То, что я рассказал вам, это просто внешний слой. Для создания новой теории этого недостаточно, но для того, чтобы начать, вполне хватит.

Естественные свойства и потенциальные возможности чакр

Когда я говорю о препятствиях на пути духовного роста, речь идет о помехах, таящихся внутри самого искателя. Этот путь проходит внутри, так что человеку не так уж трудно понять собственные преграды. И вот настало время объяснить, что это за препятствия и как их можно преодолеть. Я рассказал вам о семи телах. Поговорим о них поподробнее, и вам все станет ясно.

Как есть семь тел, так есть семь чакр, или энергетических центров, и каждая чакра особым образом соединена с соответствующим телом. Чакра физического тела - муладхара. Это первая чакра, и она полностью связана с физическим телом. Есть два варианта использования муладхары. Первая из возможностей естественная, и она дана нам от рождения. Вторая возможность обретается в процессе медитации.

Основная естественная функция этой чакры - пробуждение сексуальных желаний физического тела. Первый вопрос, встающий в сознании духовного искателя: что делать с этим важнейшим механизмом? Так вот, у этой чакры есть и альтернативная функция - брахмачарья, или безбрачие в сочетании с медитациями. Секс - это естественная возможность, а брахмачарья - его трансформация. Чем больше разум сосредоточен на половой страсти, чем больше одержим ею, тем труднее будет реализовать высший потенциал брахмачарьи.

Это значит, что мы можем реализовать данные нам от природы возможности двумя путями. Можно жить в условиях, в которые изначально поставила нас природа, - но тогда не начнется наш духовный рост, - или же можно начать трансформироваться. Единственная опасность на пути трансформации состоит в том, что человек склонен вступать в борьбу со своим естественным центром.

Чего же искателю следует опасаться прежде всего? Первое препятствие обусловлено тем, что если человек потакает лишь естественному порядку вещей, то он не способен подняться до высших возможностей своего физического тела и застревает на исходной точке. С одной стороны, мешает сама потребность, с другой – подавление, медитирующий вынужден бороться со своим половым влечением. Подавление и есть настоящее препятствие на пути медитации. Это препятствие первой чакры. Пока есть подавление, нет трансформации.

Если подавление служит преградой, то в чем же решение? В понимании. Трансформация происходит в нас тогда, когда мы начинаем понимать секс. И тому есть свои причины. Внутри нас слепо и бессознательно лежат все стихии природы. Если мы начинаем их осознавать, совершается трансформация. Осознание есть алхимия. Осознание - алхимия, изменяющая эти стихии, трансформирующая их. Когда человек ясно осознает свои сексуальные желания - с полным чувством, с полным пониманием, - то на месте сексуальности в нем начинает зарождаться брахмачарья. Если же человек не достигает брахмачарьи в первом теле, то ему трудно работать над потенциальными возможностями остальных центров.

Второе тело, как я уже говорил, называется эмоциональным, или эфирным. Это тело соединено со второй чакрой, свадхистханой. Она тоже несет в себе две возможности. Изначально ее естественный потенциал состоит в порождении страха, ненависти, гнева и насилия. Все эти состояния - результат естественной работы свадхистхана-чакры. Если человек застревает на втором теле, значит, в нем не происходит трансформация, несущая с собой противоположные состояния - любовь, сострадание, бесстрашие, дружелюбие. Препятствия, стоящие перед медитирующим при прохождении через вторую чакру, - ненависть, гнев и насилие, и вся проблема сводится к их трансформации.

Здесь люди совершают ту же ошибку. Кто-то дает своему гневу выход, кто-то его подавляет. Кто-то просто труслив, кто-то подавляет свой страх, пряча его за показной храбростью. Но это все не приводит людей к трансформации. Когда приходит страх, нужно его принимать. Бесполезно прятать или подавлять его. Если внутри проснулась страсть к насилию, нет смысла скрывать ее под мантией ненасилия. Выкрикивая призывы к ненасилию, страсть к насилию в себе не преодолеть. Она останется собой. Это состояние дано нам от природы вместе со вторым телом. У него есть свои функции, как есть они и у секса. Лишь при помощи секса возможно рождение нового физического тела. Природа позаботилась о том, чтобы физическое тело, прежде чем умереть, дало жизнь новому телу.

Страх, насилие, гнев - все они необходимы на втором плане. Без них человек не мог бы выжить, не мог бы себя защитить. Страх защищает его, гнев вовлекает в борьбу, а насилие помогает уберечься от насилия со стороны других. Все это - качества второго тела, они необходимы для выживания, но обычно мы на этом останавливаемся и дальше не продвигаемся. Если человек понимает природу страха, то обретает бесстрашие, если он понимает природу насилия, то обретает склонность к ненасилию. Точно так же, понимая природу гнева, мы развиваем в себе способность к прощению.

Фактически, гнев - это одна сторона монеты, а прощение - вторая. Они прячутся друг за другом, нужно лишь перевернуть монетку. Если мы в совершенстве узнаем одну сторону, мы естественным образом заинтересуемся, что на обороте, - и монета перевернется. Если же мы станем прятать монетку, делая вид, что у нас внутри нет ни страха, ни склонности к насилию, то никогда не познаем бесстрашия и стремления к ненасилию. Тот, кто принимает существование страха внутри себя, кто исследовал его в полной мере, скоро дождется дня, когда ему захочется узнать, что же скрывается позади страха. И его любопытство побудит его посмотреть на другую сторону монетки.

Едва он перевернет ее, как станет бесстрашным. Аналогично - склонность к насилию превратится в сострадание. Это потенциальные возможности второго тела. Таким образом, медитирующий должен вызывать в себе трансформацию данных ему от природы качеств. И для этого вовсе не нужно ходить по свету и искать советов. Искать следует в себе и спрашивать себя. Мы все знаем, что страх и гнев мешают нам, - ибо как может трус искать истину? Он будет выпрашивать ее, мечтать, что ему кто-то даст истину в готовом виде и ему не придется отправляться за ней в неизведанные земли.

Третье тело - астральное. У него тоже два измерения. Изначально третье тело связано с сомнениями и мышлением. Если их трансформировать, то сомнения превращаются в веру, а мышление - в вивеку, или осознание. Подавляя сомнения, вы никогда не достигнете шраддхи, то есть веры, - хотя нам часто советуют подавлять в себе сомнения и верить своим ушам. Человек, подавляющий свои сомнения, никогда не обретет веры, ибо они все равно остаются внутри него, пусть подавленные. Они будут расползаться, подобно раковым метастазам, пожирая вашу жизненную энергию. Веру нужно культивировать на месте страха и скептицизма. Нам нужно понять сущность сомнений, прожить их, последовать за ними, - и однажды наступит момент, когда у нас возникнут сомнения по поводу самих сомнений. И как только мы подвергнем сомнению само сомнение, начнется вера.

Мы не способны ясно различать вещи, не пройдя через процесс мышления. Есть люди, которые не думают, и люди, которые поощряют их не думать. Они говорят: "Не думай, оставь все мысли". Человек, перестающий думать, обрекает себя на невежество и слепую веру. Это не ясность. Способность различать приходит лишь в результате тончайшего процесса мышления. Что же значит вивека, способность различать? Мысли всегда окрашены сомнением, они всегда нерешительны. Поэтому тот, кто очень много думает, не может принимать решения. Лишь выйдя из круга мыслей, он способен на что-то решиться.

Решение приходит из запредельного мышлению состояния ясности. Мысли не связаны с решительностью. Человек, постоянно погруженный в мысли, никогда не принимает решений. Потому и получается, что те люди, в чьей жизни мысль играет небольшую роль, неизменно очень решительны. Людям же, думающим много, решимости не хватает. И то, и другое опасно. Люди не думающие идут вперед и неуклонно делают задуманное, по той простой причине, что у них не работает мыслительный процесс, способный вызвать внутри сомнения.

Все утвердители догм и фанатики мира - очень деятельные и энергичные люди; у них нет вопросов, нет сомнений... они никогда не думают! Если им кажется, что на небеса можно попасть, убив тысячу людей, они успокоятся только после того, как убьют эту тысячу, - и никак не ранее. Они не остановятся, чтобы обдумать свои действия и никогда не проявят нерешительности. Думающий человек, с другой стороны, вместо того чтобы принять какое-нибудь решение, будет непрестанно думать.

Если мы станем бояться своих мыслей и закроем перед ними дверь, то останемся лишь с одной слепой верой. Это очень опасно, и это большая помеха на пути медитации. Вам нужно благоразумие с открытыми глазами и мысли - ясные, твердые, позволяющие принимать решения. Вот это и означает вивек: ясность, осознание. Это полная сила мысли. Мы продумали все невероятно тщательно, и любые сомнения развеялись. Теперь осталась лишь чистая решимость в своем самом концентрированном виде.

Третьему телу принадлежит чакра манипура. Две ее формы - сомнение и вера. При трансформации сомнения получается вера. Но помните, что вера не противопоставлена, не противоположна сомнению; вера - результат чистейшего и высшего его развития. Это высший пик сомнения, где даже оно исчезает, ибо начинает сомневаться уже в себе и тем самым совершает самоубийство. Тогда рождается вера.

Четвертый уровень принадлежит ментальному телу, или душе, и с ним связана четвертая чакра, анахата. Естественные качества четвертого уровня - воображение и сны. Именно этим всегда занимается разум: воображает и видит сны. Ночью он видит сны, а днем мечтает, грезит. Если воображение развито в полной мере (то есть до предела), то оно превращается в решимость, в волю. Если в полной мере развита способность к сновидению, сны превращаются в видения - видение души.

Когда у человека полностью развита способность к сновидению, то стоит ему закрыть глаза - и он видит. Он видит даже сквозь стены. Вначале он лишь грезит, что видит сквозь стены, затем это происходит на самом деле. Сейчас он может лишь догадываться, о чем вы думаете, но после трансформации увидит это. Видение означает способность видеть и слышать вещи без использования обычных чувственных органов. Для человека, развившего в себе визионерские способности, больше не существует пространственных и временных ограничений.

В грезах, во снах вы путешествуете далеко и, находясь в Бомбее, легко достигаете Калькутты. В видениях вы тоже преодолеваете большие расстояния, но это совсем другое дело. В грезах вы воображаете, будто отправились куда-то, а в видениях - действительно отправляетесь. Четвертое, психическое тело может на самом деле оказаться там. Не имея ни малейшего представления об истинных возможностях четвертого тела, мы сегодня отвергаем древние представления о снах. Согласно же опыту древних, во время сна одно из тел человека покидает его и отправляется в путешествие.

Ныне ученые соглашаются, что четвертое тело обладает большими паранормальными возможностями. И теперь, с выходом человека в космическое пространство, исследования в этом направлении приобретают особое значение. Дело в том, что, как бы ни были надежны находящиеся у нас в распоряжении приборы, полностью положиться на них нельзя. Если в космическом корабле откажет радио, космонавты безвозвратно утратят связь с Землей и не смогут сообщить нам ни где они находятся, ни что с ними произошло. Поэтому сейчас ученые, стремясь нейтрализовать эту опасность, активно работают над телепатическими и визионерскими способностями четвертого тела. Если бы удалось развить четвертое тело космонавтов, те могли бы поддерживать связь с Землей напрямую, при помощи телепатии. Космические путешествия стали бы безопаснее. В этом направлении ведется очень большая работа.

Все это возможности четвертого тела. Способность видеть сны и грезить - его естественное свойство. Способность же видеть истину, видеть реальность - высшая возможность. Чакра этого тела называется анахата.

Пятая чакра - вишуддха. Она расположена в горле. Пятое тело - духовное, и вишуддха-чакра связана с ним. Первые четыре тела и их чакры расколоты надвое. В пятом теле этой двойственности нет.

Как я уже говорил, разделение на мужское и женское свойственно лишь первым четырем телам, а дальше его нет. При ближайшем рассмотрении любая двойственность подразумевает мужское и женское. А в точке, где дистанция между мужским и женским ничтожно мала, всякая двойственность исчезает. Пятое тело недвойственно. У него нет двух возможностей - лишь одна. Поэтому тут медитирующему не приходится предпринимать специальные усилия... здесь не нужно развивать какие-то противоположности, нужно лишь войти сюда. К тому времени, когда человек достигает четвертого тела, он обретает столько способностей и сил, что войти в пятое тело ему уже очень легко.

Но как в таком случае мы можем отличить человека, вошедшего в пятое тело, от не вошедшего? Разница состоит в том, что вошедший в пятое тело полностью избавлен от всего бессознательного. На самом деле он не спит ночью. То есть, спит только его тело, а кто-то внутри непрерывно бодрствует. Засыпая, он знает, что погрузился в сон; бодрствуя, знает о том, что бодрствует. Когда он укрыт, то знает, что лежит под одеялом, раскрывшись, знает и об этом. Во сне его сознание не расслабляется, он бодрствует все двадцать четыре часа в сутки. У того, кто не вошел в пятое тело, все совсем наоборот. Заснув, он спит, и какая-то часть его не просыпается даже в часы бодрствования.

Посмотришь - и кажется, что люди действуют. Каждый вечер, возвращаясь, домой, вы поворачиваете возле своего гаража налево, заехав в гараж, ставите машину на тормоз. Но пусть у вас не остается иллюзий, что вы действуете сознательно. Это происходит бессознательно, в силу привычки. Мы приходим в сознание лишь в некоторые моменты, в секунды огромной опасности. Когда опасность настолько велика, что без осознания не обойтись, мы просыпаемся. Например, если кто-то приставит к вашей груди нож, вы взлетите к осознанию. Острие ножа на секунду возносит вас прямо в пятое тело.

Если не считать этих немногих моментов, мы проживаем свой век как сомнамбулы. Ни жена как следует не разглядит лица мужа, ни муж - лица жены. Если муж попробует живо представить себе лицо жены, он не сумеет. Ее черты будут ускользать от него, и он не сможет сказать, то ли это лицо, которое он видит последние тридцать лет. Вы никогда ее не видели, ибо видеть что-то мог бы только пробужденный человек внутри вас.

Кажется, что "бодрствующий" видит, но на самом деле это не так, поскольку внутри он спит, видит сон, и все вокруг в этот сон включается. После припадка гнева вы говорите: "Я не знаю, как это я так разозлился, я вовсе этого не хотел". Вы говорите: "Прости! Я не хотел тебе нагрубить, просто сорвалось с языка". Вы произнесли непристойность, и вы же отрицаете свое изначальное намерение использовать это слово. Преступник всегда оправдывается: "Я не хотел убивать. Так случилось помимо моей воли". Все это свидетельствует о том, что мы функционируем подобно автоматам. Мы говорим то, чего не хотели сказать, делаем то, чего не собирались.

Так что до достижения пятого уровня сон остается нашим естественным состоянием. Человек живет как сомнамбула, пока не войдет в пятое тело, естественным качеством которого является бодрствование. Поэтому после того, как человек вырастает из своего четвертого тела, мы называем его буддой, или пробужденным. Теперь он бодрствует. Будда - это не просто имя Гаутамы Сиддхартхи, его стали так называть лишь после того, как он достиг пятого уровня. Гаутама Будда буквально означает "Гаутама пробудившийся". Его по-прежнему звали Гаутама, но это было имя непробудившегося человека, поэтому оно постепенно вышло из употребления и осталось только Будда.

Вот такие изменения происходят в человеке с достижением пятого тела. До того как мы в него входим, все наши действия бессознательны, и доверять им нельзя. Вот мужчина клянется любить и лелеять возлюбленную до конца дней своих, а через секунду уже готов задушить ее. Недолго же продержался союз, заключавшийся на всю жизнь! Но винить беднягу не стоит. Велика ли цена данных во сне обещаний? Во сне я могу сказать вам: "Наши отношения - на всю жизнь". Велика ли цена моих слов? Утром я откажусь от них, поскольку это был лишь сон.

Наши рекомендации