубым и хирургическим. Одновременно, обрезание было знаком огромной выразиельности и символизма. Это поражает в священном Писании – соотношение конкретности и даже грубости и великой выразительности, огромного символизма.

Завет обрезания в сопоставлении с событиями, предшествующими по времени говорит: первое об отношении Каина к допотопному человечеству, а именно: как нужно хранить сыновство.

Второе: обрезание было обрезанием завета от тех, кто обрезан родится во плоти Бог.

Третье: завет обрезания в жизни Авраама был второй, а первый завет пророчил о Голгофе.

Сыновство, смотрите, Боговоплощение и Голгофа. Сыновство, Боговоплощение и Голгофа. Три самые чувсвтительные темы в богословском понимании всемирной истории. Сыновство, Боговоплощение и Голгофа.

Завет обрезания вторгался в интимную сферу самочувствия человека, и при этом завет обрезания есть точка пересечения трёх важнейших смысловых линий, каждая из которых говорит о грядущем воплощении Мессии. Если отнять от завета обрезания этот пророчествующий смысл, то обрезание станет знаком сохранения национальной идентичности еврейского народа. И в этом качестве, если еврейский народ противопоставляет себя Христу, это гибель. Об этом говорит ап. Павел, обратимся к его аргументации: до Христа, говорит ап. Павел, обрезание это великое преимущество и польза. И при этом он поясняет в послании к Римлянам 2 гл: «обрезание полезно, если исполняешь закон». И он развивает эту мысль: «через закон (чем полезен закон) через закон - познание греха» (к. Рим 3 гл 20 ст). Обрезание и есть познание греха в его крайней форме.

Обрезание велит отрицать дух Каина на уровне передачи семени.

Через закон – познание греха, говорит ап. Павел. Обрезание это познание греха в его крайней форме, потому что велит отрицать дух Каина на уровне передачи семени.

Соблюдая завет обрезания и закон, народ хранил слова Божьи и имел познание греха. А слова Божьи познание греха - для чего? Для спасения. «Спасение от иудеев» сказал Христос о Себе. Завет обрезания говорит о Спасителе. Об этом свидетельствует повеление: обрезывать младенцев на 8 день. Обрезывать младенцев полагалось на 8й день. Так полагалось делать и при Аврааме и по закону. 8й день по счёту дней от 1го дня седмицы. 7+1 это восьвой день, который мы называем воскресенье. 8й день это день Воскресения Христово.

Следуя логике закона необходимо было решить какой день важнее: 7й день (суббота) или восьмой день, который говорит о спасении. Например, если 8й день от рождения младенца приходился на субботу, можно было делать обрезание в субботу? Ответ: должно. По закону. Таким образом, ради обрезания на 8й день нарушалось постановление о субботе, и об этом говорил Сам Христос иудеям. По закону 8й день превосходит 7й день , субботу. Обязанность обрезывать на 8й день говорит, что наступит конец долгой череде суббот, Бог оставит покой 7го дня, сотворится в человечестве и спасёт его. Обрезание плоти это знак грядущего спасения.

В том народе, который несёт знак обрезания, должен родиться Мессия. Обрезание – знак, значение знака – спасение. Значение знака отстояло от самого знака во времени на века. Догадаться до значении знака, что Бог родится во плоти было невозможно. Его нужно было ждать с верой, и ждать веками. Поэтому знак полагался на той части плоти, через которую непосредственно происходило зачатие новой жизни, и так в поколениях и поколениях. Вереница поколений, каждый из которых был отмечен знаком на плоти, должна была протянуться от Авраама до Мессии Спасителя – Христа Иисуса. И знак обрезания полагался на плоть человека. И значение знака – спасение – должно было осуществиться во плоти, чем и стало Воговоплощение и Воскресение Христа.

Итак, знак это обрезание. Значение знака – спасение и Христос. Когда спасение произошло через Христа, тогда значение знака осуществилось, и надобность в знаке отпала. Об этом говорит ап. Павел: «обрезание – ничто и необрезание – ничто. Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание ни необрезание. Надобность в знаке отпала, и остаться со знаком, то есть обрезанием и законом, стало опасностью. А остаться со знаком, утратив значение знака, то есть Христа Спасителя, стало гибелью.

Вот я, Павел, говорю вам: «если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати.. берегитесь псов, берегитесь злых деланий, берегитесь обрезания».

Если во Христе и обрезание ничти и необрезание ничто, то это значит, что Бог один для всех народов; и спасение – одно для всех – обрезаных и необрезанных. И на это есть прямое указание в завете Бога с Авраамом. Обрезание было знамение на плоти мужчин одного народа по преимуществу, однако в завет Бога с Авраамом вошли и принадлежавшие дому Авраама иноплеменники, сыны чуждые. Так сказано в 12 ст 7гл: «да обрежется и купленный за серебро от всякого сына чужого, который не от семени твоего». Такое повеление указывает на вхождение в Новозаветную церковь народов языческих. Соотнести знак обрезания со значением спасения стало просто для верующего, когда Христос воскрес, вывел души праведных из ада и пришло спасение.

А до Христа, чтобы как-то соотнестись со значением знака обрезания нужно было иметь веру Авраамову или быть причастным его дому. В истории с Авраамом мы видим, что сначала вера, а потом – обрезание. Знак обрезания был дан тому, кто умел как-то соотнестись со значением знака. Это и называется вера.

Ап. Павел: «Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность.» А как она вменилась? В обрезании, когда он был или в необрезании?

Не в обрезании.

Ветхозаветному человеку было дано верой простираться к осуществлению того знака, которого народ носил на плоти. Авраам как-то знал, что есть спасение и чего ждать. Об этом ясно сказал Христос (Ев. Иоанна 8 гл) «Авраам рад был увидеть день Мой и увидел и возрадовался».

Авраам ждал этой радости, и когда она пришла, Он возрадовался. Что это за радость Авраама? Продолжаем читать Книгу Бытия.

Как в деторождении участвуют двоя, так и в завет обрезания принимаются не одни лица мужского пола.

Как Авраам получил перемену имени, так и его жена, которая на плоти никакого знака не имела, но перемену имени получила. И сказал Бог Аврааму: «Сарра, жена твоя, да не назовётся имя её Сара, но Сарра будет имя её». Значение имени Сара не изменилась. Госпожа. Происходить только различие в суффиксах. «Благославлю же её, и дам тебе от неё чадо, и благославлю его и будет он в народы и цари народов от него будут. И благославлю его (чадо) и будет (чадо) в народы и цари народов от него будут».

Если вы посмотрите масоретский текст этого стиха (16 ст 17 гл), а проще всего – взять синодальный перевод, русскую Библию, это перевод с еврейского, то вы увидите, что Бог обещает произвести народы и царей не от сына Авраамы и Сарры, но от Сарры, ибо в еврейском тексте и в русской Библии сказано «и благославлю её и она будет в народы и цари народов от неё будут». В иудаизме родство ведётся по матери, и нас пытаются убедить, что это не была революция, нововведение раввинов, но что таково было божественное установление. Оказывается, не от сына Авраама произошли народы, но от Сарры они произошли...

Итак, ещё раз 16 ст: «сказал Бог Аврааму: благословлю же Сарру, и дам тебе от неё чадо, и благословлю его, и будет он в народы и цари народов от него будут. И пал Авраам на лицо и воссмеялся.» Вот она, радость Авраама. Авраам «эгелосен». Так на греческий перевели глагол «цахак» - смеяться.

Златоуст полагает, что от радости засмеялся Авраам. Такая же интерпретация возможна и в переводе с еврейского языка. О чём радовался Авраам, говорит Христос.

«Авраам (эгалиасато) рад был увидеть день Мой, и увидел и возрадовался (эхаре).». Вот она, радость Авраама, которая передаётся глаголом «цахак».

«И пал Авраам на лицо своё и воссмеялся и сказал в помышлении своём, (т.е. не вслух, только помыслил), говоря: или столетнему мужу родиться или и Сара, будучи 90 лет, родит». Это он только помыслил. Следующий стих: «Сказал же Авраам к Богу: Измаил сей да живёт пред Тобою. Сказал же Бог Аврааму: подлинно, се Сарра, жена твоя родит тебе сына и назовёшь имя ему Исаак». Когда Бог сказал Аврааму, что Сарра родит, Авраам (в евр. тексте) воссмеялся (вайицхак). Бог даёт имя сыну Авраама «ицхак» воссмеялся, обрадовался или засмеётся, обрадуется. Радостный смех Аврааму будет. Имя Исаак – очень высокое. В нём заключена радость Авраама, а радость Авраама это Мессия, Христос. В имени Ицхак оставлена память, что Бог увидел помышления Авраама, когда он лежал лицом в низ и радовался «Ицхак, Ваицхак» о сыне. «И назовёшь имя ему Исаак и поставлю завет Мой с ним в завет вечный, и для семени его после него. Об Измаиле же вот Я послушал тебя». Об Измаиле, вот Я послушал тебя, услышал тебя, это с еврейского никак не переводимо, потому что о «том, кому имя слышит Бог услышал Бог». Об Измаиле ««вот я послушал тебя», «я услышал тебя», вот Я благословил его и возвращу его и умножу его весьма». Возвращу и умножу это повторение благословения, которое было дано первым людям, в ёй главе кн. Бытия.

«Я благословил его и взращу его и умножу его весьма. 12 народов он родит. И положу его в народ великий. Завет же Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра во время сие в другой год. И завершил (Бог) говорить к нему и восшёл Бог от Авраама».

Заметим, всё потомство Авраама было обрезано, включая Измаила, однако завет Господь полагает не с обрезанными, а с одним из них, от которого родится Христос Спаситель. Об этом мы и говорили. Значение знака обрезания это спасение и Христос. Значение знака обрезания это Христос Мессия.

И взял Авраам Измаила, сына своего и всех домочадцев своих, и всех купленных за серебро и весь мужской пол из мужчин, которые были в доме Авраама и обрезал крайнюю плоть их во время дня того, как сказал ему Бог. Самый тот день сообщает Писание, когда Бог говорил с Авраамом, он всё совершил. Мы видели, что кротость Авраама ответствовала его воинственности. Терпение Авраама в ожидании обещанного соответствует его стремительности.

24 ст «Авраам же был 99 лет, когда обрезал плоть крайнюю свою. Измаил же, сын его, был 13 ти лет, когда была обрезана крайняя плоть его». Измаил 13 ти лет. У арабов и других магометанских народов сохранился обычай обрезывать мальчиков в возрасте 13ти лет.

16 ст «Во время дня того обрезался Авраам и Измаил, сын его, и все мужчины дома его и домочадцы и купленные за серебро от иноплеменных народов обрезал он их».

Как долго человечество ожидало Христа Спасителя, таким долгим в жизни одного поколения Авраама и Сарры было ожидание сына. Сколько они уже его ждут. Теперь, время, когда Патриарх на плоть свою принял знамение второго завета, когда уже имя его обновилось, имя жены обновилось, имя сыну дано. Вот оно, время и сыну зачаться Исааку. Нет. Ещё не время. Нужно ещё нечто Аврааму понять, ещё одно испытание пройти.

Ветхозаветная Троица.

Жизнь Авраама делится на эпизоды. Каждый из этих эпизодов – отдельная глава, учение о спасении. Мы спрашивали, почему так долго у Авраама и Сарры не рождается сын. А почему так долго Спаситель не рождался в человечестве? От грехопадения до боговоплощения прошли тысячи лет, но Христа не было в людях. Почему? Христос родился в человечестве, когда народы Земли познали пути своей воли и творчества, проявили каждый народ свои особенные дарования и даже исчерпали их. То есть, человечество в полноте проявленных сил, когда человек всё проявил, человечество всё проявило, что оно внутри себя имело, когда человечество в полноте проявленных сил приняло рождение Христа. Так и Аврааму было суждено пройти долгий путь и явить особенные дарования.

Человеку, всякому человеку дано явить образ Божий как образ свой. Самобытность личности Богу желанно. Прежде чем родиться сыну, у Авраама ещё.. нечто должен был открыть Авраам в себе. Открыть в себе и явить нечто новое в человечестве. Каков будет следующий этап в жизни праведника? Что он ещё должен?

Богословский раздел Книги Бытия, который мы читаем, это сотериология, учение о спасении. В жизни Авраама настал момент, чтобы проявилось спасение. Это будет спасение ближних Авраама, не откуда-нибудь, а из Соддома.

После того, как Аврааму было предписано исполнить первое дело закона. Первое дело закона, прообраз закона это обрезаниа. После закона, после обрезания, настало время суда над Содомом и Гоморрой. Содом в Евангелии это образ Страшного суда, последнего события мировой истории. Когда Аврааму явилось законное, то открылось и беззаконие.. Содома. Ибо, говорит ап. Павел: «через закон познание греха» или, как у нас перевели «законом познаётся грех». Законом познаётся грех и законом происходит суд. Однако. Время суда над Содомом есть также время спасения некоторых из Содома. То же будет и с пришествием Христа. Израилю был дан закон. Поэтому те, как говорится в Евангелии от Матфея, кто из дома Израиля, и кто не примет Спасителя, тех участь в день суда будет горше чем у жителей Содома. Христос сказал апостолам (Мф 10 гл) «А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, истинно говорю вам, отраднее будет земле Содомской и Гоморской в день суда, нежели городу тому». Страшные слова. Отрадней будет земле Содомской в день суда, если кто из дома Израиля не примет Мессию.

Итак. После закона суд, но не сразу. Если бы суд был по закону, кто б не был осуждён. Сперва Авраам исполнил дело закона, обрезание. Затем, он является, как заступник пред Богом за Содомлян, ибо после закона спасение. После закона спасение, а после спасения – суд. Так сказал Христос: «В день, в которой Лот вышел из Содома пролился с неба дождь огненный и серный и погубил всех» (Лк 17 гл). То есть, сперва Лот вышел из Содома, потом пролился огненный дождь с неба. Суд это последнее событие, которое произошло в Содоме. Страшный суд это последнее событие мировой истории. А центральное событие мировой истории это спасение рода человеческого. Это важная мысль, я ещё раз повторю её. Сначала закон, потом спасение, и лишь в конце – суд.

Далее. В день спасения рода человеческого явилась троичность Божества. Что мы знаем, люди Нового завета, знаем: трочиность божества: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух святой. В истории Авраама этот момент пророчески уясняется. Аврааму будет явлена Троица, ветхозаветная Троица.

Далее. В Новом Завета откровение Бога Троицы было явлением Богочеловека. Аврааму Бог явится в образе человека ангела. Авраам примет Троицу и угадает в одном ангеле Бога. Это был образ Богочеловека до Его воплощения. И вот такая встреча с троичностью Бога и человечностью в Боге даст Аврааму дерзновение, необыкновенное дерзновение, потому что Авраам будет ходатаем пред Богом о спасении ближних из Содома.

Итак. В житии Авраама нам предстоит выслушать сильный богословский аккорд о спасении и суде. После закона спасение, в котором соучаствует Бог, явившийся в троичности и человечности, и человек в дерзновении и заступничестве. А уже после спасения – суд.

1 ст 18 гл «И явился ему Бог у дуба Мамре..» Место богоявления – Хеврон, знаменитый дуб или дубрава, союзник Авраама Мамре. «И явился ему Бог у дуба Мамре, когда он сидел при двери скинии своей в полдень». Заметим. Богоявление происходит при свете дня. Это Богоявление будет мистика при ярком полуденном свете. Авраам мог всё рассмотреть, Кто перед ним. Почему Авраам сидит при дверях скинии или при входе в шатёр? Вот нам это уже трудно представить, а представить нужно, потому что в древности одно из самых больших благодеяний, какое один человек мог оказать другое, был гостеприимство.

На чужой земле странник бесправен и беззащитен, а гостеприимец принимал на себя защиту гостя и представлял его права. Златоуст это прекрасно описал. «Авраам так занят был страноприимством, что не дозволял никому из своих домочадцев созывать странников, но сам сидел у дверей. Он и в полдень занимался гостеприимством ибо знал, что люди, принуждённые идти в это время, особенно нуждаются в призрении». Ап. Павел в послании к Евреям: «страннолюбие не забывайте ибо через него некоторые, не зная (греч. элатон), незаметно для себя (вот так лучше перевести) оказали странноприимство ангелам». Это Авраам имеется в виду. Незаметно для себя оказали странноприимство ангелам.

Христос говорит о Страшном Суде: «Скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: Приидите, благословенные отца моего, ибо алкал Я и вы дали Мне есть, жаждал и вы напоили Меня, был странником и вы приняли Меня». Тот, кто принял странника, принял Христа. Оказавший милость другому, Христу сотворил. И это вспомнится на последнем суде.

Видите, опять тема милости и суда. Принимая странников Авраам оказывал милость ревностно. Вот это особое качество его было. Он был милостивый человек, и он оказывал милость ревностно. Так через тему благодеяния, гостеприимства, милости, начинает как бы издалека звучать тема суда. Милость предшествует суду. Суд у Бога никогда без милости и никогда по закону только.

Стих 2 «Он же (Авраам) воззрев очами своими увидел. И се три мужа стоят над ним. И увидев он прибежал навстречу им от двери скинии своей и поклонился до земли и сказал Авраам: господине, если я обрёл таки благодать пред Тобою, не пройди мимо раба твоего, но да принесена будет вода и да омоются ноги Ваши и прохладитесь под деревом». В обращении Авраама чередуется единственное число (господине). Пред Тобою. Не пройди. И множественно число – «ноги Ваши» «прохладитесь». Глазами Авраам видит трёх мужей и гостей он должен принять трёх. Духом он видит, и к нему обращается, Единого, Которого и называет «Господь». К трём мужам Авраам обращается и в единтвенном числе как к Богу и во множественном числе, потому что видит три лица. Но то же говорит Писание в 1м стихе:

«Явился Аврааму Бог и се три мужа».

В трёх мужах явилась Аврааму Ветхозаветная Троица. И один из тех мужей был Сын Божий. Об этом будет речь.

Авраам продолжает.. стих 5й: «И принесу хлеб и подкрепите сердца Ваши, и после того пойдёте в путь Ваш. Ради того Вы и уклонились к рабу Вашему. И они сказали: так сотвори, как изрёк. И поспешил Авраам в скинию к Сарре и сказал ей: поспеши, и смеси три меры муки лучшей и приготовь лепёшки». Три меры. На еврейском эта мера называется «сеа» в позднейшей передаче – «сата». Какова была эта мера неизвестно. Может быть три саты это одна йефа. Выражение «три саты» использует Спаситель в притче о закваске.

Лепёшки. Еврейский термин обозначает хлебцы круглой формы. Так приготовляли манну в пустыне. А греческий термин - это скорее хлебы, которые пекут запрятав их. То ли в сосуд с внутренней стороны, то ли в горячей золе. В синодальном переводе «престные хлебы». Так переведено. Так наверное и было, поскольку в короткое время из муки иного не испечь, однако о пресных хлебах речи нет. Это были вот такие вот лепёшки.

7 ст «И побежал Авраам к коровам и взял телёнка нежного и хорошего и дал его рабу и тот поспешил приготовить его.» И следует описание трапезы: «И взял Авраам масло и молоко и телёнка, которого слуга приготовил и предложил им и они ели». Сам же Он предстоял пред Ними под деревом.

Первым, кто предложил хлеб Богу был Авраам. Знаком такого предложения были хлебы предложения, что полагались в скинии завета. На еврейском языке хлебы предложения называется «хлеб лица». «Лехомпаним». Итак, в Книге Исход говорится: «и подавай на стол хлеб лица пред лицо Моё всегда». Вот именно Авраам это и сделал. Он подал пред лицо Тех, Кого Он принимал как гостей в своём доме. Подал пред лицо их.

Предложение хлеба Господу символизирует предание себя Господу. Так и мы на Ектении молимся: «сами и себя и друг друга всю жизнь нашу Христу Богу предложим». Если бы был буквальный перевод, мы бы говорили предложим вместо предадим. И пророк Давид говорит в 30м псалме: «в руки Твои предложу дух мой».

Таким образом Авраам предложил трапезу трём мужам и пред ними предстоял. То есть, мы видим здесь как бы сцену религиозного служения. В церковном сознании запечатлелось понимание, что Авраам принял Христа до Его воплощения и стал Его сотаинником. В каноне воскресном 4го гласа так поётся: «в скинии Авраам узрел то, что в Тебе Богородица таинство, ибо Сына твоего бесплотного принял». Я это уже адаптирую к русскому языку: в скинии Авраам узрел то, что в Тебе Богородица таинство, ибо сына твоего бесплотного принял. Господь явился тогда в образе человека, что было засвидетельствовано тем, что три мужа, один из них Господь, ели. Вот – трапеза, которую предложил предстоятель Авраам.

Конечно, вопрос возникает, если Господь явился в образе человека ангела до Своего воплощения, то значит Он был бесплотным. А если явился как бесплотный, то как же вкушал? Чтобы к этому вопросу подступиться, нужно выслушать весть, которую принёс Господь.

9 ст «Сказал же к нему: где Сарра, жена твоя: он же отвечав сказал: се в скинии. Тот же сказал: возвращаясь вернусь к тебе во время сие, во время жизни, и возымеет сына Сарра, жена твоя. Сарра же услышала, находясь при двери скинии, будучи позади него». Разберёмся в прочитанном. Господь спросил: где Сарра. А действительно, где она находится. Авраам предстоял. Сарры рядом не было. Сарра оказалась позади, и услышала разговор. Гость задал тревожащий вопрос, где Сарра. Это напоминает вопрос Господа «Адам, где ты?». Действительно. Сарре через год родить, в каком состоянии сейчас Сарра? Господь сказал: «возвращаясь вернусть». Это означает «вернусь непременно», «немогу не посетить тебя». Господь сказал: «во время жизни вернусь» это из еврейского текста. Это может означать через 9 месяцев созревания жизни во чреве. Через год это может означать возвращение жизни весной.

11 ст «Авраам же и Сарра были стары, дней жизнипреклонных. У Сарры же перестало бывать женское.» Дней преклонных. Если смотреть текст и перевод на греческий, это попытка передать оборот еврейского языка «они были вошедшие во дни». То же выражение, но на греческом, конечно, евангелист Лука применяет к Захарии и Елизавете, давая понять, что рождение Иоанна Крестителя было таким же чудом, как и рождение Исаака. Захария и Елизавета, Авраам и Сарра относительно способности деторождения были, как пишет Златоуст, камни. Говорит Златоуст. И тот же Иоанн Креститель скажет, что Бог может из камней воздвигнуть детей Аврааму.

Сарра услышала, что было сказано о ней.

12 ст «Рассмеялась же Сарра в себе говоря: не было ведь мне ещё до селе такого, господин же мой стар.». Рассмеялась – тот же глагол, что выражал смех Авраама в предыдущем эпизоде. И Авраам рассмемялся и Сарра рассмеялась. Однако, у Авраама это был смех радости ибо он поверил. У Сарры – смех недоверия. Потому Господь и спрашивал «где Сарра». Таким образом, имя Ицхак «он смеется» или «он будет смеяться» Ицхак будет дано в память о том, что Господь видит помыслы и верующего и недоверяющего.

Сарра рассмеялась в себе. Выразительный стих в еврейском тексте. Вот его дословный перевод: «И рассмеялась Сарра во внутренности своей, сказав: после того, как я истощилась, будет мне наслаждение и господин мой стар». Наслаждение по еврейски «една». Того же корня, что «эден» - страна Рая. И далее удостоверяется, что тот, кто говорил с Авраамом, был Господь.

13 ст «И сказал Господь Аврааму: что это рассмеялась Сарра в себе, говоря: уже ли истинно рожу, я же состарилась.» Обратим внимание это слово «истинно» евр «умнам». Того же корня, что «амен» «аминь», верить. Верить по-еврейски – «истинствовать». Некогда Авраам поверил Богу, сейчас Сарра усомнилась: истинно ли, верно ли. Авраам и Сарра рассмеялись. Какое различие верующего и неверующего?

14 ст. Господь говорит неверующему человеку Сарре (в данном случае) «разве изнеможет у Бога слово?». Во время сие вернусь к тебе, во время жизни, и будет Сарре сын. Разве изнеможет у Бога слово. То, что делает мёртвое, окаменевшее, живым, это Божественное слово. У евангелиста Луки прямо сопоставлено обстоятельство рождения Исаака и Иоанна Крестителя. Ангел Гавриил говорит Деве Марии о Елизавете словами Книги Бытия: вот, Елизавета зачала сына в старости своей, ибо не изнеможет у Бога всякое слово. «Изнеможет у Бога слово» передаёт еврейское «разве дивно у Яхве слово». Ну, остановимся на этом термине. Разве дивно у Яхве слово. Что такое быть дивным, незбыточным, чудесным?. Ну, можно привести вот такой вот пример, это из книги Исход. Моисей, когда разбил скрижали, Господь велел Моисею возобновить разбитые скрижали, и Сам прошёл перед Моисеем, назвал ему Своё имя, и сказал Господь Моисею, «вот Я, заключаю завет перед всем народом твоим, соделаю чудеса (вот это вот «дивное» нифлаот), соделаю дивные, соделаю чудеса, какие не сотворялись на всей земле и во всех народах, и увидит весь народ, среди которого ты находишься, дело Яхве ибо страшно то, что Я делаю для тебя».

Чтобы у Авраама и Сарры родился сын, они должны телесно обновиться, подобно скрижалям завета, как бы заново сотвориться. Они, будучи камнями, в смысле деторождения, родят. Это будет чудесно и это будет страшно. Когда Авраам об этом услышал, он поверил и он обрадовался, засмеялся.

Мы спрашивали, как может бесплотный вкушать от трапезы?. Хорошо. А как мог Господь после своего Воскресения и проходить через затворённые двери и вкушать от рыбы и сот мёда?. Как могли апостолы вкушать от хлеба и вина Тело Кровь Христову?. Как могли Авраам и Сарра, телесно не способные к рождению, зачать и родить? Как мог Авраам узреть пред собою в образе человека Господа и бесплотному предложить хлеб, а бесплотный его вкушал? Всё названное есть таинство. Вполне, что есть таинство, явилось в Новом Завете. Основание всех таинств Новозаветной Церкви – соедиение Творца с творением, соединение бесплотного с плотью, вочеловечение первообраза человека. Это и разъясняет церковное песнопение: «в скинии Авраам узрел то, что в тебе, Богородица, таинство». Авраам узрел то, что в Тебе, Богородица, таинство, ибо сына твоего бесплотного принял.

Когда бесплотный вкушал от трапезы, которую предложил ему Авраам, он показал своё грядущее воплощение. То есть весь этот эпизод с Ветхозаветной Троицей без Нового завета вообще не понять. А через Новый Завет – прозрачен и прекрасен. Авраам узрел, распознал, принял таинство и это пока недоступно Сарре. Авраам страшному обрадовался, а Сарра убоялась.

«Сарра же отреклась..», то, что Господь ей сказал, что во время сие будет у Сарры сын. Что это Сарра рассмеялась в себе, сказал Господь?. 15 ст «Сарра же отреклась, говоря: я не смеялась, ибо она убоялась. И Тот сказал: нет. Но ты рассмеялась». Отреклась Сарра отреклась.. вообще, значение еврейского глагола соответствующего это солгала. Есть такое значение «солгала». Когда Господь показал, что видит Сарру, она не порадовалась. Подобное произошло с Адамом после грехопадения. «Я убоялся, сказал Адам Богу, ибо наг есмь». Господь Сарру не укорил, но Он подтвердил, что Он тот, кто видит её. Помните, Агарь какую испытала радость богообщения, когда поняла, что она видит Того, кто видит её. «Вижу видящего меня». Сарра этой радости не получила. И отчасти поэтому до того, как родить Исаака, Сарра должна будет ещё пройти очень серьезное испытание. Это 20 гл Книги Бытия. Это будет испытание Авраама и Сарры в Гераре, филистимском городе.

Итак, Господь, когда явился Аврааму в Троице, не только повторил ранее сказанное, Он сказал Аврааму о спасении и о суде. О спасении и о суде. Сначала закон, потом спасение, потом будет суд. Это важная последовательность, нужно её держать в уме. Это важно знать, и об этом будет следующая беседа.


Наши рекомендации