Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.
И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому. (Иоанна 1:50-51)
Как написано в Бытие 28:12-13, Иаков увидел лестницу, на которую сослался Господь:
И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней.
И вот, Господь стоит на ней и говорит:
Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; [не бойся]. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему;
Иисус является «лестницей Иакова» в том смысле, что земные посланники Божьего Слова поднимаются на небеса благодаря постепенному познанию Господа. Чем больше Его славы мы созерцаем, тем больше мы меняемся, становясь подобными Ему. Результат истинного знания - это не определённое, понятное лишь посвящённым, понимание духовных вещей. В результате приобретения духовных знаний мы изменяемся, преобразуясь в природу Христа. Знать Его - это значит подниматься на небеса, чтобы сидеть с Ним рядом, а также иметь честь спускаться в мир, чтобы быть там Его представителями.
Повсеместное великое пробуждение в мире - результат того, что люди становятся всё восприимчивей к Святому Духу, Который ведёт нас, и мы всё больше посвящаем себя личным отношениям с Иисусом Христом. Начало такой выдающейся мировой восприимчивости к Святому Духу со стороны Церкви было положено в большей мере пробуждением Азуса Стрит 1906 года.
Изменение ускоряется
В Библии ясно сказано, что Господь собирается вернуться за Невестой, не имеющей ни пятна, ни порока (Ефесянам 5:27). Она будет святой, непорочной, единой и настолько сильной, что народы будут трепетать в её присутствии. Многие, читая об этих выдающихся особенностях Церкви, считают, что либо это невозможно, либо для этого понадобится тысяча лет. Однако, как утверждается во Втором Послании Петра 3:8: «Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день».Господь в один день может совершить то, на что, по нашему мнению, понадобится тысяча лет. Господь
может ускорять ход событий, и Он это делает.
Изменения в естественном и духовном мире ускоряются. Тот, кто сопротивляется переменам, сминается и выбрасывается, как старый бурдюк. Движения, деноминации и церкви, которые останавливают своё движение, сегодня очень быстро умирают. А те, которые научились плыть на волне Святого Духа, растут в таком темпе, который ещё несколько лет назад был немыслимым. Находясь в самой гуще этих ускоряющихся перемен, чтобы обезопасить наше плаванье, мы можем обращаться за помощью к традиционным и историческим якорным цепям, но мы не должны позволить им стать теми якорями, которые не позволяют нам идти вперёд. Облако Божьего присутствия очень быстро движется.
Мир разработал эффективные средства и использует новые открытия в основном в экономических целях, для ускорения хода развития. В общем, Церковь справляется с этим не так хорошо, и многие великие истины, которыми Церкви следовало бы овладеть, украдены у неё миром и используются более-менее благородно. Мы испытываем перемены не ради самих перемен, а потому что Церковь направляется к своему предназначению. Нам нужно определиться, куда мы идём и почему. Как учит притча о талантах, мы должны научиться мудро управлять большим сокровищем знаний, доверенным нам для того, чтобы мы извлекли из него максимальную пользу (Матфея 25:14-30).
При этом всё, что находится на духовном уровне, ни коим образом не поддаётся контролю со стороны человека. Иисус Христос – Глава Своей церкви, и только Он может управлять Своим домом. Однако Иисус на самом деле раздаёт полномочия. Если мы, в эти невероятные времена перемен, намерены находиться близко к Нему, должным образом управляя тем, что Он нам поручил, то нам для глубоких корней и ясного видения крайне необходимы все те, кто призван быть лидерами. Это требует понимания.
Нам не достаточно просто «занять больше духовных территорий». Мы должны быть способными удержать то, что завоёвано. Как утверждают Притчи 24:3-4: «Мудростью устрояется дом и разумом утверждается. И с уменьем внутренности его наполняются всяким драгоценным и прекрасным имуществом».
Наши дома могут наполниться великим ростом знаний, но сначала нам необходимо набраться мудрости для их устройства и разума для их утверждения. Мы должны стремиться не просто к созданию крупных церквей; наша церковь должна стать домом, в котором захочет обитать Бог. Мы должны стремиться к тому, чтобы увидеть Церковь без пятна и порока, славной Невестой, готовой к приходу своего Царя. Что толку в храме, если там нет Господа?
Только несколько столетий назад шли большие сражения за право христиан свободно читать свои собственные Библии. В этих сражениях погибали тысячи и тысячи, несмотря на то, что очень немногие были грамотными и имели возможность читать Библию. То, что было достигнуто их усилиями, было сделано для нас. Невзирая на всё то, чего мы добились в наше время, мы стоим на плечах тех, кто шёл перед нами, сражаясь и завоёвывая землю, плод которой мы сегодня едим.
Сегодня у большинства христиан есть несколько Библий. На нас сыплются духовные знания и откровения истины. Их так много, что даже самая большая мега-церковь не в состоянии их впитать, а тем более применить. Но так и должно быть. Ни одна церковь не призвана овладеть всем духовным знанием и откровением и применить его. У каждой церкви своя роль и мы должны сосредоточиться на своей части. Однако нам было бы полезно знать, по крайней мере, концепцию «большой картины», или куда направляется вся Церковь.
Мы также должны чтить своих «отцов» и «матерей», чтобы продлились наши дни на земле (Исход 20:12). Многие великие пробуждения и духовные движения погибали из-за того, что без должного внимания относились к этому вопросу. Этот принцип имеет для Господа такое большое значение, что рядом только с этой заповедью Он поставил обетование продления жизни. Для того, чтобы быть послушными этой заповеди, мы должны осознать, что нашим развитием мы обязаны в большей части вере и мужеству наших духовных отцов и матерей. Наследие - это важно, поэтому Господь распорядился, чтобы каждое поколение Израиля отмечало определённые праздники в память о том, что Бог сделал для предыдущих поколений.
Мы должны помнить, что Господь назывался не просто «Богом Авраама»,но также «Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова» (Исход 3:6).Это означает Его желание иметь отношения с каждым поколением. Следовательно, мы изучаем пробуждение Азуса Стрит не только, чтобы лучше понимать и чтить наших духовных отцов, но для того, чтобы наши сердца заставляли нас томиться по встрече с Господом. Мы не должны удовлетворяться простым слушанием этих историй, мы должны искренне желать снова увидеть Бога. Франк Бартлман сказал, что ему лучше умереть, чем не увидеть пробуждения. Мы должны иметь такое же страстное желание стать свидетелями того, как в нашей жизни двигается Бог.
Понимание прошлого
Бог двигается. Мы вполне вошли в духовную атомную эру. Как утверждалось ранее, поступь духовных перемен уже превзошла пределы нашей способности понимать и применять всё то, что происходит. Однако высвобождение различных движений, их чередование, выбор времени для высвобождения заново открываемых истин, в сочетании с мировыми условиями, ясно говорят о том, что всё находится под пристальным вниманием Святого Духа. Понимание сути духовных движений прошлого жизненно необходимо для каждого, кто призван в наше время к лидерству, если, разумеется, мы собираемся отзываться на деяния Духа.
Конечно, есть множество людей, церквей и даже целых деноминаций, которые были рождены Пробуждением Азуса Стрит, но перестали возрастать. Во многих местах можно найти только остатки прошлой славы, огонь которой едва теплится или вовсе погас. Однако по всему миру существует множество церквей пятидесятников/харизматов, бурлящих Божьим присутствием и Его деяниями. В странах, где сегодня отмечается активное продвижение Благой Вести, в авангарде находятся христиане-пятидесятники и харизматы.
Подобно большинству других движений, движение Пятидесятницы имело впечатляющее начало, за которым последовали подъём изнутри и преследование извне. Было сделано много ошибок, которые грозили увести в сторону всё движение. Почти всегда результатом исправления этих ошибок была ещё большая стабильность движения, обеспечивающая дальнейшее продвижение вперёд. Уроки, которые были извлечены из этих ситуаций, помогут каждой церкви и каждому движению продолжить свой путь.
Понимание ошибок, допущенных другими, поможет нам избежать тех же ловушек. Однако прежде, чем мы внимательно станем относиться к урокам о том, как избежать капканов, нам необходимо знать с чего начинать! Потому что самый важный шаг в любом путешествии - первый, и понять то, как начинаются истинные Божьи движения, жизненно необходимо. Это суть нашего учения. Мы коснёмся некоторых ошибок, но более всего нам следует интересоваться тем, что было сделано правильно. Потраченные несколько часов на изучение истории в дальнейшем могут спасти нас от многолетних блужданий.
Что бы мы ни изучали, следует понять, что Иисус Христос - семя Церкви. Мы можем посмотреть на Него и понять, на кого мы должны быть похожи. Изучая Писание, Церковь или историю, мы всегда смотрим на Него. Рассказывают, что после того, как Микеланджело закончил свою великую скульптуру царя Давида, его спросили, как ему удалось её сделать. Он ответил, что портрет царя был у него в сердце, оставалось только убрать при ваянии лишние части камня. В определённом смысле то же самое должны делать те, кто призван быть в церкви «мастерами-строителями». В наших сердцах должен быть чёткий образ Иисуса, чтобы оставалось только убрать всё лишнее. Что-то в этом роде мы собираемся сделать при изучении этой важной истории.
Глава 2
СЕМЯ
Крепость постройки и продолжительность её существования всегда зависит от крепости фундамента, на котором она основана. Церковь, построенная на основании Иисуса Христа, восторжествует также, как восторжествовал Он. Мы не должны строить даже на основании Святого Духа. Он был послан для того, чтобы вести нас к Иисусу Христу, и во всём, что мы делаем, мы должны искать Его.
Апостол Павел тоже предупреждал, что мы должны внимательно относиться к фундаменту нашего строительства. Он говорил, что сгорят «дерево, сено и солома»,а золото, серебро и драгоценные камни останутся (1-е Коринфянам 3:12- 15). Следовательно, изучая вопросы Церкви и движений, мы должны обращать внимание на такие вещи, которые зарекомендовали себя «деревом, соломой и стернёй»,век которых короток, и на то, что вечно - золото, серебро и драгоценные камни.
Начало Движения Пятидесятницы обычно относится к тому времени, когда в 1906 году на Азуса Стрит стал изливаться Святой Дух. Появился целый ряд мощных служений и движений, которые, ещё до Азуса Стрит, испытали на себе крещение Святым Духом и громко о нём заявили. Но это пробуждение не оказало продолжительного влияния ни на одно из них. Это было истинное начало, которое принесло шагающей вперёд Церкви то, что прочно. Движение изменилось, и теперь у него много течений, но в них мы узнаём то, что взяло своё начало на Азуса Стрит, - этом источнике большинства Божьих движений, наметивших христианству курс на это столетие.
Вильям Дж. Сеймур и Франк Бартлман - два имени, которые ассоциируются в основном с Пробуждением Азуса Стрит. Во многом они были разные, но оба они были молоды и имели необыкновенное желание познать Господа и увидеть возвращение Его силы в церковь. Сеймур бесспорно был лидером этого пробуждения. Он располагал такой властью, которая способствовала зарождению этого движения по всей земле. Бартлман был ходатаем, он имел власть на небе.
По той причине, что эти два человека были такими разными, рассказы о них представляют собой две различные точки зрения о Пробуждении на Азуса Стрит. Однако они не противоречат друг другу, а, скорей, дополняются один другим, рисуя нам полную картину. Поскольку Сеймур был действительным лидером Пробуждения Азуса Стрит, мы начнём с рассказа о нём. Но сначала мы должны немного углубиться в историю.
Дедушка Пробуждения
Чарльз Фокс Пархэм (1873-1929) возглавлял Библейскую школу в Топека, Канзас. Он был настоящим духовным отцом, и многие считают его отцом современного Движения Пятидесятницы. Несмотря на то, что позже он откажется от многих своих собственных духовных детей, его роль в этом движении должна быть признана и понята.
Пархэм искал Бога, его постоянно заботила огромная пропасть между библейским христианством и состоянием Церкви в те времена. Он искал Господа, как, на его взгляд, истинное, библейское выражение христианства. Находясь на молитвенном дежурстве в последний день 1900 года, он испытал на себе духовный дар, - заговорил «на языках». Это произошло в первые часы 1 января 1901 года, в начале 20-го века. Немногие смогли понять, как это одно событие могло послужить определением пути христианства в 20- ом столетии.
Говорение на языках или использование других духовных даров, без сомнения, было уникальным событием в истории Церкви. Подобный опыт имели многие реформаторы и лидеры пробуждения. Однако опыт Пархэма пришёл к нему в, так сказать, «полноте времени», в тот период, когда пришло время собирать урожай пробуждённой истины. То, что пережил Пархэм, вызвало немалый интерес, в основном потому, что в те времена Церковь находилась в сухом и безжизненном состоянии. Пархэм также не слыл восторженным и эмоциональным человеком. Он, скорей, был консервативен и рационален, что в то время сыграло свою роль, т.к. люди поверили его опыту.
Через несколько лет после этого Пархэм заболел и вынужден был переехать в Хьюстон, где он имел возможность находиться вместе со своими друзьями. Когда силы вернулись к нему, он основал другую Библейскую школу, на этот раз в портовом городе штата Техас. Вильям Сеймур стал одним из студентов этой школы, но из-за того, что он был чёрным, а Пархэм убеждённым сторонником сегрегации*, студент вынужден был находиться за пределами классной комнаты и слушать через дверь, которую Пархэм оставлял приоткрытой.
*Сегрегация - одна из форм расовой дискриминации в США, ЮАР и некоторых других странах. - Прим. ред.
Сеймур так тяготел к Богу, что ради близости к деяниям Господа был готов вынести любое унижение. Он был уверен, что в Церковь приходит новая Пятидесятница, и пророчеким признаком этого был дар, полученный Пархэмом на рассвете нового столетия.
Отвержение
Вильям Дж. Сеймур родился 2 мая 1870 года в городе Сентервиль, Луизиана. Он был сыном бывших рабов - Саймона и Филлис Сеймур. Даже после освобождения Сеймуры продолжали работать на плантации. Повзрослевший, сильный телом и духом, Вильям пошёл по стопам своих родителей, но также получил небольшое формальное образование. Он сам научился читать, чтобы иметь возможность изучать Библию. Находясь под постоянной угрозой со стороны Ку-клукс-клана, угнетаемый законами Джима Кроу, Вильям был убеждён, что Иисус Христос - единственный настоящий освободитель людей.
После того, как он переболел оспой и потерял глаз, Вильям посвятил себя служению, провозглашая Благую Весть истинного освобождения мужчин и женщин через Иисуса Христа.
Не будучи крещённым Святым Духом, Которого он так долго искал, в январе 1906 года Сеймур покидает школу Пархэма, чтобы стать пастором назначенной конгрегации. Уже через неделю после его приезда лидеры конгрегации отвергли его, потому что им не понравилось, что он настоятельно говорит о приходе новой Пятидесятницы. Сеймур основывает небольшую молитвенную группу единомышленников, которые должны просто больше познавать Бога. Они и подумать не могли, что когда они найдут то, что искали, христианский мир изменится навсегда.
В истории Церкви повторяется один момент: великие лидеры часто попадают на места своего назначения благодаря тому, что их отвергают. Мы неоднократно наблюдаем это в Писании. Взять к примеру хотя бы Иосифа, Моисея, Давида и Самого Иисуса Христа. Создаётся впечатление, что великое разочарование в себе или других служит предпосылкой для того, чтобы Бог использовал нас каким-то особенным образом, в частности для какого-то начинания. Можно даже сказать, что испытание отвержением входит в список условий, необходимых для того, чтобы стать христианином. Отвержение никогда не должно удивлять нас, оно должно удерживать наше доверие и наше внимание на Господе. Всё, что с нами случается, Он обратит во благо Себе и нам.
Задолго до того, как Сеймур проделал свой путь в Лос-Анжелес, Фрэнк Бартлман приготовил для грядущего духовную почву. Он не был пастором, он был простым мирянином, который любил Господа и свой город. Желая увидеть, как в Лос-Анжелесе двигается Господь, он постоянно молился о Божьем вмешательстве.
Растущее ожидание
8 апреля 1904 года Фрэнк Бартлман услышал проповедь Ф.Б. Мейера. Мейер был из Лондона, он рассказывал о пробуждении, которое имело место в Уэльсе. Он встречался с Эвеном Робертсом, лидером Уэльского Пробуждения, и эта встреча произвела на него неизгладимое впечатление. Мейер не зажигал огонь пробуждения, но он нёс это огонь. Его рассказы о пробуждении в Уэльсе подливали масло в огонь мерцающего духовного огня тех, кто его слушал. Услышав проповедь Мейера, Бартлман пообещал Господу, что с того момента он полностью посвятит себя Ему. Многие в определённый момент принимали в своём сердце подобные решения, но Бартлман был человеком слова, и он сдержал своё обещание.
Сердце Фрэнка Бартлмана было разбито недавней смертью его трехлетней дочери, и, ощутив, что теперь его сокровище находится на небесах, он принял решение делать всё возможное ради Благой Вести. Он стал распространять брошюры в банках, на почте, общественных зданиях, салонах и даже в публичных домах. Он работал преданно и долго, но видел, что его усилиями изменилось немного жизней. Тогда он страстно захотел иметь больше силы.
Для того, чтобы увидеть такое же, как в Уэльсе пробуждение, которое меняло не только отдельные личности, но и целые города, Бартлман взвалил на себя тяжёлую ношу. Чем больше он работал, тем больше он напрягал своё сердце, стремясь увидеть, как Бог двигается в Лос-Анже- лесе. Затем Бартлман стал понимать, что в Лос- Анжелесе будет всё иначе, чем в Уэльсе, и он начал смело проповедовать приход «другой пятидесятницы».
В то самое время, многие другие христиане по всему миру, казалось, независимо друг от друга, с большим нетерпением ожидали, что этот дар Святого Духа снова изольётся на Церковь, как в первом столетии. Они так решили, потому что так было сказано в Книге Пророка Иоиля 2 и Деяниях Святых Апостолов 2, которые гласили, что это случится в последние времена. Таким образом, в ожидании Святого Духа, была подготовлена почва для быстрого распространения этого движения. Во время, определённое Господом, некоторые из этих людей встретятся, выполняя свою небольшую миссию, связанную с Азуса Стрит.
Это один из уникальных элементов Пробуждение Азуса Стрит - оно не было сосредоточено на одном человеке. Так же, как Варнава должен был найти Павла прежде, чем он смог открыться своему призванию апостола, наши собственные судьбы часто зависят от нашего смирения перед теми, с кем нам необходимо соединиться, чтобы осуществить поставленные Богом цели. Даже Иисус прежде, чем следовать Своему призванию, подчинил Себя служению Иоанна Крестителя. Господь составил Свой план таким образом, что мы все нуждаемся друг в друге. Чем больше мы смиряем себя, чтобы соединиться с другими, тем
больше плода мы, в конце концов, произведём.
Первого мая в Епископальной церкви методистов на Лейк авеню в городе Пасадена возникло небольшое оживление. Ходатаи молились за пробуждение в Пасадене. И Бог ответил на их молитвы. Бартлман посетил эту церковь и был глубоко тронут. Жаждущие у алтаря души вдохновили его на решение - он захотел увидеть, как Господь двигается и в Лос-Анжелесе.
В тот вечер он сделал в своём журнале пророческую запись. Он стал перечислять опасности, поджидающие Церковь в будущем и способные, без сомнения, увести в сторону великое пробуждение, которое, по его убеждению, было не за горами. Он написал, что пробуждение пройдёт мимо многих церквей, потому что они стоят на месте, и что окончательный успех, или поражение будут зависеть от степени смирения людей, ищущих Божьей благодати. Бартлман был уверен, что если те, кто задействован в пробуждении, поймаются в ловушку собственной значимости, великая духовная возможность будет упущена. Он писал:
«Бог всегда искал смиренных людей. Он не может использовать других... Крайне необходимо готовить своё сердце в смирении и разделении, чтобы вслед за этим смог прийти Бог. Глубина всякого пробуждения будет в точности определяться духом раскаяния, которого нужно добиться. Фактически, это и есть ключ к каждому истинному Божьему пробуждению».
Затем Бартлман прочёл книгу С.Б. Шоу «Великое Пробуждение в Уэльсе», и пламя больше не могло удержаться в сердце. Он оставил свою мирскую работу, и всё своё время посвятил служению.
Либо увидеть пробуждение, либо погибнуть, - в таком он был состоянии. Он так много постился за это, что совсем перестал принимать пищу. «Не хлебом единым жив человек», - заявлял он тем, кого беспокоило его состояние. В сердце он уже принял решение, что лучше умереть, чем упустить возможность увидеть действия Бога. Бартлман настолько посвятил себя Господу, что у него просто не осталось альтернатив. Ему некуда было отступать в случае, если бы Бог не стал действовать. С тех пор, как Иисус призвал Своих первых апостолов, такова была природа всех столпов, на которых Господь построил Свою Церковь.
Бартлман ежедневно говорил с людьми, раздавая брошюру Дж. Кембелла Моргана под названием «Пробуждение в Уэльсе». Написанное Морганом глубоко коснулось многих сердец, и некоторые подключились к молитве о том, чтобы в Лос-Анжелесе мощно излился Святой Дух. Бартлман был так поглощён Богом, что стал просыпаться ночью, выкрикивая восхваления Богу. Он писал о том времени:
«Днём и ночью я продолжал призывать себя к вере в то, что Бог совершит что-то чрезвычайное. Я был охвачен духом пробуждения. На меня также сошёл дух пророчества. Кажется, я получил определённый «дар веры» в пробуждение. Мы явно находились в преддверии удивительного времени, и я постоянно пророчествовал о мощном излиянии».
Рвение Бартлмана к Богу было в то время настолько сильным, что его жена и друзья стали опасаться за его жизнь. Он не спал, не ел, а только молился, и они считали, что он так долго не протянет. В ответ на их просьбы умерить свой пыл, он говорил, что лучше умереть, нежели не увидеть пробуждения.
Псалом 103:4 утверждает, что Господь делает своих посланников «огнём пылающим». Господь общался с двумя мужчинам по дороге в Еммаус, и их сердца загорелись посланием от Сына Божьего. Бартлман был таким посланником. Огонь, который пылал в нём, не мог погаснуть. Поэтому Бог использовал его, чтобы зажечь огонь пробуждения по всему миру.
Глава 3
ПЫЛ СОЗИДАЕТ
17 июня Бартлман направился в Лос-Анжелес, чтобы посетить одно из собраний в Первой Баптистской церкви, которая ждала, что Бог изольёт на неё свой Дух. Пастор этой церкви Джозеф Смейл только что вернулся из Уэльса. Он был полон рвения, ждал визита Святого Духа и желал получить от Него благословения для своей церкви, собрания в которой теперь проходили каждый день и каждую ночь.
Часто посещая эту церковь, Бартлман был обескуражен тем, что люди ничего не начинали делать, пока не придёт пастор. Они даже не молились до его прихода. Это заставило Бартлма- на искать для себя более глубокого откровения от Иисуса. Ночью он часто просыпался, чтобы молиться и искать более близких отношений с Господом. Чем больше он возрастал в Господе, тем тяжелее становилось его плоти, но он не обращал на это внимание. Он хотел познать «участи в страданиях Его» (Филиппийцам 3:10)и сострадание, которое Господь чувствовал к грешникам. Он стал испытывать «воздыхания неизреченные» (Римлянам 8:26).
На собрании палаточного служения Бартлман повстречал Эдварда Боэмера, который только прошедшей весной принял Бога, но имел то же рвение в молитве. Они немедленно духовно соединились и, казалось, взаимно поддерживали пламя стремления к пробуждению. Позже Бартлман говорил: «Моя жена к тому времени была буквально поглощена молитвами. Я молился день и ночь».
Именно в то время в сердце Бартлмана возникло беспокойство: он стал осознавать, что слишком сосредоточился на том, что произошло в Уэльсе. Ростки того великого пробуждения сначала появились у него в сердце, поэтому, когда кто-то молился о таком же пробуждении, как в Уэльсе, возникала неловкость. Он почувствовал, что в Лос-Анжелесе Бог желает сделать по-другому.
Бартлман написал письмо в Уэльс Эвану Робертсу с просьбой молиться за Калифорнию. Робертс ответил, что будет молиться. Так было положено начало связи церкви в Лос-Анжелесе с лидерами Пробуждения в Уэльсе. Робертс наставлял их: «Собирайте вместе тех людей, которые уже полностью готовы отступить. Молитесь и ждите. Верьте в Божьи обетования. Собирайтесь ежедневно». Это письмо было для Бартлмана большим ободрением. Дух уже явно двигался в городе. Среди людей быстро распространялась убеждённость, люди со всех концов Лос-Анжелеса объединялись вокруг церкви пастора Смейла.
Следуя увещеваниям Бартлмана, люди не просто ждали пастора Смейла, который, фактически, был только моделью Пробуждения в Уэльсе, а постепенно стали позволять вести собрания Святому Духу. Направляемые не человеческой рукой, на собраниях спасались души, и их становилось всё больше и больше.
Святой Дух всегда требует, чтобы, прежде чем Он начнёт Своё мощное движение, люди объединялись. Ко многим в Лос-Анжелесе приходило единение так же, как апостолы были «единодушно вместе» (Деяния 2:1)в день Пятидесятницы, когда Святой Дух впервые излился на людей. Поскольку сектантские барьеры были сметены, появилось ощущение, что осталось только черкнуть спичкой и огонь загорится.
Покаяние - вот ключ
К тому времени собрания людей проводились не просто днём и ночью, - они могли длиться всю ночь. Среди людей распространилось почти неподдающееся контролю рвение к Господу. Пастор Смейл стал пророчествовать о том, что будут происходить удивительные вещи, в том числе «скорое возвращение Церкви апостольских даров». Люди стали чувствовать, будто Лос- Анжелес - это своего рода Иерусалим, где впервые Святой Дух пришёл, чтобы обитать в мужчинах и женщинах. К июню 1905 года стали молиться уже не за другое пробуждение, отличное от имевшего место в Уэльсе, а за «другую Пятидесятницу».
3 июля, когда Бартлман и Боэмер находились в зале в городе Пасадена и молились, тяжесть стала просто невыносимой, и они закричали, как кричат рожающие женщины. Затем тяжесть ушла, и они некоторое время сидели, наслаждаясь охватившим их спокойствием. Внезапно им явился Господь Иисус, став между ними. Они не смели пошелохнуться. Их пронизала любовь, и они ощутили, как огонь прошёл через их тела. Позже Бартлман писал:
«Всё моё естество, казалось, растаяло перед Ним, как воск на огне. Я потерял всякое чувство времени и пространства, я ощущал только Его чудесное присутствие. Я поклонялся у Его ног. Это казалось настоящей Горой Преображения. Я потерялся в истинном Духе. Господь ничего не говорил, Он только переполнил наш дух Своим присутствием. Он пришёл, чтобы укрепить нас, уверить в Своём служении. Он знал теперь, что мы работаем вместе с Ним, разделяем Его страдания в служении «родовых мук души». Настоящие муки души так же реальны в духе, как и естественные муки при рождении человека. Это сравнение почти совершенно. Без этого не рождается ни одна душа. Этим путём приходит всякое истинное пробуждение спасения».
Именно в это время Бартлману вспомнилось, как он почувствовал, что ключом к пробуждению является следующее: «Глубина пробуждения будет в точности определяться глубиной духа покаяния. И это останется истиной для всех людей на все времена».
Дух пробуждения из церкви пастора Смейла быстро распространялся по всему городу. Доверенные ходатаи, представляющие почти все духовные направления, прибывали со всего региона. Вскоре они расширили своё видение и стали молиться не просто о пробуждении в Калифорнии, они стали молиться за весь народ. Затем они сделали ещё один шаг веры и стали молиться о том, чтобы пробуждение коснулось всех уголков земли. Бартлман писал: «Дух пророчества стал работать среди нас для совершения великих вещей большого масштаба».
Когда Бартлман снова посетил церковь Смейла, он почувствовал побуждение молиться за веру, умение распознавать духи, за исцеление и пророчествование. Когда несколько верующих несколько месяцев назад начали молиться о пробуждении, казалось, ни у кого не было достаточно веры во что-то необычное. В церкви царил скептицизм, потому что условия в церкви этому способствовали. Он, как пелена, покрыл всех верующих. Последовательными усилиями подобное отношение изменилось. Теперь у них была вера не только для молитвы о великих свершениях, но и для пророчеств.
Именно тогда Бартлман написал статью для газеты «Дейли Ньюс оф Пасадена», в которой он описывал всё то, что увидел в церкви у пастора Смейла. Когда статья вышла в печати, издатель газеты захотел прийти в церковь и увидеть, что там происходит. Весьма убеждённый, он пришёл к алтарю с искренней жаждой Господа. Затем он написал свою собственную статью под названием «Что я увидел в лос-анжелесской церкви», которая перепечатывалась и распространялась по всей стране. Это вызвало общенародный интерес к тому, что происходило в Лос-Анжелесе.
Собрания в Первой Баптистской церкви проходили ежедневно в течение почти четырёх месяцев, администрация устала и захотела вернуться к старому порядку. Пастору Смейлу было сказано, что-либо он прекращает пробуждение, либо уходит. Он выбрал последнее и организовал церковь Нового Завета. И хотя Бартлман выразил своё недовольство подобными перипетиями, он стал одним из организаторов новой церкви. Он проповедовал везде, где только находилась аудитория слушателей, а в перерывах постоянно молился.
Глава 4
ТЁМНАЯ НОЧЬ ДУШИ
После нескольких месяцев такой интенсивной деятельности, многие стали слабеть и отходить. Созидательный духовный пыл стал угасать. Подобное происходило с детьми Израиля, покидавшими Египет с рвением, которое очень быстро иссякло в пустыне; а ведь им необходимо было пройти её, прежде чем они должны были достичь Обетованной Земли. То же случилось непосредственно перед Пробуждением в Уэльсе. Те же вещи имели место и накануне дня Пятидесятницы, когда Церкви впервые был дан Святой Дух. Более 500 человек видели воскресшего Христа, им было велено ждать даров Святого Духа в Иерусалиме. Но их осталось и собралось всего 120, когда Он излился на них.
Тогда рвение Бартлмана не ослабло. Им так сильно овладело побуждение ходатайствовать, что он постился и постоянно молился. Опасаясь за его жизнь, его жена и друзья отчаянно пытались заставить его прекратить эти изнурительные усилия. Позже Бартлман рассказывал, что он ощущал, будто находится в Гефсимании вместе с Господом. Он начал думать, что душевные муки Христа перешли на него в такой степени, что ему не дожить до ответа на свои молитвы. Всё же, он продолжал.
Некоторые были уверены, что Бартлман потерял рассудок. Немногие понимали, через что он проходит. Это было апостольское ходатайство, которое заставило Павла рисковать жизнью «под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах» (2-е Коринфянам 6:5).
Ради Благой Вести он подвергал себя избиению, побитию камнями и всему остальному. «Душевному человеку» подобные жертвы казались глупыми, потому что они «от Духа Божия» (1-е Коринфянам 2:14),они недоступны для понимания самолюбивым людям. Бартлман упорствовал в вере, он был уверен, что «сберегший душу свою, потеряет ее...» (от Матфея 10:39). «...если пшеничное зерно, пав на землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (от Иоанна 12:24).Его не волновало то, что он может умереть; пробуждение ему нужно было больше, чем жизнь.
Церковь Нового Завета, начало которой было положено братом Смейлом, разрослась, стала уделять внимание множеству второстепенных вещей, и люди стали терять интерес к молитве. Они стали отходить от стремления молиться за пробуждение, а Бартлман стал отходить от них. У многих было мощное начало, но оно продлилось недолго. Однако Фрэнк Бартлман решил, что даже если он останется один, то всё равно будет молиться до тех пор, пока не сойдёт Божий огонь.
Дважды два
Пока Бартлман стойко продолжал молиться за пробуждение, в церкви образовалась оппозиция. Кое-кто пытался повлиять на него, чтобы он прекратил свои молитвенные собрания. Когда Бартлман спросил Господа о том, какова Его воля, он столкнулся с проявлением Божьей славы. Не отвечая непосредственно на вопрос, Господь решил проблему. Бартлман предался Божьему присутствию, и молитва ему нужна была больше, чем воздух. Когда его спрашивали о его дальнейших действиях, он цитировал: «...должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деяния 5:29).
В это время Бартлман написал ещё одну статью, которая раздула угасавший огонь в душе тех, кто потерял надежду на пробуждение. Статью он закончил пророчеством о том, что вскоре должно свершиться:
«Из праха тьмы и, не взирая на обстоятельства, поднимутся герои, чьи имена будут записаны в Небесной Книге Вечной Славы. Дух, как на рассвете творения, снова носится над нашей землёй, и провозглашается Божий декрет - «Да будет свет!» Братья и сёстры, если мы верим в Бога, можем ли мы постигнуть, что произойдёт ? Для многих из нас здесь нет другого смысла жизни. Сила молитвы веры день и ночь поднимается к престолу. Лос- Анжелес, Южная Калифорния и весь континент без сомнения окажется перед лицом долго рождаемого в муках мощного пробуждения, данного Духом и силой Бога» (Путь веры, 16 ноября, 1905 года).
После служения в церкви Нового Завета Бартлман и ещё несколько человек почувствовали побуждение молиться о том, чтобы Бог скоро излил Свой Дух вместе со знамениями (от Марка 16:17). Они не имели в виду «языки», и позже утверждали, что в то время ничего не слышали и даже подумать не могли о подобных вещах. Это было в феврале 1906 года.
26 марта Бартлман пошёл на собрание, которое устраивалось в коттедже на Бонни Бре Стрит. Там собирались для молитвы белые и чёрные верующие. Он только что встретил Вильяма Сеймура, который приехал из Техаса. Во время этого собрания у себя в журнале он сделал короткую запись о Сеймуре: «Это был чёрный человек, слепой на один глаз, очень простой, духовный и смиренный. Он посещал собрания на Бонни Бре Стрит».
Встреча Бартлмана с Сеймуром отметила рассвет в его душе после долгой и тёмной ночи. Они оба жили и дышали страстным стремлением к пробуждению. Не похоже на то, что они когда-нибудь садились и обсуждали, как им работать вместе, но совершенно очевидно, что Пробуждение Азуса Стрит без кого-то одного было бы невозможно. Один из них был нитро, другой - глицерин. Каждый в отдельности мог бы совершить совсем немного, но вместе они организовали такой взр