Только христиане могут получить прощение национальных грехов
Что можно сделать, чтобы грех, породивший массу нечестивых последствий, мог быть прощен Богом? Этот вопрос приводит нас к принципу, согласно которому без пролития крови нет прощения (см. Евр. 9:22). Единственная кровь, доступная нам для прощения грехов, — это кровь Иисуса Христа. Единственные люди, которые могут осуществить власть покаяния и призыва силы крови Иисуса для прощения грехов, это люди, которые уже были искуплены Его кровью, а именно христиане. Короли, цари, министры, высокопоставленные чиновники, президенты, судьи, генералы и другие люди, использующие власть, но не омытие кровью Иисуса, не могут быть назначены ответственными за совершение таинства покаяния. Однако они могут присутствовать на подобных мероприятиях и участвовать в публичных актах признания и покаяния грехов и также просить о прощении.
Следует напомнить, что христиане, которые берут на себя инициативу за исцеление ран прошлого, могут не относиться и, как правило, не относятся к поколению, которое совершило корневой грех. Однако они могут отождествиться с тем поколением. Но никто другой, кроме христиан, не может отождествиться или взять на себя бремя прошлых грехов. Естественно, что не могут взять на себя это бремя даже те, кто его совершил. Они мертвы и получили свое вечное назначение, каким бы оно ни было. Давайте не будем путать отождествленное покаяние с разрешением личных грехов отдельным человеком из личного прошлого. Мы не признаем, как это делают некоторые, возможности креститься за умерших людей, и точно так же не признаем, что наши действия могут сократить их приговор в вечности или срок пребывания в чистилище.
Более того, во многих случаях мы обнаружим, что нечестие, которое передается из поколения в поколение, намного больше, чем символическое понятие. Например, я вижу все яснее и яснее, что расизм был главным грехом моей нации, и теперь отрекаюсь от многолетнего отрицания того, что сам был заражен грехом расизма. Теперь я способен признать, что хотя никогда не продавал и не покупал рабов, я тоже расист и глубоко сожалею об этом. Поэтому, участвуя в отождествленном покаянии, я не пытаюсь снять с себя ответственность за несправедливость, которую вижу вокруг. Я принимаю решение исповедовать свой личный грех и в то же время исповедую грехи моих предков.
Джон Доусон так подытоживает эту тему: «До тех пор пока люди не отождествят себя с корпоративными объектами, такими как вся нация, все жители города или субкультура предков, честного и искреннего покаяния никогда не будет. Тогда мы останемся с болью и обидами, и уже не сможем признать корпоративных грехов, а значит, процесс примирения не начнется никогда, и старая ненависть станет еще глубже и сильнее».
Но что имеет в виду Доусон, говоря об отождествлении? Он утверждает, что отождествление «означает осознанное включение себя в сферу сопричастности с другими человеческими существами».
В качестве примера могу сказать, что я признаю себя сопричастным к несправедливым действиям, которые были совершены по отношению к коренным американцам, потому что мои предки тоже были среди тех людей, которые создали условия, вынудившие индейцев покинуть долину Могавк и уйти в Канаду. Я могу отождествиться с нечеловеческой работорговлей просто потому, что я белый американец.
Могут ли грехи прошлого действительно быть прощены?
Некоторым людям трудно поверить, что христиане нынешнего поколения могут что-то сделать с тем, что произошло в прошлом. Например, один разгневанный читатель журнала «Харизма» в ответ на статью об отождествленном покаянии написал следующие слова: «Я не считаю себя обязанным просить прощение за предполагаемую вину моего дальнего предка и не ожидаю получить прощение или примирение на основании долгов, совершенных моими предками. Если кому-то из индейцев кажется, что мои предки причинили вред их предкам, они могут потребовать, чтобы мои предки попросили прощения у их предков».
Некоторое время назад я обсуждал этот вопрос с моим другом, всеми уважаемым евангельским библейским ученым. Он уверял меня в том, что понятия прощения грехов прошлых поколений в Библии нет, и потому для этого не может быть богословских оснований. Многие люди согласятся с моим профессором, а вместе с ним и с читателем журнала «Харизма».
Я думаю, что одной из причин, объясняющих позицию этих людей, является сильный перевес евангельских христиан в сторону Нового Завета, где мало говорится об отождествленном покаянии. В новозаветном учении имеется много принципов, касающихся корпоративной природы греха и в меньшей степени концепции отождествления с грехами современников. А вот в Ветхом Завете существует большой материал как о корпоративном грехе, так и об обоснованности отождествления людей с грехами тех, кто давно ушел из этой жизни.
По какой-то причине мы часто упускаем тот факт, что Новый Завет полностью базируется на Ветхом. Гэри Грейг, который преподает еврейский язык и Ветхий Завет в семинарии, говорит: «Поскольку Ветхий Завет был Библией новозаветной церкви, только он дает единственное библейское понимание греха и его исповедания, которое было доступно ранней Церкви».
Когда Павел писал Тимофею, что «все Писание богодухновен- но и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:16, 17), он имел в виду Ветхий Завет, а не Евангелие от Иоанна, не Первое послание Петра и не Деяния. Если мы соглашаемся с тем, что апостолы были «библейскими» верующими, нам следует осознать, что они знали и обучали других именно ветхозаветным принципам.
Если мы соглашаемся с тем, что апостолы были «библейскими» верующими, нам следует осознать, что они знали и обучали других именно ветхозаветным принципам.
Я уже упоминал природу Второй книги Паралипоменон (7:14), которая подтверждает тот факт, что Бог может и расположен простить или удалить (корпоративный) грех Своего народа и исцелить их землю. Некоторые люди могут настаивать на том, что эти понятия относятся только к современному поколению, а не к прошлым. Однако молитва покаяния Неемии доказывает иное: «Согрешили мы пред Тобою, согрешили — и я и дом отца моего» (Неем. 1:6, курсив автора). То же самое говорил и Даниил: «И когда я... исповедовал грехи мои и грехи народа моего...» (Дан. 9:20, курсив автора). В обоих случаях Неемия и Даниил отождествляли себя с грехами идолопоклонства и исповедовали грехи прошлых поколений, грехи, которые они сами не совершали. В то же время они признавали, что нечестие, возникшее в результате этих грехов, оказывало влияние и на них лично.