Литургическое пространство храма и Богослужебная Утварь.
Возникновение первых специальных храмовых сооружений христиан относится не ранее чем к середине II века. Сначала христиане чаще устраивали храмы в каких-либо зданиях, изначально имеющих иное назначение.пословине, но вскоре стали строить и новые. Эдикт, направленный против христиан имп. Диоклетианом в самом начале IV века, повелевает «повсюду разрушать храмы до основания», а значит, к этому времени они уже были во многих местах Римской империи.
Одним из типов устроения христианского храма этого времени, является базиликальный тип, описание которого имеется в «Апостольских постановлениях» (кн. II, гл. 57) - «Да будет здание продолговато, обращено на восток (хотя ориентировка была не всегда такой), с притворами по обеим сторонам, подобно кораблю. В середине да будет поставлен престол епископа, а по обеим сторонам его пусть сидят пресвитеры и стоят диаконы в облачении…», в другой части здания указано место для народа, где по одну сторону храма должны находиться мужчины, а по другую – женщины. Посреди указано место для чтеца, который, «встав на некотором возвышении, читает книги» за богослужениями, а при входах должны находиться «привратники».[121] Таким образом, храм уже имеет алтарнуюи общую часть, посреди которой имеется возвышение для чтений- амвон. Известно также, что при храме (или вне его) с северной стороны от алтаря находилось место для приношений.
Другим типом древнейших храмов были помещения римских катакомб (подземных пещер для погребения умерших), в которых были небольшие комнатки-склепы с нишами, именуемые кубикулами, где находились саркофаги с умершими, а также достаточно обширные помещения - крипты, представляющие собой ряд комнаток (типа кубикул), соединенных в единое целое. Здесь присутствовало некоторое внутреннее убранство - скамьи, колонны, имелась какая-то утварь, стены были расписаны фресками на различные сюжеты. В этих помещениях и совершали богослужения христиане.
Храмы крестово-купольного типа, хорошо знакомые нам сегодня, возникли в христианской традиции в несколько более поздние времена.
Общая схема изначального устроения христианского храма представляет собой следующее основные элементы:
Алтарная часть - центральная восточная часть храма (как правило, с апсидой), называемая присвитериум (3), которая в древности была без «глухого» иконостаса, более открытая, по сравнению с большинством современных храмов. Там находились кафедра епископа, места для пресвитеров и престол (1).
Место для приношений - слева от алтарной части с северной стороны, имеющее название жертвенник (2) - это мог быть специальный предел или помещение со столом, куда приносились, в первую очередь, хлеб и вино для Евхаристии (лучшие из которых, использовались для Евхаристии), а также иные съестные приношения, которые могли раздаваться нуждающимся. Сегодня местом для различных продуктовых приношений является корзина рядом со столиком, где совершаются панихиды и ставят свечи по усопшим, а жертвенник, на котором совершается приготовление хлеба и вина для Евхаристии (проскомидия) находится теперь непосредственно в алтаре.
Общее помещение храма, разделенное на нефы (5), где правая от центральной оси часть (5п) являлась местом молитвы для мужчин, а левая (5л) – для женщин; сегодня такой порядок нахождения людей в храме не всегда соблюдается. Притвор (4), в древности представлял собой пространство здания при входе в основное помещение храма, т.е. между входным открытым двориком, который назывался – Атриум (6), и непосредственно храмовым помещением с колоннами. Во время богослужений в притворе и атриуме находились «кающиеся», т.е.находящиеся под епитимией и отлученные от причастия и «оглашенные», т.е. готовящиеся к принятию Таинства Крещения. В последствие при развитии храмостроительства, и, в частности, храмов крестово-купольного типа - атриум, как таковой, исчез из архитектуры храма, превратившись в Паперть, представляющую собой ряд широких ступеней при входе в храм.