Путь восхождения: представьте себя Богу
Продолжая наше изучение, мы подходим к тому месту, где мы можем рассмотреть подлинный характер освящения. Перед нами сейчас вторая половина 6-ой главы Послания к Римлянам. Мы читаем «Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудие неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мёртвых, члены ваши Богу в орудия праведности» (Римлянам 6:12-13). Основным словом здесь является «представьте» и мы встречаем его повторяющимся пять раз в стихах: 13-ом, 16-ом и 19-ом.1)
1)Примечание. В этих стихах есть два греческих глагола «паристано» и «паристеми», которые переведены как «представить» или «предоставить». Эти два глагола означают «принести в дар» и имеют смысл действия.
________________________________________________________________
Это слово «представьте» часто рассматривалось как основа освящения, но без того, чтобы уловить его настоящий смысл. Конечно, «представьте» является основой освящения, но только не в таком смысле, как это обычно принято понимать. Здесь речь идёт не о посвящении Господу нашего «ветхого человека» с его инстинктами и его способностями – нашим природным умом, нашей силой и другими дарованиями – для того, чтобы Господь их употребил.
Это ясно видно из 13-ого стиха. Вникнем в эту фразу: «как оживших из мёртвых». Апостол говорит: «Представьте себя Богу, как оживших из мёртвых». Этим он указывает нам исходную точку освящения. Потому что здесь речь не о том, чтобы посвятить себя Богу то, что принадлежит к ветхому творению, но только то, что прошло через смерть и воскресение. Это «представьте себя» следует за знанием того, что мой ветхий человек был распят. Зная это, считайте себя мёртвыми…предоставьте себя Богу – таков Божий распорядок.
Когда я действительно знаю, что я распят со Христом, тогда я считаю себя мёртвым (ст.6 и 11); и когда я знаю с такой же достоверностью, что я воскрес с Ним из мёртвых, тогда я считаю себя «живым для Бога во Христе Иисусе» (ст.9 и 11). Оба аспекта Креста: и смерть, и воскресение должны быть приняты верою, и только тогда я предоставлю самого себя Богу. В воскресении он является источником моей жизни; в действительности Он – моя жизнь. Следовательно, я не могу не отдать Ему всего, так как всё принадлежит Ему, моего больше нет ничего. Но если я не прошёл через смерть, то у меня нет ничего, что я мог бы посвятить Ему. У меня нет ничего, что Бог мог бы принять, так как Он всё приговорил к распятию на Кресте. Только воскресение сделало возможным посвящение. Предоставьте, себя Богу означает, что отныне я считаю мою жизнь полностью принадлежащей Господу.
Третий шаг:
«Предоставьте себя»
Отметим, что это дар, это «предоставление» относится также и к членам нашего тела, которое, как мы уже это видели, отныне вне власти греха. «Представьте себя… и ваши члены», - говорит Апостол Павел. И ещё: «представьте члены ваши» (Римлянам 6:13и19). Бог хочет, чтобы в дальнейшем я считал все мои члены, все мои способности принадлежащими Ему.
Это великая вещь, когда мои духовные глаза открываются, чтобы видеть, что я больше не принадлежу самому себе и что теперь я принадлежу моему Господу. Если 5 рублей, находящиеся в моём кармане, принадлежат мне, то я могу ими распоряжаться, как хочу, но если эти 5 рублей принадлежат кому-нибудь другому, кто мне их доверил, то я не могу их тратить для моего удовольствия, и я буду очень осторожным, чтобы их не потерять. Нормальная жизнь христианина начинается с того момента, когда мы знаем это. Многие ли из нас знают, что, так как Христос воскрес, то мы живы «для Бога», а не для самих себя. Много ли из нас таких, которые не смеют употребить своё время, свои способности или свои деньги для самих себя, потому что они поняли, что всё это принадлежит Господу, а не нам? Многие ли среди нас знают, что они принадлежат Другому до такой степени, что не смеют потратить несколько рублей из своих денег, ни одного часа из своего времени и никаких своих физических сил или умственных способностей?
Однажды, путешествуя по железной дороге, один верующий китаец очутился в одном купе с тремя мужчинами, которые собирались играть в карты, чтобы убить время. И как им не хватало четвёртого партнёра, то они пригласили верующего брата принять участие в их игре. «К сожалению, я должен вам отказать, - ответил он им, - я не могу принять участия в игре, так как у меня нет моих собственных рук». - «Что вы хотите этим сказать?» - озадаченно спросили они. – «Эти две руки мне не принадлежат», - ответил он им, объяснив им перемену, которая произошла в нём, и что он больше не является хозяином своих членов. Этот верующий брат считал члены своего тела принадлежащими Господу. Это и есть истинная святость.
Будь уделённым Господу.
Что такое святость? Многие думают, что, искоренив в себе всё дурное, мы становимся святыми. Нет, мы становимся святыми, уделив себя Богу. Во время Ветхого завета, когда какой-нибудь человек был избираем Богом, чтобы полностью принадлежать Ему, то он был публично помазан елеем и объявлялся «освящённым», и в дальнейшем он считался отделённым для Бога. Так и животные и всё приносимое Богу, будь то ягнёнок или золото для храма, были освящены таким же образом, то есть не искореняя из них плохое, а уделяя их исключительно для Господа. В древнее время у евреев «святыня» означала что-нибудь, полностью посвящённое Богу, и всякая истинная святыня – это «Святыня Господня» (Исход 28:36). Я полностью отдаю себя Христу – это и есть святость.
Предоставить себя Богу означает, что я признаю себя в Его полном расположении. Это дар самого себя, должен быть бесповоротной отдачей, такой же окончательной, как и считать себя мёртвым…(Римлянам 6:11). В моей жизни должен быть день, в который я перешёл из моих собственных рук в Его руки, и с этого дня я принадлежу Ему, а не самому себе. Это не означает, что я посвящаю себя быть пастором или миссионером. К сожалению, существуют много миссионеров, которые не посвятили себя Богу. Как они это сами говорят, они «посвятили» Богу, чтобы служить Его делу, свои собственные природные способности, не прошедшие через распятие. Но это не является истинным посвящением. Итак, чему мы должны посвятить себя? Не какому-нибудь христианскому делу, а Божией воле, что бы быть тем и делать то, что Ему угодно.
У царя Давида было много сильных людей. Некоторые были генералами, другие часовыми, в зависимости от возложенного на них царём задания. Мы должны быть готовы быть либо генералами, либо часовыми, в простоте исполняя возложенное на нас Господом, что Ему будет угодно, а не нашему собственному выбору. Если мы христиане, то Бог предначертал наш путь – «течение», как называл его Апостол Павел (2Тимофея 4:7). Бог не предначертал путь только для одного Апостол Павла. У Бога для каждого христианина есть ясно начертанный Им путь, и нам чрезвычайно важно его знать и следовать по этому пути. «Господи, я отдаю себя Тебе, и у меня только одно желание: знать путь, предначертанный Тобою, и следовать по этому пути». Это и есть истинная отдача Богу. Какое благословение, если в конце нашей жизни мы можем сказать вместе с Апостолом Павлом: « Течение совершил!» Но какая скорбь, подойдя к концу жизни, увидеть свой неправильный путь. У нас только одна жизнь, чтобы жить на этой земле, и мы свободны делать с ней, что мы хотим. Но если мы в этой жизни будем искать своё собственное удовольствие, то наша жизнь никогда не прославит Бога. Я слышал как один благоговейный христианин сказал: «Я ничего не хочу для себя; я хочу, чтобы всё было для Бога, или все наши желания были сосредоточены на Его воле? Можем ли мы сказать, что для нас Божия воля действительно является «благая, угодная и совершенная»» (Римлянам 12:2).
А что касается нашей воли, этой моей сильной воли с большими претензиями, то оно должна быть распята на Кресте, и я должен полностью отдать себя Господу. Мы не можем ожидать от портного, что он сошьёт нам костюм, если мы не дали ему нужного материала. Или требовать от подрядчика, чтобы он построил нам дом, если мы не дали ему нужного материала строительного; и таким же образом мы не можем надеяться, что Господь проявиться в нас, если мы не предоставили Ему себя, чтобы Он жил в нас. Мы должны отдать Ему себя без ограничений, беспрепятственно, чтобы Он сделал из нас то, что Ему угодно. «Предоставьте самих себя Богу».
Слуга или раб.
Если мы без ограничений отдаём себя Богу, то много соответствующих изменений должно произойти в нашей жизни: в наших семьях, или на работе, или в нашем отношении к другим верующим в Церкви или в наших личных взглядах. Бог не разрешит, чтобы что-либо от нас самих продолжало существовать. Его перст постепенно коснётся всего, что не исходит от Него, и Он нам скажет: «Это должно исчезнуть». Готовы ли мы к этому? Безумие сопротивляться Богу, и верная мудрость – покориться Ему. Надо признать, что многие из нас ещё спорят с Богом. Господь хочет одного, а мы хотим другое. Есть вещи в нашей жизни, о которых мы не смеем молиться, о которых мы боимся даже думать, из страха потерять наше духовное спокойствие. Таким образом, мы можем уклониться от некоторых вопросов, но это нас удалит от Божией Воли. Всегда так легко выйти из Его воли, но как для нас ценно всё передать в Его руки, чтобы Он мог действовать в нас, как Ему угодно.
Как дорого сознавать себя принадлежащим Господу, а не самому себе! В мире нет ничего драгоценного. Это сознание даёт нам уверенность в Его постоянном присутствии, и это вполне понятно. Чтобы иметь сознание Его присутствия во мне, надо сначала иметь уверенность в том, что я принадлежу Богу. Когда я признаю себя принадлежащим Господу, тогда я ничего не буду делать в моих личных интересах, потому что я являюсь исключительной собственностью Господа. «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаёте себя в рабы для послушания, того вы и рабы» (Римлянам 6:16). По своему значению слово «раб» здесь очень подходит. Мы его встречаем во второй половине 6-ой главы, повторяющееся несколько раз. Какая разница между слугой и рабом? Слуга служит своему господину без того, чтобы тот имел над ним право собственности. Если слуга любит своего хозяина, а если он его не любит, то может взять расчёт и искать другого хозяина. Но для раба это не так. Раб не только служит своему хозяину, но он является его собственностью. Как я стал рабом Господу? Со своей стороны господь купил меня, а с другой стороны – я предоставил Ему себя. На основании искупления я являюсь Божией собственностью, но чтобы быть Его рабом, я должен добровольно отдать себя Ему, потому что Он никогда не принудит меня насильно.
К сожалению, у многих современных христиан очень ограниченные понятия о том, что Бог от нас требует. С какой лёгкостью они могут сказать: «Господи я готов на всё». Но знаем ли мы, что Бог требует он нас всю нашу жизнь? Есть взлелеянные мечты, сильная воля, знакомства, которыми мы дорожим, любимые занятия, которые надо будет оставить… Поэтому, если мы не хотим оставить всё полностью, то не будем предоставлять себя Богу. Потому что Бог примет наши слова всерьёз, даже тогда, как мы произнесли их не вполне серьёзно.
Что сделал Господь, когда мальчик из Галилеи принёс Ему хлеб? Он его преломил. Бог всегда сокрушит то, что принесено Ему в дар. Он сокрушит то, что принято Им, но после этого Он благословляет и употребляет на служение другим. После того, как вы отдали себя Господу, Он начнёт с того, что сокрушит то, что предоставлено Ему. Вам кажется, что всё идёт не так, как надо, вы протестуете и думаете, что где то, есть какая-то ошибка. Но если мы останемся в таком состоянии, то мы как разбитый сосуд, бесполезный для этого мира, потому что мы зашли слишком далеко, чтобы мир мог ещё нами пользоваться, и бесполезны также и для Бога, потому что мы не пошли достаточно далеко, чтобы Он мог употребить нас на служение. Так что нет больше согласия между вами и этим миром, и вы спорите с Богом. Это трагедия многих верующих.
У нас должен быть день, в который я полагаю основание, принеся самого себя в дар Господу. Затем, изо дня в день, я должен продолжать это предоставление самого себя, не противясь воле Его и принимая с благодарением даже то, что возмущает мою плоть.
Я принадлежу Господу и не считаю себя больше принадлежащим самому себе. Я признаю за господом все права собственности и Его полную власть надо мною. Такое отношение требует от нас Бог, и такое отношение мы должны сохранять всегда; это и есть истинное посвящение. Я не посвящаю себя на служение миссионера или проповедника, я посвящаю себя Богу, чтобы исполнить Его волю там, где я нахожусь. Будь то в школе, или в мастерской, или в конторе, или на кухне, принимая всё, что Он мне доверит, как самое наилучшее, потому что ничего не может быть лучше доли тех, которые полностью принадлежат Господу.
Могли бы мы всегда сохранить это живое сознание, что мы больше не принадлежим самим себе.
Глава7
Вечное намерение.
Мы уже говорили, что для того, чтобы жить нормальной жизнью христианина, нам нужно откровение, вера и посвящение. Но если мы не будем видеть предназначенную Богом цель, то мы никогда не поймём, зачем нам нужны эти духовные переживания. Поэтому, прежде чем мы глубже и тщательнее рассмотрим вопрос этих внутренних духовных переживаний, мы сосредоточим сначала наше внимание на великом Божием намерении.
Какое намерение было у Бога при сотворении? И, совершая искупление, какое намерение было у Него? Его намерение можно выразить двумя фразами, взяв по одной из двух частей нашего изучения первых восьми глав Послания к Римлянам: «Слава Божия» (Римлянам 3:23) и «Слава детей Божиих» (Римлянам 8:21). Мы читаем в Послании к Римлянам: «Все согрешили и лишены славы Божией». Божиим намерением было дать славу человеку, но грех воспрепятствовал этому нам проекту и помешал человеку достичь славы Божией. Когда мы думаем о грехе, то инстинктивно думаем о следующим за ним суде; мы неизменно связываем грех с наказанием и адом. Мысли человека всегда направлены на наказание, которому он подвергнется, если будет грешить, а Божии мысли направлены на то, что человек теряет славу, которая ему предназначена. Вследствие греха мы лишены славы Божией. Вследствие искупление мы снова на пути к славе. Божия цель в искуплении – это слава, слава и слава.
«Первородный между многими братьями».
Это нас приводит к 8-щй главе, в которой эта тема изложена с 16-ого по 18-ый стих и затем в стихах 29-ом и 30-ом. Апостол Павел говорит: «Мы дети Божии, а если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с той славой, которая открывается в нас?» (Римлянам 8:16-18); и затем: «Ибо кого Он предузнал, тех и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями; а кого Он предопределил, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Римлянам 8:29-30). Какая цель была у Бога? Божия цель, чтобы Его Сын был первородным между многими братьями, которые должны быть подобны образу Сына Его. Каким образом Бог осуществил своё намерение? Тем, что «кого Он оправдал, тех и прославил». Следовательно, Божиим намерением в творении и искуплении было сделать Христа первородным Сыном между многими сынами славы. Может быть вначале многим из нас это может показаться как не имеющее большого значения, но остановимся и внимательно рассмотрим всё это.
В Евангелии от Иоанна 1:14 нам сказано, что Господь Иисус был единственным Сыном Божиим: «Слово стало плотию и обитало с нами… и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца». То, что Он был единственным Сыном Божиим, означает, что у Бога не было других сыновей, а только Он один. Он был при Отце вечности. Но нам сказано, что Богу не было угодно, чтобы Христос оставался единственным Сыном. Бог хотел, чтобы Его Сын был первородным. Как единственный Сын может стать первенцем? Ответ простой. Надо чтобы у Отца были другие дети. Если у вас только один сын, то он является единственным сыном, но если у вас будут ещё дети, то единственным сын станет первенцем.
Божие намерение в творении и искуплении – иметь много детей. Бог желал иметь нас и не мог быть удовлетворённым без нас. Однажды я посетил Георгия Гютенг, автора известной брошюры: «Безопасность. Уверенность и Радость». Когда я вошёл к этому святому человеку девяностотрёхлетнему старцу, он взял мою руку и сказал твёрдым и спокойным голосом: «Брат, знаете ли вы, что я не могу обойтись без Господу? Знаете ли вы, что Он тоже не может обойтись без меня?». Я пробыл у него больше часа, но из-за его преклонного возраста и сильной физической слабости с ним нельзя было вести последовательного разговора. Но воспоминание, оставшееся у меня от этой беседы, это частое повторение двух фраз: «Брат, знаете ли вы, что я не могу обойтись без Господа? И знаете ли вы, что Он тоже не может обойтись без меня?»
Читая притчу о блудном сыне, большинство остаётся под впечатлением его тяжёлых переживаний; они сосредотачивают свои мысли не тех трудностях, которые блудный сын встретил на своём пути. Но смысл притчи не этом. «Мой сын…пропадал и нашёлся» - вот главная суть притчи. Главное не в перенесённых сыном страданиях, а в том, что потерял отец. Это отец страдает; это Он теряет. Одна овечка потеряна: кто несёт убыток? – Пастух! Одна монета утеряна, кто терпит убыток? – Женщина! Один сын потерян: кто несёт потерю? – Отец! Вот чему учит нас 15-ая глава Евангелия от Луки.
Господь Иисус был единственным Сыном, и, будучи единственным, Он не имел братьев. И Отец послал Сына для того, чтобы единственный Сын стал Первородным и чтобы возлюбленный Сын имел много братьев. Всё повествование о Воплощении и о Кресте состоит в этом. Через Воплощение и Крест Бог выполнил Своё намерение «привести многих сынов в славу» (Евреям 2:10).
В Послании к Римлянам 8:29 мы читаем: «много братьев», а в Послании Евреям 2:10 – «много сынов». С точки зрения Господа Иисуса – это «братья», а с точки зрения Бога – это «сыны». Оба эти выражения, судя по их контексту, дают нам представление о зрелости. Бог ищет сыновей, достигших «полного возраста»; и Он не хочет, чтобы Его сыновья жили вдали он Него. Бог хочет, чтобы они жили в Его доме. Он хочет, чтобы они разделяли Его славу. Об этом сказано Римлянам 8:30 «Кого Он оправдал, тех и прославил». Божий проект для многих сынов – это полное отражение Его Сына. Каким образом Бог выполнил Своё намерение? Оправдав их и прославил их. По отношении к ним во всех Своих действиях Бог всегда имеет в виду эту цель. Бог хочет иметь с Ним в Его славе сыновей вполне зрелых, способных нести ответственность. Бог сделал всё, что было нужно для того, чтобы небо наполнилось прославленными сыновьями с этой целью Бог совершил искупление.
Хлебное зерно.
Как единственный Божий Сын мог стать Его первородным Сыном? Это нам пояснено в Евангелии от Иоанна 12:24. «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю умрёт, то принесёт много плода». Кто является этим пшеничным зерном? Это – Господь Иисус. Во всей вселенной у Бога было только одно «пшеничное зерно», и другого зерна у Него не было. Бог положил это единственное пшеничное зерно в землю; оно умерло; и воскресши, единственное зерно стало первородным зерном, потому что из этого единственного зерна родилось много других зёрен.
Что касается Его Божества, то Господь Иисус остаётся один «единородный Сын Божий». И в то же время, начиная от воскресения и во всю вечность. Он является так же и первородным, потому что по воскресении Его жизнь передалась многим братьям. Потому что мы, родившиеся от Духа, через это рождение «сделались причастниками Божеского естества» (2 Петра 1:4), но не сами по себе, а в зависимости от Бога и только в силу нашего положения «во Христе». Мы «приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божии» (Римлянам 8:15-16). Господь Иисус сделал это возможным для нас через Своё воплощение и Крест. И Божие сердце, Его Отцовское сердце, было удовлетворено, ибо послушанием Своего Сына, послушанием до смерти, Отец приобрёл Себе многих сыновей.
В отношении сказанного выше 1-ая и 20-ая глава Евангелия от Иоанна чрезвычайно ценны. В начале своего благовествования Иоанн нам говорит, что после того, как Господь Иисус умер и воскрес, Он сказал Марии Магдалине: «Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и к Отцу вашему, и к Богу Моему и к Богу вашему» (Иоанна 20:17). До этого Господь часто говорил: «Отец» или «Мой Отец». А теперь по воскресении, Он добавляет: «…и ваш Отец». Теперь это Старший Сын, это Первенец говорит. Через Его смерть и Его воскресение много братьев было приведено в семью Божию; поэтому, в том же стихе, Он называет их: «Мои братья». «Он не стыдится называть их братьями» (Евреям 2:11).
Адаму предоставлен выбор
Бог насадил много деревьев в Едемском саду, а «посреди рая», - то есть на самом видном месте – Бог посадил два дерева: «дерево жизни» и «дерево познания добра и зла». Адам был создан простодушным; он не имел познания ни о добре, ни о зле. Представим себе взрослого человека, лет тридцати, не имеющего представления ни о добре, ни о зле и не имеющего никакой способности их распознавать! Не скажем ли мы о таком человеке, что он неразвитый? Но именно таким был Адам. Бог ввёл его в рай и в сущности сказал ему так: «Сад полон фруктовых деревьев, ты можешь есть плоды от всех деревьев. Но посреди рая есть дерево, называемое «деревом познания добра и зла», от него ты не должен есть; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрёшь. И помни, что дерево, находящееся рядом, называется «жизнь»». Адам был создан, если можно так сказать, морально нейтральным – ни грешным, ни святым, а простодушным. И Бог поставил перед ним эти два дерева, чтобы он мог сделать добровольный выбор. Адам мог выбрать дерево жизни, и он мог выбрать дерево познания добра и зла.
Познание добра и зла, хотя и было запрещено Адаму, само по себе не было плохим. Без этого знания возможности Адама были ограничены, потому что он не имел способности судить о моральных последствиях своих поступков. Распознавание добра не было в Адаме, а только в Боге, и когда Адам находился перед какой-нибудь задачей, то единственное, что он мог сделать, это обратиться к Всевышнему за указанием. Адам в Едемском саду представляет жизнь полной зависимости, полного подчинения Богу. Стало быть, эти два дерева являются символом двух основ: они представляют два жизненных строя: божий и человеческий. «Дерево жизни» - это сам Бог, потому что Бог есть жизнь. Бог – это наивысшая форма жизни, и Он является также источниками целью жизни. А что означает плод? Это наш Господь Иисус Христос. Нельзя есть дерево, но можно есть плод дерева. Никто не может принять бога, как Бога, но можем принять Господа Иисуса. Плод – это съедобная часть дерева, которую можно принять. Следовательно, я могу сказать с величайшим уважением: Господь Иисус есть истинный Бог в таком образе, что Его можно принять. Во Христе мы можем принять Бога.
Если бы Адам вкусил от дерева жизни, то он стал бы причастником Божией жизни и таким образом стал бы «сыном» Божиим, потому что имел бы в себе жизнь, исходящую от Бога. Тогда Божия жизнь была бы соединена с человеком; был бы человеческий род, имеющий в себе божию жизнь, и для поддержания этой жизни живущий в постоянной зависимости от Бога. Но если Адам повернётся в другую сторону и возьмёт плод от дерева познания добра и зла, то тогда он разовьёт свой собственный человеческий род по своей природной линии помимо Бога. Он достигнет вершины знания, он будет иметь своё собственное независимое суждение, но он не будет иметь Божией жизни.
Такой выбор был предоставлен Адаму. Избираю путь Духа, путь послушания, он мог стать «сыном» Божиим, живя в зависимости от Бога, чтобы постоянно иметь эту жизнь. Или же, следуя по естественному течению, он сам сможет постепенно достичь известной степени развития и стать самостоятельным существом, способным судить и действовать помимо Бота. История человечества – результат сделанного Адамом выбора.