Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

И говорит ему: истинно, истинно гово­рю вам: отныне будете видеть небо от­верстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому. (Иоанна 1:50-51)

Как написано в Бытие 28:12-13, Иаков уви­дел лестницу, на которую сослался Господь:

И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней.

И вот, Господь стоит на ней и говорит:

Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; [не бойся]. Землю, на кото­рой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему;

Иисус является «лестницей Иакова» в том смысле, что земные посланники Божьего Слова поднимаются на небеса благодаря постепенно­му познанию Господа. Чем больше Его славы мы созерцаем, тем больше мы меняемся, становясь подобными Ему. Результат истинного знания - это не определённое, понятное лишь посвящён­ным, понимание духовных вещей. В результате приобретения духовных знаний мы изменяемся, преобразуясь в природу Христа. Знать Его - это значит подниматься на небеса, чтобы сидеть с Ним рядом, а также иметь честь спускаться в мир, чтобы быть там Его представителями.

Повсеместное великое пробуждение в мире - результат того, что люди становятся всё вос­приимчивей к Святому Духу, Который ведёт нас, и мы всё больше посвящаем себя личным отно­шениям с Иисусом Христом. Начало такой вы­дающейся мировой восприимчивости к Свято­му Духу со стороны Церкви было положено в большей мере пробуждением Азуса Стрит 1906 года.

Изменение ускоряется

В Библии ясно сказано, что Господь собира­ется вернуться за Невестой, не имеющей ни пят­на, ни порока (Ефесянам 5:27). Она будет святой, непорочной, единой и настолько сильной, что народы будут трепетать в её присутствии. Мно­гие, читая об этих выдающихся особенностях Церкви, считают, что либо это невозможно, либо для этого понадобится тысяча лет. Однако, как утверждается во Втором Послании Петра 3:8: «Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как ты­сяча лет, и тысяча лет, как один день».Господь в один день может совершить то, на что, по наше­му мнению, понадобится тысяча лет. Господь

может ускорять ход событий, и Он это делает.

Изменения в естественном и духовном мире ускоряются. Тот, кто сопротивляется переменам, сминается и выбрасывается, как старый бурдюк. Движения, деноминации и церкви, которые ос­танавливают своё движение, сегодня очень быс­тро умирают. А те, которые научились плыть на волне Святого Духа, растут в таком темпе, кото­рый ещё несколько лет назад был немыслимым. Находясь в самой гуще этих ускоряющихся пе­ремен, чтобы обезопасить наше плаванье, мы можем обращаться за помощью к традиционным и историческим якорным цепям, но мы не долж­ны позволить им стать теми якорями, которые не позволяют нам идти вперёд. Облако Божьего присутствия очень быстро движется.

Мир разработал эффективные средства и использует новые открытия в основном в эконо­мических целях, для ускорения хода развития. В общем, Церковь справляется с этим не так хоро­шо, и многие великие истины, которыми Церк­ви следовало бы овладеть, украдены у неё миром и используются более-менее благородно. Мы испытываем перемены не ради самих перемен, а потому что Церковь направляется к своему пред­назначению. Нам нужно определиться, куда мы идём и почему. Как учит притча о талантах, мы должны научиться мудро управлять большим со­кровищем знаний, доверенным нам для того, что­бы мы извлекли из него максимальную пользу (Матфея 25:14-30).

При этом всё, что находится на духовном уровне, ни коим образом не поддаётся контролю со стороны человека. Иисус Христос – Глава Своей церкви, и только Он может управлять Сво­им домом. Однако Иисус на самом деле раздаёт полномочия. Если мы, в эти невероятные време­на перемен, намерены находиться близко к Нему, должным образом управляя тем, что Он нам по­ручил, то нам для глубоких корней и ясного ви­дения крайне необходимы все те, кто призван быть лидерами. Это требует понимания.

Нам не достаточно просто «занять больше духовных территорий». Мы должны быть способ­ными удержать то, что завоёвано. Как утвержда­ют Притчи 24:3-4: «Мудростью устрояется дом и разумом утверждается. И с уменьем внутреннос­ти его наполняются всяким драгоценным и пре­красным имуществом».

Наши дома могут наполниться великим рос­том знаний, но сначала нам необходимо набрать­ся мудрости для их устройства и разума для их утверждения. Мы должны стремиться не просто к созданию крупных церквей; наша церковь дол­жна стать домом, в котором захочет обитать Бог. Мы должны стремиться к тому, чтобы увидеть Церковь без пятна и порока, славной Невестой, готовой к приходу своего Царя. Что толку в хра­ме, если там нет Господа?

Только несколько столетий назад шли боль­шие сражения за право христиан свободно чи­тать свои собственные Библии. В этих сражени­ях погибали тысячи и тысячи, несмотря на то, что очень немногие были грамотными и имели возможность читать Библию. То, что было дос­тигнуто их усилиями, было сделано для нас. Не­взирая на всё то, чего мы добились в наше вре­мя, мы стоим на плечах тех, кто шёл перед нами, сражаясь и завоёвывая землю, плод которой мы сегодня едим.

Сегодня у большинства христиан есть не­сколько Библий. На нас сыплются духовные зна­ния и откровения истины. Их так много, что даже самая большая мега-церковь не в состоянии их впитать, а тем более применить. Но так и дол­жно быть. Ни одна церковь не призвана овладеть всем духовным знанием и откровением и приме­нить его. У каждой церкви своя роль и мы долж­ны сосредоточиться на своей части. Однако нам было бы полезно знать, по крайней мере, кон­цепцию «большой картины», или куда направля­ется вся Церковь.

Мы также должны чтить своих «отцов» и «матерей», чтобы продлились наши дни на зем­ле (Исход 20:12). Многие великие пробуждения и духовные движения погибали из-за того, что без должного внимания относились к этому воп­росу. Этот принцип имеет для Господа такое боль­шое значение, что рядом только с этой запове­дью Он поставил обетование продления жизни. Для того, чтобы быть послушными этой запове­ди, мы должны осознать, что нашим развитием мы обязаны в большей части вере и мужеству наших духовных отцов и матерей. Наследие - это важно, поэтому Господь распорядился, чтобы каждое поколение Израиля отмечало определён­ные праздники в память о том, что Бог сделал для предыдущих поколений.

Мы должны помнить, что Господь назывался не просто «Богом Авраама»,но также «Богом Ав­раама, Богом Исаака и Богом Иакова» (Исход 3:6).Это означает Его желание иметь отношения с каждым поколением. Следовательно, мы изуча­ем пробуждение Азуса Стрит не только, чтобы лучше понимать и чтить наших духовных отцов, но для того, чтобы наши сердца заставляли нас томиться по встрече с Господом. Мы не должны удовлетворяться простым слушанием этих исто­рий, мы должны искренне желать снова увидеть Бога. Франк Бартлман сказал, что ему лучше уме­реть, чем не увидеть пробуждения. Мы должны иметь такое же страстное желание стать свиде­телями того, как в нашей жизни двигается Бог.

Понимание прошлого

Бог двигается. Мы вполне вошли в духовную атомную эру. Как утверждалось ранее, поступь духовных перемен уже превзошла пределы нашей способности понимать и применять всё то, что происходит. Однако высвобождение различных движений, их чередование, выбор времени для высвобождения заново открываемых истин, в сочетании с мировыми условиями, ясно говорят о том, что всё находится под пристальным вни­манием Святого Духа. Понимание сути духовных движений прошлого жизненно необходимо для каждого, кто призван в наше время к лидерству, если, разумеется, мы собираемся отзываться на деяния Духа.

Конечно, есть множество людей, церквей и даже целых деноминаций, которые были рожде­ны Пробуждением Азуса Стрит, но перестали возрастать. Во многих местах можно найти толь­ко остатки прошлой славы, огонь которой едва теплится или вовсе погас. Однако по всему миру существует множество церквей пятидесятни­ков/харизматов, бурлящих Божьим присутстви­ем и Его деяниями. В странах, где сегодня отме­чается активное продвижение Благой Вести, в авангарде находятся христиане-пятидесятники и харизматы.

Подобно большинству других движений, движение Пятидесятницы имело впечатляющее начало, за которым последовали подъём изнут­ри и преследование извне. Было сделано много ошибок, которые грозили увести в сторону всё движение. Почти всегда результатом исправле­ния этих ошибок была ещё большая стабиль­ность движения, обеспечивающая дальнейшее продвижение вперёд. Уроки, которые были из­влечены из этих ситуаций, помогут каждой цер­кви и каждому движению продолжить свой путь.

Понимание ошибок, допущенных другими, поможет нам избежать тех же ловушек. Однако прежде, чем мы внимательно станем относиться к урокам о том, как избежать капканов, нам необ­ходимо знать с чего начинать! Потому что са­мый важный шаг в любом путешествии - первый, и понять то, как начинаются истинные Божьи движения, жизненно необходимо. Это суть на­шего учения. Мы коснёмся некоторых ошибок, но более всего нам следует интересоваться тем, что было сделано правильно. Потраченные не­сколько часов на изучение истории в дальней­шем могут спасти нас от многолетних блужда­ний.

Что бы мы ни изучали, следует понять, что Иисус Христос - семя Церкви. Мы можем по­смотреть на Него и понять, на кого мы должны быть похожи. Изучая Писание, Церковь или историю, мы всегда смотрим на Него. Рассказы­вают, что после того, как Микеланджело закон­чил свою великую скульптуру царя Давида, его спросили, как ему удалось её сделать. Он отве­тил, что портрет царя был у него в сердце, оста­валось только убрать при ваянии лишние части камня. В определённом смысле то же самое дол­жны делать те, кто призван быть в церкви «мастерами-строителями». В наших сердцах должен быть чёткий образ Иисуса, чтобы оставалось только убрать всё лишнее. Что-то в этом роде мы собираемся сделать при изучении этой важной истории.

Глава 2

СЕМЯ

Крепость постройки и продолжительность её существования всегда зависит от крепости фундамента, на котором она основана. Церковь, построенная на основании Иисуса Христа, вос­торжествует также, как восторжествовал Он. Мы не должны строить даже на основании Святого Духа. Он был послан для того, чтобы вести нас к Иисусу Христу, и во всём, что мы делаем, мы дол­жны искать Его.

Апостол Павел тоже предупреждал, что мы должны внимательно относиться к фундаменту нашего строительства. Он говорил, что сгорят «дерево, сено и солома»,а золото, серебро и дра­гоценные камни останутся (1-е Коринфянам 3:12- 15). Следовательно, изучая вопросы Церкви и движений, мы должны обращать внимание на такие вещи, которые зарекомендовали себя «де­ревом, соломой и стернёй»,век которых короток, и на то, что вечно - золото, серебро и драгоцен­ные камни.

Начало Движения Пятидесятницы обычно относится к тому времени, когда в 1906 году на Азуса Стрит стал изливаться Святой Дух. По­явился целый ряд мощных служений и движе­ний, которые, ещё до Азуса Стрит, испытали на себе крещение Святым Духом и громко о нём за­явили. Но это пробуждение не оказало продол­жительного влияния ни на одно из них. Это было истинное начало, которое принесло шагающей вперёд Церкви то, что прочно. Движение изменилось, и теперь у него много течений, но в них мы узнаём то, что взяло своё начало на Азуса Стрит, - этом источнике большинства Божьих движений, наметивших христианству курс на это столетие.

Вильям Дж. Сеймур и Франк Бартлман - два имени, которые ассоциируются в основном с Пробуждением Азуса Стрит. Во многом они были разные, но оба они были молоды и имели нео­быкновенное желание познать Господа и увидеть возвращение Его силы в церковь. Сеймур бес­спорно был лидером этого пробуждения. Он рас­полагал такой властью, которая способствовала зарождению этого движения по всей земле. Бар­тлман был ходатаем, он имел власть на небе.

По той причине, что эти два человека были такими разными, рассказы о них представляют собой две различные точки зрения о Пробужде­нии на Азуса Стрит. Однако они не противоре­чат друг другу, а, скорей, дополняются один дру­гим, рисуя нам полную картину. Поскольку Сей­мур был действительным лидером Пробуждения Азуса Стрит, мы начнём с рассказа о нём. Но сна­чала мы должны немного углубиться в историю.

Дедушка Пробуждения

Чарльз Фокс Пархэм (1873-1929) возглавлял Библейскую школу в Топека, Канзас. Он был на­стоящим духовным отцом, и многие считают его отцом современного Движения Пятидесятницы. Несмотря на то, что позже он откажется от мно­гих своих собственных духовных детей, его роль в этом движении должна быть признана и поня­та.

Пархэм искал Бога, его постоянно заботила огромная пропасть между библейским христи­анством и состоянием Церкви в те времена. Он искал Господа, как, на его взгляд, истинное, биб­лейское выражение христианства. Находясь на молитвенном дежурстве в последний день 1900 года, он испытал на себе духовный дар, - загово­рил «на языках». Это произошло в первые часы 1 января 1901 года, в начале 20-го века. Немногие смогли понять, как это одно событие могло по­служить определением пути христианства в 20- ом столетии.

Говорение на языках или использование дру­гих духовных даров, без сомнения, было уникаль­ным событием в истории Церкви. Подобный опыт имели многие реформаторы и лидеры про­буждения. Однако опыт Пархэма пришёл к нему в, так сказать, «полноте времени», в тот период, когда пришло время собирать урожай пробуж­дённой истины. То, что пережил Пархэм, вызва­ло немалый интерес, в основном потому, что в те времена Церковь находилась в сухом и безжиз­ненном состоянии. Пархэм также не слыл вос­торженным и эмоциональным человеком. Он, скорей, был консервативен и рационален, что в то время сыграло свою роль, т.к. люди поверили его опыту.

Через несколько лет после этого Пархэм за­болел и вынужден был переехать в Хьюстон, где он имел возможность находиться вместе со сво­ими друзьями. Когда силы вернулись к нему, он основал другую Библейскую школу, на этот раз в портовом городе штата Техас. Вильям Сеймур стал одним из студентов этой школы, но из-за того, что он был чёрным, а Пархэм убеждённым сторонником сегрегации*, студент вынужден был находиться за пределами классной комнаты и слушать через дверь, которую Пархэм оставлял приоткрытой.

*Сегрегация - одна из форм расовой дискриминации в США, ЮАР и неко­торых других странах. - Прим. ред.

Сеймур так тяготел к Богу, что ради близос­ти к деяниям Господа был готов вынести любое унижение. Он был уверен, что в Церковь прихо­дит новая Пятидесятница, и пророчеким призна­ком этого был дар, полученный Пархэмом на рас­свете нового столетия.

Отвержение

Вильям Дж. Сеймур родился 2 мая 1870 года в городе Сентервиль, Луизиана. Он был сыном бывших рабов - Саймона и Филлис Сеймур. Даже после освобождения Сеймуры продолжали рабо­тать на плантации. Повзрослевший, сильный телом и духом, Вильям пошёл по стопам своих родителей, но также получил небольшое фор­мальное образование. Он сам научился читать, чтобы иметь возможность изучать Библию. На­ходясь под постоянной угрозой со стороны Ку-клукс-клана, угнетаемый законами Джима Кроу, Вильям был убеждён, что Иисус Христос - един­ственный настоящий освободитель людей.

После того, как он переболел оспой и поте­рял глаз, Вильям посвятил себя служению, про­возглашая Благую Весть истинного освобожде­ния мужчин и женщин через Иисуса Христа.

Не будучи крещённым Святым Духом, Кото­рого он так долго искал, в январе 1906 года Сей­мур покидает школу Пархэма, чтобы стать пас­тором назначенной конгрегации. Уже через не­делю после его приезда лидеры конгрегации от­вергли его, потому что им не понравилось, что он настоятельно говорит о приходе новой Пя­тидесятницы. Сеймур основывает небольшую молитвенную группу единомышленников, кото­рые должны просто больше познавать Бога. Они и подумать не могли, что когда они найдут то, что искали, христианский мир изменится навсег­да.

В истории Церкви повторяется один мо­мент: великие лидеры часто попадают на места своего назначения благодаря тому, что их отвер­гают. Мы неоднократно наблюдаем это в Писа­нии. Взять к примеру хотя бы Иосифа, Моисея, Давида и Самого Иисуса Христа. Создаётся впе­чатление, что великое разочарование в себе или других служит предпосылкой для того, чтобы Бог использовал нас каким-то особенным образом, в частности для какого-то начинания. Можно даже сказать, что испытание отвержением входит в список условий, необходимых для того, чтобы стать христианином. Отвержение никогда не должно удивлять нас, оно должно удерживать наше доверие и наше внимание на Господе. Всё, что с нами случается, Он обратит во благо Себе и нам.

Задолго до того, как Сеймур проделал свой путь в Лос-Анжелес, Фрэнк Бартлман приготовил для грядущего духовную почву. Он не был пасто­ром, он был простым мирянином, который лю­бил Господа и свой город. Желая увидеть, как в Лос-Анжелесе двигается Господь, он постоянно молился о Божьем вмешательстве.

Растущее ожидание

8 апреля 1904 года Фрэнк Бартлман услышал проповедь Ф.Б. Мейера. Мейер был из Лондона, он рассказывал о пробуждении, которое имело место в Уэльсе. Он встречался с Эвеном Роберт­сом, лидером Уэльского Пробуждения, и эта встреча произвела на него неизгладимое впечат­ление. Мейер не зажигал огонь пробуждения, но он нёс это огонь. Его рассказы о пробуждении в Уэльсе подливали масло в огонь мерцающего ду­ховного огня тех, кто его слушал. Услышав про­поведь Мейера, Бартлман пообещал Господу, что с того момента он полностью посвятит себя Ему. Многие в определённый момент принимали в своём сердце подобные решения, но Бартлман был человеком слова, и он сдержал своё обеща­ние.

Сердце Фрэнка Бартлмана было разбито не­давней смертью его трехлетней дочери, и, ощу­тив, что теперь его сокровище находится на не­бесах, он принял решение делать всё возможное ради Благой Вести. Он стал распространять бро­шюры в банках, на почте, общественных здани­ях, салонах и даже в публичных домах. Он рабо­тал преданно и долго, но видел, что его усилия­ми изменилось немного жизней. Тогда он страс­тно захотел иметь больше силы.

Для того, чтобы увидеть такое же, как в Уэль­се пробуждение, которое меняло не только от­дельные личности, но и целые города, Бартлман взвалил на себя тяжёлую ношу. Чем больше он работал, тем больше он напрягал своё сердце, стремясь увидеть, как Бог двигается в Лос-Анже- лесе. Затем Бартлман стал понимать, что в Лос- Анжелесе будет всё иначе, чем в Уэльсе, и он на­чал смело проповедовать приход «другой пяти­десятницы».

В то самое время, многие другие христиане по всему миру, казалось, независимо друг от дру­га, с большим нетерпением ожидали, что этот дар Святого Духа снова изольётся на Церковь, как в первом столетии. Они так решили, потому что так было сказано в Книге Пророка Иоиля 2 и Деяниях Святых Апостолов 2, которые гласи­ли, что это случится в последние времена. Та­ким образом, в ожидании Святого Духа, была подготовлена почва для быстрого распростране­ния этого движения. Во время, определённое Господом, некоторые из этих людей встретятся, выполняя свою небольшую миссию, связанную с Азуса Стрит.

Это один из уникальных элементов Пробуж­дение Азуса Стрит - оно не было сосредоточено на одном человеке. Так же, как Варнава должен был найти Павла прежде, чем он смог открыться своему призванию апостола, наши собственные судьбы часто зависят от нашего смирения перед теми, с кем нам необходимо соединиться, что­бы осуществить поставленные Богом цели. Даже Иисус прежде, чем следовать Своему призванию, подчинил Себя служению Иоанна Крестителя. Господь составил Свой план таким образом, что мы все нуждаемся друг в друге. Чем больше мы смиряем себя, чтобы соединиться с другими, тем

больше плода мы, в конце концов, произведём.

Первого мая в Епископальной церкви мето­дистов на Лейк авеню в городе Пасадена возник­ло небольшое оживление. Ходатаи молились за пробуждение в Пасадене. И Бог ответил на их молитвы. Бартлман посетил эту церковь и был глубоко тронут. Жаждущие у алтаря души вдох­новили его на решение - он захотел увидеть, как Господь двигается и в Лос-Анжелесе.

В тот вечер он сделал в своём журнале про­роческую запись. Он стал перечислять опаснос­ти, поджидающие Церковь в будущем и способ­ные, без сомнения, увести в сторону великое про­буждение, которое, по его убеждению, было не за горами. Он написал, что пробуждение прой­дёт мимо многих церквей, потому что они стоят на месте, и что окончательный успех, или пора­жение будут зависеть от степени смирения лю­дей, ищущих Божьей благодати. Бартлман был уверен, что если те, кто задействован в пробуж­дении, поймаются в ловушку собственной зна­чимости, великая духовная возможность будет упущена. Он писал:

«Бог всегда искал смиренных людей. Он не может использовать других... Крайне необходимо готовить своё сердце в смирении и разделении, чтобы вслед за этим смог прийти Бог. Глубина всякого пробуждения будет в точно­сти определяться духом раскаяния, которого нужно до­биться. Фактически, это и есть ключ к каждому истин­ному Божьему пробуждению».

Затем Бартлман прочёл книгу С.Б. Шоу «Ве­ликое Пробуждение в Уэльсе», и пламя больше не мог­ло удержаться в сердце. Он оставил свою мирс­кую работу, и всё своё время посвятил служению.

Либо увидеть пробуждение, либо погибнуть, - в таком он был состоянии. Он так много постился за это, что совсем перестал принимать пищу. «Не хлебом единым жив человек», - заявлял он тем, кого беспокоило его состояние. В сердце он уже принял решение, что лучше умереть, чем упус­тить возможность увидеть действия Бога. Барт­лман настолько посвятил себя Господу, что у него просто не осталось альтернатив. Ему некуда было отступать в случае, если бы Бог не стал действо­вать. С тех пор, как Иисус призвал Своих пер­вых апостолов, такова была природа всех стол­пов, на которых Господь построил Свою Цер­ковь.

Бартлман ежедневно говорил с людьми, раз­давая брошюру Дж. Кембелла Моргана под на­званием «Пробуждение в Уэльсе». Написанное Морганом глубоко коснулось многих сердец, и некоторые подключились к молитве о том, что­бы в Лос-Анжелесе мощно излился Святой Дух. Бартлман был так поглощён Богом, что стал про­сыпаться ночью, выкрикивая восхваления Богу. Он писал о том времени:

«Днём и ночью я продолжал призывать себя к вере в то, что Бог совершит что-то чрезвычайное. Я был охва­чен духом пробуждения. На меня также сошёл дух проро­чества. Кажется, я получил определённый «дар веры» в пробуждение. Мы явно находились в преддверии удиви­тельного времени, и я постоянно пророчествовал о мощ­ном излиянии».

Рвение Бартлмана к Богу было в то время настолько сильным, что его жена и друзья стали опасаться за его жизнь. Он не спал, не ел, а толь­ко молился, и они считали, что он так долго не протянет. В ответ на их просьбы умерить свой пыл, он говорил, что лучше умереть, нежели не увидеть пробуждения.

Псалом 103:4 утверждает, что Господь дела­ет своих посланников «огнём пылающим». Гос­подь общался с двумя мужчинам по дороге в Еммаус, и их сердца загорелись посланием от Сына Божьего. Бартлман был таким посланником. Огонь, который пылал в нём, не мог погаснуть. Поэтому Бог использовал его, чтобы зажечь огонь пробуждения по всему миру.

Глава 3

ПЫЛ СОЗИДАЕТ

17 июня Бартлман направился в Лос-Анжелес, чтобы посетить одно из собраний в Первой Баптистской церкви, которая ждала, что Бог изо­льёт на неё свой Дух. Пастор этой церкви Джо­зеф Смейл только что вернулся из Уэльса. Он был полон рвения, ждал визита Святого Духа и желал получить от Него благословения для сво­ей церкви, собрания в которой теперь проходи­ли каждый день и каждую ночь.

Часто посещая эту церковь, Бартлман был обескуражен тем, что люди ничего не начинали делать, пока не придёт пастор. Они даже не мо­лились до его прихода. Это заставило Бартлма- на искать для себя более глубокого откровения от Иисуса. Ночью он часто просыпался, чтобы молиться и искать более близких отношений с Господом. Чем больше он возрастал в Господе, тем тяжелее становилось его плоти, но он не об­ращал на это внимание. Он хотел познать «учас­ти в страданиях Его» (Филиппийцам 3:10)и состра­дание, которое Господь чувствовал к грешникам. Он стал испытывать «воздыхания неизречен­ные» (Римлянам 8:26).

На собрании палаточного служения Бартл­ман повстречал Эдварда Боэмера, который толь­ко прошедшей весной принял Бога, но имел то же рвение в молитве. Они немедленно духовно соединились и, казалось, взаимно поддержива­ли пламя стремления к пробуждению. Позже Бартлман говорил: «Моя жена к тому времени была буквально поглощена молитвами. Я молился день и ночь».

Именно в то время в сердце Бартлмана воз­никло беспокойство: он стал осознавать, что слишком сосредоточился на том, что произош­ло в Уэльсе. Ростки того великого пробуждения сначала появились у него в сердце, поэтому, ког­да кто-то молился о таком же пробуждении, как в Уэльсе, возникала неловкость. Он почувствовал, что в Лос-Анжелесе Бог желает сделать по-другому.

Бартлман написал письмо в Уэльс Эвану Ро­бертсу с просьбой молиться за Калифорнию. Робертс ответил, что будет молиться. Так было положено начало связи церкви в Лос-Анжелесе с лидерами Пробуждения в Уэльсе. Робертс на­ставлял их: «Собирайте вместе тех людей, кото­рые уже полностью готовы отступить. Молитесь и ждите. Верьте в Божьи обетования. Собирай­тесь ежедневно». Это письмо было для Бартлма­на большим ободрением. Дух уже явно двигался в городе. Среди людей быстро распространялась убеждённость, люди со всех концов Лос-Анжелеса объединялись вокруг церкви пастора Смейла.

Следуя увещеваниям Бартлмана, люди не про­сто ждали пастора Смейла, который, фактичес­ки, был только моделью Пробуждения в Уэльсе, а постепенно стали позволять вести собрания Святому Духу. Направляемые не человеческой рукой, на собраниях спасались души, и их стано­вилось всё больше и больше.

Святой Дух всегда требует, чтобы, прежде чем Он начнёт Своё мощное движение, люди объединялись. Ко многим в Лос-Анжелесе при­ходило единение так же, как апостолы были «еди­нодушно вместе» (Деяния 2:1)в день Пятидесят­ницы, когда Святой Дух впервые излился на лю­дей. Поскольку сектантские барьеры были сме­тены, появилось ощущение, что осталось толь­ко черкнуть спичкой и огонь загорится.

Покаяние - вот ключ

К тому времени собрания людей проводи­лись не просто днём и ночью, - они могли длить­ся всю ночь. Среди людей распространилось почти неподдающееся контролю рвение к Госпо­ду. Пастор Смейл стал пророчествовать о том, что будут происходить удивительные вещи, в том числе «скорое возвращение Церкви апостольс­ких даров». Люди стали чувствовать, будто Лос- Анжелес - это своего рода Иерусалим, где впер­вые Святой Дух пришёл, чтобы обитать в муж­чинах и женщинах. К июню 1905 года стали мо­литься уже не за другое пробуждение, отличное от имевшего место в Уэльсе, а за «другую Пяти­десятницу».

3 июля, когда Бартлман и Боэмер находились в зале в городе Пасадена и молились, тяжесть стала просто невыносимой, и они закричали, как кричат рожающие женщины. Затем тяжесть ушла, и они некоторое время сидели, наслажда­ясь охватившим их спокойствием. Внезапно им явился Господь Иисус, став между ними. Они не смели пошелохнуться. Их пронизала любовь, и они ощутили, как огонь прошёл через их тела. Позже Бартлман писал:

«Всё моё естество, казалось, растаяло перед Ним, как воск на огне. Я потерял всякое чувство времени и пространства, я ощущал только Его чудесное присут­ствие. Я поклонялся у Его ног. Это казалось настоящей Горой Преображения. Я потерялся в истинном Духе. Гос­подь ничего не говорил, Он только переполнил наш дух Своим присутствием. Он пришёл, чтобы укрепить нас, уверить в Своём служении. Он знал теперь, что мы рабо­таем вместе с Ним, разделяем Его страдания в служении «родовых мук души». Настоящие муки души так же ре­альны в духе, как и естественные муки при рождении человека. Это сравнение почти совершенно. Без этого не рождается ни одна душа. Этим путём приходит всякое истинное пробуждение спасения».

Именно в это время Бартлману вспомнилось, как он почувствовал, что ключом к пробуждению является следующее: «Глубина пробуждения бу­дет в точности определяться глубиной духа по­каяния. И это останется истиной для всех лю­дей на все времена».

Дух пробуждения из церкви пастора Смейла быстро распространялся по всему городу. Дове­ренные ходатаи, представляющие почти все ду­ховные направления, прибывали со всего регио­на. Вскоре они расширили своё видение и стали молиться не просто о пробуждении в Калифор­нии, они стали молиться за весь народ. Затем они сделали ещё один шаг веры и стали молить­ся о том, чтобы пробуждение коснулось всех угол­ков земли. Бартлман писал: «Дух пророчества стал работать среди нас для совершения вели­ких вещей большого масштаба».

Когда Бартлман снова посетил церковь Смей­ла, он почувствовал побуждение молиться за веру, умение распознавать духи, за исцеление и пророчествование. Когда несколько верующих несколько месяцев назад начали молиться о про­буждении, казалось, ни у кого не было достаточ­но веры во что-то необычное. В церкви царил скептицизм, потому что условия в церкви этому способствовали. Он, как пелена, покрыл всех верующих. Последовательными усилиями по­добное отношение изменилось. Теперь у них была вера не только для молитвы о великих свер­шениях, но и для пророчеств.

Именно тогда Бартлман написал статью для газеты «Дейли Ньюс оф Пасадена», в которой он опи­сывал всё то, что увидел в церкви у пастора Смейла. Когда статья вышла в печати, издатель газе­ты захотел прийти в церковь и увидеть, что там происходит. Весьма убеждённый, он пришёл к алтарю с искренней жаждой Господа. Затем он написал свою собственную статью под названи­ем «Что я увидел в лос-анжелесской церкви», ко­торая перепечатывалась и распространялась по всей стране. Это вызвало общенародный инте­рес к тому, что происходило в Лос-Анжелесе.

Собрания в Первой Баптистской церкви проходили ежедневно в течение почти четырёх месяцев, администрация устала и захотела вер­нуться к старому порядку. Пастору Смейлу было сказано, что-либо он прекращает пробуждение, либо уходит. Он выбрал последнее и организо­вал церковь Нового Завета. И хотя Бартлман выразил своё недовольство подобными перипе­тиями, он стал одним из организаторов новой церкви. Он проповедовал везде, где только нахо­дилась аудитория слушателей, а в перерывах по­стоянно молился.

Глава 4

ТЁМНАЯ НОЧЬ ДУШИ

После нескольких месяцев такой интенсив­ной деятельности, многие стали слабеть и отхо­дить. Созидательный духовный пыл стал угасать. Подобное происходило с детьми Израиля, по­кидавшими Египет с рвением, которое очень быстро иссякло в пустыне; а ведь им необходи­мо было пройти её, прежде чем они должны были достичь Обетованной Земли. То же случилось непосредственно перед Пробуждением в Уэльсе. Те же вещи имели место и накануне дня Пятиде­сятницы, когда Церкви впервые был дан Святой Дух. Более 500 человек видели воскресшего Хри­ста, им было велено ждать даров Святого Духа в Иерусалиме. Но их осталось и собралось всего 120, когда Он излился на них.

Тогда рвение Бартлмана не ослабло. Им так сильно овладело побуждение ходатайствовать, что он постился и постоянно молился. Опаса­ясь за его жизнь, его жена и друзья отчаянно пы­тались заставить его прекратить эти изнуритель­ные усилия. Позже Бартлман рассказывал, что он ощущал, будто находится в Гефсимании вмес­те с Господом. Он начал думать, что душевные муки Христа перешли на него в такой степени, что ему не дожить до ответа на свои молитвы. Всё же, он продолжал.

Некоторые были уверены, что Бартлман по­терял рассудок. Немногие понимали, через что он проходит. Это было апостольское ходатай­ство, которое заставило Павла рисковать жизнью «под ударами, в темницах, в изгнаниях, в тру­дах, в бдениях, в постах» (2-е Коринфянам 6:5).

Ради Благой Вести он подвергал себя избиению, побитию камнями и всему остальному. «Душев­ному человеку» подобные жертвы казались глу­пыми, потому что они «от Духа Божия» (1-е Ко­ринфянам 2:14),они недоступны для понимания самолюбивым людям. Бартлман упорствовал в вере, он был уверен, что «сберегший душу свою, потеряет ее...» (от Матфея 10:39). «...если пшенич­ное зерно, пав на землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (от Иоанна 12:24).Его не волновало то, что он мо­жет умереть; пробуждение ему нужно было боль­ше, чем жизнь.

Церковь Нового Завета, начало которой было положено братом Смейлом, разрослась, стала уделять внимание множеству второстепен­ных вещей, и люди стали терять интерес к мо­литве. Они стали отходить от стремления мо­литься за пробуждение, а Бартлман стал отхо­дить от них. У многих было мощное начало, но оно продлилось недолго. Однако Фрэнк Бартл­ман решил, что даже если он останется один, то всё равно будет молиться до тех пор, пока не сой­дёт Божий огонь.

Дважды два

Пока Бартлман стойко продолжал молиться за пробуждение, в церкви образовалась оппози­ция. Кое-кто пытался повлиять на него, чтобы он прекратил свои молитвенные собрания. Ког­да Бартлман спросил Господа о том, какова Его воля, он столкнулся с проявлением Божьей сла­вы. Не отвечая непосредственно на вопрос, Гос­подь решил проблему. Бартлман предался Божь­ему присутствию, и молитва ему нужна была больше, чем воздух. Когда его спрашивали о его дальнейших действиях, он цитировал: «...долж­но повиноваться больше Богу, нежели челове­кам» (Деяния 5:29).

В это время Бартлман написал ещё одну ста­тью, которая раздула угасавший огонь в душе тех, кто потерял надежду на пробуждение. Статью он закончил пророчеством о том, что вскоре долж­но свершиться:

«Из праха тьмы и, не взирая на обстоятельства, поднимутся герои, чьи имена будут записаны в Небесной Книге Вечной Славы. Дух, как на рассвете творения, сно­ва носится над нашей землёй, и провозглашается Божий декрет - «Да будет свет!» Братья и сёстры, если мы ве­рим в Бога, можем ли мы постигнуть, что произойдёт ? Для многих из нас здесь нет другого смысла жизни. Сила молитвы веры день и ночь поднимается к престолу. Лос- Анжелес, Южная Калифорния и весь континент без со­мнения окажется перед лицом долго рождаемого в муках мощного пробуждения, данного Духом и силой Бога» (Путь веры, 16 ноября, 1905 года).

После служения в церкви Нового Завета Бар­тлман и ещё несколько человек почувствовали побуждение молиться о том, чтобы Бог скоро излил Свой Дух вместе со знамениями (от Мар­ка 16:17). Они не имели в виду «языки», и позже утверждали, что в то время ничего не слышали и даже подумать не могли о подобных вещах. Это было в феврале 1906 года.

26 марта Бартлман пошёл на собрание, кото­рое устраивалось в коттедже на Бонни Бре Стрит. Там собирались для молитвы белые и чёр­ные верующие. Он только что встретил Вильяма Сеймура, который приехал из Техаса. Во время этого собрания у себя в журнале он сделал ко­роткую запись о Сеймуре: «Это был чёрный че­ловек, слепой на один глаз, очень простой, ду­ховный и смиренный. Он посещал собрания на Бонни Бре Стрит».

Встреча Бартлмана с Сеймуром отметила рассвет в его душе после долгой и тёмной ночи. Они оба жили и дышали страстным стремлени­ем к пробуждению. Не похоже на то, что они когда-нибудь садились и обсуждали, как им работать вместе, но совершенно очевидно, что Пробуж­дение Азуса Стрит без кого-то одного было бы невозможно. Один из них был нитро, другой - глицерин. Каждый в отдельности мог бы совер­шить совсем немного, но вместе они организо­вали такой взр

Наши рекомендации