Но одного этого недостаточно
Пасторы и христианские лидеры не обладают духовной самодостаточностью, необходимой для того, чтобы успешно двигаться в своем служении и личной жизни. Не называя никаких имен, скажу только, что один пастор, который совершил серьезный грех, ставший достоянием гласности, говорил, что каждый день молился в течение двух с половиной часов. Но, оглядываясь назад, он признает, что не желал принимать духовную поддержку со стороны других членов Тела Христова.
И. М. Баундс говорит: «Чем больше пастор думает о природе, ответственности и трудности в его работе, тем яснее он видит, что чем больше он хочет стать истинным проповедником, тем больше ему нужна молитва; причем увеличивается не только потребность в его молитвах, но и потребность в молитвах за него со стороны других людей» (курсив автора).
Пасторы по многим причинам не ищут поддержки личных ходатаев, но я уверен, что главная причина состоит в неведении. Могу привести многочисленные доказательства того, что многие пасторы впервые услышали о необходимости личного ходатайства за них только на моих семинарах. В течение недели или двух после обучения они формируют команды ходатаев и некоторое время спустя свидетельствуют об огромных переменах, которые происходят с ними в результате служения молитвенных команд. Часто они сетуют: «Почему я не знал об этом раньше?»
Синди Джейкобс из «Генералов ходатайства», одна из самых близких для меня и Дорис ходатаев, пишет следующее: «Каждый раз, когда мне звонят служители с конкретным бременем, которое отягощает их, я спрашиваю: „У вас есть личные молитвенные партнеры?" Они неизменно отвечают: „У меня есть люди, которые говорят, что они постоянно за меня молятся". Тогда я задаю следующий вопрос: „Но знают ли они ваши интимные, сокровенные нужды?" И только очень малое число служителей задумываются о привлечении на служение личных ходатаев».
Терри Тейкл, один из выдающихся молитвенных лидеров Америки, в пору служения пастором быстро растущей церкви относился к числу пасторов, страдавших от физического и эмоционального истощения. «В 1987 году, — рассказывает Тейкл, — я пережил личный кризис и состояние истощения... В моем расписании просто не было достаточно часов. В то время я был фанатичным и созависимым служителем, посвятившим себя модели откровенного индивидуализма». Ситуация стала достаточно серьезной, поэтому ему понадобилась консультация специалиста. Некоторое время спустя Терри понял, что, говоря его словами, «поскольку я работал в режиме полной самодостаточности, я даже не пытался просить членов моей церкви молиться обо мне!»
Когда Терри Тейкл признался в своих слабостях с кафедры и попросил людей молиться за него, все в его жизни начало меняться. Он говорит: «Моя жизнь драматическим образом изменилась к лучшему. Люди стали молиться, и я вступил в совершенно новые отношения с паствой. Я бы не смог остаться в своем служении без молитв этих святых».
Кто такие ходатаи?
Те из читателей, кто знаком с моей книгой «Ваши духовные дары помогут церкви расти» (Your Spiritual Gifts Can Help Your Church Grow), знают, что я считаю немаловажным различение духовных даров и ролей, которые христиане призваны исполнять в Теле Христовом. Для иллюстрации возьмем следующий пример. Все христиане должны жить жизнью, которая характеризуется верой, в то время как у ограниченного числа людей имеется дар веры (см. 1 Кор. 12:9). Все верующие должны отдавать в церковь десятину со своего дохода и помимо этого щедрые пожертвования, но у некоторых из нас имеется дар раздавателя (см. Рим. 12:8), который превышает все, что жертвуют другие люди. Каждый рожденный свыше должен свидетельствовать о спасительной силе Христа, но лишь у некоторых есть дар евангелиста (см. Еф. 4:11). Таким же образом каждый верующий должен молиться и ходатайствовать, но Бог некоторым из нас дал дар ходатайства.
Ходатаи молятся дольше, чем средний христианин, и молятся усиленнее. Они наслаждаются молитвой в большей степени и видят больше ответов на свои молитвы, они с большей готовностью слышат Бога, чем большинство из нас. Я думаю, что буквально каждая поместная церковь имеет в своих ряда отдельных людей, у которых есть дар ходатайства. В лучшем случае, по моим оценкам, из общего количества членов церкви таких людей насчитывается около пяти процентов. Однако во многих церквях ходатаи остаются непризнанными дарованиями. Некоторые пасторы не имеют ни малейшего представления о существовании особо одаренных и призванных ходатаев. Другие могут знать о ходатаях, но они боятся их, потому что, по общему признанию, ходатаи хорошо слышат Бога, а значит, они могут услышать о церкви нечто такое, чего не услышал сам пастор.
Если бы я был сатаной, я бы сделал все возможное, чтобы не допустить объединения пасторов с ходатаями. Если неведение способно сделать это, тогда отлично. Но среди тех, кто знаком с ходатайственной молитвой, я бы постарался посеять раздор и разделения. Следует знать о том, что многие ходатаи, остро и четко осознавая конкретные детали невидимого мира, могут вести себя и разговаривать не так, как все остальные люди. Более того, некоторые из них склонны к тому, что можно назвать чудачеством или странностями, хотя я еще не встречал ни одного ходатая, который отказался бы принять исправление.
Алиса Смит, наш ходатай первого уровня, говорит следующее: «По причине духовного бремени, которое они иногда на себе носят, ходатаи могут легко впасть в уныние. В жизнь ходатая может вкрасться депрессия или ощущение тяжести, поэтому нужно спрашивать Духа Святого, истинное ли это бремя или это атака врага».
Человек, наделенный в церкви высшей властью, это пастор. Люди, чаще всего слышащие Бога, причем бывает, что они слышат чаще, чем пастор, это ходатаи. Объедините их — и вы получите выигрышную комбинацию.
Некоторые ходатаи застенчивы, они считают себя отвергнутыми остальными людьми; они понимают, что отличаются от других людей и думают, что оказались в одиночестве, и потому стремятся спрятаться в своей скорлупе. Они продолжают молиться, но их молитвы менее эффективны по сравнению с тем, что они могли бы сделать, если бы работали в тесном взаимодействии с пастором, за которого молятся.