Физическое убежище и убежища психические
Хотя вышеописанный случай самый частый, душа человека покидает свое физическое тело не только во время сна. На самом деле бывает и так, что ее отделение от тела происходит наяву, ибо душа может покинуть тело в любой момент, чтобы отправиться в странствие, навестить друзей... Конечно, такое случается довольно редко, лишь немногие люди способны раздваиваться. У большинства, даже когда они ночью спят, душа остается на месте, привязанная к физическому телу; подобные души тем более неспособны сознательно покидать свое тело в течение дня, чтобы предпринять путешествие в космос и затем возвратиться к своей повседневной деятельности.
Вам, однако, не следует понимать мои слова как побуждение к тому, чтобы попробовать раздвоиться, - ведь если вы недостаточно подготовлены, вас грозят большие психические неприятности. Если вы не начнете с того, чтобы себя очистить и укрепить для противостояния всевозможным агрессивным влияниям астрального плана, покидать тело очень опасно, так как вы оставляете его беззащитным, во власти любого, бог весть какого существа, которое пожелает в нем поселиться: тут происходит совершенно то же самое, как если бы вы покинули дом, оставив двери открытыми настежь и без надзора. Итак, будьте осторожны, не спешите учиться раздваиваться.
Некоторые люди рассказывали мне о своих переживаниях во время медитации: им внезапно мерещилось нечто, нагонявшее на них страх, а потом они сами не знали, что же с ними тогда приключилось. А они просто покинули свое тело и были завлечены в мрачные регионы астрального плана, где они чувствовали, что их преследуют, им угрожают. В астральном плане наши встречи далеко не всегда бывают приятными. Если во время медитации с вами случается подобное приключение, знайте - первое, что вы должны сделать, это возвратиться в свое физическое тело, чтобы обрести там безопасное убежище. Не старайтесь продолжать свой опыт под тем предлогом, что он нов, оригинален и возбуждает ваше любопытство; постарайтесь как можно скорее возвратиться в свое тело.
Если вы многие годы готовитесь, особенно заботясь о чистоте - чистоте пищи, мыслей, чувств, - и делаете всевозможные упражнения для владения собой, управления собой, тогда, возможно, придет день, когда ваша душа сумеет СУМЕЕТ...ОТОРВАТЬСЯ по своему желанию отрываться от физического тела, чтобы безопасно путешествовать в пространстве. Но тем временем непускайтесь в рискованные авантюры, как это вам советуют разные оккультные книги, которые, под предлогом, будто открывают вам путь в невидимое, на самом деле являются очень опасными книгами. НЕПРАВИЛЬНО ПОСТРОЕНО ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ТАК УПОТРЕБЛЯТЬ "ПОД ПРЕДЛОГОМ" НЕЛЬЗЯ. ЧТО ПОД ПРЕДЛОГОМ - НЕЯСНО Если вы хотите делать упражнения, которые вас подготовят к тому, чтобы когда-нибудь раздвоиться, я могу вам посоветовать одно совершенно безобидное.
В определенные дни, например, когда серое, хмурое небо навевает на вас сонливое состояние, вы вместо того, чтобы сосредоточиться и медитировать - это будет бесполезно, у вас ничего не получится, для этого нет условий, - попытайтесь остановить ваши мысли и предоставить душе витать в пространстве, воображая, что она воспарит ВОСПАРЯЕТ к вселенской Душе и сольется с нею. НЕЮ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ НАДО БЫ По возвращении она принесет вам какие-то образы тех регионов, РЕГИОНОВ ЗАМЕНИТЬ БЫ которые созерцала. Но не забывайте - характер того, что вы увидите, будет зависеть от вас, от природы и характера ваших желаний, чувств, мыслей.
Можно сказать, что природа таких видений тождественна с природой сновидений. Это всего лишь вопрос уровня сознания - первые соответствуют состоянию бодрствования, вторые - состоянию сна. Вы спросите себя, насколько можно доверять видениям и сновидениям... И те, и другие отражают степень эволюции того, кто их видит. И сновидения, и видения всегда имеют какой-то смысл. Однако тот, кто не сумел высвободиться из низшего астрального плана, получит свои видения и сновидения из этих замутненных регионов и, очевидно, ему нечего ожидать точных ответов, ясного понимания. Такое понимание можно получить только тогда, когда человеку удается подняться к планам каузальному, буддическому, атмическому.
Во всяком случае, самое существенное, что вам надлежит запомнить из сказанного мною, это то, что в случае опасности надо уметь ускользнуть. Не задерживайтесь там, где вам что-то угрожает. Если в течение своей духовной работы вы почувствуете, что опыт становится опасным, бегите - это единственный путь спасения, и все в природе подает вам пример такого поведения.
Посмотрите на крота, бродящего по саду: если вы попробуете его поймать, он поспешно юркнет в землю - ведь там он будет в безопасности. Откуда он знает, что ему, спасаясь от вас, надо спрятаться в своей норе? Точно так же, если вы хотите поймать рыбу, насекомое или какое-либо другое живое существо, оно скрывается в расщелине скалы, в кустарнике, под корой или под листиком. Птицы, понятное дело, спасаются, улетая. Что до людей, то они, соответственно грозящей им опасности, пытаются спастись в погребе, на крыше, на дереве или на воде... Однако люди подвергаются опасностям не только физическим, им грозят опасности и в психическом плане. Когда вас преследуют в астральном мире, там, где кишат злокозненные НУ ТУТ УЖ ЭТО СЛОВО ВООБЩЕ НИ В КАКИЕ ВОРОТА НЕ ЛЕЗЕТ. ТАКОЕ ОБРАЗНОЕ ОПИСАНИЕ, ПРЯМО ПРЕДСТАВЛЯЕШЬ СЕБЕ, КАК ОНИ КИШАТ - И ВДРУГ ВСЕ РАЗРУШАЕТСЯ ЭТИМ СЛОВОМ, ПРИХОДИТСЯ СООБРАЖАТЬ, ЧТО ИМЕЛОСЬ В ВИДУ. ВЕРОЯТНО, ЭТО В ПРОТИВОВЕС СВЕТОЗАРНЫМ, НО СВЕТОЗАРНОЕ ЗВУЧИТ НОРМАЛЬНО И КРАСИВО, А ВОТ ЗЛОКОЗНЕННОЕ... чудовища и духи, мы должны побыстрей вернуться в физическое тело, иначе говоря, в свою нору, в свой погреб. Это и происходит, когда нас мучает НОЧНОЙ кошмар: мы спасаемся тем, что пробуждаемся, - войдя снова в свое тело, мы оказываемся в другом мире.
У вас наверняка не раз бывали кошмары, и вы могли заметить, что чаще всего они резко прекращались, так как вы внезапно пробуждались, с великим облегчением обнаруживая, что вы у себя дома, в своей постели, в безопасности. И вы говорили себе: "Какое счастье, это был всего лишь сон!" В действительности же, настоящим вашим убежищем была не ваша постель, не ваша комната, а ваше физическое тело. А внезапное пробуждение вызвано тем, что подсознательно вы знали - чтобы защититься от враждебных существ или сил астрального плана, вам надо немедленно возвратиться в свое тело, которое подобно крепости, где вы можете укрыться. Оставаясь в астральном плане, вы и дальше были бы во власти врагов. А покинув этот план, вы возвратились в свое физическое тело, плотное, прочное, и от них ускользнули. Духи не имеют доступа во все планы, они созданы, чтобы жить и действовать в одном определенном плане. Таким образом, существа астрального плана не могут нас преследовать везде; если мы сумеем сменить план, то будем спасены, и, кстати, эта возможность перемещаться из одного плана в другой делает человека существом высшего порядка.
В какой-то день вы чувствуете себя огорченным, удрученным, у вас впечатление, что весь мир против вас... Но вдруг вы засыпаете, то есть поднимаетесь в другой мир, и, проснувшись, чувствуете, что все переменилось. Что же произошло? Вы попросту сбежали, и те, кто вас преследовал, не смогли погнаться за вами. Если за вами гонятся в плане физическом, вы можете сбежать в астральный план, а если вас преследуют в плане астральном, у вас всегда есть возможность возвратиться в свое тело.
Вы бы избавили себя от многих страданий, если бы умели менять регионы. Если вы ощущаете грусть, разочарование, попробуйте отправиться туда, где вы от них ускользнете. Если волнения тревожат ваш интеллект, отправьтесь в сердце. Если вас что-то преследует и в сердце и в интеллекте, поднимитесь в душу. Если же вас и в душе будут преследовать, укройтесь в духе - там, в духе, ничто не может до вас добраться.
XVIII
ИСТОЧНИКИ ВДОХНОВЕНИЯ
Вообразим, что вы должны выступить перед публикой: условия самые прекрасные, вы хорошо подготовились, зал великолепный, все складывается наилучшим образом. Вы говорите, говорите, но чувствуете, что не производите на слушателей никакого впечатления, чего-то не хватает, а чего, неизвестно. Но вдруг вами завладевает какая-то сила, какое-то наитие: вам даже не надо заглядывать в вашу бумажку. Мысли, слова приходят сами, естественным образом, звук вашего голоса, ваши жесты становятся необычайно выразительными, и вы приводите аудиторию в волнение. Да, да, такое бывает... И даже если вам еще никогда не случалось говорить перед публикой, у вас, возможно, бывало нечто подобное в разговоре в друзьями: внезапно вы ощущали необычный подъем, словно вас ужалила какая-то муха... небесная! - и вы сами удивлены тому, как все стало легко - будто говорит кто-то другой, а не вы, какое-то более мудрое, более светоносное существо.
Само собой, такие случаи бывают чаще с художниками, актерами, музыкантами. Потому что актеру, например, недостаточно знать наизусть свою роль, свою партию; пусть он играет ее безукоризненно, но до тех пор, пока им не завладеет неведомая сила, вдохновение, от него ничего не излучается - нет блеска, нет страсти, и публика остается холодной, ее ничто не взволновало.
Все те, кого называют гениями, это и есть люди, которым более легко, более естественно удается отдаваться влиянию этой высшей психической силы - вдохновению. Каждый человек в большей или меньшей степени обладает способностью проникаться вдохновением. Ну хотя бы для того, чтобы объявить о своей любви тому или той, кого любит... разве что с ним не случается как раз противоположное, а ведь и такое бывает: ты растерян, запинаешься, дрожишь, не знаешь, что сказать, - полная блокировка.
На самом деле человек, ограниченный своими собственными ресурсами, не так уж способен создавать гениальные творения - ему необходимо призвать на помощь свою другую натуру, чтобы установить связь с миром души и духа, откуда приходят сила, свет, красота. Поэтому важно знать условия, благоприятные для вдохновения, условия в плане физическом, но также в плане астральном и в плане ментальном. Ибо вдохновение не посещает вас случайно.
Вы скажете, что вам приходилось испытывать вдохновение в достаточно невероятных обстоятельствах, местах и положениях. Да, верно, такое может случиться. И вы также можете собрать вместе все идеальные материальные условия для получения вдохновения, и не добиться никакого результата. Вдохновение не обязательно придет, даже если вы будете сидеть в позе лотоса, с закрытыми глазами, среди облаков курений. Я не об этих условиях говорю. Первое условие для вдохновения - это образ жизни. Образ жизни предшествует вдохновению.
Не следует думать, будто вы можете испытать вдохновение, если даете себе волю делать что вздумается, если не следите за чистотой своих мыслей, чувств и поступков. Конечно, вдохновение появляется вот так, внезапно, порой даже в такой миг, когда его меньше всего ожидаешь, но приходит оно только к тем, кто так или иначе подготовился его воспринять. Ничто не появляется случайно - ни хорошее, ни дурное. Человек считает себя вполне здоровым, и вдруг его валит с ног сердечный приступ. Это тоже произошло не случайно. Равно как и не случайно обрушивается какой-нибудь мост или дом, не случайно срывается с места лавина, ничто в жизни не происходит случайно, даже если никакой видимый признак не предвещал этого события.
Разумеется, есть всевозможные способы вызывать вдохновение: алкоголь, наркотики... Но тут, на самом деле, речь идет скорее о возбуждении, чем о вдохновении. Говоря о вдохновении, я имею в виду исключительно те силы, те потоки, те существа, которые человек благодаря своей работе, своим возвышенным устремлениям сумел привлечь к себе с горних высот. Эти потоки, эти существа, прокладывающие себе путь через ментальные центры, стараются себя выразить, и таким образом родились все шедевры мысли и искусства. Но ни алкоголь, ни наркотики не способны привлечь искру вдохновения.
Впрочем, по той одной причине, что человек пронизан очень сильным психическим током, магнетически действующим на публику или на аудиторию, еще нельзя утверждать, что он действительно "вдохновлен", - когда мы говорим о вдохновении, главное - знать истоки его, место его происхождения. Возьмем наш недавний пример: словесное выступление. Пусть кто-то обладает способностью наэлектризовать толпу и держать ее в своих руках, это еще не означает, что он действительно озарен вдохновением в том смысле, какой придают этому слову Посвященные. Сколько раз мы видели подобное у некоторых политиков! Нельзя отрицать, что некоторый дар у них есть, но этот дар - всего лишь усиление, расширение определенных психических сил и энергий, часто имеющих весьма низменную природу. Это заурядные чувства, заурядные мысли, только выраженные с большей интенсивностью. Увеличилась интенсивность, количественная их "хАРАКТЕРИСТИКА", А НЕ "СТОРОНА" сторона, а не качество. А истинное вдохновение предполагает особое качество, в него входят более чистые, более субтильные элементы. Истинное вдохновение - это божественное вдохновение.
Вот почему надо также не смешивать вдохновение с определенными формами мистического бреда. Тот, кто по-настоящему вошел в контакт с Небом, может получать оттуда только потоки света, гармонии, покоя. Но все те, кто утверждает, будто они вдохновлены Небом, и, отчаянно размахивая руками, закатывают глаза и безудержно и бессмысленно произносят тирады или же проводят многие часы, застыв в позе, имитирующей экстаз, - это люди неуравновешенные, больные. Даже когда они говорят о Небе, о Святом Духе, об ангелах, об архангелах, в действительности они больны, это сразу же заметно по их поведению. Они думали войти в общение с миром божественным, но на самом-то деле из-за отсутствия дисциплины, внутренней работы, им удалось связаться лишь с нижними регионами астрального плана; оттуда они, конечно, получили послания и приказы, но такие послания и приказы, которым лучше было бы не доверять.
Платон также размышлял над проблемами вдохновения, когда говорил о четырех формах "мании" или "бреда". Это бред пророческий, как у дельфийской пифии, у сивилл... Находясь в обычном состоянии, они ничего не знают, ничего не могут сказать. Но когда ими овладевает бог, они пророчествуют и изрекают предостережения. Бред терапевтический, позволяющий узнать, какими ритуалами молитвы и очищения можно избавить от болезней и несчастий, как личных, так и коллективных. Бред творческий, которым музы вдохновляют музыкантов, поэтов и вообще всех художников. Наконец, бред любовный, вдохновленный созерцанием красоты лица или идеально сложенного тела. Конечно, надо понимать, что слова "мания" или "бред" не имеют у Платона того смысла, который им придают сейчас. В обычной нашей жизни встречаются люди с манией или одержимые бредом, но увы, отнюдь не в платоновском смысле!
Чтобы можно было о ком-то с уверенностью сказать, что он вдохновлен, у него должны быть развиты его высшие тела - тогда он может входить в контакт с потоками и существами каузального плана, буддического плана и атмического плана.
В одной из бесед я вам объяснял, что люди, поднявшиеся до каузального плана, - это гении; люди, поднявшиеся до буддического плана И ВСЕ-ТАКИ ЗДЕСЬ ВЕЗДЕ ЭТО БУДДХИЧЕСКИЙ ПЛАН. "БУДДА" - ЭТО ИЛИ БУДДА (КОНКР. ЛИЦО), ИЛИ "УЧИТЕЛЬ". В ПРИНЦИПЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПЛАН БУДДЫ. НО В КНИГЕ ПО-МОЕМУ РЕЧЬ О ПЛАНЕ, ОБЫЧНО НАЗЫВАЕМОМ БУДДХИЧЕСКИМ, ХОТЯ Я МОГУ ОШИБАТЬСЯ - святые, а те, что достиг вершины, то есть атмического плана, - это великие Учителя. БЫЛО В ТЕКСТЕ "УЧИТЕЛИ", Я ЗАМЕНИЛ НА ПРАВИЛЬНОЕ
ДАЛЕЕ СЛЕДУЕТ ЕЩЕ ОДНА ЗДОРОВСКАЯ КАРТИНКА, КОЮ Я ТОЖЕ ИЗОБРАЖУ СХЕМАТИЧНО, ВДРУГ КОМУ ПРИГОДИТСЯ, РАЗ УЖ ПРЕДЫДУЩИЕ ДЕЛАЛИ
Атмический план - - Истина - - - - Великие Учители .. . Посвященные . . . . .
Буддический план - - Любовь - - - - Святые .... . . . ... . . . . . . .
Каузальный план - - Мудрость - - - - Гении .. . . . .. . . . . .. . . . . ..
Ментальный план - - - - - - - Талантливые люди.. . . . . . . . . .. . . .
Астральный план - - - - - - - Заурядные люди ... . . . . .. .
Физический план - - - - - - - Тупые люди ........
Итак, гений - человек, сумевший достигнуть каузального плана, то есть высшего ментального плана, и, соответственно своим наклонностям, он получает из этого региона элементы, позволяющие ему делать открытия в области науки, мыли или стать творцом в области искусства. Святой - это человек, который поднялся до буддического плана, он вступает в общение с любовью Господа и умеет ее распространять вокруг себя. Что ж до великих Учителей, которые пошли еще дальше гениев и святых, они сподобились раствориться в божественном сознании и там получают высшие знания и высшее могущество.
Гении - это люди, наделенные вдохновением, творцы, однако их жизнь редко бывает жизнью праведной, часто даже совсем наоборот. Благодаря работе, совершавшейся СОВЕРШЕННОЙ ими в предыдущих воплощениях, они получили дар, который ныне являют нам, но, если они не будут бдительны, если позволят себе жить в низших регионах сознания, они этот свой дар утратят.
Святые, возможно, не оставляют после себя никакого произведения, никаких шедевров, но они живут жизнью чистой, жизнью, исполненной любви к Богу, которую они умеют излучать вокруг себя.
Что ж до великих Учителей, они живут жизнью столь же чистой и праведной, как святые, и так же творят, как гении. Различие в том, что их творения - это не поэмы, не симфонии, не картины; они намерены создать новое человечество и, работая терпеливо, неустанно над сердцем, интеллектом, душой и духом людей, они помогают им постепенно идти вперед по пути эволюции.
XIX