Выбор Адама – причина Креста.
Адам выбрал дерево познания добра и зла и таким образом он встал на путь независимости. Сделав это, он стал (в его собственных глазах) «вполне развитым» человеком. Он мог располагать своим умом; он мог самостоятельно принимать решения; он мог идти или остановиться по своему желанию. С этого момента его разум «открылся» (Бытие 3:7). Но последствием его поступка была скорее смерть, чем жизнь, потому что этот выбор означал сообщничество с сатаною, что ставило его под приговор Божиего суда. Поэтому доступ к дереву жизни ему был закрыт.
Два жизненных строя были предложены Адаму: или жизнь человеческая с её возможностью «независимости». Избрав человеческий строй жизни, Адам согрешил, потому что этим выбором он вступил в союз с сатаной и этим воспрепятствовал Божиему намерению. Вот что сделал Адам, избрав развитие человеческого рода – в надежде стать культурным человеком, с его точки зрения даже «совершенным» человеком – помимо Бога. Но концом для него должна быть смерть, потому что он не имел в себе Божией жизни, необходимой по Божиему плану для его существования, и потому что он предпочёл стать через «независимость» действующей силой врага. Таким образом, в Адаме мы все стали грешниками, как и он, подчинёнными закону греха и смерти, как и он, заслуживающими гнев Божий.
Таким образом, мы видим, почему нужна была смерть и воскресение Господа Иисуса. Мы видим также причину нашей необходимости в истинном посвящении – необходимости считать себя «мёртвыми для греха, живущими для Бога во Христе Иисусе» и «предоставить себя Богу, как оживших из мёртвых». Мы все должны пройти через Крест, потому что то, что в нас по нашей природе, - эта жизнь, связанная с нашим «я», подчинена закону греха. Адам избрал личную жизнь вместо Божией жизни. Так что Бог вынужден был собрать всё то, что было в Адаме и устранить его. Наш «ветхий человек» был распят. Бог всех нас вложил во Христа и распял Его, как последнего Адама, и всё, что произошло от Адама, было распято в Нём.
Когда Христос воскрес, то Он воскрес в новом образе: снова в теле, но в «Духе», а не во «плоти». «Последний Адам есть дух животворящий» (1Коринфянам15:45). Господь Иисус имеет теперь воскресшее тело, духовное тело, прославленное тело; и так как Он больше не во плоти, то все могут Его принять. Господь Иисус сказал: «ядущий Меня жить будет Мною» (Иоанна 6:57). Иудеи возмутились, при мысли есть Его плоть и пить Его кровь. Конечно, тогда они не могли Его принять, потому что Он был ещё во плоти, а теперь, когда Он в Духе, каждый из нас может Его принять; и принимая Его жизнь воскресения, мы есть дети Божии. «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые от Бога родились» (Иоанн 2:3).
Бог не исправляет нашу природу, - Божие намерение состоит не в том, чтобы привести нас к какой – то степени улучшения, - потому что наша жизнь в неправильном построении. В таком построении Бог не может ввести человека в славу. Поэтому Бог должен создать нового человека, рождённого вновь, рождённого от Бога. Возрождение и оправдание неразрывно связаны.
Имеющий Сына имеет жизнь.
Есть разные построения жизни. Жизнь человека находится между жизнью животных, стоящей ниже жизни человеческой, и жизнью Божией, стоящей выше. Невозможно перейти пропасть, разделяющую эти жизни; и расстояние, разделяющее нас с Божией жизнью, бесконечно больше, чем то, что разделяет нас с жизнью животных.
Однажды я посетил одного больного, которого я назову «М. Вонг» (хотя это не его настоящая фамилия). Это был очень культурный человек, доктор философии, уважаемый во всём Китае по своим высоким моральным устоям. Он давно служил в христианской организации, но не видел необходимости в возрождении и проповедовал Евангелие только как общественную мораль. Когда я вошёл к М.Вонг, его любимая собака лежала возле его постели. Некоторое время я говорил о Боге, о Его творчестве в нас. Потом я спросил имя собаки. Он мне сказал, что собаку зовут Фидо. – «Фидо, это её имя или фамилия?» - спросил я. – «Это просто её название», - ответил он. – «То есть вы хотите сказать, что это её имя. Могу ли я её назвать Фидо Вонг?» - настаивал я. – «Конечно нет!» - воскликнул он. – «Но ведь эта собака живёт в вашей семье, - добавил ещё я, - так почему же её нельзя назвать Фидо Вонг?» И указав на его двух дочерей, я спросил его: «Ваши дочери ведь носят фамилию Вонг?» «Да!» - «Так почему же я не могу назвать вашу собаку господин Вонг?» Доктор философии засмеялся, а я продолжал: «Вы видите, что я хочу вам сказать? Ваши дочери родились в вашей семье, и они носят вашу фамилию, потому что вы передали им вашу жизнь. Ваша собака может быть очень умной, хорошо выдрессированной, замечательной во всех отношениях, но вопрос не в том, хорошая ли она или плохая, а просто в том, что она является собакой. И то, что она добрая, не даёт ей права стать членом вашей семьи она не может стать членом вашей семьи просто потом, что она собака. Этот же принцип действителен и в вопросе вашего отношения с Богом. Важно не то, что вы более или менее злы, а просто то, что вы человек. Ваша жизнь в отношении жизни Божией находится в низшей сфере, и потому вы не можете принадлежать к семье Божией. В течение всей вашей жизни цель вашей проповеди состояла в том, чтобы преобразовать плохих людей в хороших; но человек, не в зависимости от того, хороший ли он или плохой, а только потому, что он человек, не может иметь жизненной связи с Богом. Так что наша единственная надежда, единственная надежда человека, это принять Сына Божия; и когда мы Его принимаем, то Его жизнь в нас делает нас Сынами Божиими». Доктор философии духовно прозрел, он увидел истину, и в тот де день он стал членом семьи Божией, приняв Сына Божия в своё сердце.
То, что мы имеем сегодня во Христе, гораздо больше того, что было утеряно Адамом. Адам никогда не имел Божией жизни. А мы, принявшие Сына Божия, получаем не только прощение грехов, но так же и Божию жизнь, представленную в Едемском саду «деревом жизни». Мы получаем через новое рождение то, чего Адам никогда не имел, а также и тот, что он потерял.
Всё - от Единого.
Бог хочет иметь сыновей, которые будут сонаследниками славе Христу. Это Божие намерение. Но каким образом Бог выполнит Своё намерение? Возьмём теперь послание к Евреям 2:10-11 «Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого всё и от Которого всё, приводящего многих сынов в славу. Вождя Спасения их совершил через страдания. Ибо и Освящающий и освящаемые, все – от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братьями».
Мы видим здесь с одной стороны «много сынов» и с другой стороны «Вождя спасения их», или выражаясь иначе: «Освящающий» и «освящаемые». Здесь сказано, что обе эти стороны произошли «от Единого». Господь Иисус, как человек, получал свою жизнь от Бога. И мы тоже, хотя и иным образом, но так же реально получаем нашу жизнь от Бога, Господь Иисус был «рождён…от Духа Святого» (Матфея 1:20), и мы тоже «рождены от Духа» и «рождены от Бога» (Иоанна 3:5 и 1:13). Бог говорит, что мы «все от Единого». Предлог «от» означает по-гречески: «происшедшее от» или «происшедшее из». Так что и первородный Сын и много других сынов – все (хотя и не одинаковым образом) «произошли от» одного Источника жизни. Отдаём ли мы себе отчёт, что сегодня мы имеем ту же жизнь, которую имеет Бог? Жизнь, которую Бог имеет на небесах, это та же жизнь, которую Бог даёт нам здесь на этой земле. Это драгоценный «дар Божий» (Римлянам 6:23). Поэтому мы можем жить жизнью святости, так как у нас теперь не наша собственная, улучшенная жизнь, а Божия жизнь дана нам.
Глава 8
Святой Дух.
Мы говорили о Божием намерении, которое является и причиной и объяснением всех путей Божиих в отношении нас. Прежде чем мы продолжим наше изучение стадий духовного развития, изложенных в Послании к Римлянам, нам надо ещё рассмотреть один фактор, который находится в центре наших духовных переживаний и является мощной, необходимой движущей силой в жизни и в служении христианина. Я имею в виду личное присутствие и действие Духа Святого, исходящего от Бога.
Мы снова возьмём исходной точкой два стиха по одному из каждой части нашего отрывка из Послания к Римлянам: «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Римлянам 5:5), и второй «Если же кто Духа Христова не имеет, то и не Его» (Римлянам 8:9).
Бог не раздаёт Свои дары случайно, и Он не распределяет их так же по пристрастию. Они даются даром всем, но только на окончательном бесповоротном основании. Поистине Бог «благословил нас во Христе всяким духовным благословением в небесах» (Ефесянам 1:3), но чтобы эти благословения, являющиеся нашими во Христе, стали нашими на практике в нашей жизни, надо знать на каком основании мы можем ими обладать.
Изучая дар Святого Духа мы рассмотрим Его двойное проявление. Дух, излит на нас, и Дух, пребывающий в нас. И мы сосредоточим наше внимание, чтобы понять, на каком основании этот дар Духа Святого может стать нашим. Различая, таким образом Его внутреннее и внешнее действие, мы убеждаемся, что находимся в истине, и по мере нашего продвижения вперёд мы увидим, какую пользу нам принесёт это различие. Кроме того, если мы сравним эти оба проявления, то неизбежно придём к заключению, что внутреннее действие Духа Святого более драгоценно. Но этим мы не хотим сказать, что Его внешнее действие не драгоценно; конечно, и внешнее действие Духа Святого тоже драгоценно, потому что у Бога для Своих детей все Его дары превосходные. К сожалению, мы недостаточно ценим, наши привилегии из-за их чрезвычайного изобилия. Святые Ветхого Завета не имели такого изобилия, как мы, и они умели ценить дар Духа Святого, излитого на них. В их дни такой дар был дан только избранным – главным образом священникам, судьям, царям и пророкам – тогда, как в наши дни, это доля всех детей Божиих. Подумаем только! Мы, такие ничтожные, можем иметь Духа Святого, почивающим на нас так же, как Он почивал на Моисее – друге Божием, на Давиде – возлюбленном царе и на Илие – сильном пророке. Принимая дар Святого Духа, излитого на нас, мы примыкаем к рядам избранных служителей Божиих Ветхого Завета. Как только мы увидим, какую ценность представляет для нас этот дар Божий, и поймём великую нужду в Нём, то мы сейчас же будем просить: «Как я могу получить дар Святого Духа, чтобы обладать духовными дарами и быть исполненным Его силой для служения?» На каком основании был дан Святой Дух?
Дух, излитый на нас
Мы возьмём сначала из книги Деяние Апостолов 2-ую главу с 32-го по 36-ой стих:
(32) «Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. (33) Итак Он, быв вознесён одесную Божию и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите. (34) Ибо Давид не восшёл на небеса, но сам говорил: «сказал Господь Господу моему: (35) сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. (36) Итак твёрдо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли».
Пока что мы оставим в стороне стихи 34 и 35, чтобы внимательно рассмотреть вместе стихи 33 и 36. Первые два стиха (34 и35) – это ссылка на 109-ый псалом и в сущности является вводным предложением, так что мы лучше уловим смысл рассуждений Апостола Петра, если вначале мы не будем с ними считаться. В 33-ем стихе Апостол Пётр говорит, что господь Иисус «был вознесён одесную Бога». И какое это имело следствие? Он «принял от Отца обетование Святого Духа». И что же последовало тогда? - День Пятидесятницы! Результатом Его вознесения было то, «что вы ныне видите и слышите».
Итак, на каком основании Дух Святой был дан Господу Иисусу, чтобы Он излил на Свой народ? На основании того, что Господь Иисус был вознесён на небо. Из 33-го стиха совершенно ясно видно, что Святой Дух был излит потому, что Господь Иисус был прославлен. Излияние Святого Духа не имеет ничего общего ни с вашими заслугами, ни с моими. Но единственно с заслугами Господа Иисуса. Господь Иисус прославлен, поэтому Святой Дух излит.
Потому, что Господь Иисус был распят на Кресте, я получил прощение моих грехов; потому, что Господь Иисус воскрес из мёртвых, я получил новую жизнь; потому, что Господь Иисус был вознесён одесную Отца, я получил Духа Святого, которого Он излил. Всё из-за Господа Иисуса, и ничего из-за меня лично. Прощение грехов не основано на человеческих заслугах, но на распятии Господа; возрождение не основано на человеческих заслугах, но на воскресении Господа; и облечение Святым Духом не основано на человеческих заслугах, а на вознесении Господа Иисуса. Дух Святой был излит на нас или на меня не для того, чтобы показать, как мы велики, а для того, чтобы явить величие Сына Божия.
Теперь возьмём 36-ой стих. Здесь есть одно слово, которое должно привлечь ваше внимание: слово «итак». Когда обычно употребляется это слово? Оно употребляется не тогда, когда делается какое-нибудь заявление, а вследствие уже сделанного раньше заявления. Это слово всегда относится к тому, о чём уже было говорено. Что же предшествовало слову «итак» в нашем тексте? С чем оно связано? Рассуждая разумно, слово «итак» не относится ни к 34-му, ни к 35-му стиху, оно связано с 33-им стихом, где Апостол говорит от излиянии Духа на учеников: «что вы ныне видите и слышите» и потом добавляет: «Итак твёрдо знай весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли». В сущности Апостол Пётр говорит своим слушателям: «Это излияние Духа, чему вы свидетели, - что вы видите вашими глазами и слышите вашими ушами, - это доказательство того, что Иисус из Назарета, Которого вы распяли, сейчас является Господом и Христом». Излияние Святого Духа на землю является доказательством того, что на небе произошло вознесение Иисуса из Назарета одесную Бога. Цель Пятидесятницы – засвидетельствовать верховную власть Иисуса Христа.
Был юноша по имени Иосиф, нежно любимый своим отцом. И вот однажды сообщили его отцу о смерти его сына, и в течение многих лет Яков оплакивал смерть Иосифа. Но Иосиф не находился в могиле; он занимал высокое положение и был облечён могуществом и славой. И вот после того, как Яков долгие годы оплакивал смерть своего сына, внезапно пришло известие, что Иосиф жив и что он владычествует над всею землёй Египетской. Сначала Яков не мог представить этого. Это было так прекрасно, что он не мог этому поверить. Но, в конце концов он убедился в том, что Иосиф жив и занимает высокое положение. Как он в этом убедился? Он вышел и увидел колесницы, которые прислал Иосиф из Египта.
Что изображают в данном случае эти колесницы? Несомненно, они являются прообразом на Духа Святого, посланного как доказательство славы Сына Божия и для нашего «перевоза». Как мы знаем, что Иисус из Назарета, Который был распят злыми людьми вот уже почти две тысячи лет тому назад, не умер просто смертию мученика, но что Он находится одесную Отца во славе? Как мы можем быть уверенны, что Он есть Господь господствующих и Царь царей? Мы имеем неопровержимые доказательства, потому что Он излил на нас Своего Духа. Аллилуйя! Слава и благодарение Богу нашему! Иисус есть Господь! Иисус есть Христос! Иисус из Назарета является и Господом и Христом!
Святой Дух нам дан на том основании, что Господь Иисус был вознесён одесную престола величия на небесах. Так может ли быть, что Господь Иисус был прославлен, а вы не получили Духа Святого? На каком основании вы получили прощение грехов? Потому ли, что вы долго и упорно молились, или потому, что вы регулярно ходили в церковь? Разве вы получили прощение грехов из-за каких-нибудь ваших заслуг? Нет! Тысячу раз нет! На каком основании были прощены ваши грехи? «Без пролития крови не бывает прощения» (Евреям 9:22). Пролитие Крови является единственным основанием прощения грехов; и так как драгоценная Кровь была пролита, поэтому наши грехи были прощены.
Так и облечение Духом Святым основано на том же принципе, что и прощение грехов. Господь был распят, поэтому наши грехи прощены. Господь был прославлен, поэтому Святой Дух был излит на нас. Может ли это быть, что Сын Божий пролил Свою Кровь, а ваши грехи, дорогое дитя Божие, не были бы прощены? Никогда! И может ли быть, что Сын Божий был прославлен, а вы не получили Святого Духа? Никогда!
Но может быть кто-нибудь скажет: «Согласен со всем этим, но я никогда не пережил этого в моей жизни. Должен ли я со спокойным видом заявить, что всё это имею, тогда как знаю, что у меня нет ничего?» Нет, мы никогда не должны довольствоваться только одним объективным знанием истины. Нам нужен также и личный духовный опыт; но этот личный духовный опыт мы можем иметь только тогда, когда верою полагаемся на то, что совершил для нас Господь. Совершённые Богом факты являются основанием нашего духовного опыта.
Вернёмся ещё на минутку к вопросу нашего оправдания. Каким образом мы были оправданы? Не потому, что мы старались что-то сделать, а потому, что мы верою приняли этот совершившийся факт, что Господь Иисус всё выполнил для нас. И Духа Святого мы получаем точно таким же образом, то есть не рассчитывая на наши заслуги, а верою полагаясь на совершённое для нас Господом.
Если мы в нашей жизни не прошли через это переживание, то должны просить у Бога откровения о совершившемся вечном крещении Духом Святым, ибо этот дар нашего прославления Господа Своей Церкви. И как только мы это увидим, то все наши усилия прекратятся, и, вместо просьбы, наша молитва превратится в славословие благодарение. Откровение того, что совершил Господь для этого мира положило конец нашим усилиям получить прощение наших грехов; так и откровение того, что совершил Господь для Своей Церкви положит конец нашим усилиям получить крещение Святым Духом. Мы делаем все эти усилия, потому что наши духовные глаза ещё не открылись на совершённое для нас Господом творчество. Но как только мы это увидим, то вера наполнит наши сердца, и по мере нашей веры мы будем видеть проявления Духа Святого в нашей жизни.
Однажды в Шанхае я возглавлял ряд собраний, но которых присутствовал один юноша, только пять недель назад обратившийся к Господу, а до этого сильно противившийся Евангелию. После одного из таких собраний, где я говорил на тему, которую мы рассматриваем сейчас, этот юноша, вернувшись домой, стал на колени и начал просить: «Господи, я хочу иметь силу Духа Святого. Так как Ты сейчас прославлен, то не хочешь ли Ты излить на меня Твоего Духа?» Но он сейчас же присёкся: «О! нет, Господи, я говорю не то», и начал снова молиться: «Господь Иисус, мы соединены, Ты и я, одной жизнью, и наш Отец обещал нам две вещи: Славу Тебе и Духа Святого мне. Ты Господь, Ты получил славу, стало быть невозможно, чтобы я не получил Святого Духа. Господи, я благодарю Тебя за то, что Ты получил славу, а я Духа Святого». С этого дня сила Духа Святого опочила на нём.
Вера снова является ключом.
Как прощение наших грехов, так и сошествие Святого Духа на нас полностью являются вопросом нашей веры. Как только мы видим Господа Иисуса, распятого на Кресте, то мы знаем, что наши грехи прощены; и как только мы видим Господа Иисуса, вознесённого на Престол, то знаем, что Святой Дух был излит на нас. Ни наши молитвы, ни пост, ни ожидание, а единственно только вознесение Христа на Престол является основанием нашего облечения Святым Духом. Те, кто настаивают на ожидании, устраивая «собрания ожиданий», могут ввести нас только в заблуждение, потому что дар Святого Духа не предназначен для некоторых привилегированных, а для всех, потому что Святой Дух нам дан не на основании того, чем являемся мы, а на основании того, чем является Христос. Дух Святой был излит, чтобы засвидетельствовать о благости Христа и о Его величии, а не о нашем. Мы получили прощение, потому что Христос был распят; мы облечены силою свыше, потому что Христос был прославлен. Это благодаря Ему, мы имеем всё.
Предположим, что какой-нибудь человек выразит желание быть спасённым. Объяснив ему путь спасения, мы помолимся с ним. И предположим, что он будет молиться так: «Господь Иисус, я верю, что Ты умер за меня, и что Ты можешь изгладить все мои грехи. Я верю, что Ты действительно меня простишь». Будем ли мы уверены, что этот человек спасён? Когда мы будем уверены, что он действительно рождён свыше? Не тогда, когда он молится: Господи, я верю, что Ты хочешь простить мои грехи, но когда скажет: «Благодарю Тебя, Господи, что ты простил мои грехи. Ты умер за меня; поэтому мои грехи изглажены». Мы верим, что человек спасён, когда его молитва превращается в славословие, когда он перестаёт просит у Господа о прощении своих грехов, и когда он благодарит Бога за то, что Он простил его, потому что Кровь Агнца уже пролита.
И таким же образом вы можете молиться и ждать долгие годы без того, чтобы испытать силу Духа Святого; но когда перестанете умолять Господа излить на вас Святого Духа, и когда вы вознесёте Ему благодарность с полным доверием, что Он уже излил на вас Святого Духа, потому что Господь Иисус был прославлен, то тогда вы увидите, что Господь уже всё совершил для вас. Слава и благодарение Богу! Никто из Его детей не должен томиться ожиданием, чтобы дар Святого Духа был дан ему. Иисус не должен стать Господом, Он уже Господь. Я не должен получить Святого Духа, а я уже получил Духа Святого. Всё является вопросом веры, которая следует за откровением. Когда наши глаза открыты, чтобы видеть, что Святой Дух уже излит, потому что Иисус уже был прославлен, тогда молится в наших сердцах превратится в славословие и хваление Богу.
Все духовные благословения даны нам на определённом основании. Дары Божии нам даны даром, но с нашей стороны мы должны выполнить некоторые условия для получения этих даров. В Божием Слове есть место, где ясно указано условие, которое надо выполнить в отношении дара Святого Духа: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов и получите дар Святого Духа. Ибо нам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовёт Господь Бог наш» (Деяние 2:36-39).
Четыре вещи упомянуты в приведённом выше отрывке: Покаяние, Крещение, Прощение и Святой Дух. Две первых являются условием, а две вторых – дарами. Какое условие надо выполнить, чтобы получить прощение грехов? По Слову Божию их два: покаяние и крещение.
Первым условием является покаяние и означает перемену взглядов. Раньше грех мне казался приятным, но теперь моё мнение на этот счёт переменилось. Раньше этот мир привлекал меня, а теперь я вижу ясно, что он представляет. Раньше я думал, что стать христианином – это жалкая участь, а теперь я вижу это совсем в другом свете. Было время, когда некоторые вещи восхищали меня, а теперь они стали отвратительными для меня. И были вещи, которые я раньше не ценил, а теперь они стали для меня драгоценными. Никакая жизнь не может быть действительно преображённой, если не будет такой перемены и в мыслях, и в сердце. Вторым условием является крещение. Крещение – это внешнее выражение внутренней веры. Когда я действительно верю сердцем, что я умер со Христом, и что я погребён и воскрес вместе с Ним, тогда я принимаю крещение. Крещением я публично свидетельствую, что всем моим сердцем верю всему этому. Крещение – это вера, выраженная на деле.
Итак, прощение наших грехов подчинено двум условиям, установленным Богом, - покаянию и вере, выраженными публично. Покаялись ли вы? Засвидетельствовали ли вы публично о вашем единении с вашим Господом? Получили ли вы прощение грехов и дар Святого Духа? Вы говорите, что вы получили только первый из этих даров и не получили второго? Однако, дорогой друг, если вы выполнили оба условия, то Бог вам дал два дара. Почему же вы взяли только один? Что же вы сделали со вторым?
Предположим, что я захожу в книжный магазин и выбираю произведение в двух томах, плачу стоимость одного, но, ухожу, беру только один том, оставив другой на прилавке магазина. Вернувшись домой и заметив свою рассеянность, что же я должен буду сделать по вашему мнению? – Я должен вернуться в магазин и взять забытый мною том, ничего не платя за него. Я просто объясню продавцу, что оба тома были куплены, и попрошу его дать мне забытый мною том; и выйду из магазина счастливый с моей книгой в руке. Разве вы не поступите также в подобном случае?
Но ведь вы находитесь в таком же положении. Если вы выполнили оба условия, то имеете право на получение двух даров, а не на один только. Вы уже приняли один; так почему же вам не прийти сейчас, чтобы получить второй? Скажите Господу: «Господи, я подчинился необходимым условиям для получения прощения грехов и дара Святого Духа, но из-за моего незнания я уловил только прощение грехов. Господи, я прихожу теперь к Тебе, чтобы получить дар Святого Духа, и я благодарю Тебя за него».