Глава пятая Дом толкователя.

Вскоре Христианин добрался до дома Толкователя. В дверь пришлосьпостучать несколько раз, прежде чем его услышали. - Кто там? - Дорогой господин, я путешественник, присланный сюда Доброжелателем,привратником Тесных врат, - ответил Христианин. - Я бы хотел переговорить ссамим хозяином дома. Спустя несколько минут к Христианину вышел сам Толкователь. - Я иду из города Гибель и держу путь к горе Сион. Привратник Тесныхврат посоветовал мне заглянуть к вам. Он сказал, что вы можете показать мнечто-то очень важное. - Войди. Я покажу тебе нечто, что сможет тебе пригодиться. Он приказалслужителю зажечь свечу и пригласил Христианина следовать за ним. Они подошлик одной из комнат, и слуга открыл дверь. Войдя в комнату, Христианин увиделна стене картину. На ней был изображен достопочтенный мужчина. Глаза егобыли подняты к небу, в руках он держал Книгу книг - Библию, закон истины былнаписан на его устах. Он стоял спиной к миру, и золотой венец светился надего головой. - Кто это? - спросил изумленный Христианин. - Этот человек - один из тысячи. Настоящий пастырь Церкви и служительХриста. Распростертые к небу руки, Книга книг в руках и Закон истины наустах означают, что его долг состоит не только в том, чтобы открыватьистину, но и объяснять эти истины грешникам. Поэтому он и представлен в видечеловека, который просит, призывает и увещевает. Обращенная к миру спина ивенец над головой символизируют полное презрение ко всем земным сокровищам иуверенность в том, что он будет однажды свидетелем великолепия ЦарстваБожия. Я не зря показал тебе в первую очередь именно эту картину. Человек,изображенный на этой картине, будет твоим наставником на следующем отрезкетвоего пути. Хорошо запомни этого человека, Не следуй и не внимай безразбору всякому учителю, и помни слова Господа: "Замечайте, что слышите". После этого Толкователь повел Христианина в большую, очень пыльнуюкомнату. Было такое впечатление, что эта комната никогда не видела веника ивлажной тряпки. Вскоре он позвал служителя и велел ему подмести пол.Последний так энергично взялся за дело и поднял такую страшную пыль, чтоХристианин чуть было не задохнулся. Тогда хозяин позвал служанку и велел ейпринести воды и побрызгать всю комнату. Теперь можно было без проблемподмести, а затем помыть пол. - Что это означает? - удивился Христианин. - Эта комната - олицетворение человеческого сердца, еще не освященногоблагодатью Евангелия. Пыль - врожденное греховное состояние и внутренняяиспорченность, которыми осквернен человек. Тот, кто начал мести комнату,представляет собой закон; девушка, которая оросила ее водой, - Евангелие. Тывидел, как пыльно было в комнате, когда начали ее мести. Подметать всухую неимеет никакого смысла, таким методом чистоту не наведешь. Пойми, что законне убивает грех, не очищает от него сердце, а всего лишь поднимает со дна наповерхность те грехи, которые были, быть может, незначительны или давнозабыты. Но когда сердце принимает Евангелие (Благую Весть), то Слово Божие,как вода, истребляет всякую пыль и смывает прежнее зло, как бы крепко низасело оно в нас. Таким образом, грех покорен, побежден и уничтожен, душачиста чрез веру в Слово Божие и годна для обители Царя славы. Потом Толкователь взял Христианина за руку и ввел его в небольшуюкомнату, где на стульях сидело два ребенка. Старшего звали Нетерпение,младшего - Терпение. Нетерпение было очень беспокойным и недовольным, аТерпение сидело тихо. Христианин осведомился о причине недовольствастаршего. Толкователь ответил, что их Воспитатель обещал им к началубудущего года драгоценные подарки, а Нетерпение хочет получить ихнемедленно, тогда как Терпение с радостью согласилось подождать... Туткто-то вошел в комнату и вручил Нетерпению мешок с дорогими подарками. Нонедолго был счастлив обладатель большого мешка. Уже через пару минут всебыло разбросано, разорвано и сломано. Терпение покинуло комнату с пустымируками, но удалилось тихо, с ожиданием радости на челе. - Растолкуйте мне, что все это значит? - попросил Христианин. - Эти два мальчика символизируют два типа людей. Нетерпение - дитямира, оно хочет все получить сразу же, еще в нынешнем году, то есть в этоммире: таковы люди земные. Они желают все хорошее получить поскорее, во времяжизни на земле, и не могут ждать "будущего года", то есть будущей жизни.Пословица: "Лучше синица в руках, чем журавль в небе" - для них значитбольше, чем все Божьи свидетельства о будущих благах. Но Нетерпение оченьскоро все растранжирило, и остались при нем одни лохмотья - таков будет уделвсех подобных ему людей, когда настанет конец мира. - Я вижу, что Терпение избрало лучшую долю, - заметил Христианин. - Емубудет даровано Царство Небесное, в то время как другого ожидает нищета ипозор. - Ты можешь к этому прибавить, - продолжал Толкователь, - славу ивеликолепие будущей жизни, которые беспредельны, в то время как земная славамимолетна. Напрасно Нетерпение смеется над Терпением, что первым получилосокровища. Ведь в конце концов хорошо смеется тот, кто смеется последним, ивосторжествует Терпение... Первые должны будут уступить место последним,потому что пробьет час и для последнего. Но последнему никому не нужно будетуступать, так как за ним уже никого не будет. Тот, кто получит блага первым,скорей и истратит их. Но кто их получит последним, тот сохранит их навеки, унего просто не будет времени для того, чтобы их растранжирить. Потому-то иговорится в притче: "Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь злое;ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь". - Я теперь вижу, - сказал Христианин, - что лучше не желать в здешнейжизни счастья и земных благ, но терпеливо ожидать вечных. - Верно ты говоришь. Блага видимые - временны, а невидимые - вечны.Настоящее и наши плотские желания находятся в тесной взаимосвязи, в то времякак будущее и наши плотские желания взаимоисключают друг друга. Сказав это, Толкователь взял Христианина за руку и повел его вследующую комнату к костру, разведенному у стены. Рядом стоял человек,который старался потушить огонь водой, однако пламя, как ни странно, неуменьшалось, а наоборот - разгоралось все сильнее и ярче. Христианин опять ничего не мог понять. - Этот огонь символизирует действующую в сердце человека благодать.Тот, кто заливает огонь водой, - сатана. Ты же видишь, что пламя пылает всесильнее и жарче, несмотря не неимоверные усилия сатаны. Сейчас ты поймешь,почему. И он указал на другого человека по другую сторону стены, который держалв руках сосуд. Беспрерывно и чтобы его никто не заметил, подливал он в огоньмасло. Христианин захотел понять смысл увиденного. - Это Христос, Который постоянно поддерживает действие Своей благодатив сердце человека, - пояснил Толкователь. - Поэтому, несмотря на все кознидьявольские, Он хранит спасенную Им душу. А то, что Он стоит за стеной,означает, что трудно искушаемому увидеть, как и кем поддерживается в немдействие благодати. Опять взял Толкователь Христианина за руку и привел его к дверямвеликолепного дворца. Дворец был настолько прекрасен, что Христианиностановился как вкопанный, и неизвестно откуда взявшаяся радость заполнилаего сердце. По широким стенам дворца прогуливались люди в золотых одеждах. Удверей стояла большая толпа желающих проникнуть внутрь. Вход во дворецохраняли вооруженные воины, которые каждого, кто пытался подойти к роскошнымвратам дворца, должны были лишить жизни. Поэтому люди переминались с ноги наногу. Несколько левее ворот сидел за столом человек. На столе лежала большаякнига и стояла чернильница с ручкой. Писарь должен был вносить в книгу именатех, кто отважится на штурм ворот. Вдруг Христианин увидел одного рослого,сильного человека, который подошел к сидящему за столом и обратился к нему:"Запиши мое имя!". А когда это было исполнено, он вынул меч, надел на головушлем и бросился к страже у дверей, которая с яростью накинулась на него. Нохрабрец, нимало не испугавшись, рубил направо и налево с самым решительнымвидом. Лишь после того, как он нанес другим и сам получил несколько ранений,ему удалось, наконец, ворваться во дворец между расступившимися охранниками.Там его облачили в золотые одежды, подобные тем, что были и на другихобитателях дворца. Слышались чудесное пение и призывы: "Придите, придите!Славу вечную примите!". Христианин улыбнулся и сказал: - Мне кажется, я понял, что все это значит, Позвольте мне продолжитьсвой путь. - Подожди, - возразил Толкователь, - я еще не все тебе показал. Приэтом он взял Христианина за руку и ввел его в темную комнату, где в большойжелезной клетке сидел какой-то человек. На него страшно было смотреть. Глазаего были потуплены, руки безвольно сложены, и во всем облике его былакакая-то отчаянная безысходность. - Что это значит? - спросил Христианин. Толкователь ничего не сталобъяснять, лишь посоветовал Христианину самому поговорить с этим несчастным. - Кто ты, несчастный? - Я не такой, каким был прежде. - Но кем же ты был прежде? - Когда-то я казался себе ревностным исповедником Христа не только всвоих глазах, но и в глазах других. Я считал себя достойным обителиНебесного Града и чувствовал даже радость при мысли, что отправлюсь на своюРодину. - И что же? - Теперь я отчаянием и безысходностью зажат, как в тиски. Я не могуосвободиться от них, наподобие того, как не могу выйти из этой клетки. - Но как ты дошел до такого состояния? - Я был так доволен собою, что перестал себя контролировать, пересталмолиться и дал волю своим страстям. Я отверг благость Господню, оскорбилСвятого Духа, и Он покинул меня. Я искушал сатану, и он пришел и такожесточил мое сердце, что не могу теперь раскаяться. - Неужели не осталось у тебя никакой надежды, и ты навсегда заключен вэту клетку Отчаяния? - Увы, надежды нет никакой. - Но Сын Всевышнего милосерден! - Да, но я вновь распял в себе Сына Божия, попрал Его заветы и непочитал за святыню Кровь, пролитую Им на кресте, которой был освящен. Яоскорбил Духа Благодати. Теперь мне не остается ничего другого, как с ужасомждать Страшного суда. Я уже отчетливо вижу языки пламени вечного огня,готового пожрать отступника вместе с его гордыней. - Но за что ты так жестоко наказан? - За наслаждения, земные радости, удовольствия и мирские выгоды. Именнов этом я видел свое счастье. А теперь любое воспоминание о них точит меня,как червь, и не дает мне покоя. - Неужели ты не можешь раскаяться и обратиться ко Христу? - Не дарует мне Господь больше покаяния! Слово Его не утешает меня и недарит более сил веровать в Него. Он Сам осудил меня на заточение в железнуюклетку Отчаяния, откуда никто во всем мире не может освободить меня. Овечность! Страшная вечность! Откуда я буду черпать силы, чтобы влачить стольжалкое существование целую вечность? - Да будет тебе, Христианин, памятно страдание этого человека, - сказалТолкователь. - Не переставай блюсти заповеди Божий и будь всегда настороже. - Это ужасно! Помоги, Господь, блюсти Твои заповеди! - взмолилсяХристианин. - Помоги мне всегда быть настороже, не забывать ежедневнуюмолитву и дай мне силы избежать греха, дабы не стать жертвой угрызенийсобственной совести. Однако не пора ли мне продолжить путь свой? - Погоди немного, я тебе покажу еще один случай, а затем уж ты можешьотправиться дальше. Он повел Христианина в комнату, где какой-то человек встал с постели и,дрожа всем телом, одевался. - Отчего этот человек так сильно дрожит? - спросил Христианин. Толкователь попросил человека самому объяснить причину своего страха. Тот начал так: - В прошлую ночь мне приснилось, что свод небесный вдруг страшнопотемнел. Все небо покрылось черными свинцовыми тучами. На этом черном фонеярко выделялись серебристые стрелы молний и страшной силы раскаты громасотрясали воздух, наводя на меня смертельный ужас. Могучий ветер гнал облакас большой скоростью. Вдруг с неба раздался звук трубы, и я увидел Господа,сидящего на облаках в окружении целой армии ангелов. Все небо и Господь сангелами казались охваченными ярким пламенем. И вот раздался громоподобныйголос: "Восстаньте, мертвые, и явитесь на суд". В одно мгновение разверзлисьмогилы, и мертвые, лежащие в них, оживали и вставали из гробов. На челеодних была печать радости и блаженства; ликуя, обращали они свои взоры кнебу. Другие же готовы были провалиться со стыда сквозь землю. Но вот Бограскрыл книгу и приказал всем подойти поближе. Между Ним и восставшими изгробов пылало всепожирающее пламя, которое отделяло их друг от друга,образуя своего рода барьер, который обыкновенно разделяет судью иподсудимых. И услышал я приказание Господа, обращенное к служителям Его:"Соберите плевелы, мякину и солому и бросьте их в пылающее озеро". И вдругпочти у самого того места, где я стоял, разверзлась бездонная пропасть, и изнее поднялся густой дым и затрещали горящие уголья. Тогда сказал Он тем жеслужителям: "Соберите мою пшеницу в житницу". И при этих словах я увидел,как многих подняли с земли и понесли на облака, но я был оставлен. Я такжеискал, куда бы скрыться, но не мог, ибо Бог на облаке не спускал Свой взор сменя. Все мои грехи выстроились перед моей душой и обвиняли меня. На этом япроснулся, весь покрытый холодным потом. - Но что тебя особенно напугало? - спросил Христианин. - Я думал, что настал день Страшного суда, и чувствовал, что не готовпредстать перед моим Судьей. Но ужаснее всего для меня было то мгновение,когда ангелы собирали избранных, а меня оставили, и у самых моих ноготверзлась пропасть ада. Совесть терзала меня, и мне казалось, что взорСудьи направлен на меня с выражением гнева и негодования. Тогда Толкователь обратился к Христианину со словами: - Уяснил ли ты себе все увиденное? - О да, и все это внушило мне страх и надежду. - Так запомни же все, что я тебе показал, - продолжал Толкователь. -Пусть эти наставления побудят тебя идти только вперед и не дадут тебесвернуть с правильного пути. Дух Утешитель да сопутствует тебе и поможетдойти до великого Града! Христианин вновь отправился в путь, поблагодарив Толкователя за все егодобрые советы и наставления.

Глава шестая. Крест.





...И вот вижу я, что он опять шагает по дороге. По обеим сторонам еетянулись высокие стены с очень обнадеживающим названием - Спасение.Христианин спешил, но тяжкое бремя на спине мешало ему идти и утомляло его. Шел он не останавливаясь, пока не дошел до возвышенности, на которойстоял Крест. Немного пониже была могила. Как только Христианин дошел доКреста, бремя его стало как будто отделяться от спины, потом оно свалилось,покатилось к открытой могиле и упало в нее. Больше я эту ношу не видел. Христианин возрадовался и с ликованием в сердце воскликнул: "Его страдания даровали мне покой, а смерть Его подарила мне жизнь!". Долго стоял он, полон недоумения и удивления - каким образом один лишьвзгляд на Крест мгновенно избавил его от этого бремени? Неотрывновглядывался он в Крест, и слезы радости и благодарности лились из глаз его. Вдруг предстали перед ним три светящиеся фигуры, которые приветствовалиего словами: "Мир тебе!". Первый из них обратился к Христианину со словами:"Прощаются тебе грехи твои!". Второй снял с него грязное рваное рубище иодел на него праздничные одежды. Третий начертал на челе христианина знак ипередал ему свиток с печатью. Эта печать должна была быть ему утешением наего длинном пути и служить пропуском в Небесные врата. После этого ангелытак же внезапно исчезли, как и появились. Христианин радостно продолжал свойпуть, напевая: Крест Иисусовых страданий - избавленье для меня От печали, от рыданий, от душевного огня. Крест Иисуса - оборона от врагов души моей; Не страшусь я легиона у креста Его скорбей! Крест Христа меча грознее. Хоть я слаб, но он со мной. И, душою пламенея, я иду без страха в бой. Крест Христа - маяк высокий среди сумрака невзгод. На ревущие потоки он сиянье мира льет. Крест Христа - огонь и сила благовестья моего. Мудрость мира так уныла. Радость сердцу - крест Его. Христианин спустился с возвышенности, на которой стоял Крест, в долинуи возле дороги заметил трех крепко спящих людей с железными оковами наногах. Одного из них звали Глупость, имя другого было Лень, а третьего -Самонадеянность. Христианин подошел к ним и попытался их разбудить: - Эй, проснитесь! Вы спите точно на перекладине мачты среди безбрежногои бездонного океана. Проснитесь скорей и уйдемте отсюда! Если хотите, япомогу вам освободиться от ваших оков, ибо вы непременно станете жертвойтого, кто в поисках добычи подобен рыкающему льву. При этих словах они взглянули на Христианина полусонными глазами иответили каждый сообразно своим способностям. - Я никакой опасности не вижу, - заявила Глупость. Лень возмутилась: - Стоило из-за такого пустяка будить добрых людей! А Самонадеянностьгордо произнесла: - Всяк сверчок знай свой шесток! И все трое снова устроились поудобнее и моментально уснули. Христианинже пошел дальше. Он был сильно смущен тем, что люди, пребывающие в такой опасности,совсем не поняли его и не оценили его милосердие. Ведь он хотел им датьмудрый совет и помочь им сбросить с ног эти железные оковы. Все еще находясь под впечатлением этого разговора, он вдруг судивлением заметил двух мужчин, очень ловко перелезающих через стену.Мужчины спрыгнули и быстрым шагом пошли навстречу Христианину. Одного из нихзвали Формалист, второго - Лицемер. - Кто вы, господа, и куда держите свой путь? - вежливо осведомилсяХристианин. - Мы родом из страны Тщеславие и идем к горе Сион за славой. - Почему же вы не прошли через Тесные врата, стоящие в начале пути?Разве вы не знаете, что написано: "Кто не дверью входит во двор овчий, ноперелазит инде, тот вор и разбойник"? - В нашей стране принято избирать всегда наикратчайший путь и входитьчерез врата считается признаком дурного тона. - А разве Владыка той страны, куда мы направляемся, не сочтет это занеповиновение и явное нарушение Его воли? - Пусть тебя это не волнует. Мы придерживаемся старого, доброго обычаянашей страны и можем на многих примерах подтвердить, что именно так людистраны Тщеславие в последнее тысячелетие и поступали. - Правомерно ли такое сокращение пути? - Обычай, существующий более тысячи лет, без всякого сомнения будетлюбым беспристрастным судьей расцениваться как законный. Кроме того, комукакая разница, как мы оказались на этом пути. Главное - идти этим вернымпутем. Ты прошел через эти врата, но тем не менее даже несколько отстал отнас. Чем же твое положение лучше нашего? - Я следую указаниям Господа, а вы действуете по своему собственномуусмотрению. В глазах Бога вы уже сейчас обманщики. Как же можно причислитьвас к честным людям, когда вы закончите свое путешествие? Вы ступили на этотпуть самовольно, без Божьего благословения и закончите свой путь без Егомилости. Формалист и Лицемер посоветовали ему не вмешиваться в их дела иоставить их в покое. Долго шли они молча. Наконец один из них обратился кХристианину: - Только не подумай, что мы менее добросовестно придерживаемся этихзаконов и предписаний, чем ты. Единственное, чем ты отличаешься от нас, этотвое платье. Но мы подозреваем, что тебе его дал один из твоих соседей,чтобы прикрыть твою наготу. - Законами и предписаниями вы себя спасти не можете, так как прошлисюда не через Тесные врата. Что касается моей одежды, то она мнедействительно дарована самим Владыкой той страны, куда я иду, и именно длятого, как вы справедливо заметили, чтобы прикрыть свою наготу. Прежде на мнебыли одни лохмотья, я был одет в рубище. Это платье я расцениваю как знакЕго особого благоволения ко мне. Платье это является и моим утешением. Янадеюсь, что у врат того города, куда я иду, Господь непременно признаетменя, так как на мне одеяние Его, в которое Он меня облачил по Своей воле втот день, когда угодно Ему было снять с меня рубище. Кроме того, на челемоем знак, которого вы, вероятно, еще не заметили; он начертан одним издоверенных моего Царя в тот день, когда тяжелое бремя упало с моих плеч.Добавлю еще, что тогда же мне был вручен свиток с печатью, чтобы чтением егоутешаться во время долгого пути. Я получил приказание отдать его у Небесныхврат. Этот свиток гарантирует мне вход в Божий Град. Все это, я уверен, ивам необходимо иметь при себе, но у вас этого нет, так как пробрались высюда через стену, минуя Тесные врата. Спутники Христианина ему ничего не ответили, но, переглянувшись,засмеялись. Молча продолжали они свой путь. Христианин шел немного впереди,разговаривая сам с собой, иногда со вздохом, а иногда с тихой радостью.Часто открывал он свиток, врученный ему одной из светящихся фигур, и чтениеокрыляло его.

Наши рекомендации