Может ли ваша церковь стать домом молитвы?
Некоторые из наиболее часто цитируемых слов Иисуса были сказаны Им во время изгнания торговцев из храма в Иерусалиме. Тогда Он сказал: «Написано: „дом Мой домом молитвы наречется"» (Мат. 21:13). С тех пор многие применяют эти слова к своей церкви и молятся: «Боже, сделай наши церкви домом молитвы».
В результате нарастания движущей силы современного молитвенного движения все больше и больше церквей в Америке и в других частях мира с полным правом могут называться «домами молитвы». Я уверен, количество таких церквей теперь больше, чем когда-либо раньше, даже судя по количеству существующих церквей.
Одна из самых интересных книг о молитве в церкви написана двумя моими друзьями, Гленом Мартином и Дайаной Гинтер. Мне нравится название этой книги: «Дом силы: Пошаговое руководство к созданию церкви, которая молится». В ней они рассказывают о церквях, которые стали домами молитвы (в противоположность церквям, в которых есть только молитвенное служение). Они сформулировали самое удачное определение из всех, с какими я встречался:
Истинно сильный дом молитвы будет насыщать молитвой каждый аспект своей индивидуальной и корпоративной жизни, Организация сильной молитвы будет рассматриваться как главная цель в процессе планирования церковной жизни, на собраниях и так далее. Учение о молитве будет провозглашаться с кафедры, в классах воскресной школы и на занятиях малых групп. Люди будут воспринимать, молитву как главный фактор для приоритетного использования в разрешении любых проблем. Весь приход будет в той или иной степени участвовать в молитве. Молитва станет основополагающим фундаментом в жизни отдельного человека и всей церкви в целом.
Обратите внимание, Мартин и Гинтер подчеркивают, что насыщенная молитвенной энергией церковь увидит молитву в действии как на уровне отдельных членов церкви, так и на корпоративном уровне церкви в целом. Исследования показывают, что практически все христиане (а также большая часть неверующих людей) верят в молитву. Многие из них время от времени молятся. Однако многие христиане кроме благодарственной молитвы перед обедом и в редких кризисных ситуациях регулярно не молятся и не считают молитву неотъемлемой частью своей повседневной жизни. Некоторые из них вообще не выделяют определенного времени, чтобы поговорить с Богом и послушать Его. Члены церквей, которые можно назвать домами молитвы, стремятся подняться выше обычного, усредненного уровня, чтобы развить постоянные взаимоотношения со своим Отцом. Для них жизнь без молитвы уже кажется странной.
Ключ: старший пастор
Редко бывает так, чтобы церковь однажды обнаружила, что стала домом молитвы. Я слышал истории о таком превращении через пробуждение, но даже в таких случаях пробуждение обычно не происходит в условиях молитвенного вакуума. Почти всегда оно приходит как Божий ответ членам церкви, которые уже молятся. Переход к статусу дома молитвы, скорее всего, происходит через намеренные и осознанные действия лидеров церкви. Ключевым лицом в этих действиях является старший пастор.
Молитвенные лидеры часто говорят: «Что получено через ходатайство, сохранить нужно тоже через ходатайство».
Пытаясь помочь пасторам понять динамику церковного роста, происходившего на протяжении более четверти века, я пришел к выводу, что многие из них тратят слишком много своего времени и усилий не на то, что нужно. Поэтому я пытаюсь помочь им переоценить приоритеты в лидерской работе. Я постоянно призываю пасторов делегировать как можно больше своих обязанностей одаренным рядовым членам церкви. Я цитирую им Библию и напоминаю, что главной обязанностью пастора является «совершение святых на дело служения» (Еф. 4:12). Я также говорю, что они не могут делегировать две вещи, если они хотят, чтобы их церковь росла, а именно свое лидерство и свою веру (или видение).
Недавно в результате моих исследований молитвенной жизни поместных церквей я был вынужден, сначала неохотно, добавить к этому списку третью функцию, которую пастор не может передавать. Если лидеры хотят, чтобы их церковь стала домом молитвы, то старший пастор должен сформировать свое видение и взять руководство молитвенным служением в церкви на себя. Это не значит, что пастор не может делегировать другим служителям административные обязанности и осуществление молитвенного служения. Это нужно отдать ходатаям и молитвенным лидерам самого различного уровня.
Все члены церкви должны знать, вне всякого сомнения, что их пастор ставит молитву на приоритетное место в своей личной жизни и служении. И тогда эта тема всегда будет звучать с кафедры. Редкая проповедь не будет подчеркивать силу и могущество молитвы. В обычном разговоре пастор будет переходить на тему о молитве так же часто, как к другим темам. Свидетельства об ответах на молитвы станут обычной частью церковной жизни. Пасторы будут хвалиться в лучшем смысле этого слова молитвенной жизнью своих людей, и вся церковь воздаст всю славу за это Богу.